Конспект занятия «Гласные — И, Э, А, О, У, Ы»
план-конспект занятия по развитию речи
В первую очередь нужно добиваться правильного произношения гласных. Гласные звуки в речи дают мелодику, они образуются только голосом, в них нет «шума». В этом звукообразовании участвуют только губы, зубы, язык, челюсть и мягкое нёбо.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 14.24 КБ |
Предварительный просмотр:
В первую очередь нужно добиваться правильного произношения гласных. Гласные звуки в речи дают мелодику, они образуются только голосом, в них нет «шума». В этом звукообразовании участвуют только губы, зубы, язык, челюсть и мягкое нёбо.
«И»
При звуке «И» губы растягиваются в улыбке, зубы обнажены, расстояние между зубами немного меньше мизинца, кончик языка у нижних зубов.
Упражнение:
Сродной земли – умри – не сходи.
Лихо лежит тихо.
Хвались, да не поперхнись.
Знали, кого били, потому и победили.
«Э»
При звуке «Э» губы растянуты меньше, чем при «И», имеют форму овала, зубы слегка обнажены, расстояние между зубами в ширину большого пальца, кончик языка у нижних зубов.
Упражнение:
Энэ – бэнэ – рэ, квэнтэр –мэнтэр – жэц.
Энэ – бэнэ – раба, квэнтэр – мэнтэр – жаба.
Электрик, этаж, эклер, экипаж.
«А»
При звуке «А» челюсть опущена, расстояние между зубами – 2 пальца, язык лежит плоско, кончик у нижних зубов.
Упражнение:
Не красна изба углами, а красна изба пирогами.
Рыбак рыбака видит издалека.
На чужой каравай рта не разевай.
Ума палата, да разума маловато.
«О»
При звуке «О» губы чуть выдвинуты вперёд и закруглены, кончик языка слегка отходит от нижних зубов.
Упражнение:
Видит кот молоко, да рыло коротко.
Врёт – что блины печёт.
Не вызнав броду, не суйся в воду.
«У»
При звуке «У» губы сильно выдвинуты вперёд и закруглены в виде воронки, язык еще больше отходит назад.
Упражнение:
Для друга всё не туго.
Сух сук нёс барсук.
Не сиди сложа руки, так не будет скуки.
«Ы»
При звуке «Ы» положение речевого аппарата такое же, как и при звуке «И», но кончик языка отходит от нижних зубов.
Упражнение:
На безрыбье и рак рыба.
Каков мартын, таков у него и алтын.
Знакомство с гласнымизвуками у самых маленьких строится на звуковых ассоциациях: гудок паровоза, шум ветра, писк комара, лай собаки и т. п. Постепенно упражнения усложняются. Со старшими берем маленькие стихи, которые можно разыгрывать, считалки.
Сапожник:
- Был сапожник?
- Был!
- Шил сапожник?
- Шил!
- Для кого сапожки?
- Для соседской кошки!
В гостях у королевы:
- Где ты была сегодня киска?
- У королевы у английской.
- Что ты видела при дворе?
- Видала мышку на ковре.
СЧИТАЛКИ:
1)Ёжик, ёжик, чудачок!
Сшил колючий пиджачок.
Стал в кружок и ну считать-
Нам водилку выбирать.
2)Тучи, тучи, тучи, тучи,
Скачет конь большой, могучий.
Через тучи скачет он,
Кто не верит - выйди вон!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте"Путешествие в страну Гласных звуков и букв"
Конспект занятия по обучению грамоте для детей подгот.группы с нарушениями речи...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/23/picture-389565-1390493346.jpg)
Конспект занятия. Тема занятия: «Знакомство с понятиями гласные и согласные звуки».
Подгрупповое логопедическое занятие в старшей группе для детей с диагнозом: Тяжелое нарушение речи, общее недоразвитие речи 3 уровень речевого развития.Тема занятия: «Знакомство с понятиями гласные и ...
Конспект занятия: "Гласные буквы и звуки" подготовительная группа
Занятие по развитию речи и начала грамоты. Диференциация гласных звуков и букв....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/17/picture-879071-1484661090.jpg)
Конспект занятия ; " Гласные первого ряда"
В игровой форме, дети закрепляютзнания о гласных первого ряда, занятие провдится в виде квест игры...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/20/picture-1300072-1647766088.jpg)
Конспект занятия "Гласные звуки и буквы"
Тема: "Гласные звуки и буквы"Цель:Обобщить зания о гласных звуках и буквах: О,У,А,И;Учить петь гласный звук; выделять голосом ударный гласный звук в словах; совершенствовать навык звуко...
Конспект занятия "Гласный звук "И", буква "И,и"
Задачи:1.Образовательные:1. Познакомить детей с гласным звуком «И», буквой «И; и».2. Закрепить умение выделять звук в словах.3. Развивать фонематически...
Конспект занятия «Гласные — И, Э, А, О, У, Ы»
В первую очередь нужно добиваться правильного произношения гласных. Гласные звуки в речи дают мелодику, они образуются только голосом, в них нет «шума». В этом звукообр...