Мастер-класс "Организация работы воспитателя по развитию речи с неговорящими детьми"
презентация по логопедии

Ткаченко Евгения Юрьевна

В мастер-классе раскрыта актуальность темы. Освещены этапы становление речи в онтогенезе, а также причины возникновения речевых нарушений. Представлены две методики по запуску речи. Даны рекомендации воспитателям по работе с неговорящими детьми.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_master-klass.docx32.17 КБ
Файл prezentatsiya_k_master-klassu_1.pptx1.15 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс  для воспитателей по теме:

«Организация работы воспитателя по развитию речи

 с неговорящими детьми»

  За последнее время значительно возросло внимание к детям раннего возраста. При детских садах открываются «Службы ранней помощи», консультпункты. Наш детский сад тоже является не исключением. Ранний возраст - уникальный период, стратегически важный для всего последующего развития ребенка. В возрасте до 3-х лет ребенок приобретает от 40- 60% информации об окружающем мире. Важно знать как же должно протекать речевое развитие в норме. На первом месяце жизни у ребенка возникает первая эмоциональные реакции на общение со взрослым – улыбка, крик. В 2-3 месяца – лепет, 6-7 месяцев – гуление,  к 1 г.- 10 слов, в 2 г.- 300 слов, к 3 годам до 1000 слов.

   Кого же можно назвать неговорящим, безречевым ребёнком?  Тот уровень речи, который есть у этих детей - вокализации, звукоподражания и звукокомплексы, эмоциональные восклицания, даже отдельные нечётко произносимые обиходные слова - не могут  служить для полноценного общения. Группа безречевых детей неоднородна. Вызывание (запуск)  речи у неговорящих детей является достаточно сложной логопедической проблемой. Изучением данной проблемы занимались и занимаются такие  известные ученые как Роза Евгеньевна Левина, Елена Владимировна  Кириллова,  Марина  Анатольевна Полякова, Галина Викторовна Дедюхина,  Надежда  Вячеславовна Новоторцева, Марианна Ильинична Лынская, Тамара Никифоровна  Новикова - Иванцова и многие другие. Специалисты, занимающиеся запуском речи  говорят, что начинать нужно рано, в 6-7 месяцев, если к этому возрасту не появился лепет.

Слайд 2.  Почему ребенок не говорит?

 Причины, по которым развитие речи у ребенка происходит с задержкой, могут быть различными. Влияние оказывают разные факторы — от физиологии до психологических аспектов. Какие-то из них можно откорректировать самостоятельно, с другими придется обратиться за помощью к специалисту, но крайне важно разобраться в том, что «мешает» ребенку заговорить.

Можно выделить  социальные и биологические причины.

1.Индивидуальный темп.

Несомненно, каждый ребенок уникален и должен развиваться в собственном графике. Если  малыш пошел рано, а вот слово «мама» произнес на несколько недель позже, ничего страшного в этом нет. У каждого свой темп. Такая задержка развития речи так и называется — темповая. С небольшим опозданием все войдет в свое русло и ребенок будет формировать свое умение говорить так же, как и все дети.

2.Отсутствие необходимости.

Дети, которых чрезмерно опекают родители, действительно не нуждаются в том, чтобы научиться словесно выражать свои желания. Отсутствие мотивации оказывает большое влияние на развитие.

3.Педагогическая запущенность.

 Малыш с рождения должен быть окружен речью. Если с ним не разговаривают, лишь выполняя необходимый уход и кормление, не общаются постоянно, формирование речи невозможно. Не слыша обращенной к нему речи, ребенок не в состоянии расширять пассивный словарный запас, не начнет и хорошо говорить.

4. Двуязычная семья.

Дети-билингвы «имеют право» начать говорить с некоторым отставанием от нормы. Слыша вокруг себя речь на разных языках, они оказываются в более сложной ситуации, чем их ровесники, которым нужно освоить лишь один язык.

Для того, чтобы правильно построить речь, ребенку надо отделить один язык от другого. Для этого требуется определенное время. Так что вполне допустимо и задержка начала формирования речи, и отсутствие распространенных предложений, и ошибки в грамматическом построении фраз.

5.Стрессы, неблагоприятная психологическая обстановка.

К сожалению, стрессы влияют не только на взрослых, но и на детей. Сильный испуг, не комфортный психологический микроклимат в семье, даже ссоры между родителями могут стать причиной отставания формирования речи.

6. Негативизм у ребенка.

Иногда родители бывают так настойчивы в своем стремлении «разговорить» ребенка, что могут вызывать у своего чада отрицание. Особенно если малыш с рождения отличается упрямством и не склонен идти на уступки.

Постоянные просьбы семейства сказать какое-то слово приводят к обратному результату — малыш может замкнуться в себе и вообще отказаться общаться. Речевой негативизм мы можем наблюдать и в период адаптации ребенка к детскому саду.

7. Генетическая предрасположенность.

Если ребенок не спешит начать разговаривать, стоит поинтересоваться, когда его мама и папа сказали свое первое слово. 

8. Осложненное течение беременности и родов у матери.

Правильному формированию нервной системы ребенка может помешать внутриутробная гипоксия или тяжелые роды. Как правило, сложности выявляются при обследовании у невропатолога в более раннем возрасте, но могут стать заметны и в период активного развития речи.

9. Нарушения слуха и зрения.

Для формирования активного словаря необходимо, чтобы ребенок в первую очередь воспринимал речь вокруг себя. Если он не слышит вообще или слышит плохо, у него обязательно проявятся те или иные сложности с формированием речи — от полного ее отсутствия до проблем с произношением и построением фраз.

10. Несовершенство артикуляционной системы.

Звук формируется при работе речевого аппарата. Если здесь имеются проблемы, это обязательно отразится и на речевом развитии ребенка. Сниженный тонус мышц, недостаточно длинная уздечка языка и другие нарушения вызывают сложности с артикуляцией.

Стоит обратить внимание, если ребенок не может прожевать твердую еду, у него частое слюнотечение, постоянно приоткрыт рот. Это может быть следствием дизартрических расстройств.

11. Алалия.

Этот термин означает первичное недоразвитие речевых центров. Возникает в результате повреждений коры головного мозга в период раннего младенчества или внутриутробного развития. 

12. Проблемы интеллектуального развития.

Формирование речи напрямую связано с умственным и психическим развитием ребенка. Различные генетические заболевания, аутизм, синдром Дауна, умственная отсталость, несомненно, повлияют и на речь.

Слайд 3. Основной задачей в работе с безречевыми детьми является стимуляция коммуникативно-речевой деятельности, стимуляция общения с помощью речи. Задача сложная и нет единых методик, которые могли бы решить эту проблему.

 По мнению ученых для возникновения речи необходимы две составляющие:

  • врожденный  толчок (генетический фактор);
  • поддержка среды (социальный фактор).

  Изучение специальной литературы, периодических изданий позволило выделить несколько современных методик, направленных на стимуляцию речевой деятельности, понимания обращенной речи, активного словаря для безречевых детей.

Слайд 4. Методика Марианны Ильиничны Лынской.

 Логопед-психолог, ведущий специалист центра «Логомаг», старший преподаватель кафедры дошкольной дефектологии МПГУ, автор множества книг и публикаций о развитии речи детей. 

  Особое внимание в методике М. И. Лынской отводится организации и проведению сенсорных игр, в которых задействованы различные анализаторы.

Кроме этого М.И. Лынская предлагает использовать детские стихотворения, потешки для совершенствования подражания, активизации простых слов в лексиконе, формирования слоговой структуры. Лучше заучивать с детьми подобный речевой материал, сочетая произнесение с движениями. Основной текст произносит взрослый, ребенка стимулируют к произнесению звукоподражаний, звуковых жестов и простых слов.

  1. Гуси! Гуси! Га-га-га! Есть хотите? Да-да-да!  
  2.  Белые гуси вышли на луга. Закричали гуси: «Га-га-га!

Слушая стихотворные тексты с повторяющимися элементами, ребенок может начать повторять их. Во время прыжков на гимнастическом мяче можно проговаривать.

1.Идет коза рогатая за малыми ребятами.

Кто кашку не  ест, молочко не пьет

Забодает, забодает, забодает…

  1. По кочкам, по кочкам

По маленьким листочкам,

В ямку- бух!

  Необходимо читать стишки с высокой степенью экспрессии. Подсказывая ребенку слова, которые ему нужно произнести, можно показывать ему картинки.

1. Не послушал зайка папу, отдавили зайке…(лапу).

2.Мишка плачет и ревет: просит пчел, чтоб дали… (мед)

Слайд 5. Методика Тамары Никифоровны  Новиковой - Иванцовой - заслуженный учитель России, логопед с тридцатилетним стажем в области работы с системными речевыми патологиями у детей. Методика построена по онтогенетическому принципу речи: от крика к гулению, от гуления к лепету и речи. Используется при всех видах алалии,  при ДЦП и расстройствах аутистическго спектра.

Описанные в данной методике этапы становления речи  являются фундаментом развития речи. Если какой-то этап «выпадает», например, из-за болезни, то его необходимо восстановить, иначе ребенок так и не заговорит. МФЯС помогает детям заново пройти этапы гуления и лепета, освоить и усовершенствовать слоговую структуру слова, научиться произносить двусложные слова и простые фразы.

Основным инструментом, запускающим речевой механизм, является музыка. Каждому занятию в методике Новиковой-Иванцовой соответствуют определенные мелодии.

Развитие речи также неразрывно связано и с физической нагрузкой, которую ежедневно испытывает ребенок. Двигательная активность обеспечивает улучшение кровообращения и насыщение мозга кислородом. Особенно полезно детям с речевой задержкой ходить в бассейн и заниматься гимнастикой.

Слайд 6.  Рекомендации по работе с неговорящими детьми .

1.Воспитателю с такими детьми особенно важно установить тесный контакт, поднять их эмоциональное состояние.

Как правило, эти дети малоактивны, требуют дополнительных воздействий, не могут сосредоточиться, в силу чего нуждаются в специальных условиях формирования внимания. На первых порах таких детей объединяют с другими, с теми, у которых речь развита несколько лучше, но не на столько, чтобы они могли, как говорится, «заполонить» плохо говорящего ребенка своими умениями. Такие дети внимательно приглядываются к действиям сверстников, успокаиваются, незаметно подражают их действиям, словам, легче вступают в контакт с окружающими детьми и взрослыми.

2.Занятия с детьми, у которых наблюдается задержка в речевом развитии, не следует проводить индивидуально, т.к. в этом случае малыши еще больше впадают в заторможенное состояние.

3.В случае с неговорящими детьми важно не отпугнуть их настойчивым «скажи».  На первых порах лучше не требовать от них речевой активности, а применять различные игры с игрушкой, заинтересовавшей ребенка. Например: «Делай, как я» (покачай куклу, покатай мячик, поставь машину в гараж ).

4. Детально проговаривайте то, что происходит или произойдёт: «Мы сейчас оденемся»; «Как ты хорошо ешь кашу».

5. Нельзя запрещать ребёнку использовать жесты, мимику в общении. Появление жестов свидетельствует о том, что ребёнок хочет общаться, но не знает как. Дайте ему понять, что любое общение с ним вам очень нравится.

6. Названия предметов произносятся в замедленном темпе, многократно проговариваются.

 Взрослый исполняет одновременно роль и спрашивающего и отвечающего, т.е. даётся диалог-образец. Проговаривание используется только в процессе действий с предметом. Просто так слова проговаривать бесполезно. Так может продолжаться несколько дней.

Постепенно ребёнка косвенно поощряют к вступлению в диалог – для этого взрослый делает всё более и более длительные паузы (до 5-10 сек.) Например: Принеси машинку. Что ты принёс?… Это машина… Смотри на меня и слушай: машина. Давай вместе: ма-ши-на.

7. Желательно, чтобы при общении ребёнок смотрел в глаза взрослому.

Это даёт возможность зафиксировать внимание ребёнка на работу артикуляционного аппарата (движения губ, языка). Одно и тоже слово можно проговорить ребёнку на ушко, либо прохлопать ритм слова по его ручке.

                                Слайд 7.     Направления работы.

1.Развитие понимания речи (выполнение инструкций: покажи зайчика; мячик дай мне, а куклу посади в шкаф )

2.Развитие слухового внимания:

-Пробуждение интереса к звукам окружающего мира (послушаем тишину; что там шумит.);

-Дифференциация тихих и громких звуков;

-Определение направления и источника звука (игры с музыкальными инструментами);

-Развитие умения соотносить количество звучаний с числом (повторить ритм);

-Развитие умения ориентироваться на смысл сказанного.

3. Артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастики.

4. Побуждение к речи через ситуации, которые эмоционально заинтересовывают ребенка (различные виды пряток: ищем игрушку, часть тела, самого ребенка; рассматривание семейных фотографий);

5. Побуждение к речи через вызывание ориентировочного рефлекса Что это? Что там?  ( книжки-раскладушки, игрушки в сухом бассейне, в коробочке, в завернутой бумаге).

 6. Побуждение выражать свою просьбу одним словом (дай, помоги, надень, пойдём).

 7. Побуждение выражать свою просьбу словосочетанием (давай играть, дай мне мяч) и предложением (скажи, тётя Ира, где ты была?)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 112» Мастер – класс по теме: « Организация работы по развитию речи с неговорящими детьми». Подготовили: Е.Ю . Ткаченко Н.В. Краева

Слайд 2

Почему ребенок не говорит? 1.Индивидуальный темп. 2.Отсутствие необходимости. 3.Педагогическая запущенность. 4. Двуязычная семья. 5.Стрессы, неблагоприятная психологическая обстановка. 6. Негативизм у ребенка. 7. Генетическая предрасположенность. 8. Осложненное течение беременности и родов у матери. 9. Нарушения слуха и зрения. 10. Несовершенство артикуляционной системы. 11. Алалия . 12. Проблемы интеллектуального развития.

Слайд 3

Основной задачей в работе с безречевыми детьми является стимуляция коммуникативно-речевой деятельности.

Слайд 4

Методика Марианны Ильиничны Лынской

Слайд 5

Методика Тамары Никифоровны Новиковой - Иванцовой

Слайд 6

Рекомендации воспитателям по работе с неговорящими детьми 1.Воспитателю с такими детьми особенно важно установить тесный контакт, поднять их эмоциональное состояние. 2.Занятия с детьми не следует проводить индивидуально. 3.В случае с неговорящими детьми важно не отпугнуть их настойчивым «скажи». 4. Оречевление всех действий. 5. Нельзя запрещать ребёнку использовать жесты, мимику в общении. 6. Названия предметов произносятся в замедленном темпе, многократно проговариваются . 7. Желательно, чтобы при общении ребёнок смотрел в глаза взрослому.

Слайд 7

Направления работы с неговорящими детьми. 1.Развитие понимания речи 2.Развитие слухового внимания 3. Артикуляционная , пальчиковая, дыхательная гимнастики. 4. Побуждение к речи через ситуации, которые эмоционально заинтересовывают ребенка 5. Побуждение к речи через вызывание ориентировочного рефлекса Что это? Что там? 6. Побуждение выражать свою просьбу одним словом. 7. Побуждение выражать свою просьбу словосочетанием


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная работа воспитателя по развитию речи

Презентация предназначена для воспитателей общеразвивающих групп. Освещены следующие вопросы: Правильная речь. Нарушения речи. Необходимость проведения коррекционно-развивающей работы. Диагностика реч...

доклад из личного опыта "Работа воспитателя по развитию речи детей в повседневной жизни"

доклад "Работа воспитателя по развитию речи детей в поседневной жизни"...

Консультация для воспитателей «Работа воспитателя по развитию речи детей в повседневной жизни»

Работая над развитием речи детей и планируя свою работу, мы не должны забывать главное, развитие языка детей, любви к родному языку - это самое важное приобретение ребёнка в дошкольном детстве....

Рекомендации по теме "Работа воспитателя группы компенсирующей направленности с неговорящими детьми"

Рекомендации для воспитателей по работе с неговорящими детьми в группе компенсирующей направленности....

Доклад на тему: «Работа воспитателя по развитию речи детей в повседневной жизни» (опыт работы)

Докладна тему:«Работа воспитателя по развитию речи детей в повседневной жизни» (опыт работы)в рамках заседания КМО воспитателей группа раннего возраста «Использование современных тех...

КОЛЕСО КРУЧУ - ГОВОРИТЬ ХОЧУ (пособие по развитию речи с неговорящими детьми )

ДАННОЕ ПОСОБИЕ ПОМОГАЕТ РЕШАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ:- развивать познавательную активность;- обогащать активный и пассивный словарь;- развивать фразовую речь;- совершенствовать грамматический строй речи;- ...