Знакомимся с предлогами
методическая разработка по логопедии

Мержиевская Юлия Владимировна

Виды работы при изучении, закреплении и совершенствовании навыка употребления предлогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomimsya_s_predlogami_.docx15.14 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомимся с предлогами

Собственное значение предлога не может проявиться вне связи с падежной формой какого-либо названия лица или предмета. Однако, предлог не только поддерживает и усиливает значение падежей, но и дополняет, специализирует, осложняет их в том или другом направлении.

Предлоги появляются позже всех знаменательных частей речи. Ребенок, научившись выделять и использовать флексию,  потом вводит в эту конструкцию и недостающий третий элемент - предлог, выражая лексико-грамматическое значение с помощью предлога и флексии.

Последовательность усвоения предлогов зависит от сложности значения, которое они выражают совместно с падежной формой. Раньше всего появляются предлоги, обозначающие пространственные отношения. При этом пространственные отношения постепенно все более детализируются. Другие значения предлогов: время, цель, причина, отношения к объектам, развиваются позже и занимают сравнительно небольшое место в речи дошкольников.

По А.Н.Гвоздеву отмечается следующая последовательность усвоения предлогов в онтогенезе (сокращенный вариант): в, на, у, к, из, от, с, за, под, по, до,  над, перед, между и др.

Предложно-падежные конструкции усваиваются, прежде всего, как носители определенных синтаксических значений. Усвоение основных значений и формальных признаков предложно-падежных конструкций занимает длительный промежуток времени и происходит от конкретного к абстрактному, от типичного и продуктивного к менее типичному.

В случае, если один и тот же предлог, употребляющийся в различных предложно-падежных конструкциях, обозначает место действия и направление, то сначала нужно уточнить понимание и употребление предлога со значением местонахождения (где?), а затем - тот же предлог, но со значением направления действия (куда?).

После изолированной работы над отдельными предлогами проводится дифференциация нескольких предлогов. Необходима дифференциация предлогов,  с помощью которых выражаются схожие значения (н-р, под – над, за – перед, к – от ), и предлогов  близких фонетически (н-р, на – над).

Виды работы при изучении, закреплении и совершенствовании навыка употребления предлогов

  1. Выделение заданного предлога из ряда предлогов.
  2. Выделение предлога из послушанного устного высказывания (предложения, стихотворения, небольшого текста).
  3. Выполнение действия по инструкции, содержащей предлог.
  4. Выбор сюжетной картинки в соответствии с прослушанным предложением.
  5. Выбор сюжетных картинок к заданному предлогу/ графической схеме предлога.
  6. Подбор графической схемы предлога к сюжетной картинке.
  7. Подбор графической схемы предлога к прослушанному предложению.
  8. Составление предложения с заданным предлогом по демонстрируемому действию.
  9. Составление  предложения с заданным предлогом по сюжетной картинке.
  10. Составление  предложения с заданным предлогом по двум предметным картинкам.
  11. Составление предложения с заданным предлогом (по представлению).
  12. Изменение места предлога в предложении. (Кот спит на диване. – На диване спит кот.)
  13. Составление графической схемы предложения.
  14. Определение места предлога в предложении.
  15. Составление предложения с предлогом  по заданной графической схеме предлога.
  16. Выбор графической схемы предложения с предлогом к прослушанному предложению.
  17. Исправление предложения (употребление правильного предлога) по сюжетной картинке/демонстрируемому действию.
  18. Вставка пропущенного предлога в предложение.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комбинированного подгруппового занятия в старшей группе для детей с ОНР"Путешествие в страну Вкусляндию"по теме"Образование имен существительных единственного числа Родительного падежа без предлогов и с предлогами У,ИЗ,БЕЗ".

Основная задача данного занятия - научить детей с ОНР образовывать имена существительные единственного числа Родительного падежа без предлога и с предлогами У,БЕЗ,ИЗ на материале лексических тем "Овощ...

Слова-помощники. Знакомимся с предлогами.

Советы по знакомству с простыми предлогами в старшем дошкольном возрасте....

Знакомим детей с предлогом

Практические задания по ознакомлению детей с редлогами в подготовительной группе....

Презентация "Знакомим малышей с предлогами"

Используя в работе с детьми младшего дошкольного возраста данную презентацию, можно познакомить детей с предлогами и закрепить  правильное употребление в разговорной речи....

консультация Знакомим ребенка с предлогами

У детей часто наблюдаются многочисленные аграмматизмы (ошибки) при употреблении предлогов. Поэтому необходима целенаправленная, систематическая работа по преодолению...

Методический материал "Знакомим дошкольников с предлогами"

Мною разработаны практические задания для индивидуальной работы с дошкольниками, целью которых является закрепление зрительного образа предлога – схемы и дифференциация их в речи....

Дидактический материал для родителей: "Знакомим ребенка с предлогами"

Дидактический материал для родителей: "Знакомим ребенка с предлогами"...