Мастер-класс для воспитателей ДОУ "Звуковая культура речи"
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Синькова Людмила Николаевна

Игры и пособия по звукововй культуре речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukovaya_kultura_rechi.pptx899.43 КБ
Файл zvukovaya_kultura_rechi.docx12.95 КБ
Файл igra_erudity.docx13.96 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация для воспитателей Тема: « Звуковая культура речи» Выполнил: учитель-логопед Синькова Л.Н. МБДОУ «Детский сад»№73

Слайд 2

1 ЭТАП Артикуляционная гимнастика Цель речевой гимнастики – формирование определенного положения и подвижности органов артикуляционного аппарата (артикуляционных укладов), необходимых для правильного произношения звуков. С детьми младших групп упражнения проводят в игровой форме. Объем требований к их выполнению невелик. Дети должны усвоить простейшие навыки, без которых в дальнейшем будет трудно развивать и совершенствовать движения органов артикуляции.

Слайд 3

В средней группе требования к выполнению упражнений повышаются. По-прежнему используются игровые приемы. На основе приобретенных детьми простейших навыков органы артикуляционного аппарата постепенно развиваются, совершенствуются. В старшей группе следят за плавностью, легкостью, четкостью движений, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы с одной позы на другую Ох и вкусное варенье! Жаль, осталось на губе. Язычок я подниму И остатки оближу. Чищу зубы, Чищу зубы И снаружи, И внутри. Не болели, Не темнели, Не желтели чтоб они

Слайд 4

2 ЭТАП Развитие фонематического слуха. Физический слух - это способность слышать окружающие звуки. (шум дождя, скрип двери, шуршание листвы) Речевой слух - это наивысшая способность человека точно воспринимать и правильно воспроизводить все стороны звучащей речи, то есть узнавать, слышать и передавать. Фонематическое слух - различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения человек (ребёнок) воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал. (лак – рак, шапка – сапка).

Слайд 5

Вопрос о развитии у ребёнка ФС остро встаёт при обучении детей грамоте. Исследователи, занимающиеся проблемами психологической готовности детей к овладению грамотой, отмечают неумение детей 6-7 лет произвести звуковой анализ слова. Дошкольники затрудняются выделить отдельные звуки, так как воспринимают слово целиком, как звукокомплекс.

Слайд 6

1этап Узнавание неречевых звуков

Слайд 7

2 этап Различение звуков речи по тембру, силе и высоте . Примерный перечень игр: - Кто позвал? Водящий стоит спиной, дети по очереди называют его имя. Водящий на слух определяет, кто его позвал. Усложнение: водящий произносит то тихо, то громко «Ау», а дети определяют далеко или близко он находится. - детям показывают игрушку-котенка, просят запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко) и далеко (тихо). Затем меняя силу голоса, взрослый произносит «мяу», а дети отгадывают, далеко или близко котенок. Аналогично: «Пароход гудит», «Какая дудочка играет?» (большая или маленькая), «Кто плачет?» (мальчик низким голосом А-А-А, девочка высоким) . - «Три медведя» (низкий, средний, высокий голос) - «Кто в домике живет?» (звукоподражание животным с разной высотой голоса).

Слайд 8

3 этап Различение сходных по звучанию слов

Слайд 9

4 этап Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Определение: количества звуков - (звуковая линейка); последовательности звуков; места звуков.

Слайд 10

Игра « Узнай звук по беззвучной артикуляции» или «Сломанный телевизор»

Слайд 13

Дидактическая игра «Слоговые домики»

Слайд 14

. Развивая фонематический слух, вы облегчаете ребенку процесс освоения чтением и письмом.

Слайд 15

План работы по всем группам со звуками Младшая группа: А, у, о, и, э, п, б, м, ф, в Средняя группа: Т, д, н, г, к, х, ы, с, с ’ , з, з ’ , ц Старшая группа: Ш, ж, ч, щ, л, л ’ , р, р ’ , я, ю, е, ё

Слайд 16

Подготовительная группа: Дифференциация всех согласных (с- c’ , з-з ’ , с-з, …) В ыделять звук из слова Делить слово на части и составлять из частей слова Д елить предложения на слова и составлять из слов предложения

Слайд 17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Мастер-класс по звуковой культуре речи для воспитателей ДОУ

Слайд 1:

Чтобы ребенок был успешным в школе, он должен быть коммуникабельным, уметь общаться. Для этого он должен слышать, различать, произносить все звуки. Воспитатель проводит занятия по звуковой культуре речи раз в месяц – фронтальное, и включает во все занятия по развитию речи, и познавательные как часть (3-5 мин).

Слайд 2:

В каждой группе должны быть индивидуальные зеркала на каждого ребенка.

«Птенчик»: открывать рот и положить язык на губы.

«Корова»: жует траву (губы не размыкать).

«Змейка любопытная»

«Часики»

«Паровозик»

«Обезьянки»: любят строить гримасы, оттопыривать нижнюю челюсть и прятать за верхнюю.

Слайд 6:

Используются игры «Мерсибо».

В кругу «кто позвал», за ширмой «что звучит».

Слайд 7:

Такие игры как «Поймай звук», «Топни хлопни», «Звучит не звучит» можно проводить с мячом.

«Идем по лесенке» (сила и высота), «Скатись с горки».

Слайд 8:

«Договори словечко», «Исправь ошибку» (стихотворение), придумывание слов с начального и конечного слогов (Ла- - ландыш, лампа; -ша - каша, наша…).

Слайд 9:

Выкладывание палочек, камушек, пуговиц по количеству слогов в слове и звуков.

«Поймай слово».

Слайд 11:

«Цепочка слов», «Слова заблудились».

Слайд 14:

Игры:

«Колечко-колечко» (Колечко-колечко, выйди на крылечко, назови словечко!); «Волшебный мешочек»;

«А что у вас?» (Кто на лавочке сидел, кто на улицу глядел, Петя пел, Борис молчал, Николай ногой качал. Тут сказал ребятам Вова просто так: «А у меня в кармане гвоздь, а у вас?»…);

«Робин-Бобин Барабек» скушал сорок человек, и корову, и быка, и кривого мясника, а потом и говорит: У меня живот болит.

«Угости сластену».



Предварительный просмотр:

Игра «Эрудиты»

Для детей старшей группы

Цель игры: Развивать фонематический слух, речевое внимание.

Вопросы и задания:

  • Какой первый звук в слове «Ёлка»?
  • Какой последний звук в слове «Дождь»?
  • Назови братца звука «р»?
  • Назови товарища звука «ф»?
  • Какой звук в слове «машина» произносится дольше всего?
  • Скажи слово «самолёт» и выдели в нем звук «л’»?
  • Назови слово, которое начинается с последнего звука слова «стол»?
  • Назови слово, которое начинается с первого звука слова «ракета»?
  • Назови транспорт, в названии которого есть звук «л’»?
  • Назови музыкальный инструмент, в названии которого есть звук «р’»?
  • Назови цветок, в названии которого есть звук «ш»?
  • Назови слово, которое заканчивается на звук «т»?
  • Назови слово, которое начинается со звука «з’»?
  • Назови слово, которое начинается со звука «с’»?

Скороговорка – проговори на одном выдохе:

От топота копыт пыль по полю летит.

Игра «Эрудиты»

Для детей подготовительной группы

Цель игры: Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, речевой аппарат.

Вопросы и задания:

  • Чем отличается слово «Кон» от слова «Конь»?
  • Чем отличается слово «Угол» от слова «Уголь»?
  • Назови ударный звук в слове «Ветер»?
  • Назови слово, которое начинается со звука «й»?
  • Какое правило ты знаешь про звук «й»?
  • Назови братца звука «ф’»?
  • Назови товарища звука «ф»?
  • Какой первый звук в слове «зеленый»?
  • Назови слово, которое начинается со слога «те»?
  • Назови домашнее животное, в названии которого есть звук «р»?
  • Назови цветок, в названии которого есть звук «л’»?
  • Назови фрукт, в названии которого есть звук «л’»?
  • Звук «д» произносится звонко, с голосом?
  • Звук «с’» произносится звонко, с голосом?
  • Сколько слогов в слове «паровоз»?
  • Сколько слогов в слове «колокольчик»?

Скороговорка – проговори на одном выдохе:

Коси коса, пока роса,

Роса долой, и мы домой.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Мастер-класс для родителей : " Развитие звуковой культуры речи детей 3-4 лет в детском саду и дома"

Мастер-класс для родителей на тему: " Развитие звуковой культуры речи детей 3-4 лет в детском саду и дома"Повышение компетентности родителей в вопросах развития звуковой культуры речи детей ...

Мастер – класс на тему: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников»

Мастер – класс на тему: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников»...

Мастер-класс для воспитателей «Угощение для куклы» Мастер-класс предназначен для воспитателей младшей и средней группы.

Мастер-класс для воспитателей «Угощение для куклы»Мастер-класс предназначен для воспитателей младшей и средней группы....

Мастер-класс "Взаимодействие инструктора по физической культуре с воспитателями"

Совершенствование знаний педагогов о взаимодействие инструктора по физкультуре и воспитателей ДОУ по развитию у дошкольников основных видов движения....

Мастер - класс «Взаимодействие инструктора по физической культуре и воспитателя» Мероприятие предназначено для воспитателей всех возрастных групп

Мастер - класс«Взаимодействие инструктора по физической культуре и воспитателя»Мероприятие предназначено для воспитателей всех возрастных групп...

Мастер-класс "Организация работы воспитателя по развитию речи с неговорящими детьми"

В мастер-классе раскрыта актуальность темы. Освещены этапы становление речи в онтогенезе, а также причины возникновения речевых нарушений. Представлены две методики по запуску речи. Даны рекомендации ...

Мастер класс «Использование игровых технологий по развитию речи в работе учителя –логопеда в условиях ФГОС ДОУ. Путешествие в страну Правильной речи. Материал предназначен для педагогов (воспитателей, логопедов, родителей)

Цель: предоставление, обобщение, систематизация и распространение личного педагогического опыта для педагогов.  Задачи:1.Способствовать созданию условий для профессионального раз...