Консультация Что такое ОНР?
консультация по логопедии

Кейлер Татьяна Алексеевна

Консультация, в которой будут освещены следующие вопросы:

1.Что такое ОНР?

2.Уровни общего недоразвития речи и их характеристика.

3.Причины ОНР.

4.Последствия ОНР, прогнозы и обучение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_onr._konsultatsiya_dlya_roditeley.docx98.2 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое ОНР? Картинки по запросу Фото детей дошкольного возраста

    В настоящее время проблема общего недоразвития речи (ОНР) у старших дошкольников относится  к  числу  наиболее  актуальных  для  современной  логопедии.  Многолетние практические наблюдения показывают, что увеличилось число детей со сложной структурой дефекта.

Чаще всего в структуре речевого дефекта наблюдается именно  общее недоразвитие речи, поэтому возникает большое количество вопросов родителей, связанных с ОНР. В своей консультации я освещу следующие вопросы:

  • Что такое общее недоразвитие речи (ОНР)?
  • Уровни общего недоразвития речи и их характеристика.
  • Причины общего недоразвития речи. 
  • Последствия ОНР, прогнозы и обучение.

Что такое общее недоразвитие речи (ОНР)?

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстаёт от нормы формирование основных компонентов речевой системы: звуковой стороны (фонетики), лексики, грамматики. При этом типичными являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи.

  Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии (всегда), а так же ринолалии, дизартрии (иногда).

  Дети с ОНР очень разнородная группа. Это и практически безречевые дети с зачатками лепетных слов и дети с достаточно понятной фразовой речью с элементами фонетико- фонематического  и лексико - грамматического недоразвития.

  Поэтому выделяют уровни общего недоразвития речи. Без уточнения уровня заключения ОНР мало о чём говорит, не позволяет построить программу коррекции общего недоразвития речи.

  Впервые теоретическое обоснование выделения этого состояния в особую категорию среди детей с нарушением речи и характеристика уровней ОНР были сформулированы профессором Р. Е. Левиной в работе «Нарушения письма у детей с недоразвитием речи» в 1961 году.

Роза Евгеньевна Левина выделила три уровня ОНР. В современной логопедии существует четыре уровня.

Уровни общего недоразвития речи и их характеристика.

Первый уровень - самый низкий.  На этом уровне речь либо отсутствует, либо ребёнком используется несколько лепетных  слов или очень усечённых (до 1-2 слогов) слов. Фразы на этом уровне нет вообще, часто используется одно деформированное слово. Так же это слово может иметь несколько значений. Например «ПИ» это и мышка, и птичка и хочу пить. Очень активно  такие дети используют для общения жесты, мимику.

Огромна разница между объёмом активного и пассивного словаря. Это дети, о которые со слов родителей, всё понимают, но ничего не говорят. Однако при детальном обследовании выясняется, что пассивный словарь таких малышей гораздо ниже возрастной нормы.

Звуковая сторона речи резко нарушена (количество дефектных звуков превосходит число правильно произносимых). В большей степени нарушается произношение согласных звуков, гласные могут оставаться относительно сохранными. Грамматических форм нет вообще.

 Очень желательно для детей с 1 уровнем речевого недоразвития начинать логопедические занятия не позднее или не позже 3-4 лет, тогда прогноз дальнейшего школьного обучения будет более благоприятным.

 

Второй уровень - у детей имеются начатки общеупотребительной речи. Понимание речи достаточно развито. Дети более активно общаются при помощи речи. Появляется фразовая речь. Фраза очень примитивная, аграмматичная, но это уже несколько слов, объединённых по смыслу. Появляются полноценные слова, хотя часто очень искажённые. Звукопроизношение грубо нарушено. Из-за фонематического несовершенства в речи возможны непостоянные замены, но они уже не такие хаотичные как на 1 уровне речевого недоразвития. Очень сильно нарушена слоговая структура слов. Наблюдается сокращение слогов, теряются согласные в слогах со стечением согласных.

Употребление грамматических форм носит случайный характер. Дети со 2 уровнем речевого развития практически не употребляют предлоги или заменяют на общий искажённый предлог «А туи» – «на стуле», «а кани – «в стакане». Очень ограничен словарный запас. Дети не могут назвать детёнышей животных, части целого (спинку и ножки стула), затрудняются в назывании цветов, простых форм.

Примерный рассказ по серии картинок ребёнка со II уровнем речевого развития. « Косики си моть.  Диютя.  Бух  водю.»=«Козлики шли по мосту. Дерутся. Бух в воду».

Третий уровень – характеризуется наличием фразовой речи и достаточно развёрнутой, с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.  Речь фразовая и достаточно развёрнутая, но остаются элементы  фонетико-фонематического  и лексико-грамматического недоразвития.   Часто остаётся нарушенным произношение таких звуков как Ш, Ж, Ц, Ч, Щ, Л, Р, РЬ. Даже те звуки, которые дети могут произнести изолированно, в потоке речи они смешивают (С-Ш, З-Ж, Р-Л, Ч-ТЬ, Щ-СЬ и т.п.).

Слоговая  структура  длинных многосложных слов обычно нарушена.  Особенно ярко  это проявляется во фразе.  Дети пользуются всеми частями речи,  но редко используют прилагательные и наречия, словарь остаётся ещё достаточно бедным и неточным.  Например, такие глаголы, как вяжет, вышивает ребёнок заменяет одним словом шьёт.

Остаются достаточно выраженные ошибки при словообразовании и словоизменении (много креслов, окнов, грушный сок, лисиный хвост и т.п.).  Ошибки при согласовании существительных с прилагательными и числительными (солнышко лучистая, 5 письмов,).

Ошибки при употреблении предлогов, особенно сложных, которые обычно заменяются простыми (поднял с пола = поднял из пола, достал из-под стола = достал из стола и т.п.).   Имеются трудности при составлении рассказов. Дети используют обычно простые нераспространённые фразы.

В последние годы стали выделять и IV уровень общего недоразвития речи. Раньше подобное речевое нарушение называли не резко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР).   В последнее время чаще используют именно такую формулировку - IV уровень ОНР.

Для  этого уровня  так же характерны  проблемы развития лексико-грамматического и фонетико-фонематического строя речи, только выражены они не так ярко.  Такие дети могут  произносить все звуки речи в отдельных словах, но во фразовой речи смешивают их.

Слоговая  структура  нарушается обычно в сложных для произношения словах на уровне  фразы.  Остаётся бедным и неточным словарь,  продолжают встречаться грамматические ошибки  устной речи.

В логопедической практике логопеда  ДОУ редко, но встречаются дети  1 и 2 уровня ОНР, в большинстве своём это дети  3 и 4 уровней ОНР.

Причины общего недоразвития речи 

Причины различны: экологические, биологические, социально-психологические и другие факторы, а также их сочетания. Поэтому очень остро встают вопросы раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционного воздействия в работе с детьми дошкольного возраста.  

Последствия ОНР, прогнозы и обучение.

Общее недоразвитие речи является большим препятствием для освоения детьми программы детского сада, а затем и школьной программы.  В школьном возрасте это приводит к нарушениям чтения и письма (дислексии и дисграфии), а в более тяжёлых случаях делает усвоение программы вообще невозможным.

Дошкольникам  с  ОНР (I-III уровня)  желательно посещать логопедическую группу для детей с тяжёлыми нарушениями речи.  Дети с IV уровнем речевого развития могут заниматься и на логопункте, но занятия с логопедом  обязательны. Ученики с III и IV уровнем речевого развития могут обучаться в массовой школе, занимаясь на школьном  .

Прогнозы зависят от многих факторов: причин нарушения, уровня речевого развития, возраста ребёнка (чем раньше начать логопедические занятия, тем благоприятнее прогноз), сопутствующих проблем.  При своевременно начатой логопедической  работе  общее недоразвитие речи во многих случаях  можно  устранить  полностью.

Составила учитель – логопед Кейлер Т.А.

Картинки по запросу родители и дети фото


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Что такое проект?"

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги...

Консультация "Что такое "Метод Монтессори"

Консультация дает краткое знакомство с методикой Марии Монтессори....

Консультация «Что такое ФГОС дошкольного образования?»

С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует...

Консультация "Что такое готовность к школе?"

Что такое готовность к школе?От того насколько ребёнок готов к обучению в школе зависит, насколько успешен он там будет.     Для родителей зачастую готовность к школе определяется как о...

Консультация:"Что такое музыкальность?"

Задатки к музыкальной деятельности имеются у каждого....

Консультация "Что такое хорошо, что такое плохо"

Нормально ли, что пятилетний ребенок периодически приносит из садика чужие игрушки и не хочет сознаваться, что взял их без ведома хозяина? Нужно ли бороться с проявлениями малолетнего воровства и как ...

Консультация "«Что такое хорошо и что такое плохо…» в рамках определения готовности ребенка к школе."

"«Что такое хорошо и что такое плохо…» в рамках определения готовности ребенка к школе."...