Речевое развитие: проблемы и решения (из опыта работы)
статья по логопедии

Медведенко Татьяна Леонидовна

Мир детства, внутренний мир ребенка, ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. А проблем в дошкольном детстве у каждого ребенка предостаточно: кто-то слишком закомплексован, кто-то гиперактивен, у кого-то «каша» во рту. Одни проблемы уходят с возрастом, другие же имеют стойкий характер и преодолеваются благодаря значительным усилиям со стороны взрослых

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_problemy_i_resheniya_iz_opyta_raboty.docx16.16 КБ

Предварительный просмотр:

Речевое развитие: проблемы и решения (из опыта работы)

Каков разум-таковы и речи (пословица)

Мир детства, внутренний мир ребенка, ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. А проблем в дошкольном детстве у каждого ребенка предостаточно: кто-то слишком закомплексован, кто-то гиперактивен, у кого-то «каша» во рту. Одни проблемы уходят с возрастом, другие же имеют стойкий характер и преодолеваются благодаря значительным усилиям со стороны взрослых. И кому как не нам педагогам нужно поддержать ребенка и его родителей, направить малыша в нужное русло, чтобы в дальнейшем развивалось мышление, речь, память, логика, т.к. ребенок по своей природе – пытливый исследователь мира, от природы активен, любознателен. Познавательная деятельность ребенка — это не только процесс усвоения знаний, умений, навыков, но, главным образом, поиск, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого, в процессе сотрудничества, сотворчества.

Но…Все чаще выражается озабоченность увеличением числа дошкольников с трудностями в обучении, отмечается низкий уровень их коммуникативного и познавательного развития, недостаточная произвольность поведения, эмоциональная неуравновешенность, сложность в налаживании отношений со сверстниками и со взрослыми, слабо развитая речь. Наблюдения и исследования показали, что многие старшие дошкольники овладевают лишь самыми простыми формам диалога со сверстниками: они мало рассуждают, не аргументируют свои высказывания, не умеют поддерживать разговор, недостаточно инициативны. А ведь к этому возрасту ведущим средством общения становится слово. Однако современный мир влияет на коммуникативное развитие детей не лучшим образом. В детство довольно агрессивно вторглись телевизоры и компьютеры, телефоны, айфоны, гаджеты, увлечение которыми не оставляют места для необходимого взаимодействия со сверстниками. Мы постоянно сталкиваемся с интеллектуальной пассивностью детей. Причины лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Обратили внимание на то, что, будучи не в состоянии справиться с простым заданием, дети быстро выполняют его, когда задание переводится в практическую деятельность или игру. К тому же заметили, что наглядность чаще не помогает, а, наоборот, мешает воображать. Устраняя наглядность, развиваем воображение при переходе детского мышления от «наглядно-действенного» к «наглядно-образному». А происходит это тогда, когда дети начинают активно фантазировать и сообщать об этом сверстникам и взрослым. Отсюда вывод: должна быть хорошо развита речь – основной показатель психического развития дошкольника.

Опыт подсказал, что для развивающих ситуаций, связанных с развитием речи ребенка, необходимо свободное место, достаточное для смены его положения: занятий и игр сидя на ковре, движений в различных направлениях в ходе сюжетных, подвижных игр, занятий за столом и т.п. Кроме того, должны быть эстетически оформленные дидактические материалы и пособия:

- комплекты игрушек (дидактических, образных, игровых наборов);

- наборы предметных картинок по основным лексическим темам («Грибы», «Лекарственные растения», «Деревья», «Домашние птицы», «В мире животных» и т.д.);

- различного типа лото («Ботаническое лото», «зоологическое лото» и т.п.);

- альбом О.С Соловьевой «Говори правильно», картины для упражнений детей в правильном звукопроизношении»

- художественные произведения и книги, соответствующие морально-этическим требованиям, так как литературные образы, используемые слова будут восприниматься детьми как образец для подражания.

- серии сюжетных картин;

- азбука в картинках;

- экспериментирование, где дети учатся рассуждать, делать выводы и др.

Особое место в нашей работе занимает театрализованная деятельность: театр не только вводит детей в мир прекрасного, но и развивает умение соучаствовать, сострадать, поставить себя на место другого, вместе радоваться и тревожиться. При заучивании роли словарный запас ребенка обогащается, формируется звуковая культура и навыки связной речи, интонационный диапазон речи становиться ярче. Без помощи родителей в этой работе нам не обойтись. На первом родительском собрании стараемся донести до сознания родителей, что речевое развитие предполагает владение речью, как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Потому дошкольное детство – это площадка для следующей жизненной ступеньки маленького человека – школы. Что ждет ребенка в современной школе? Это инновационные технологии, проекты, эксперименты, поиски, нетрадиционные формы уроков и занятий и др.

         Наша задача и всех педагогов дошкольных учреждений продолжать воспитывать нового человека: нравственно свободного, творчески ориентированного, понимающего смысл и цель собственной жизни. А для этого нужно работать, искать не боятся ошибиться. Это сложно. Но «только в словаре слово «победа» стоит перед словом «работа» (Кристи Ли), а в жизни, как правило, все совсем наоборот.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Решение проблемных задач как условие развития математических способностей дошкольников ( из опыта работы педагога)"

      В данной статье говорится о том,  что процесс размышления  начинается  с  проблемной  ситуации,  которая  побуждает  ребёнка ...

Консультация. Речевое развитие. Проблемы. Пути решения

Консультация. Речевое развитие. Проблемы. Пути решения...

Использование приемов МНЕМОТЕХНИКИ в познавательно-речевом развитии дошкольников с ОВЗ (из опыта работы)

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что в эт...

Компьютерная презентация по теме: Проблемы развития речи у детей раннего возраста в условиях ДОУ. Пути решения.Из опыта работы Воспитатель ВКК Г.В. Пидусова

Ранний возраст - особый период в жизни ребенка. По интенсивности развития, по сложности задач, решаемых на этом зтапе, первые годы жизни не имеют себе равных. Это самый благоприятный период освоения о...