КОЛЕСО КРУЧУ - ГОВОРИТЬ ХОЧУ (пособие по развитию речи с неговорящими детьми )
учебно-методическое пособие по логопедии (младшая, средняя группа)

Фильева Светлана Анатольевна

ДАННОЕ ПОСОБИЕ ПОМОГАЕТ РЕШАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

- развивать познавательную активность;

- обогащать активный и пассивный словарь;

- развивать фразовую речь;

- совершенствовать грамматический строй речи;

- мелкую моторику и координацию движений рук;

- развивать внимание, воображение детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koleso_kruchu_-_govorit_hochu_posobie_po_razvitiyu_rechi.docx171.08 КБ

Предварительный просмотр:

ГБУЗ «ПЕНЗЕНСКИЙ ДОМ РЕБЕНКА»

КОЛЕСО КРУЧУ - ГОВОРИТЬ ХОЧУ

ПОСОБИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С НЕГОВОРЯЩИМИ ДЕТЬМИ

Практический материал

Подготовила учитель-дефектолог

высшей квалификационной категории

Фильева С.А.

КУЗНЕЦК

2023


Пояснительная записка.

В моей практике увеличивается число неговорящих детей в возрасте 4-5 лет. Многие из них имеют задержку психического развития или комплексное органическое нарушение в развитии. Есть дети из семей, не говорящих на русском языке (цыганские, таджикские).

Всем известно, что работа по стимуляции речевой активности начинается с вызывания гласных звуков, открытых слогов, звукоподражаний и аморфных слов.

Предлагаемое пособие вводится на этапе расширения словарного запаса неговорящих детей. Предикативный словарь представлен пиктограммами, номинативный – предметными картинками.

Данное пособие создано по аналогии горизонтальных кругов Луллия закрытого типа. Для работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста целесообразно брать только 2 круга. Пособие состоит из основания и двух кругов, свободно вращающихся на стержне. Основной круг разделен на 6 секторов с картинками. Верхний круг с окошком закрывает основной.

Материал красочно оформлен, что немало важно при работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Дети на занятиях становятся более активными и заинтересованными в речевом подражании. Пособие вносит элемент игры в занятия, помогает поддерживать интерес, уменьшает речевой негативизм.

Карточки на липучках прикрепляются к диску, который ребенок вращает. И липучки, и крутящийся диск способствуют развитию мелкой моторики неговорящих детей.

С детьми  третьего года жизни работа ведется по следующим направлениям:

Работа над словом

- Односложные слова.

- Двухсложные слова из открытых слогов.

- Трехсложные слова из открытых слогов.

Работа над предложениями

        - Одно-двухсоставные

Примеры игр:

  1. Закончи предложение

- Я вижу (фразу начинает дефектолог). Ребенок крутит диск и называет изображение на картинке, которое появляется в окошке…..

- Морковь ест……

2. Кто что делает? (ребенок составляет простое предложение. Обогащает предикативный словарь)

- Кот……..

Использованные мною глаголы и имена существительные привожу в таблице.

Предикативный словарь(пиктограммы)

Номинативный словарь

(предметные картинки)

Даю, дай (просит)

Воду, сок

вазу, мяч, кубики, юлу, кота, лису, маки, шубу

Иду/иду/идет

Спит

Сел /сижу/сидит

Стоит/стою

Лежит/лежу

Мама, папа, дед, баба, сын, дочь, малыш (ляля)

Миша, зая, еж, бык, кот, пес, конь

Сова, чиж, муха, жук

Дом, дуб, ваза, коза, ель

Зая, пес, деда

Вижу

Сани, шубу, гуся, бусы, книгу, кису, коня, часы

Несу

Шар, кубики, мыло. Воду, сок, чай

Летит

Жук, сова, чиж, гусь, пух, муха

Ест (ем)

Суп, кашу, киви, сыр, батон, лук, бананы

Висит/висят

Пух, шуба, банан, часы

Моет/мою

Зубы, малыша, мяч, кота, бананы

Купил

Мыло, книгу, шар, бусы, батон, сыр

Режет/режу

Сыр, киви, банан, батон, лук

С детьми четвертого-пятого года жизни работа ведется по тем же направлениям, но с учетом более сложной слоговой структуры (классификация слов по А.К. Марковой):

Работа над словом

- Двухсложные, трехсложные слова с закрытым слогом.

- Трехсложные, четырехсложные слова из открытых слогов.

- Односложные слова со стечением согласных в начале или в конце слова.

- Слова из 3-4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова

Работа над предложениями

        - Двух-трехсоставные

Примеры игр:

  1. Скажи правильно

- Папа ест (малину, блины, горох, апельсин…)

- Ползет (малыш, змея, жук…)

- Брат сидит на ….(введение в активный словарь предлога НА)

- Коля рисует……..(употребление Винительного падежа имен существи-тельных)

Использованные мною глаголы и имена существительные привожу в таблице.

Предикативный словарь (пиктограммы)

Номинативный словарь

(предметные картинки)

Держу/держит

Возьму/возьмет (Беру/берет)

Малину, кошку, собаку, молоко, горох, сапоги, кубики, веник, ножик, шишку, белку, вилку, нитки, мышку, самолет, барабан, блины, морс, тапки, шапку, лампу

Ползу/ползет

Улитка, змея, мышка, паук, черепаха, малыш,

Прыгаю/прыгает

Зайка, кузнечик, воробей, лягушка, сорока, брат, сестра

Молчу/молчит

Кукушка, петух/петушок, телефон, дедушка, бабушка

Режу/режет

Тыкву, яблоко, капусту, апельсин, банан, сливу

Плыву/плывет

Лягушка, пингвин, утка, рыба, девочка

Стучу/стучит

Дождик, молоток, калитка, лошадка, колесо, барабан

Рисую/рисует

Зонт, шкаф, стол, стул, сумку, диван, волка

Глажу/гладит

Юбку, штаны, майку, бантик, шарф

Слышу

Барабан, кошку, собаку, молоток, телефон, бабушку

Картинный материал прилагается.

Таким образом пособие «Колесо кручу – говорить хочу» позволяет решать следующие задачи:

- развивать познавательную активность;

- обогащать активный и пассивный словарь;

- развивать фразовую речь;

- совершенствовать грамматический строй речи;

- мелкую моторику и координацию движений рук;

- развивать внимание, воображение детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многофункциональное методическое пособие по развитию речи "Веселый поезд" (для индивидуальной работы с детьми с ТНР)

Использование данного пособия зависит от конкретных задач педагога в ходе индивидуальной работы с ребенком с ТНР....

Методическое пособие для развития речи с детьми младшего возраста «Полезная книга».

Методическое пособие "Полезная книга" разработан для совместной работы родителей с детьми. ...

Мастер-класс "Организация работы воспитателя по развитию речи с неговорящими детьми"

В мастер-классе раскрыта актуальность темы. Освещены этапы становление речи в онтогенезе, а также причины возникновения речевых нарушений. Представлены две методики по запуску речи. Даны рекомендации ...

Пособие по развитию речи с детьми 4-5 лет "Во саду ли, в огороде"

Задачи: закреплять знания об овощах, фруктах, ягодах .Учить детей отгадывать загадки.Закреплять умения классифицировать ....

Дидактическое пособие по развитию речи "Лэпбук - Говорим правильно" для детей старшего дошкольного возраста

Данное дидактическое пособие Лэпбук «Говорим правильно» представляет собой книгу, на страницах которой имеются различные кармашки, карточки, игры, в которых представлены игры и упражнения,...

Методическая разработка. Многофункциональное дидактическое пособие по развитию речи для занятий с детьми лэпбук «Осень»

Лэпбук – новейший способ организации учебной деятельности с дошкольниками. Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного материала, систематизация зна...

Игры для запуска речи с неговорящими детьми.

Игры, способствующие развитию речи:...