МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ЗАДЕРЖКУ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ»
учебно-методический материал по логопедии (младшая группа)

Бурдукова Елена Алексеевна

Данная система коррекционного воздействия предназначена для работы с детьми раннего возраста (от 1,5 до трех лет) с задержкой речевого развития разной этиологии. Это неговорящие дети или дети с «начатками» речи.  Коррекционно-педагогическая работа с детьми раннего возраста с нарушениями развития речи проводится в рамках ведущей деятельности, опирается на современную теоретическую базу и даёт возможность спланировать основные направления коррекционной работы с неговорящими детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                                                               детский сад №36 «Яблонька»

                                     Е.А.Бурдукова, учитель- логопед

  МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ,                                                        ИМЕЮЩИМИ ЗАДЕРЖКУ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ»

                                                      СОДЕРЖАНИЕ

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

I. СОДЕРЖАНИЕ СИСТЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

II. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ СДЕТЬМИ С ЗРР.

III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ.

IV. МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ  СИСТЕМЫ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ.

V. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КОРРЕКЦОННО- РАЗВИВАЮЩИХ  ИГР.

VI. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С  НЕГОВОРЯЩИМИ ДЕТЬМИ.                              

  YII. ЛИТЕРАТУРА.

                           

                             ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Данная система коррекционного воздействия предназначена для работы с детьми раннего возраста (от 1,5 до трех лет) с задержкой речевого развития разной этиологии. Это неговорящие дети или дети с «начатками» речи.  Коррекционно-педагогическая работа с детьми раннего возраста с нарушениями развития речи проводится в рамках ведущей деятельности, опирается на современную теоретическую базу и даёт возможность спланировать основные направления коррекционной работы с неговорящими детьми.

    Дети с ЗРР, как правило, имеют отягощённый неврологический статус. Часто дети с патологией речи моторно неловки, у них плохо развиты движения кисти, тонкие движения пальцев, к двум годам дети не могут точно, координированно выполнить движения губами, языком после показа взрослыми. Пассивный словарь чаще всего на номинативном уровне, т. е. дети, ориентируются в названиях предметов, показывают некоторые изображения, но не понимают вопросов косвенных падежей, с трудом ориентируются в названиях действий.  

   После обследования делается общий вывод об уровне психического, моторного, социального и речевого развития ребенка, состояния его социальных функций, неврологического статуса. Обнаружив отставание в речевом развитии, коллегиальный консилиум ДОУ не откладывая, направляет детей на ПМПК, чтобы начать работу по развитию речи ребенка, параллельно совершенствуя все составляющие его общего развития.                

       В работе с детьми раннего возраста используют парциальные программы Л.Н. Пискуновой, Е.Г. Сидоренко «Говоруши» и систему коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития Т.А. Датешидзе.

    Предлагаемая мною система логопедической работы помогает детям раннего возраста стимулировать моторное, сенсорное и речевое развитие ребенка, позволяет постепенно, естественно пройти ступени речевого развития.

Все специалисты, осуществляющие сопровождение работают под руководством учителя-логопеда, который является организатором и координатором коррекционно – развивающей работы, проводит консилиумы, составляет совместно с коллегами  индивидуальные маршруты развития.

I. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

  

     Логопедическая работа с детьми раннего возраста - это специальная работа с 2-3 летними детьми, включающая раннюю диагностику и комплексную коррекцию, что позволяет не только скорректировать уже имеющиеся отклонения в развитии, но и предупредить появление дальнейших, достичь более высокого уровня общего развития детей. Система логопедического сопровождения неговорящих детей предусматривает целенаправленное развитие речи в раннем возрасте и преодоление речевых  нарушений на основе учёта свойственных детям с недоразвитием речи особенностей психического развития.

  Цель: последовательное развитие психических функций, обеспечивающих своевременное формирование речи и личности ребёнка.

   Задачи:

  • раннее выявление и преодоление отклонений в развитии детей с ОВЗ
  • развитие различных форм общения ребёнка с взрослым;
  • развитие знаний об окружающем и понимание обращённой речи;
  • стимуляция сенсорной активности;
  • развитие голосовых реакций и речевой активности;
  • развитие общей и мелкой моторики.

В основе  работы лежат следующие принципы:

  •  принцип развития, согласно которому все психические процессы, в том числе и речь, имеют определенные качественные стадии в своем развитии;
  •  принцип системности,  с опорой на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесной взаимосвязи;
  •  принцип комплексности, предполагающий психолого-педагогическое воздействие не только на речевое нарушение, но и на сопутствующие отклонения (эмоционально-личностные, неврологические, психические);
  • принцип учета этиологии механизмов речевого нарушения;
  •  дидактический принцип - наглядность, доступность, сознательность;
  • принцип единства воспитания и обучения;
  • принцип индивидуализации.

Основное содержание системы коррекционно-развивающей работы включает:

  • создание предметной среды, которая способствует максимальному раскрытию потенциальных речевых возможностей детей раннего возраста;
  • предупреждение и коррекция отклонений в речевом развитии.

     В нашем учреждении существенной стороной организации коррекционной  работы является изменение родительских установок, повышение профессиональной компетентности педагогов, создание предметно-развивающей среды, стимулирующей полноценное развитие ребёнка. В процессе деятельности передо мной встал ряд специфических задач:

  •   проведение коррекционно-педагогической и психологической работы с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии;
  • оказание коррекционной поддержки воспитанникам, имеющим выраженные отклонения в речевом развитии;
  • обучение родителей педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребёнком, приёмам и методам его воспитания и обучения, оказание им психологической поддержки.

    В соответствии с основными задачами коррекционно-развивающей работы в системе занятий по развитию речи выделены пять основных блоков:

I блок – «Речь: внимание, понимание, потребность».

II блок – «Речь и познавательные процессы».

III блок – «Вербальные средства общения».

IY блок – «Слово и речевые звуки».

Y блок – «Речь и детская деятельность».

    I блок: 

   Цель: воспитание устойчивости внимания к различным раздражителям (невербальным и вербальным) и расширение возможности ребёнка в понимании обращённой речи взрослых.

    II блок: создание сенсорной базы для развития импрессивной и экспрессивной речи ребёнка. Занятия направлены на развитие когнитивных предпосылок общения ребёнка, зрительного и слухового восприятия.

   Основной задачей является формирование и развитие вербальных средств общения во взаимосвязи с невербальными (экспрессивно- мимическими, наглядно-действенными) средствами коммуникации.

    III блок: поощрение стремления ребёнка к общению.

    IY блок направлен на развитие у детей избирательного внимания к слову и речевым звукам.

   Y блок содействует развитию, закреплению и совершенствованию речевых действий. В процессе различных видов деятельности закрепляется материал. Использование совместной с взрослым практической деятельности ребёнка для стимулирования возникновения и развития его потребности в вербальном высказывании составляет ведущее направление занятий на данном этапе.

II. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ СДЕТЬМИ С ЗРР

    Организационными формами работы ранней логопедической  помощи являются   индивидуальные занятия. Занятия обеспечивают каждому ребёнку адекватные способы усвоения навыков и знаний. Для реализации ставятся следующие задачи:

  • обеспечение условий для накопления речевого опыта каждым ребёнком;
  •  компенсация у детей трудностей развития;
  • осуществление действенной преемственности в работе логопеда и воспитателя при проведении индивидуальной работы;
  •    осуществление дифференцированного подхода к детям, имеющим разные степени задержки в речевом развитии;
  •  создание условий для благоприятного развития способностей детей;

Речевое сопровождение  планируются по разделам:

•        развитие понимания речи;

•         развитие фразовой речи;

  • расширение словарного запаса (активный и пассивный словарь);
  • совершенствование грамматического строя речи;

•        развитие общих речевых навыков (речевое дыхание, интонационная выразительность речи).

  Дополнительно включаются разделы по работе над:

•        развитием общей и мелкой моторикой;

•        сенсорным воспитанием;

•         ознакомление с окружающим и развитие речи;

•         обучением игровых навыков;

     Система также предусматривает тематическую связь между занятиями, одной темой объединяются занятия разных разделов программы. Такое объединение даёт хороший результат в развитии речи, памяти, внимания детей и вызывает большой интерес к занятиям. Далее  темы последовательно предлагаются детям в играх, наблюдениях, на занятиях и прогулках.

    III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

      Коррекционная работа включает направления:

         1. Развитие психических функций.

       В силу недостаточности слухового восприятия и недоразвития моторики имеет место слабость деятельности слухового анализатора. Дети с трудом локализуют направление звуков или, хорошо реагируя на обычные звуки, не обращают внимания на речь. У неговорящих детей не сформировано первичное понимание речи,  они не смотрят на обращающегося к ним взрослого, не прислушиваются к его голосу, не реагируют на своё имя, на смену интонации. В процессе общения с неговорящими детьми проявляются следующие особенности психической деятельности детей: низкий эмоциональный фон, высокая истощаемость, неустойчивость внимания. Вся познавательная деятельность ребёнка раннего возраста связана с его практической деятельностью и с ориентировкой в окружающем предметном мире. Развитие мышления идёт от наглядно-действенного к наглядно-образному и  логическому. Поэтому несформированность процессов мышления, идущих как от наглядно-действенного мышления, так и от восприятия, может оказаться невосполнимой в более позднем возрасте.

      2. Формирование импрессивной речи
        Основное средство развития импрессивной речи — называние предметов, явлений окружающего мира, их изображений. При введении слова в пассивный словарь вместе с малышом обследуем предмет, обозначаем словом, используя все органы чувств, вступаем во взаимодействие с предметом.
    Также использую рисование предметов с противоположными качествами:  рисуем длинную дорожку (ведем ручку малыша с фломастером), рисуем короткую дорожку;  на большой тарелке много ягод (рисуем много маленьких замкнутых кривых) - на маленькой тарелке мало ягод и т. д.∙ Рисование предметов с противоположными качествами помогает ребенку мышечно ощутить значение слов с противоположными значениям
и.

3.Развитие экспрессивной речи, работа с каждым отдельным звуком, фонетическая ритмика (проговаривание звука с одновременным движением рук), договаривание слов  впонятной для детей истории.   В пособии  предложен наглядный материал для вызывания и отработки звукоподражательных и простых слов.
Пример фонетической ритмики, соединения произношения и движения:
- «А»: широко разводим руки вперед — в стороны.
- «У»: плавное движение обеих рук вперед.
- «О»: плавное движение обеих рук в стороны — вверх.
- «И»: плавное движение обеих рук в стороны.
- «Ы»: присесть, кисти в кулачках, руки согнуты в локтях.
- «Э»: плавное движение рук в стороны вниз.

     Звук Н в слияниях:
- НА-НА-НА — хлопки перед собой.
- НО-НО-НО — хлопки над головой.
- НУ-НУ-НУ — хлопки вытянутыми вперед руками.

  Дифференциация Т—Д
- ТА-ТА-ТА - ДА: движения кистями - хлопок.
- ТО-ТО-ТО - ДО: движения кистями - хлопок.
- ТУ-ТУ-ТУ - ДУ: движения кистями - хлопок
.

4. Развитие двигательных функций.

   Чем лучше сформированы движения у ребёнка, тем лучше развивается речь. При выполнении движений широко использую звуковые и речевые стимулы, упражнения провожу под музыку. Чёткая речевая инструкция и сопровождение движений стихами развивает целенаправленность действий, создаёт положительный эмоциональный фон, улучшает понимание речи, обогащает словарь,  движения становятся точными, координированными. Для стимуляции двигательного развития и коррекция его нарушений использую серию упражнений, обеспечивающих формирование зрительно-моторной координации, развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, а также стимуляцию общей двигательной активности, коррекцию нарушений общей моторики.

     Важное значение при выполнении упражнений имеет чёткая речевая инструкция и сопровождение движений стихами, что развивает целенаправленность действий, создаёт положительный эмоциональный фон, улучшает понимание обращённой речи, обогащает словарь.

     В развитии ручной моторики использую действия с предметами; обучение сжиманию и разжиманию кулаков, сильному сжиманию одной рукой другую; поочерёдному сгибанию и разгибанию пальцев правой, левой руки; делать решётку из пальцев; поочерёдному соединению большого пальца и указательного, среднего, безымянного, мизинца; ритмичному выполнению движения «ладонь-кулак-ладонь»; развитие умения захватывать предмет щёпотью и использовать указательный тип хватания (двумя пальцами - указательным и большим); развитие и совершенствование хватательных движений; обучение захватыванию больших предметов двумя руками, а маленьких - одной рукой.

  В процессе выполнения упражнений у детей совершенствуются двигательные функции; нормализуется состояние тонуса мелких мышц; развивается точность движений рук, зрительно-моторная координация; развивается праксис позы при подражании движениям взрослого. Ребёнок учится конструировать образы при помощи пальцев и кистей рук. Пальчиковые игры (приложение) оказывают благоприятное воздействие на развитие речи детей, подготавливают ребёнка к рисованию, письму.

4. Сенсорное развитие.

    В тесной взаимосвязи с развитием движений осуществляю сенсорное воспитание, направленное на совершенствование оптико-пространственных и слуховых функций. Решение этих задач осуществляется на базе предметной деятельности как ведущей деятельности раннего возраста.

      Сенсорное воспитание предусматривает развитие способности воспринимать окружающий мир с помощью органов чувств и предусматривает занятия с развивающими игрушками. У детей с задержкой психомоторного развития имеет место отставание в развитии: речи, мышления, памяти, представления, восприятия. Процессы восприятия у них замедлены, недостаточно избирательны, часто фрагментарны и не обобщены. Рассогласованность в работе зрительной и моторной систем нарушает формирование активного устойчивого внимания. Внимание малышей привлекает всё яркое, необычное, поэтому в процессе обучения используются игрушки и игровые приёмы, пробуждающие активность детского мышления. Особое внимание уделяю вопросу системности и повторности занятия (не бывает полностью идентичным основному занятию). В процессе предметной и игровой деятельности дети определяют форму, цвет, пространственные взаимоотношения, учатся сравнивать и устанавливать размеры предметов. Для совершенствования восприятия проводятся занятия по рисованию, лепке, конструированию, развитию общей и мелкой моторики. В работе использую обучающие приёмы: показ образца, объяснение способа действия, которые сочетаю с использованием игровых приёмов. Занятие часто начинаю с элемента сюрпризности, где участвуют любимые детьми персонажи. Часть занятий проводят в форме дидактических игр. В процессе обучения на занятии знакомлю детей с названиями, признаками и свойствами предметов, с которыми они будут действовать.

    В результате систематической работы дети учатся:

  • выделять цвет, форму, величину;
  •  группировать в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине;
  • соотносить разнородные предметы по цвету, форме, величине;
  • использовать слова-названия для обозначения формы (кирпич, мяч, шар, крыша, яйцо, огурец).

5. Развитие слухового восприятия.
 Для воспитания слухового внимания, способности дифференцировать слуховые раздражители широко использую звуковые игрушки: погремушки, колокольчики, свистульки, металлофоны, барабаны, бубны. Ребенок раннего возраста дифференцирует звучание этих игрушек: показывает, что звучало, и, по возможности, называет игрушку. Ребенок обязательно должен уметь сам производить звуки с помощью игрушки. Играя со звучащими игрушками, ребенок учится различать следующие звуки: долгие - короткие;    высокие - низкие;  громкие – тихие, передавать ритм, темп, силу звучания в соответствии с предложенным игровым образом
(приложение 2).

   В раннем возрасте начинает развиваться фонематический слух малыша. Дети различают слова, отличающиеся одним-двумя звуками, такие как «мама» - «нана», «бам» - «бом». Дети на практическом уровне дифференцируют гласные: «КАП-КАП», «КУП-КУП», а также звонкие-глухие согласные («ПАПА - БАБА») и мягкие-твердые согласные («МОХ - МЕД»).
 Воспитание речевого слуха является основным условием понимания речи и готовит ребенка к экспрессивной речи, а при ее появлении — обеспечивает перспективу формирования речевых компонентов: лексики, грамматики, просодических компонентов.

   6. Логопедический массаж    необходим ребёнку с задержкой речевого развития.   Используя методику О. А. Новиковой, в игровой ситуации показываю ребенку мимические и артикуляционные позы и движения, стимулируя ребенка повторять движения за педагогом.

  •  «Смешная песенка» (перебирая пальцами по губам вправо- влево, произнося звук Б-Б-Б).
  •  «Расчёска»- слегка прикусить нижнюю губу и поскоблить её верхними зубами, как бы причёсывая, затем прикусить верхнюю губу и поскоблить её нижними зубами.

     Упражнения для языка

  • «Любопытный язычок» - улыбнуться, сомкнув зубы, не плотно. Протискивать язык наружу между зубами так, чтобы верхние резцы скоблили по верхней поверхности языка.
  • «Накажем язычок»  - высунуть изо рта язык и слегка покусывать его. При выполнении этих движений произносить звуки ... та-та-та ...

     Логопедический массаж нормализует тонус мышц и моторику артикуляционного аппарата.

   7. Артикуляционная гимнастика. 

   У многих детей при обследовании выявляются нарушения в строении артикуляционного аппарата: короткая подъязычная связка, неправильный прикус, высокое или узкое нёбо и многие другие недостатки. Имеются у детей несовершенства движения артикуляционного аппарата - малоподвижный, толстый язык. Это тоже служит причиной неправильного произношения звуков. Речь у таких детей вялая, нечёткая, смазанная.

  Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать четкие и согласованные движения артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.  В комплексе органично сочетаются игровые упражнения, направленные на развитие тонких движений пальцев рук, общих движений, дыхания, развитие эмоционально-волевой сферы.

    Задачи:

  • развитие подвижности языка (умения делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы);
  •  развитие подвижности губ - вытягивать их вперёд, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами;
  • развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определённом положении

    На развитие артикуляционной моторики используем упражнения в игровой ситуации: «киска лакает молочко»; «погреемся на солнышке»; «вкусное варенье»; «покашляем»; «почистим зубки»; «сделаем конфетку»; «поднимем язычок». Комплексы упражнений построены с учетом  индивидуальных возможностей детей. При отборе материала для артикуляционной гимнастики соблюдается определенная последовательность.Сначала даются простые упражнения, постепенно усложняются, заменяются такими, которые являются базой для произношения того или иного звука. Работа над развитием артикуляционной моторики длительная и систематическая.

  Все эти упражнения требуют долгой тренировки артикуляционного аппарата.

  IY. МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ  СИСТЕМЫ

У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ

    Первоочередная цель, которая стоит перед учитель-логопедом, занимающимся с неговорящим ребёнком, понимающим обращённую к нему речь - сформировать потребность в общении, вызывать звукоподражания, лепетные и упрощённые слова по речевому образцу, данному взрослым. Первоначально общение взрослого с ребёнком носит односторонний и эмоциональный характер, вызывает желание ребёнка вступить в контакт и выразить свои потребности. Затем общение взрослого переходит на приобщение ребёнка к знаковой системе языка с помощью звуковой символики. Ребёнок подключается к речевой деятельности сознательно, приобщается к общению с помощью языка. Такое «подключение» происходит, прежде всего, через простейшие формы речи, с использованием понятных слов, связанных с определённой, конкретной ситуацией.

Подражание - непременное условие овладения речью. Но чтобы ребёнок сам, по собственной инициативе, начал говорить, у него должна сформироваться потребность в этом. Нельзя запрещать ребёнку использовать жесты, мимику в общении. Появление жестов свидетельствует о том, что ребёнок хочет общаться, но не знает как. Дайте ему понять, что любое общение с ним вам очень нравится.

Для стимулирования появления речи используют разнообразные методические приёмы: вопросы, инсценировки, театр игрушек, пальчиковый театр, поручения, имитация звуков, имитация звуков животных, договаривание потешек, сказок и стихотворений.

   Если ребёнка тренировать только в произнесении слов и не уделять достаточного внимания развитию понимания обращённой речи, то он не научится ориентироваться в окружающем, выделять существенные и несущественные связи и устанавливать причинно-следственные отношения. Формирование собственной активной речи ребёнка предполагает овладение им лексико-грамматической стороной речи и развитие форм и функций речи. Расширение словаря детей осуществляется за счёт слов, обозначающих предметы, действия, признаки. Необходимо учитывать, что в пассивной речи ребёнка существительных больше, чем глаголов, в активной речи они реже употребляют существительные, чем глаголы. Глаголы имеют особое значение при переходе ребёнка к фразовой речи, поэтому при ознакомлении с окружающим миром необходимо одновременно работать над обогащением словаря различными категориями слов. Восприятие предмета ребёнком должно сопровождаться не просто его называнием, а связным повествованием, сообщением об этом предмете (педагог многократно употребляет новое слово в сочетании с другими словами).   Одновременно с расширением словаря проводится работа по развитию понимания значения слов - ребёнок начинает понимать, что каждый предмет, действие, признак имеют свои названия.

   Коррекционно-педагогическая работа по развитию речи направлена не только на активизацию словаря ребёнка, но и на овладение им фразовой речью. Овладение фразовой речью происходит поэтапно. Сначала дети учатся обращаться с просьбой: «Дай то-то ... », «Тётя, дай машину»; затем с предложением сотрудничества: «Давай играть»; и, наконец, с сообщением: «Мишка плачет» и вопросом: «Где ляля?». На этом этапе формирование речи включаю работу над различными формами высказываний: обращение - побуждение - просьба; обращение сообщение, обращение - вопрос. При появлении первых слов во время лепета необходимо постоянно побуждать детей к произнесению отдельных, доступных им слов, звукоподражаний, т.е. вызывать у них активную речевую реакцию. По мере овладения действиями растёт речевая активность ребёнка, развивается способность подражать речи взрослого.

Для развития речевого общения необходимо:

    I этап - научить ребёнка пользоваться побудительной формой общения (дай, помоги, надень, пойдём), учить  выражать свою просьбу одним словом.

  II этап обучения - учить ребёнка выражать свою просьбу словосочетанием (давай играть, дай мне мяч) и предложением (скажи, тётя Ира, где ты была?)

   Работа по развитию активной речи не должна ограничиваться лишь рамками занятий и игр. Для активизации речевых навыков также необходимо использовать наблюдения, экскурсии, режимные   процессы.

                      Основные  принципы общения с неговорящими детьми

  • Выражение лица доброжелательное, теплое, нераздраженное.
  • Тон голоса в разговоре с ребенком (в любых ситуациях) приветливый;
  • Больше тактильных контактов: обнять, погладить, приласкать.
  • Не делать постоянных замечаний, всегда быть с ребенком вежливым.
  • Не торопить и не подгонять ребенка.

Y. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩИХ ИГР

     Важное условие результативного использования коррекционно- развивающих игр в обучении  - это соблюдение последовательности в подборе игр и   игровых упражнений.  Игры не должны быть длительными во времени (от 5 до 15 мин). Они должны проводиться в неторопливом темпе, чтобы ребенок имел возможность  понять задание, осознать, исправить возможную ошибку, а педагог помочь ему в этом (приложение 3).  Игра должна быть интересной, заманчивой для ребенка, должен присутствовать элемент сравнения, красочное оформление.  В игре необходимо добиваться активного речевого участия ребенка, при этом по возможности использовать и двигательную активность.

 С детьми можно проводить следующие игровые упражнения:

  • стихи и потешки для развития движений в сочетание с речью;
  • мимические упражнения;
  • упражнения для жевательно-артикуляционных мышц;
  • упражнения для губ и языка;
  • упражнения, направленные на развитие речевого дыхания и голоса;

    Важно, чтобы у малыша вовремя сформировалась речь, так как задержка, неблагоприятно сказывается на интеллектуальном развитии маленького человечка.

 YI. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С  НЕГОВОРЯЩИМИ ДЕТЬМИ                                

 

 (НА МАТЕРИАЛЕ ЗВУКОПОДРАЖАНИЙ)

     1 этап

  На логопедических занятиях большое внимание уделяется   параметрам:  

  • контактности ребенка;
  • использованию  речевых возможностей;
  • интереса к занятиям и играм;
  • правильности выполнению заданий и использования помощи педагога;
  • степени активного внимания и  памяти.

       2 этап

  Родителями заполняется анкета «Домашнее оценочное интервью».

  1.Цели и функции коммуникации:

Домашняя информация

Общее: Как общается дома, по каким поводам он к вам обращается?

Просьба: Просит ли о чем – либо, что он хочет? Просит ли о помощи? Если «да», то приведите  примеры, как он это делает.

Привлечение внимания: Обращает ли ваше внимание на то, что он хочет с вами пообщаться? Примеры.

Отказ: Как обычно падаёт знак, что ей/ему что - то не нравится или не хочет что- либо делать? Примеры.

Социальные ритуалы: Приветствует ли людей, прощается ли с ними? Примеры.

2.Содержание коммуникаций.

Домашняя информация.

С кем больше всего общается? В каких ситуациях  любит общаться?

Общается ли с другими людьми?

Общается ли со сверстниками?

3.Формы коммуникаций.

Домашняя информация.

Общее: Расскажите о различных формах общения с вами.

Моторика/Предметы: Тянет ли вас, кладет ли вашу руку на предмет или приносит вам предмет?

Жесты: Качает ли головой, указывает  рукой или использует другие жесты для общения?

Есть ли другие способы, которыми общается  с вами?

                                   Итоговый бланк Оценки Общения.

Ребенок____________________  Дата заполнения__________________

ФУНКЦИИ

ДОУ

ДОМ

ПРИМЕЧАНИЕ

Привлечение внимания

Просьба

Социальные ритуалы (приветствие)

       ФОРМЫ

Жесты

Вокализации

Звукоподражания

Другое

             Прочный навык                       Формирующий навык      

             

             Не наблюдаемый навык              Неадекватный навык

             

        Информация в карте  позволяла:

  • выявить понимание  родителями проблем ребенка;
  • узнать, какие требования, меры поощрения и наказания используются  родителями дома, чтобы обеспечить единство требований к ребенку;
  • понять, достаточно ли занимаются с ребенком дома,  удовлетворяют ли родителей результаты  занятий в учреждении, чтобы знать, в какой мере можно опираться в дальнейшем на помощь родителей; готовы ли они к сотрудничеству  с педагогами в воспитательно-образовательном процессе;

    3 этап

       Методика  использования звукоподражаний предусматривает определенную последовательность: пробуждение интереса к звукам окружающего мира и звукам речи; дифференциация неречевых и речевых звуков, тихих и громких; развитие умения определять направление и источник звука и локализовать его в пространстве; развитие умения локализовать и узнавать голос; отличать их громкость; развитие речевой памяти.

      В начале работы предъявляются  ребёнку два знакомых изображения  животных, «голоса»,  которых  можно обозначать фонетически простыми звуками или звукосочетаниями: «у» - волк, «а» - зайчик; «пи» - мышка, «му»- корова (приложение 4).   Дается картинка для того, чтобы ребёнок  одновременно мог видеть  изображение животного, и движения артикуляторных органов  логопеда, произносящего  звукокомплексы. В процессе одни дети пытаются сразу повторить за логопедом, другие только шевелили губами, а часть детей  просто следили за действиями логопеда, не делали попыток повторения.   Если ребенок не делал  попыток  к повторению, раскладывала  картинки и просила: «Дай му», «Дай пи», чтобы сформировать  условную  связь  звучания и изображения.  Если  при повторении ребёнок  испытывает  трудности  артикулирования отдельных  звуков, в этом случае, выполняем артикуляторные упражнения. Если при имитации воя волка (у-у-у) ребенок не может вытянуть губы вперед, учим дуть в трубочку, либо простое механическое  сжимание губ пальцами,  если ребенок не в состоянии сомкнуть  губы  при подражании писка мышки (пи), рекомендую упражнения «пузырек» (надуть щеки). Подобным  образом подготавливается  артикуляторная база для правильного произношения, и ребенку  становится  доступной  артикуляция  практически всех звуков  по подражанию. Многие звукоподражания  по своему составу напоминают лепетную речь – обязательный  этап  развития  речи.  Однако  у большинства  детей «неговорящих»  лепет отсутствовал  или был ограничен. Поэтому  с помощью этого способа удалось  развить фонетическую сторону речи. Использовалось  около 30 звукоподражаний, обозначающих «голоса» животных, также около 100 слов – звукоподражаний различного характера, типа «бух», «бах», «ту-ту». Заучивая «голоса» по подражанию, дети овладевают  правильным  звукопроизношением.  В работу постепенно вводится  фраза   с  употреблением  названия «голоса» животного: «корова – му», «собака – ав» и т.п.  В  дальнейшем  фраза увеличивается до трех слов: «Корова мычит «му», «Собака лает «ав».

    Предлагаемая методика использования  звукоподражаний при одновременном  развитии всех психических  функций ребёнка и его импресивной речи в большинстве случаев способствует появлению активной речи. Для закрепления звукоподражаний  родителям рекомендуется  петь народные песенки, потешки, в которых содержатся  слова, наиболее близкие, понятные, доступные ребёнку. Реальная мотивированность  звукокомплекса раскрывает знакомое и понятное для ребёнка лексическое значение. Некоторые слова  образовались от звукоподражаний (ж-ж-ж-жужжать – жук, куку- кукушка). Эти звуковые комплексы служат и для  понимания переносных значений слов и выражений. Такое расширение значений позволяет ребёнку  усложнять синтаксические связи и строить фразы типа: «Мяу топ», «Ава па». При этом   сокращаются  такие нарушения слоговой структуры, как опускание, перестановка звуков, слогов;  слова (фразы приближаются к понятному звучанию).

      Подводя итоги,  следует отметить,  что проблема изучения использования разного материала  в работе с такими  детьми требует определения новых подходов к организации, формам и приемам обучения.

Вывод.

    Очень важно не упустить драгоценное время – период готовности ребенка к формированию речи, ведь потом, после трех лет, может быть уже поздно. В результате у неговорящего ребенка с изначально нормальными задатками будет отмечаться отставание в психическом развитии.

 Работа, по коррекции речевых нарушений у детей раннего возраста, проводимая в нашем детском саду заметно снизила риск более поздних речевых нарушений. А опыт работы помог детям с нарушениями речи почувствовать себя равными своим сверстникам и заметно улучшить свои результаты.

  От своевременно оказанной логопедической помощи во многом зависит развитие ребёнка в целом, раскрытие его потенциальных возможностей.

 

 Литература

Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Начинаем говорить./С-Пб 2004

Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Учимся слушать и слышать./С-Пб 2003

Датешидзе  Т.А. Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития./С-Пб 2004

Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий  с детьми 2 – 3 лет.)/ М., 2007

Копылова Л.В., Перетягина А.Г., Подкидышева Т.Г. Модель организации коррекционно-развивающего сопровождения детей раннего возраста с нарушениями речевого развития/ Пермь, 2007

Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления./М.,2000

Сборник «Актуальные проблемы логопедии в Удмуртской республике: научно-практический поиск инновационного подхода»/ Ижевск 2009

                                                                                                        Приложение 1.

                                      ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ.

Подражательные игры с движением рук, ног, туловища.

        «Ладошки»
Подними ладошки выше  и сложи над головой.
Что же вышло? Крыша вышла.
А под крышей мы с тобой.
Подними ладошки выше, поскорее помаши.
Что же вышло? Птички вышли.
Птички очень хороши.
Подними ладошки выше,
Изогни скорей дугой.
Что же вышло? Гуси вышли.

Вот один, а вот другой.

 Пальчиковые  игры с мелкими предметами.

        Примеры пальчиковых игр:
Соединять соответствующие пальцы на руках:
Повстречались два котенка
(мизинцы),
Два щенка (
безымянные),
Два поросенка
(средние),
Два ягненка (
указательные),
Два теленка (большие).

Дарики-дарики,  злые комарики  (помахивать руками).
Вились, кружились
(вращательные движения руками).
В носик вцепились  (указательными пальчиками нажать на ту часть тела, о которой говорится в тексте)

 Приложение 2.

 ИГРЫ, СТИМУЛИРУЮЩИЕ РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Как развивать речь малыша с помощью простых "бабушкиных" игр и игрушек.   Слова приговорок подбираются так, чтобы малыша с первых дней окружали сочетания  звуков речи, чтобы алфавит был представлен в незатейливом "мамином" языке.

Проживая день

   Ежедневные режимные мероприятия - кроха проснулся,  приветствуйте его улыбкой, ласковыми словами "агу-агу", нежно руками очерчиваете контуры его тела и приговариваете: "Потягушеньки-потягушеньки, ножки побегушеньки, ручки похватушеньки"...  Во время гимнастики - используются подходящие пестушки, простые ритмичные словечки: "топ-топ" - опуская согнутые ножки, "хлоп-хлоп" - разводя и сводя ручки малыша. Для массажа ладошек и пальчиков подойдет "Сорока-ворона кашу варила, деток кормила...", для обхватывания груди ручками - "Ладушки, ладушки, где были - у бабушки..." с непременным окончанием "Шу-у-у, полетели, на головку сели!" (ручки обхватывают голову).  Водные процедуры тоже нуждаются в "озвучивании",  они меньше пугают самых маленьких и не вызывают сопротивления тех, кто постарше.

Водичка, водичка, умой мое личико… скажем при умывании.

       Это простой способ наладить связь между вашими словами и его пока еще непроизвольными действиями. Полезн  превратить в игру  одевание на прогулку. Можно зарифмовать одеваемые части тела и предметы одежды - например:

Га-га-га, га-га-га- вот колготки на ногах!
Ва-ва-ва, ва-ва-ва - влезли руки в рукава
, и т.п.
 Еще больше простора для творчества предоставляет время укладывания спать. Процесс засыпания маленького ребенка должен сопровождаться маминой речью -
колыбельной, сказкой, аудиозаписи этого не заменят. Подойдут любые сочетания звуков и слов, самой маме кажущиеся успокоительными:

Журавли летели, на ворота сели,
А ворота скрип, скрип,
Наша Маша спит, спит...

         

                                                                                                               Приложение 3.

ИГРЫ – ГОВОРИЛОЧКИ

  В течение дня есть время, когда вы с малышом просто играете. "Правила" этих игр у нас в крови, стоит напомнить лишь первую строчку: "Идет коза рогатая за малыми ребятами..." Развивающий эффект таких потешек будет сильнее, если вы научитесь делать паузу, прежде чем сказать (и сделать) последнее - "забодаю-забодаю-забодаю!". Тогда малыш сначала станет ждать этого предсказуемого конца, а потом и попросит вас о нем - жестами и речью.

  По ровной дорожке (малыш сидит на коленях, вы его чуть-чуть покачиваете),
 Потом по песочку
 (начинаете потряхивать),
 По кочкам, по кочкам, по синим лесочкам
(подбрасываете на коленях),
 В ямку - бух!
("роняете" между коленей)

Если, не договорив последнюю строчку, приподнять и держать малыша - а ему так хочется "бух!" - он у вас это попросит-произнесет.Так же исполняются (причем в любом возрасте!) "Гуси, гуси - га-га-га...", "Киска, киска, брысь под лавку" и другие.

В идеале   могут присутствовать игры-говорилочки на все согласные буквы алфавита. В неделе семь дней, каждый день вполне реально поиграть в три игры - вот и окружили малыша звуками родной речи. Вот один принцип придумывания таких игр:

Жук жужжит - жу-жу-жу-жу,
Я вам глазки покажу,
Я вам лобик покажу,
Я вам ушки покажу
 (и так далее).

Сначала мама дотрагивается до называемых частей тела, затем это делает малыш, и наконец, мама делает паузу, показывая эту часть тела, - и ребенок называет слово сам, как может. 

Приложение 4.

ИГРУШКИ-ЗАВЛЕКАЛОЧКИ

   

    Совершая непроизвольные движения с погремушкой, малыш постепенно начинает фиксировать свое внимание на звуке и ощущении. Время от времени достаем  колокольчик ("динь-динь-динь"), юлу  ("у-у-у") и заставляем их "работать. "Давай попросим мишек постучать - тук-тук-тук!", и деревянные медведи-кузнецы начинают свой перестук. Каждый раз "озвучиваете" игрушку закрепленными звукосочетаниями, даем поиграть и извлечь звук ребенку. Зная, что может игрушка, малыш обязательно попросит ее еще. Попросит теми звуками, которыми вы обозначали игрушку:

     курочки на кормушке - "цып-цып-цып";
  трещотка - "
т-т-т-т-т";     барабан - "бум-бум-бум";
  маракасы или берестяная погремушка-шаркунок - "
шу-шу-шу".

 По такому же принципу можно "добавить звучания" и любимым игрушкам малыша. Машина получит прозвище "ж-ж-ж-ж" или "бр-р-р", куклу  можно качать, укладывая спать: "а-а-а, а-а-а"... Вообще с куклой малыш прекрасно осуществляет все режимные моменты, и озвучивает их запомнившимися словами и звукосочетаниями.    

КНИЖКИ – МЫЧАЛКИ

    Одни из первых книг, которые появляются у малыша, с изображениями животных. Книжек может быть несколько - картонные, с тряпичными страничками или вставками (можно погладить "шерсть" овечки или подергать хвостик у хрюшки), бывают непромокаемые книжки для ванной... С их помощью, выясняем, кто как разговаривает. Читая сказки, предлагаем малышу "сказать" за героев-зверей. Сначала лепетные слова станут обозначать животных, а через какое-то время на вопрос: "Кто говорит "му"?" малыш ответит: "Корова".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития"

Данная система коррекционного воздействия предназначена для работы с детьми раннего возраста (от двух до трех лет) с задержкой речевого развития....

"Эффективные формы взаимодействия ДОУ и семьи в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми,имеющими дисфункции речевого развития"

В век современных технологий взрослые уделяют мало внимания своим детям в плане общения. Тем  самым снижается уровень бытовой культуры, происходит обеднение речи. Угроза  языковой катастрофы...

«Система коррекционной работы с детьми, имеющих задержку речевого развития в условиях реализации ФГОС ДО»

Раскрываются основные направления коррекционно- логопедической работы с детьми с задержкой речевого развития, которая должна стимулировать моторное, сенсорное, перцептивное, речевое развитие ребенка....

Методическая разработка "Система коррекционной работы с детьми первого года жизни"

Данная методческая разработка раскрывает систему коррекционной работы сдетьми первого года жизни.Включает в себя:1. Основные направления коррекционно-развивающей работы сдетьми младенческого возраста ...

Осуществление коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой речевого развития

Рост числа детей с задержкой речевого развития является серьезной проблемой, и для ее преодоления необходимо применение разнообразных и эффективных методов и приемов стимуляции речевой активности дете...