Автоматизация звуков [р], [р']. (На основе сюжета «Поездка в Простоквашино»)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Шумкина Анна Александровна

Конспект для подгруппового занятия в подготовительной к школе группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_shumkina_a.a.docx20.8 КБ

Предварительный просмотр:

                   Подгрупповое занятие. Автоматизация   звуков [р], [р'].            

                         (На основе сюжета «Поездка в Простоквашино»)

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

 - Закрепление четкого произнесения звуков [р], [рь] в слогах, словах, предложениях.

 - Тренировка в различении на слух звуков [р], [рь] среди других звуков.

 - Развитие фонематического слуха, артикуляционной и мелкой моторики.

 - Упражнение в согласовании предложно-падежных конструкций..

 - Формирование навыков речевого общения с игрушкой и друг с другом.

 - Становление связной речи, речевой активности.

 - Воспитание культуры взаимоотношений.

Материал: изображения героев сказки Э. Успенского «Дядя Федор, Кот и Пес»; предметные картинки (кастрюля, сковорода, кружка, ведро, ведерко, дуршлаг); одежда (куртка, шорты, шарфик, рубашка), резиновые сапоги; игрушечная мебель (кресло, кровать); набор мучных продуктов (вермишель, макароны, ракушки, рожки); гречневая крупа; грабли игрушечные, ручка, карандаш, фоторужье.

Ход занятия

 Оргмомент

 -Дети,сегодня мы с вами продолжим работать над правильным  произношением звуков Р и Рь.

Помогут нам сегодня герои   сказки Э. Успенского «Дядя Федор, Кот и Пес». 

—        Дети, изобразите добродушного Кота Матроскина, испуганного Шарика. Покажите, как Шарик ловит рыбу. Выразите удивление, потом радость от пойманной рыбы. Изобразите ворчливого Матроскина.

Введение в тему занятия

Дядя Федор пишет письмо детям.

—         Дети, послушайте что  написано в письме.

   Дорогие дети детского сада!

Пишет вам дядя Федор из Простоквашино.

 Я знаю, что вы сейчас изучаете звуки [р], [р']. Очень нравятся мне эти звуки. В именах моих друзей есть такие же звуки. Приезжайте к нам в гости. Будем очень рады. Прошу вас привезти...  Далее письмо прерывается. Наверно, у друзей возникли проблемы с Гаврюшей.

Сообщение темы занятия

—         Сегодня мы поедем в Простоквашино и повторим звуки [р] Но прежде мы должны сделать   гимнастику для  язычка.

Выполнение артикуляционных упражнений: «Лошадка», «Маляр», «Грибок», «Дятел», «Комарик», «Моторчик»

Завели  моторчик и поехали Р-Р-Р-Р-РРРРРРР  

Развитие фонематических представлений. Произношение звуков [р], [р'] в словах

—         Кто нас ждет в Простоквашино? (Дядя Федор, корова Мурка, Шарик, Матроскин, теленок Гаврюша.) Нам надо купить им всем подарки. Зайдем сначала в посудохозяйственный магазин. В названиях покупок должны быть звуки [р], [р'] . Что купим?(Кастрюлю, тарелку,термос,поварешка,терка и др.) (Работа по картине «Магазин»)

Предлагаю детям работу с карточкой. Определить  какой звук  в выбранных покупках Р или Рь. Соединить картинку с синим или зеленым четырехугольником. (Работа по карточке)

Какое сейчас время года? (Весна.) Значит, дяде Федору нужны ... (куртка, брюки) и на ноги ... (кроссовки). А к лету ему понадобятся ... (рубашка, шорты). А зимой пригодятся перчатки, шарф, варежки.

Определение количества слогов в слова: шарф, шорты, рубашка.  (Работа по карточке)

Что купим в мебельном магазине?(Кровать, кресло, раскладушку.) На чем мы все это довезем? (На грузовике, на грузовой машине.) Какие продукты питания отвезем в Простоквашино? В их названиях должны быть звуки [р], [р'].(Вермишель,  макароны,  ракушки,   баранки,   пирожные,   зефир, торт.)

Выбираем подарки в магазине игрушек

Звуки [р], |р'] в предложениях. Падежное управление  

—        А вот и Простоквашино! С кем поздороваемся? (С дядей Федором, Шариком, Матроскиным, Муркой, Гаврюшей, Печкиным.) (Дети здороваются.) Кому и что вы подарите?

Физминутка

Поможем дяде Федору вскопать огород.

Мы лопатки взяли, Грядки раскопали,

Семена рядами Дружно мы сажали.

Грабли в руки взяли, Грядки разровняли, А потом водою Теплой поливали.

(Дети имитируют перечисленные действия в соответствии с текстом четверостиший.)

Какие овощи растут на грядках? Определить положение звука Р  в слове : начало, середина, конец слова (Работа по карточке)

—        Дядя Федор приглашает нас к столу, где нас ждет угощение. Какими молочными продуктами нас угостили? (Сыром, творогом, простоквашей, кефиром.)

Анализ предложения

—        Угадайте, кто и какую работу выполняет. (Матроскин  доит корову. Шарик ловит рыбу.) (Одно-два предложения обозначаются полосками, определяется количество и последовательность слов.)

Звукослоговой анализ и синтез слов

  • Дядя Федор предлагает нам поиграть в игру «Придумай слово по первому слогу». (Логопед говорит от имени дяди Федора) Ра-ра-ра, начинается игра. Я прошу со слога ра мне сейчас назвать слова. (Ракета, рана, ромашка, раки, радуга.) Продолжаем мы игру — где слова со слога ру? (Рука, рукавицы, ручей, рубашка.) Теперь составьте слова из «рассыпанных» слогов: ра, но ...(рано, нора), са, ро ... (роса), ро, до, га ...(дорога), ре, ка ...(река), ки,ра ...(раки).

Творческие задания детей

—        Какое слово придумал дядя Фёдор, если в нем первый звук [___], последний — [___]? (самовар….)

Чтение слов

—        Выложим «крылечко» из слов. На верхней ступеньке слова из трех букв. Кто живет в речке? (Рак.) Под ним — слово из четырех букв. Посмотрите на окно, догадайтесь, что это. (Рама.)Ниже — слово из пяти букв. Без чего ученик не ходит в школу?(Без ручки.) (Выкладывается слово ручка.) Что выводит космические корабли в космос? Это слово состоит из шести букв. (Ракета). (Слова составляются друг под другом и прочитываются.)

Пора возвращаться домой и всем остальным обитателям дома в Простоквашино.

Итог занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука «Р» в словосочетаниях и предложении "Поездка в зоопарк".

На индивидуальном  логопедическом занятии по автоматизации звука "Р" в словосочетаниях и предложениях преследуются следующие ЦЕЛИ:Програмные:Развитие речи ребенка, посредством составления повеств...

Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями на основе текстов для автоматизации звуков (часть 2) . Автоматизация звука «Р» в рассказе Открытые ворота.

Автоматизация звука «Р» в связной речи и обучение  пересказыванию  на материале  рассказа "Открытые ворота"....

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звуков "Р", "РЬ" "Поездка в Простоквашино"

Занятие очень интересное, насыщенное заданиями разного уровня сложности. В основу положен сюжет любимого всеми детьми мультфильма. Рекомендовано для детей подготовительной к школе группе....

Автоматизация звуков [р] - [р”] на основе лексической темы «Весна».

преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой...

Подгрупповое логопедическое занятие. Автоматизация звуков [р], [р\']. На основе сюжета «Путешествие в Простоквашино».

Подгрупповое логопедическое занятие. Автоматизация звуков [р], [р']. На основе сюжета «Путешествие в Простоквашино».Образовательные. Активизация и актуализация словаря по теме «П...

Конспект открытого логопедического занятия по автоматизации звука "Р" "Поездка в Простоквашино"

Конспект открытого логопедического занятия по автоматизации звука "Р" в словах и предложениях "Поездка в Простоквашино"Презентация к занятию "Поездка в Простоквашино" htt...