Образовательный проект "Как получаются звуки?"
проект по логопедии (средняя, старшая группа)

Чепуркина Виктория Викторовна

Представлены артикуляционные и дыхательные упражнения для коррекции звукопроизношения. Система работы для детей, информация для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

д/с № 57

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ  ПРОЕКТ  ДЛЯ  ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

“Как получаются звуки?

г. Калининград

2016

Проект «Как получаются звуки?»

Содержание.

  1. Актуальность.
  2. Технология.
  3. Работа с детьми.

- Тематическое планирование.

- Диагностическое исследование.

- Итоговая совместная деятельность.

4. Работа с родителями.

     - План работы с родителями.

     - Самостоятельная работа родителей с детьми.

     - Совместная деятельность родителей и сотрудников ДОУ.

     - Практикум для родителей.

Тип проекта – исследовательский, кратковременный.

Участники – дети в логопункте и на дополнительных услугах, учитель-логопед и родители.

Характер проекта – практическая  работа.

Практическая направленность проекта в развитии органов артикуляции и коррекции звукопроизношения.

Структура – игровая практическая деятельность.

Доминирующая деятельность в проекте –  исследовательские упражнения с органами артикуляции.

Результат:

-развитие артикуляционной и мимической мускулатуры,

-направленного ротового выдоха,

- коррекция звукопроизношения.

Актуальность: изучить методом самостоятельных наблюдений и экспериментов как образуется речь. Благодаря артикуляционной гимнастике дети могут научиться правильно говорить, поскольку вырабатываются полноценные движения и определенные положения артикуляционных укладов для правильного произношения звуков.

Цель проекта: развитие речедвигательных навыков у дошкольников с нарушением звукопроизношения.

Данная работа направлена на решение следующих задач:

  1. Знакомство с органами артикуляции и их роли в звукопроизношении.
  2. Развитие органов артикуляции, дыхания.
  3. Развитие собственного познавательного опыта с помощью экспериментирования.
  4. Повышение мотивации к логопедическим занятиям.

Работа актуальна, так как может проводиться с детьми 4-7 лет, в подгруппе детей в логопункте или индивидуально.

Степень новизны.

В данном проекте предлагается проводить коррекцию звукопроизношения через проведение экспериментальных упражнений с органами артикуляции.
Этапы работы над проектом

Подготовительный.

Поиск и анализ проблемы, планирование проектной деятельности (тема, цель, задачи).

Деятельность научно-методической группы:

-мотивация проектирования,

-определение цели проекта,

-помощь в подборе логопедической литературы, иллюстраций, пособий.

Результаты деятельности:

определение оптимального способа достижения цели проекта. Пошаговое планирование работы.

Основной этап.

Дети исследуют органы артикуляции, особенности речевого дыхания,  выясняют, какую роль играют язык, нос, губы в произношении звуков (гласных и согласных), с помощью чего можно развивать движения речевого аппарата.

Эксперимент “Роль языка в образовании звуков”.

Учитель-логопед. - Положи язык на нижние зубы и крепко прижми его. Язык от зубов не отрывай. А теперь произнеси “З, Ж, Ш”. Получается? (Нет).

-Без какого органа мы не можем произнести звуки? (Без языка).

-Для всех ли звуков нужен язык? Опять прижми его к нижним зубам и повтори за мной “А, Ж, Т, Ц, Н”. Для образования каких звуков кончик языка не нужен? (Для звуков А, И).

-Какие это звуки? (Гласные).

А для каких нужен? (Ж, Т, Ц).

-Какие это звуки? (Согласные).

-Для произнесения гласных звуков кончик языка не нужен, а для согласных нужен.

Эксперимент “Роль губ в образовании звуков”.

Сожми руками губы, держи крепко, чтобы рот не открылся и проговори за мной “А, О, Б, В”. Посмотри в зеркало. Что делают губы при произнесении звуков? (О - губы округлены, У - вытянуты вперед трубочкой, А - разомкнуты, И - растягиваются в улыбке, Б - сомкнуты, В- нижняя губы соединяется с верхними зубами.

-Без чего нельзя произнести звуки? (Без губ).

Эксперимент “Роль носа в образовании звуков”.

-Зажми нос руками и произнеси “Н, М, Л”. Как слышится звук? (Смазано, нечетко).

-Без какого органа трудно говорить? (Без носа).

Анализ “Что помогло произносить звуки правильно?”

-Какие органы артикуляции нам помогают в произнесении звуков?

Артикуляционная гимнастика помогает научиться правильно произносить звуки.

Эксперимент ”Исследование речевого дыхания”.

Дети надувают воздушные шары, дуют на разные дыхательные тренажеры (птички, бабочки и другие предметы на ниточках), сдувают легкую ватку со стола и с ладони, тяжелый шарик. Дуют на ладонь разными способами, получая то холодную, то теплую струю воздуха.

 Учатся упражнению “Фокус”: сдувают ватку с носа, вытянув язык “чашечкой”.

Играют в “Футбол”, пытаясь забить ватку в ворота. Тренируются сила и направление воздушной струи.

Пробуют выдохнуть и произнести  звук, слово.

Анализ исследования.

-Какие предметы нам легче сдувать? (Легкие).

-Можем ли мы сдуть более тяжелые предметы? Как? (Дуть надо сильней, набирать больше воздуха).

-Зачем нужны дыхательные упражнения? (Они развивают силу и направленность ротового выдоха).

-Можем ли без дыхания произносить звуки, слова? (Нет).

Заключительный этап.

Закрепляется умение формулировать свои выводы. В ходе проекта дети узнают, какие органы артикуляции нужны им для произношения звуков. Чтобы произносить все звуки правильно, необходимо делать артикуляционную гимнастику. Чтобы произносить слова, необходимо развивать длительный ротовой выдох.

3. Работа с родителями:

- знакомство с артикуляционной гимнастикой и системой ее проведения,  

- обучение родителей правильному выполнению артикуляционных и некоторых дыхательных упражнений.

 Работа с детьми.

   На индивидуальных или подгрупповых занятиях дети поэтапно знакомятся с артикуляционными и дыхательными упражнениями через экспериментально-исследовательскую деятельность и выполняют их по заданию логопеда.

Сначала логопед объясняет, показывает упражнения, которые необходимо выполнить. Дети должны выполнять их совместно с логопедом перед зеркалом, затем самостоятельно перед зеркалом и без визуального контроля.

Работа с родителями.

    Предполагается знакомство родителей с правильным выполнением артикуляционных и дыхательных упражнений на индивидуальных занятиях совместно с ребенком, на встречах в клубе “Гармония” в ДОУ. Объясняется важность систематического их выполнения, распределение временной нагрузки на органы артикуляции. Планируется предложить изготовление дыхательных тренажеров родителями совместно со своими детьми в домашних условиях из бумаги, трубочек для питья, ваты. Заинтересовать родителей в проведении артикуляционных упражнений через использование красочных книг, информации в интернете.

На этапе совместной работы родители выступают не только как слушатели и зрители,  но и  как активные участники. Совместные мероприятия -дети-родители-учитель-логопед способствуют установлению неформальных, доверительных отношений. Происходит сближение педагогических позиций детского сада и семьи, что оказывает положительное влияние на формирование у детей стойкого познавательного интереса к занятиям.

  Литература.

Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Развитие языковой способности у детей 4-5 лет с ОНР. М., 2012.

Приказ Министерства образования и науки российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 “Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования”.

Иванова А.И. Человек. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. М., 2010.

Карпухина Г.А., Иванова А.И. Познавательно-исследовательская деятельность детей 5-7 лет на логопедических занятиях. Логопед, №3, 2016.

Александрова И.В., др. Что тебе и мне поможет звуки все произносить? Исследовательский проект для детей 6-7 лет. Логопед, №3, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по развитию речи "Гласные звуки2

Презентация к занятию по развитию речи...

Конспект ООД по образовательной области «Речевое развитие» на тему «Чтение стихотворений об осени. Дидактическое упражнение «Что из чего получается»

Цель: Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух, упражнять в образовании слов по аналогии. Задачи:- развивать память и внимание детей- воспитывать познавательный интерес к природе, учи...

Проект «Мы знанья получаем и здоровье сохраняем» /образовательно-оздоровительный Террренкур/

XXI век ставит перед нами много новых проблем, среди которых сегодня самая актуальная — проблема сохранения здоровья ребенка. Приобщение ребенка к здоровому образу жизни — о...

Конспект открытого просмотра по образовательной области «Здоровье» в группе для детей 3-4 лет на тему: «Палка, палка, огуречик – получился человечек».

В ходе занятия дети младшего дошкольного возраста знакомятся с понятиями, обозначающими части тела, учатся бережно и заботливо относится к своему здоровью....

Образовательные продукты, получившие положительную экспертную оценку

Образовательные продукты, получившие положительную экспертную оценку...