Подгрупповое логопедическое занятие. Автоматизация звуков [р], [р']. На основе сюжета «Путешествие в Простоквашино».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Шуликова Елена Валерьевна

Подгрупповое логопедическое занятие. Автоматизация звуков [р], [р']. На основе сюжета «Путешествие в Простоквашино».

Образовательные. Активизация и актуализация словаря по теме «Путешествие в деревню Простоквашино». Совершенствование грамматического строя речи,  совершенствование синтактической стороны речи, навыка звукового анализа слов. Автоматизация правильного произношения звуков Р,РЬ.

Развивающие. Развитие речевого слуха, фонематических представлений, зрительного восприятия и внимания, речевого выдоха, координация речи с движением, артикуляционной и тонкой моторики.

Воспитательные. Воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности, активности, инициативности, уважения к людям труда, желания трудиться

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подгрупповое логопедическое занятие. Автоматизация звуков [р], [р'].

                    На основе сюжета «Путешествие в Простоквашино»

Цель занятия: Автоматизация звуков [p, p,] в речи.

Задачи:

  1. Образовательные. Активизация и актуализация словаря по теме «Путешествие в деревню Простоквашино». Совершенствование грамматического строя речи,  совершенствование синтактической стороны речи, навыка звукового анализа слов. Автоматизация правильного произношения звуков Р,РЬ.
  2. Развивающие. Развитие речевого слуха, фонематических представлений, зрительного восприятия и внимания, речевого выдоха, координация речи с движением, артикуляционной и тонкой моторики.
  3. Воспитательные. Воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности, активности, инициативности, уважения к людям труда, желания трудиться.

Оборудование

Предметные картинки с изображениями  героев сказки Э. Успенского «Дядя Федор, Кот и Пес»; предметные картинки (кастрюля, сковорода, кружка, ведро, ведерко, дуршлаг, куртка, шорты, шарфик, рубашка, резиновые сапоги; игрушечная мебель (кресло, кровать); набор мучных продуктов (вермишель, макароны, ракушки, рожки); гречневая крупа; грабли игрушечные, ручка, карандаш, фоторужье), световые песочные столы, соломинки, конверт со слогами для составления слов.

                                                     Ход занятия 

  1. Организационный момент

Психогимнастика

-Дети,сегодня мы с вами продолжим работать над правильным произношением звуков Р и Рь.

Помогут нам сегодня герои сказки Э. Успенского «Дядя Федор, Кот и Пес».  

— Дети, изобразите добродушного Кота Матроскина, испуганного Шарика. Покажите, как Шарик ловит рыбу. Выразите удивление, потом радость от пойманной рыбы. Изобразите ворчливого Матроскина.

2. Введение в тему занятия

Разговор по телефону с котом Матроскиным. Логопед говорит от имени Матроскина.

- Алло? Это детский сад «Улыбка»? С вами говорит кот Матроскин из Простоквашино. Какие звуки вы сейчас изучаете?. Очень нравятся мне эти звуки. В именах моих друзей есть такие же звуки. Приезжайте к нам в гости. Будем очень рады. Прошу вас привезти... Связь прервалась….

3. Сообщение темы занятия

— Сегодня мы поедем в Простоквашино и повторим звуки [р] , рь. Но прежде мы должны сделать гимнастику для язычка.

Выполнение артикуляционных упражнений:

«Лошадка», «Маляр», «Грибок», «Дятел», «Комарик», «Моторчик»

Завели моторчик и поехали Р-Р-Р-Р-РРРРРРР 

- По пути в деревню Простоквашино мы оказались в Песочной стране. Садимся за столы.

Выполнение дыхательных упражнений.

-  В песочной стране дует сильный ветер. Каждый из вас сделает маленький ветерок. А сейчас попробуйте, дуя в трубочки сдувать песок с ладошки. А теперь давайте попробуем выдуть из трубочки букву, с которой начинается ваше имя.

Какой звук мы сегодня повторяем. Р – выдуем букву Р.

4.  Развитие фонематических представлений. Произношение звуков [р], [р'] в словах

— Кто нас ждет в Простоквашино? (Дядя Федор, корова Мурка, Шарик, Матроскин, теленок Гаврюша.) Нам надо купить им всем подарки. Зайдем сначала в хозяйственный магазин. В названиях покупок должны быть звуки [р], [р'] . Что купим?(Кастрюлю, самовар, сковороду, кружку, ведро.)

Какое сейчас время года? (Весна.) Значит, дяде Федору нужны ... (куртка, брюки) и на ноги ... (резиновые сапоги). А к лету ему понадобятся ... (рубашка, шорты).

Что купим в мебельном магазине?(Кровать, кресло, раскладушку.)  Какие продукты питания отвезем в Простоквашино? В их названиях должны быть звуки [р], [р'].(Вермишель, макароны, баранки, пирожное, зефир, торт.) Галчонку купим… (крупу). Печкину подарим…(ручки и карандаши), Шарику-… (фоторужье), дяде Федору-…(грабли, мини –трактор).

Выбираем подарки в магазине игрушек.

5. Звуки [р], |р'] в предложениях. Падежное управление

Выставляется картина с изображением деревни и персонажей сказки.

— А вот и Простоквашино! С кем поздороваемся? (С дядей Федором, Шариком, Матроскиным, Муркой, Гаврюшей, Печкиным.) (Дети здороваются.) Кому и что мы привезли в подарок? (Я подарю дяде Федору трактор. Я подарю Шарику фоторужье. И т.д.

6. Физминутка

Поможем дяде Федору вскопать огород.

Мы лопатки взяли, грядки раскопали,

Грабли в руки взяли, грядки разровняли,

Семена рядами дружно мы сажали.

А потом водою теплой поливали.

(Дети имитируют перечисленные действия в соответствии с текстом четверостиший.

7. Звукослоговой анализ и синтез слов

  • Дядя Федор предлагает нам поиграть в игру «Придумай слово по первому слогу». (Логопед говорит от имени дяди Федора) Ра-ра-ра, начинается игра. Я прошу со слога ра мне сейчас назвать слова. (Ракета, рана, ромашка, раки, радуга.) Продолжаем мы игру — где слова со слога ру? (Рука, рукавицы, ручей, рубашка.) Теперь составьте слова из «рассыпанных» слогов: ра, но ...(рано, нора), са, ро ... (роса), ро, до, га ...(дорога), ре, ка ...(река), ки,ра ...(раки).

8. Творческие задания детей

— Какое слово придумал дядя Фёдор, если в нем первый звук [___], последний — [___]? (самовар…

9. Чтение стихотворения

— Послушайте, какое стихотворение-шутку сочинил Шарик на рыбалке.

В тихой речке у причала Рыбка рыбку повстречала.

  • Здравствуй!
  • Здравствуй!
  • Как дела?
  • На рыбалке я была. Я удила рыбака —Дядю Федю — чудака.
  • Где же твой рыбак? Попался?
  • Нет, ушел хитрец! Сорвался! 

Пора возвращаться домой и всем остальным обитателям дома в Простоквашино.

10.  Итог занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звуков [р], [р\']. (На основе сюжета «Поездка в Простоквашино»)

Конспект для подгруппового занятия в подготовительной к школе группе...

Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звуков «Ш» и «Ж» в словах и фразовой речи»

В занятии для детей логопедической группы использованы игры на развитие слухового контроля, артикуляционной моторики и мелкой моторики рук, которые связаны тесным образом.Материал рекомендуется учител...

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука Р в словах, предложениях. Лексическая тема «Животные жарких стран и их детёныши»"

автоматизировать правильное произношение звуков; обогащать экспрессивный словарь словами антонимами однокоренными словами; совершенствовать грамматический строй речи(образование прилагательных при пом...

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука Р в словах, предложениях. Лексическая тема «Животные жарких стран и их детёныши»"

Развивать артикуляционную тонкую и общую моторику; координацию речи с движением, речевое дыхание, зрительный гнозис, пространственный праксис, внимание, память, речевой слух. ...

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука Р в словах, предложениях. Лексическая тема «Животные жарких стран и их детёныши»"

Развивать артикуляционную тонкую и общую моторику; координацию речи с движением, речевое дыхание, зрительный гнозис, пространственный праксис, внимание, память, речевой слух. ...

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия Автоматизация звука Р в словах, предложениях. Лексическая тема «Животные жарких стран и их детёныши»

Развивать артикуляционную тонкую и общую моторику; координацию речи с движением, речевое дыхание, зрительный гнозис, пространственный праксис, внимание, память, речевой слух. ...

Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука [Р’] в словах и предложениях»

Цель: автоматизация звука [РЬ] в словах и предложениях.Задачи:Коррекционно-образовательные:-автоматизировать произношение звука в словах и предложениях;-совершенствовать фонематическое восприятие;-упр...