Главные вкладки

    Мастер-класс для воспитателей ДОУ "Звуковая культура речи"
    консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

    Синькова Людмила Николаевна

    Игры и пособия по звукововй культуре речи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zvukovaya_kultura_rechi.pptx899.43 КБ
    Файл zvukovaya_kultura_rechi.docx12.95 КБ
    Файл igra_erudity.docx13.96 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Консультация для воспитателей Тема: « Звуковая культура речи» Выполнил: учитель-логопед Синькова Л.Н. МБДОУ «Детский сад»№73

    Слайд 2

    1 ЭТАП Артикуляционная гимнастика Цель речевой гимнастики – формирование определенного положения и подвижности органов артикуляционного аппарата (артикуляционных укладов), необходимых для правильного произношения звуков. С детьми младших групп упражнения проводят в игровой форме. Объем требований к их выполнению невелик. Дети должны усвоить простейшие навыки, без которых в дальнейшем будет трудно развивать и совершенствовать движения органов артикуляции.

    Слайд 3

    В средней группе требования к выполнению упражнений повышаются. По-прежнему используются игровые приемы. На основе приобретенных детьми простейших навыков органы артикуляционного аппарата постепенно развиваются, совершенствуются. В старшей группе следят за плавностью, легкостью, четкостью движений, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы с одной позы на другую Ох и вкусное варенье! Жаль, осталось на губе. Язычок я подниму И остатки оближу. Чищу зубы, Чищу зубы И снаружи, И внутри. Не болели, Не темнели, Не желтели чтоб они

    Слайд 4

    2 ЭТАП Развитие фонематического слуха. Физический слух - это способность слышать окружающие звуки. (шум дождя, скрип двери, шуршание листвы) Речевой слух - это наивысшая способность человека точно воспринимать и правильно воспроизводить все стороны звучащей речи, то есть узнавать, слышать и передавать. Фонематическое слух - различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения человек (ребёнок) воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал. (лак – рак, шапка – сапка).

    Слайд 5

    Вопрос о развитии у ребёнка ФС остро встаёт при обучении детей грамоте. Исследователи, занимающиеся проблемами психологической готовности детей к овладению грамотой, отмечают неумение детей 6-7 лет произвести звуковой анализ слова. Дошкольники затрудняются выделить отдельные звуки, так как воспринимают слово целиком, как звукокомплекс.

    Слайд 6

    1этап Узнавание неречевых звуков

    Слайд 7

    2 этап Различение звуков речи по тембру, силе и высоте . Примерный перечень игр: - Кто позвал? Водящий стоит спиной, дети по очереди называют его имя. Водящий на слух определяет, кто его позвал. Усложнение: водящий произносит то тихо, то громко «Ау», а дети определяют далеко или близко он находится. - детям показывают игрушку-котенка, просят запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко) и далеко (тихо). Затем меняя силу голоса, взрослый произносит «мяу», а дети отгадывают, далеко или близко котенок. Аналогично: «Пароход гудит», «Какая дудочка играет?» (большая или маленькая), «Кто плачет?» (мальчик низким голосом А-А-А, девочка высоким) . - «Три медведя» (низкий, средний, высокий голос) - «Кто в домике живет?» (звукоподражание животным с разной высотой голоса).

    Слайд 8

    3 этап Различение сходных по звучанию слов

    Слайд 9

    4 этап Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Определение: количества звуков - (звуковая линейка); последовательности звуков; места звуков.

    Слайд 10

    Игра « Узнай звук по беззвучной артикуляции» или «Сломанный телевизор»

    Слайд 13

    Дидактическая игра «Слоговые домики»

    Слайд 14

    . Развивая фонематический слух, вы облегчаете ребенку процесс освоения чтением и письмом.

    Слайд 15

    План работы по всем группам со звуками Младшая группа: А, у, о, и, э, п, б, м, ф, в Средняя группа: Т, д, н, г, к, х, ы, с, с ’ , з, з ’ , ц Старшая группа: Ш, ж, ч, щ, л, л ’ , р, р ’ , я, ю, е, ё

    Слайд 16

    Подготовительная группа: Дифференциация всех согласных (с- c’ , з-з ’ , с-з, …) В ыделять звук из слова Делить слово на части и составлять из частей слова Д елить предложения на слова и составлять из слов предложения

    Слайд 17

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



    Предварительный просмотр:

    Мастер-класс по звуковой культуре речи для воспитателей ДОУ

    Слайд 1:

    Чтобы ребенок был успешным в школе, он должен быть коммуникабельным, уметь общаться. Для этого он должен слышать, различать, произносить все звуки. Воспитатель проводит занятия по звуковой культуре речи раз в месяц – фронтальное, и включает во все занятия по развитию речи, и познавательные как часть (3-5 мин).

    Слайд 2:

    В каждой группе должны быть индивидуальные зеркала на каждого ребенка.

    «Птенчик»: открывать рот и положить язык на губы.

    «Корова»: жует траву (губы не размыкать).

    «Змейка любопытная»

    «Часики»

    «Паровозик»

    «Обезьянки»: любят строить гримасы, оттопыривать нижнюю челюсть и прятать за верхнюю.

    Слайд 6:

    Используются игры «Мерсибо».

    В кругу «кто позвал», за ширмой «что звучит».

    Слайд 7:

    Такие игры как «Поймай звук», «Топни хлопни», «Звучит не звучит» можно проводить с мячом.

    «Идем по лесенке» (сила и высота), «Скатись с горки».

    Слайд 8:

    «Договори словечко», «Исправь ошибку» (стихотворение), придумывание слов с начального и конечного слогов (Ла- - ландыш, лампа; -ша - каша, наша…).

    Слайд 9:

    Выкладывание палочек, камушек, пуговиц по количеству слогов в слове и звуков.

    «Поймай слово».

    Слайд 11:

    «Цепочка слов», «Слова заблудились».

    Слайд 14:

    Игры:

    «Колечко-колечко» (Колечко-колечко, выйди на крылечко, назови словечко!); «Волшебный мешочек»;

    «А что у вас?» (Кто на лавочке сидел, кто на улицу глядел, Петя пел, Борис молчал, Николай ногой качал. Тут сказал ребятам Вова просто так: «А у меня в кармане гвоздь, а у вас?»…);

    «Робин-Бобин Барабек» скушал сорок человек, и корову, и быка, и кривого мясника, а потом и говорит: У меня живот болит.

    «Угости сластену».



    Предварительный просмотр:

    Игра «Эрудиты»

    Для детей старшей группы

    Цель игры: Развивать фонематический слух, речевое внимание.

    Вопросы и задания:

    • Какой первый звук в слове «Ёлка»?
    • Какой последний звук в слове «Дождь»?
    • Назови братца звука «р»?
    • Назови товарища звука «ф»?
    • Какой звук в слове «машина» произносится дольше всего?
    • Скажи слово «самолёт» и выдели в нем звук «л’»?
    • Назови слово, которое начинается с последнего звука слова «стол»?
    • Назови слово, которое начинается с первого звука слова «ракета»?
    • Назови транспорт, в названии которого есть звук «л’»?
    • Назови музыкальный инструмент, в названии которого есть звук «р’»?
    • Назови цветок, в названии которого есть звук «ш»?
    • Назови слово, которое заканчивается на звук «т»?
    • Назови слово, которое начинается со звука «з’»?
    • Назови слово, которое начинается со звука «с’»?

    Скороговорка – проговори на одном выдохе:

    От топота копыт пыль по полю летит.

    Игра «Эрудиты»

    Для детей подготовительной группы

    Цель игры: Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, речевой аппарат.

    Вопросы и задания:

    • Чем отличается слово «Кон» от слова «Конь»?
    • Чем отличается слово «Угол» от слова «Уголь»?
    • Назови ударный звук в слове «Ветер»?
    • Назови слово, которое начинается со звука «й»?
    • Какое правило ты знаешь про звук «й»?
    • Назови братца звука «ф’»?
    • Назови товарища звука «ф»?
    • Какой первый звук в слове «зеленый»?
    • Назови слово, которое начинается со слога «те»?
    • Назови домашнее животное, в названии которого есть звук «р»?
    • Назови цветок, в названии которого есть звук «л’»?
    • Назови фрукт, в названии которого есть звук «л’»?
    • Звук «д» произносится звонко, с голосом?
    • Звук «с’» произносится звонко, с голосом?
    • Сколько слогов в слове «паровоз»?
    • Сколько слогов в слове «колокольчик»?

    Скороговорка – проговори на одном выдохе:

    Коси коса, пока роса,

    Роса долой, и мы домой.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер - класс для инструкторов по физической культуре "Осанка - стройная спина"

    Мастер – класс  "Осанка - стройная спина"(городской семинар для инструкторов по физической культуре) Проблема:Осанка - привычное положение человека в покое и при движении. Формируется с само...

    Сценарий мастер - класса для старших воспитателей "Номенклатура дел старшего воспитателя ДОУ"

    На данном мастер-классе предложен практический материал по номенклатуре дел: перечень документов, правила оформления дел и др....

    Сценарий мастер - класса для старших воспитателей "Номенклатура дел старшего воспитателя ДОУ"

    Спешу поделиться своим опытом. Данный мастер класс будет полезен старшим воспитателям....

    Мастер-класс для родителей на тему: Развитие речи детей в условиях семьи в старшей группе, как средство повышения педагогической культуры родителей

    Государственное бюджетное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа №18 г. Сызрани г.о. Сызрань Самарской области структурное подразделение, реализующее основную общеобразов...

    Методическая разработка. Мастер-класс для родителей : " Развитие звуковой культуры речи детей 3-4 лет в детском саду и дома"

    Мастер-класс для родителей на тему: " Развитие звуковой культуры речи детей 3-4 лет в детском саду и дома"Повышение компетентности родителей в вопросах развития звуковой культуры речи детей ...

    Мастер – класс на тему: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников»

    Мастер – класс на тему: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников»...

    Мастер – класс для инструкторов по физической культуре Исследовательский проект по физической культуре «Движение – это жизнь!»

    Освоение и последующее активное применение инструкторами по физической культуре методов и приемов организации самостоятельного исследовательского поиска воспитанников в процессе познавательно - и...