Пособие по развитию речи с детьми 4-5 лет "Во саду ли, в огороде"
картотека по окружающему миру (средняя группа)

Якушина Татьяна Юрьевна

Задачи: закреплять знания об овощах, фруктах, ягодах .Учить детей отгадывать загадки.Закреплять умения классифицировать .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posobie_po_razvitiyu_rechi_s_detmi_4.docx23.87 КБ

Предварительный просмотр:

  пособие по развитию речи                                         с детьми 4-5 лет

           по теме «УБОРКА УРОЖАЯ»

      «Во саду ли, в огороде»

                   

                             

Актуальность. Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от представителей животного мира. Речь для нас является одной из главных потребностей. Без неё человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации. В целях развития речи детей используются игры и занятия, которые включают:

- Чтение и рассказывание сказок, стихов, историй.

- Рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям детской литературы.

- Игры-занятия с предметными и сюжетными картинками. Рассматривая их вместе со взрослым, дети узнают персонажей, охотно называют их, вспоминают, что знали раньше. Привлекательность для детей занятия с картинками связано с их наглядностью, сочетающейся со словом.

- Разгадывание простых загадок.

- Игры, направленные на развитие мелкой моторики. Они включают движения кистей рук и пальцев, сопровождаемые несложной речью. Упражнения кистей и пальцев рук способствуют развитию физиологической основы овладения ребёнка речью.

 Все эти игры и занятия способствуют развитию речи у речи.

Данное пособие  включает в себя ряд дидактических игр, способствующих развитию речи детей.

Цель: закреплять знания об овощах, фруктах, ягодах .Учить детей отгадывать загадки

Материал: предметные картинки с изображением

  • овощей, фруктов, ягод в ед. и множ. числе
  • корзинок
  • грузовика
  • щенок

Ход Игры:

Воспитатель предлагает послушать сказку.(повествование идет от лица щенка?)

Однажды щенок ехал на грузовике по огороду и повстречал его обитателей. Но только не знал, как кого зовут. Нужно помочь щенку узнать про жителей чудесного огорода.

Сначала песик увидел зеленое и пупырчатое существо Кто это? Так это же огурец, настоящий бравый удалец. Дальше он повстречал красного красавца. Он был спелый, сочный и немного толстощекий. Это же синьор помидор! А вот и дама деловая, в сто шуб она одета. И летом ей ни капельки не жарко. Это капуста, которая никак не может согреться. Повидал он и девицу, у которой коса все время на улице, а сама она сидит в темнице. Кто это? Конечно же, морковка.

Поверху кустов дорожка, так прячется в земле – (Ответ – Картошка)
По соседству с ним привыкла Расти, как рыжий мячик – (Ответ – Тыква).

Кругла обычно, и красна В борще, в салате…(Ответ - Свекла) 

По мере отгадывания загадок на стол выставляются картинки.
 Вот теперь щенок знает, кто проживает на веселом огороде. Его населяет замечательный народ.

Как одним словом называются жители (овощи)

Едет дальше щенок и встретились ему другие жители.

У него пушок на щечках, А внутри он твердый очень.
Вкуса сладкого предвестник –Золотистый друг наш ...(Ответ - Персик) 

С оранжевой кожей, На мячик похожий,
Но в центре не пусто, А сочно и вкусно.(Ответ - Апельсин) 

Жёлтый цитрусовый плод В странах солнечных растёт.
Но на вкус кислейший он, А зовут его …(Ответ – Лимон

Знают этот фрукт детишки, Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран, В тропиках растет … .(Ответ - Банан) 

Надорвали край рубашки – Вниз посыпались стекляшки.
Не собрать их все назад. Что за плод такой? … .(Ответ - Гранат) 

Все они растут на ветке, Любят взрослые и детки!
С них запекают пироги… А зовут их? ( …яблоки)
Этот фрукт на вкус хорош И на лампочку похож. (Ответ - Груша)

Как одним словом их назвать? (фрукты)

Погрузил щенок фрукты и поехал  дальше.

Встретил других жителей. А кто они? Отгадайте

Ягод главная владыка, Краснеет, сладкая – (Ответ – Клубника)
На кустах висит дружина, Простуду вылечит – (Ответ – Малина)
Вот на дереве красиво Зреет синим цветом – (Ответ – Слива)
Весной цвела вся белым пышно, И теперь созрела – (Ответ – Вишня)
Огород их родина, Черна, красна – (Ответ – Смородина).
Красна, сочна, душиста, Растет низко, к земле близко. (Ответ - Земляника) 

Он на юге вырастал, В гроздь свои плоды собрал,
А суровою зимой Придет изюмом к нам домой. (Ответ – Виноград)

Дидактическая игра «Разложи по корзинкам»

Цель: Закреплять умения классифицировать .

Ход игры: Дети раскладывают по корзинкам фрукты, овощи, ягоды.

 

      Дидактическая игра «ЧЕЙ, ЧЬЯ,ЧЬЕ»

Цель: Цель игры: расширять и активизировать словарный запас детей,умение согласовывать местоимения «мой»»моя»,»мое»,»мои» с существительными и прилагательными;
развивать грамматический строй речи. восприятие. память. мышление, умения группировать предметы , совершенствовать диалогическую речь.

Ход игры: Ребенок берет карточку и на вопрос «Чей апельсин?» должен ответить : МОЙ апельсин. Если отвечает правильно, берет карточку себе, если нет передает другому.

                    Дидактическая игра «Один, много»

Цель: Цель игры: обучение детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа;

Ход игры: воспитатель берет картинку с изображение одного фрукта и говорит «У меня один апельсин» , ребенок находит карточку с изображение апельсина во множественном числе и говорит «А у меня много апельсинов»

                           Дидактическая игра «Какой сок?»

Цель: Формирование умения преобразовывать существительные в прилагательные и согласовывать их с существительным в роде, числе, падеже.

Задачи: 

1. Активизировать прилагательные в речи детей.

2. Формировать представление об обобщающих понятиях «Фрукты», «Ягоды, «Овощи».

3. Упражнять в четком произношении окончаний прилагательных.

4. Обогащать и пополнять словарный запас детей.

5.Развитие мелкой моторики.

В комплект игры входят карточки с изображением фруктов, ягод, овощей.

Ход игры.

 Макет коробки, бутылки.

Картинки с изображением фруктов, овощей, ягод  переворачиваются вниз, раскладываются по столу или укладываются стопкой. Игроки по очереди берут по одной карточке, называют фрукт или овощ, а затем сок, а затем приклеивают на макет и называют название сока. Например«Сок из малины – малиновый сок или сок из моркови - морковный сок» и т. д. Если задание выполнено правильно, то игрок забирает карточку себе и передает ход следующему игроку. Если же ребенок не смог вспомнить фрукт, овощ или ягоду или картинка названа не правильно, или игрок не смог преобразовать существительное в прилагательное, то карточка передается следующему игроку и у него появляется шанс заработать дополнительный балл. Если никто из игроков не смог справится с заданием, то правильный ответ дает воспитатель. Игра считается законченной, когда все карточки разберут игроки. Ребёнок, у которого наибольшее количество карточек-баллов, считается победителем.

Дидактическая игра «Какое варенье»

Цель

 Закреплять умение согласовывать числительные с существительными.

Ход игры.

Детям предлагается сварить варенье. Ребенок берет картинку, называет название фрукта, ягоды и говорит, какое варенье получится из малины? (малиновое).

Рассмотреть все ягодки. Малина какая? (красная, вкусная, сладкая); Лимон какой (желтый, круглый, кислый) и т. д. с каждой ягодой и фруктом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многофункциональное методическое пособие по развитию речи "Веселый поезд" (для индивидуальной работы с детьми с ТНР)

Использование данного пособия зависит от конкретных задач педагога в ходе индивидуальной работы с ребенком с ТНР....

Методическое пособие для развития речи с детьми младшего возраста «Полезная книга».

Методическое пособие "Полезная книга" разработан для совместной работы родителей с детьми. ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Овощи. Во саду ли в огороде"

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Овощи. Во саду ли в огороде"...

Особенности организации занятий по развитию речи с детьми ясельной группы детского сада

Занятия с детьми 2-3 лет носят игровой характер. Однако они имеют определённые цели, задачи, средства их осуществления и тем самым отличаются от игры. С самого начала занятий воспитателем ставит...

Наглядно дидактическое - пособие для занятий по развитию речи с детьми по формированию лексической стороны речи «Четыре времени года»

        Предлагаемое пособие рекомендуется для занятий по развитию речи      (составление описательных и сравнительных рассказов) с детьми среднего и старшего...

Мастер - класс по теме "Развитие речи у детей 3-4 летв семье и в детском саду".

практическое занятие для родителей. воспитателей....

Дидактические пособия по развитию речи посредством театрализованной деятельности в детском саду.

АктуальностьЯсная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и ...