"В стране правильной речи"
проект по логопедии (старшая группа)

Казакова Таисия Александровна

В данное время перед учителем-логопедом в условиях группы коррекционной направленности стоит задача в минимальные сроки работы решить максимальное количество задач при условии всё более усложняющемся характере нарушений речи. Специалисту необходимо наметить формы работы, которые будут направлены на профилактику и коррекцию речевых и личностных нарушений.

Для выхода из сложившейся ситуации, мной, как специалистом, работающим с детьми с тяжёлыми нарушениями речи в условиях группы коррекционной направленности, был разработан проект «Страна правильной речи - научимся говорить правильно!».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2_v_strane_pravilnoy_rechi.odt1016.7 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

МДОУ Д/с №39г. Одинцово

«В стране правильной речи».

Автор: Казакова Таисия Александровна  

                                                                                                                             

    учитель-логопед МБДОУ Д/с №39

г. Одинцово

                                                                                             контактный телефон:

                                                                                               8-903-235-32-61 (моб)

                                                                     e-mail: Buzhor@bk.ru

2019 год 

Проект: «В стране правильной речи».

Название моего проекта я выбрала неслучайно. Ребёнок, попав в страну правильной речи,  будет с уверенностью идти по сложной стране знаний. Педагоги непременно должны ему в этом помочь!

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте, который вступил в силу  1 января 2014 года, существует пять основных направлений. Одно из них – развитие речи детей. В настоящее время на порядок увеличилось количество детей, которые имеют те или иные нарушения речи, при которых наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии. Нарушения речи чаще всего связаны с проблемами психологического, неврологического и социального статуса. Это значительно утяжеляет симптоматику речевых нарушений. Учитывая эти данные, был разработан настоящий проект деятельности учителя-логопеда в  группе коррекционной направленности ДОУ.  Данный проект освещает возможные пути работы  учителя-логопеда в  дошкольном образовательном учреждении по реализации федерального государственного образовательного стандарта.

 «В эту страну попасть непросто-

Грамота там живёт

И по тропе красивой речи  

Нас она поведёт.

Надо всем детям научиться

Правильно говорить.

В эту страну тот час умчимся

Будем всегда там жить.

Маленькая страна Правильная страна

Там говорят и пишут верно

Всех нас зовёт она!

В этой стране не будет места

Грубым и злым словам

Никакой Звукомор не приживётся там.

Мы научиться должны

Звуки произносить

 Надо нам научиться срочно

Правильно говорить»

Актуальность: 

Федеральный государственный образовательный стандарт к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяет новые векторы в организации развития речи детей 3–7 лет. К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, обращаться к нему за помощью в случаях затруднений, правильно использовать вербальные средства общения и правильно владеть диалогической речью.

ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры – психологические и социальные характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования. Среди них речь занимает одно их главных мест и является  самостоятельно формируемой функцией: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

 По требованиям ФГОС речевое развитие детей, которые посещающают ДОУ, включает в себя:

  1. владение речью как средством общения и культуры;
  2. обогащение активного и пассивного словарей, развитие связной речи, развитие грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  3.  развитие речевого творчества;
  4. развитие просодической стороны речи, фонематического слуха и восприятия, знакомство с книгой, детской литературой, восприятие и понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  5. формирование аналитико-синтетической звукового восприятия  как подготовка к обучению грамоте.

       В качестве средства общения, познания, творчества  речь включается в следующие целевые ориентиры :

  • активное взаимодействие со взрослыми и сверстниками , участие в совместных играх;
  • способность договариваться, учитывая интересы и чувства друзей, умение разрешать конфликты, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, ;
  •  фантазия вслух, игра со звуками и словами; проявление любознательности, умение задавать вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интерес причинно-следственных связей (как? почему? зачем?), попытка самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
  • обладание начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт.

         Без освоения речевой культуры ни один из данных целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут.

            Для достижения этих целевых ориентиров очень важна профилактика речевых нарушений у дошкольников, так как многие из них имеют особенности, способные нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, который   проявляется к пятилетнему возрасту.

           В настоящее время значительно увеличивлось количество детей, которые имеют различные нарушения речи, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии. Нарушения экспрессивной речи все чаще связаны с проблемами медицинского характера, а также социального статуса ребёнка. Это значительно утяжеляет речевой прогноз.

           В современном  дошкольном образовании существует ряд наиболее ярких проблем, которые  требуют серьёзного решения.

1.  Дети поздно попадают в поле профессиональной деятельности учителя-логопеда в ДОУ.

2. К пятилетнему возрасту ребенок уже имеет несколько вторичных и третичных нарушений развития, которые  существенно снижают уровень его обучаемости.
3. Профилактическая и коррекционная работа, направленная на устранение  нарушений речи у дошкольников остается недостаточно эффективной, если  нарушение речи не является предметом комплексного воздействия всех специалистов ДОУ.

       Исходя из этого, мной была выделена педагогическая проблема: 

          В данное время перед учителем-логопедом в условиях группы коррекционной направленности стоит задача в минимальные сроки  работы  решить максимальное количество задач при условии всё более усложняющемся характере нарушений речи. Специалисту необходимо наметить формы работы, которые будут направлены на профилактику и коррекцию речевых и личностных нарушений.

        Для выхода из сложившейся ситуации, мной, как специалистом, работающим с детьми с тяжёлыми нарушениями речи в условиях группы коррекционной направленности, был разработан проект «Страна правильной речи - научимся говорить правильно!».

        Цель:

  • Профилактическая и коррекционная работа с детьми средней группы  в МБДОУ Детский сад №39 г. Одинцово, не посещающие группу коррекционной направленности.

     Задачи: 

  • выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
  •  развитие всех компонентов речи (артикуляционной моторики; физиологического дыхания; развитие темпа, ритма речи, координации речи с движением; развитие слухового внимания и фонематического восприятия; уточнение, расширение и обогащение лексической стороны речи; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи дошкольников 5-6 лет);
  • осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников и сотрудниками ДОУ;
  •  забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
  • творческая организация воспитательно-образовательного процесса.

       Для достижения поставленной цели и решение задач  я буду использовать следующие принципы:

  •  принцип опережающего подхода, благодаря которому   существует необходимость выявления детей с различными функциональными и органическими отклонениями в развитии, а так же разработку необходимого логопедического воздействия;
  • принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»). Он заключается  в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
  • принцип сознательности и активности детей, обозначающий, что педагогу необходимо  предусмотреть в своей работе некие приёмы, которые будут активировать познавательные способности детей. Перед каждым ребёнком нужно ставить задачи познавательного характера,  решая их, ребёнок будет ссылаться на собственный опыт. Благодаря этому принципу  психическое развитие дошкольников развивается более интенсивно. Ребёнок лучше понимает  материал и успешнее примененяет его в практической деятельности в дальнейшем;
  • принцип индивидуальности  и доступности, который пучитывает возрастные, физиологические особенности  характера патологического процесса; принцип постепенного повышения требований, который предполагает   переход от менее простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
  • принцип наглядности, который обеспечивает наиболее тесное  взаимодействие всех анализаторов организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.

      Учитывая  поставленные цели, задачи  и принципы мной был разработан данный проект деятельности учителя-логопеда  группы коррекционной направленности  МБДОУ Детский сад № 39 г. Одинцово. Проект показывает один из векторов  работы учителя-логопеда МБДОУ в работе дошкольного образовательного учреждения по реализации федерального государственного образовательного стандарта к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

     Методы: 

  • словесный (индивидуальные беседы, консультации,);
  •  практический (проведение семинаров-практикумов);
  • наглядный (подборка речевого материала на лексические темы, показ мультимедийных презентаций, демонстрация дидактического материала, памятки для родителей, журнал для родителей «Говорун»);
  • игровой (игры, физкультминутки, артикуляционные, дыхательные и пальчиковые гимнастики).

      Материально-техническое обеспечение: 

  • Компьютер, мультимидийная установка, дидактические игры по развитию речи, зеркала, игрушки для развития дыхания, музыкальные инструменты, аудио записи с различными звуками, баночки – «бренчалочки», шнуровки, пазлы, мозаика и т.д.)

        Кадровое обеспечение:

  • Учитель-логопед; воспитатели МБДОУ,
  • музыкальный работник,
  • руководитель физического воспитания,
  • дети и родители старшей группы.

     Технологии: 

  • Технология совместной деятельности;
  • Технология логопедического обследования;
  • Технологии формирования речевого дыхания;
  • Технологии развития интонационной стороны речи;
  • Технологии коррекции темпо-ритмической организации устной речи;
  •  Компьютерные технологии.

Ожидаемый результат:

  • Увеличение количества детей с нормой речевого развития и уменьшение показателя с низким уровнем развития речи детей 5-6 лет.

        Проект является долгосрочным. Срок реализации – 1 год.

1 этап – подготовительный (диагностический; информационно- аналитический).

Задачи:

  • Провести мониторинг развития речи детей 5-6 лет.

    Выяснить образовательные потребности педагогов и родителей, уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить с ними контакт, согласовать воспитательное воздействие на детей.

 2 этап – основной (практический).

 Задачи:

  • разработать и апробировать систему методических мероприятий для педагогов и родителей по вопросам речевого развития дошкольников 5-6 лет через организацию и проведение мероприятий.

3 этап – заключительный (контрольно-диагностический).

Задачи:

  • Проанализировать эффективность профилактической работы учителя-логопеда с педагогами и родителями по вопросам речевого развития детей 5-6 лет.

     Диагностическая работа проводится по разделам согласно методике Н. В. Серебряковой включает логопедическое обследование детей старшего дошкольного возраста ДОУ (начало и конец года), с целью постановки логопедических заключений, а также определений приоритетных направлений профилактической работы.

    Систему коррекционно-профилактического процесса можно изобразить в виде круга специалистов: учитель-логопед, воспитатели и родители. Причем родители должны стоять на одном уровне со специалистами. А это можно добиться только через просветительскую деятельность о развитии ребенка в норме и возможные патологии, т.к. это одно из условий полноценного речевого развития дошкольников.

     Наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды, воспитатели и родители действуют согласованно. В рамках проекта в работе с педагогами и родителями важно сформировать многостороннее взаимодействие всех участников коррекционно-профилактического процесса.

    Для достижения этой цели мною был определен круг задач, которые необходимо решить. Чтобы добиться этого педагоги и родители:

1. должны четко представлять цель своей деятельности, которая заключается в полноценном развитии ребенка и в слаженном взаимодействии между собой.

 2. должны быть вооружены необходимым инструментарием для работы (специальные знания, необходимые для понимания важности и механизма влияния на развитие речи ребенка, практические умения по оказанию ребенку помощи в коррекции и профилактики развития речи).

      Взаимодействие специалистов и родителей 

   

Просветительский блок 

  • Знакомство с возрастными особенностями нервно-психического развития, этапами становления детской речи;
  • Ознакомление с результатами диагностики речевого развития детей; Создание пятиминуток с играми, упражнениями;
  • Оформление стендов с общими рекомендациями;

Практический блок 

  • Демонстрация приёмов работы по коррекции и развитию речи на консультациях;
  • Проведение тематических семинаров – практикумов, совместных развлечений.

Формы работы логопеда с воспитателями в МБДОУ по профилактике речевых недостатков у детей 

  • консультации мастер – классы;
  •  семинары – практикумы;
  • еженедельное предоставление календарного планирования на лексические темы;
  • организация мини-библиотеки «Коррекционная работа по речевому развитию дошкольников».

Формы работы логопеда с родителями 

  • анкетирование;
  •  родительские собрания;
  • семинары – практикумы;
  • консультации;
  • логопедические пятиминутки на лексические темы;
  •  Оформление информационно-методического стенда «Советы логопеда» («Игры на кухне», «По дороге в детский сад» и т.д.) памятки для родителей;
  •  логопедическая газета «Говорун»;
  • индивидуальные консультации.

 

    Вся эта работа позволяет создать положительный эмоциональный настрой родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей, так как родители могут увидеть наглядно проблемы собственных детей и методы их решения.

Оценка качества деятельности

Эффективность проекта можно проследить в следующем:

  • Повышение эффективности и качества предоставляемых коррекционно-профилактических услуг.
  • Модернизация коррекционно-профилактического процесса путем внедрения компьютерных технологий, технологии совместной деятельности. Показатели эффективности проекта.

 

    Увеличение количества детей с нормой речевого развития и уменьшение показателя с низким уровнем развития речи детей 5-6 лет.

Механизм оценки: 

  • Диагностика речевого развития детей старшего возраста;
  • Анализ речевого развития детей.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ–ЛОГОПЕДА МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № №39 В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Период

 Содержание работы

 Примечание

Сентябрь

1. Анкетирование родителей Приложение №1

2.Мониторинг развития речи детей старшей группы Приложение №2

3.Анализ результатов мониторинга и определение приоритетных направлений развития речи детей

4. Родительское собрание на тему: «Развитие речи детей 5-6 лет»; Результаты мониторинга Приложение №3
5.
Выпуск логопедической газеты  «Говорун» Приложение №10

1.Проводит учитель-логопед 2.Учитель-логопед и воспитатели 3.Учитель-логопед 4.Учитель-логопед и воспитатели


Октябрь

1.Еженедельное предоставление календарного планирования воспитателям и специалистам МБДОУ и логопедических пятиминуток для родителей по лексическим темам согласно поблочному планированию. Приложение №4

 2. Семинар-практикум для родителей детей старшего возраста «Учите детей говорить правильно» Приложение №5

3.Стендовая консультация для родителей «Для чего нужна пальчиковая гимнастика» Приложение№6

4. Организация мини-библиотеки «Коррекционная работа по речевому развитию дошкольников»

5.Еженедельное проведение занятий по развитию речи, объединенных единой лексической темой и идеей путешествия в страну красивой речи.

6.  Выпуск логопедической газеты  «Говорун»

1.Разрабатывает учитель-логопед, проводят воспитатели и специалисты МБДОУ 2.Учитель-логопед и родители 3.Учитель-логопед

4.Учитель-логопед 5.Воспитатели

Ноябрь

1.Еженедельное предоставление календарного планирования воспитателям и специалистам МБДОУ и логопедических пятиминуток для родителей по лексическим темам согласно поблочному планированию.

2. Выпуск логопедической газеты «Говорун»

 3.Индивидуальные консультации

4. Еженедельное проведение занятий по развитию речи, объединенных единой лексической темой и идеей путешествия в страну красивой речи.

1.Разрабатывает учитель-логопед, проводят воспитатели и специалисты МБДОУ 2.Совместно учитель-логопед и воспитатели

3.Учитель-логопед и воспитатели

4.Воспитатель


Декабрь

1.Еженедельное предоставление календарного планирования воспитателям и специалистам МБДОУ и логопедических пятиминуток для родителей по лексическим темам согласно поблочному планированию.

 2.Мастер-класс для педагогов на тему: «Артикуляционная гимнастика»

3.Стендовая консультация для родителей на тему: «Для чего нужна артикуляционная гимнастика» Приложение №7

4. Памятки для родителей Приложение №8

5.Еженедельное проведение занятий по развитию речи, объединенных единой лексической темой и идеей путешествия в страну красивой речи.

6.  Выпуск логопедической газеты  «Говорун»

1.Разрабатывает учитель-логопед, проводят воспитатели и специалисты МБДОУ 2.Учитель-логопед

3.учитель -логопед

4. учитель-логопед 5.воспитатель

Январь

1.Еженедельное предоставление календарного планирования воспитателям и специалистам МБДОУ и логопедических пятиминуток для родителей по лексическим темам согласно поблочному планированию.

2.Индивидуальные консультации

3. Еженедельное проведение занятий по развитию речи, объединенных единой лексической темой и идеей путешествия в страну красивой речи.

4.  Выпуск логопедической газеты  «Говорун»

1.Разрабатывает учитель-логопед, проводят воспитатели и специалисты МБДОУ 2.учитель-логопед и воспитатели

3.воспитатель


Февраль

1.Еженедельное предоставление календарного планирования воспитателям и специалистам МБДОУ и логопедических пятиминуток для родителей по лексическим темам согласно поблочному планированию.

2. Выпуск логопедической газеты  «Говорун»

3.Стендовая консультация для родителей на тему: «Для чего нужно уметь правильно и красиво говорить» Приложение №9

4. Еженедельное проведение занятий по развитию речи, объединенных единой лексической темой и идеей путешествия в страну красивой речи.

11.Разрабатывает учитель-логопед, проводят воспитатели и специалисты МБДОУ 2.Совместно учитель-логопед и воспитатели

3. Учитель-логопед 4.воспитатель

Март

1.Еженедельное предоставление календарного планирования воспитателям и специалистам МБДОУ и логопедических пятиминуток для родителей по лексическим темам согласно поблочному планированию.

2.Стендовая консультация для родителей на тему: «По дороге в детский сад»

3. Еженедельное проведение занятий по развитию речи, объединенных единой лексической темой и идеей путешествия в страну красивой речи.

4.  Выпуск логопедической газеты  «Говорун»

1.Разрабатывает учитель-логопед, проводят воспитатели и специалисты МБДОУ 2.Учитель-логопед 3.воспитатель


Апрель

1.Еженедельное предоставление календарного планирования воспитателям и специалистам МБДОУ и логопедических пятиминуток для родителей по лексическим темам согласно поблочному планированию.

2.Стендовая консультация для родителей на тему: «Игры на кухне»

3. Еженедельное проведение занятий по развитию речи, объединенных единой лексической темой и идеей путешествия в страну красивой речи.

4. Развлечение на тему: «Праздник красивой речи»

5. Выпуск логопедической газеты  «Говорун»

 1.Разрабатывает учитель-логопед, проводят воспитатели и специалисты МБДОУ 2.учитель-логопед

3. воспитатель

4. Совместно учитель-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель дети и их родители


Май

1.Еженедельное предоставление календарного планирования воспитателям и специалистам МБДОУ и логопедических пятиминуток для родителей по лексическим темам согласно поблочному планированию.

2. Еженедельное проведение занятий по развитию речи, объединенных единой лексической темой и идеей путешествия в страну красивой речи.

3. Выпуск логопедической газеты  «Говорун»

4.Мониторинг развития речи детей старшей группы

5.Анализ речевого мониторинга и эффективности реализации проекта

 1.Разрабатывает учитель-логопед, проводят воспитатели и специалисты МБДОУ

2. воспитатель

3.Совместно учитель-логопед, воспитатели и специалисты

4. Учитель-логопед

5. Учитель-логопед, воспитатели и специалисты МБДОУ.

 

Приложение №1

Анкета для родителей «Речевое развитие ребенка»

Развитие речи - одна из важнейших задач психологического и личностного развития ребенка.

Заполните, пожалуйста, анкету, которая поможет воспитателям, учителю - логопеду лучше узнать Вашего ребенка и спланировать работу с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей.

1. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка?

Родители

• Детский сад

• Другое

2. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи?

• Да и какую

• Нет

3. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка?

• Да

• Нет

4. Знают ли Ваши дети потешки, сказки? Могут пересказать?

• Да, какие

• Нет

5. Есть ли у Вашего ребенка проблемы звукопроизношения? Понятна ли Вам (окружающим) его речь?

• Да

• Нет

6. Считаете ли Вы необходимой помощь логопеда в развитии детей?

• Да.

• Нет.

• Затрудняюсь ответить.

7. Как Вы думаете, уделяете ли Вы должное внимание развитию речи ребенка?

• Да

• Нет

8. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка?

• Да

• Нет

9. Какие темы по развитию речи, вопросы по коррекции звукопроизношения ребенка Вы хотели бы обсудить?

(Укажите) …. 10. В каких видах деятельности дома развивается речь ребенка?

(Укажите….

11. Считаете ли вы, что семья должна принимать непосредственное участие в исправлении речевых нарушений у ребёнка:

• да, только при объединении усилий логопеда, воспитателя и семьи можно добиться хороших результатов

• да, но у нас нет на это времени

• да, но мы не знаем, что нужно делать

• нет, это задача логопеда

• другой вариант (укажите…

12. Кто из членов семьи принимает участие в развитии речи ребёнка:

• все

• никто

• некоторые (укажите….

Спасибо!

Приложение №2

  1. Инструментарий обследования речевого развития детей старшей группы  5 лет
  1. ОБСЛЕДОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

  1. ПРИЁМ

  1. СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЯ

  1. ОЦЕНКА В БАЛЛАХ

1. Обследование звукопроизношения

Ребёнку предлагается назвать картинку с исследуемым звуком, затем повторить слово за логопедом.

3б – безукоризненно произносит звук в любых речевых ситуациях;

2б – изолированно и отраженно произносит правильно, но иногда подвергает звук замене или искажению;

1б – изолированно звук произносит правильно, но в самостоятельной речи звук не автоматизирован.

2. Обследование звуко-слоговой структуры слова и предложения.

Повторить за логопедом слова: танкист, космонавт, милиционер, сковорода, аквариум, , баскетбол, аквалангист, термометр.

Мальчики слепили снеговика.

Водопроводчик чинит водопровод.

Сапожник чистит сапоги.

Экскурсовод проводит экскурсию.

3б – правильно и точно воспроизводит в темпе предъявления;

2б – замедленное послоговое воспроизведение;

1б – искажает звуко-слоговую структуру слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова).

  1. ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ФУНКЦИЙ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

  1. ПРИЁМ

  1. СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЯ

  1. ОЦЕНКА В БАЛЛАХ

1. Повторение слогового ряда.

ба - ба - па                  па - ба - па                                                                                                                                                                                                                                                        та - да - та                   да - та - да                                                                                                                                                                                                              га - ка - га                   ка - га - ка                                                                                                                                                                                                           ба - бя - ба                  бя - ба - бя                                                                                                                                                                                                    

3б – точно и правильно воспроизводит в темпе предъявления;

2б – первый член воспроизводит правильно, второй уподобляет первому;

1б – неточно воспроизводит оба члена пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками или не воспроизводит.

2. Состояние фонематического анализа и синтеза.

Назвать первый звук в словах: аист, Аня, Ира, окна, ухо.

Назови последний звук пух, луна,кот, шар,сок,мука, мак, руки,нос

3б – правильно отвечает с первой попытки;

2б – правильно отвечает со второй попытки;

1б –  отвечает неправильно.

6. Различение слов-паронимов.

Назвать картинки и определить отличия в названиях.

3б – называет и объясняет чем отличаются;

2б –  допускает ошибки;

1б – не справился с заданием.

  1. ОБСЛЕДОВАНИЕ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

  1. ПРИЁМ

  1. СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЯ

  1. ОЦЕНКА В БАЛЛАХ

1. Исследование понимания лексики

1.1. Исследование понимания обобщающих слов по темам.

Покажи, где:

- птицы                      - транспорт

- дикие животные        - обувь и т.п.

3б – правильно выполняет задания;

2б – выполняет после нескольких повторений;

1б – с трудом понимает обращенную к нему речь;

1.2. Исследование дифференциации пред ложно-падежных конструкций

Покажи, где:

- мальчик входит в дом, выходит из дома;

- девочка ставит чайник на стол, берет чайник со стола;
- заяц сидит под кустом, выскакивает из-под куста.

2. Исследование дифференциации форм словообразования

2.1. Исследование понимания существительных с суффиксом -инк-.

Покажи:

- бусы - бусинку        

- машину – машинку

- виноград - виноградинку 

2.2. Исследование понимания глаголов с различными приставками.

Покажи, где:

- выходит, заходит, подходит- заезжает, выезжает, подъезжает 

3. Исследование понимания словосочетаний и простых предложений

3.1. Исследование понимания словосочетаний.

Покажи:

- ключом карандаш

- ключ карандашом

- положи карандаш на платок

- накрой платком карандаш

3.2. Исследование понимания простых распространенных предложений.

Покажи картинку, где:

- девочка рвет цветы

- девочка играет в мяч

3.3. Исследование понимания вопросительных предложений.

Покажи:

Кого ловит девочка?

Чем девочка ловит бабочку?

-     Кто ловит бабочку?

3.4. Исследование понимания слов с противоположным значением.

Покажи, где:

- узкая - широкая (лента)

- что кислое - что сладкое

- толстая - тонкая (книга)

  1. ОБСЛЕДОВАНИЕ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

  1. ПРИЁМ

  1. СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЯ

  1. ОЦЕНКА В БАЛЛАХ

1. Исследование активного словаря

1.1. Исследование предметного словаря.

Я покажу, а ты назови части тела; пальцы,                                                                                                                                                                                                                                                                  живот, спина,  брови, грудь, ноги.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

3б -  дает правильный ответ;

2б – дает правильный ответ после небольшой помощи;

1б – форму образует неверно;

1.2. Исследование существительных, обозначающих части предметов.

Посмотри на картинки. Какие предметы на них изображены? Из каких частей состоят эти предметы?

одежда (рукав, воротник, карман, пуговица, пояс);

детали машины (кабина, колесо, руль, дверь, фара, мотор). Аналогично-стул, чайник

1.3. Исследование глагольного словаря.

Ответь на вопросы:

- кто как голос подает? (кошка, воробей, мышь, корова, гусь)

- что делают люди этих профессий? (врач, повар, учитель, почтальон - подобрать по два-три слова-действия по предъявляемым картинкам)

 - что делают девочки? (по предъявленным картинкам: шьет, вяжет, подметает, поливает, гладит)

1.4. Исследование словаря прилагательных (определений).

Назови слова-признаки:

 - цвет (оттенки: оранжевый, розовый, коричневый, фиолетовый, голубой)

 - качественные прилагательные (длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, кислый, горький, сладкий, соленый, веселый, грустный, здоровый, больной)

 - форму (овальный, четырехугольный)

2. Исследование словообразования

2.1. Употребление сущ. с уменьшительно-ласкательным суффиксом

Я скажу про большой предмет, а ты - про маленький, ласково: шкаф, ваза, береза, миска, ухо                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                                                                                                                                                                           

2.2. Образование названий детенышей

Скажи, как называют детенышей: зайца,                                                                                                                                                                                                                          волка, белки, собаки, медведя                                                                                                                                                                                                                    

3. Исследование грамматического строя речи и словоизменения

3.1. Исследование употребления существительных в единственном и множественном числе

Я назову один предмет, а ты назови много:

 - ухо - уши                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    - мост – мосты

- воробей-воробьи

- пчела-пчелы

- стул-стулья

- утенок-утята

3б - образует правильно практически все слова;

2б - образует правильно половину слов;

1б -  не образует слов, словосочетаний.

3.2. Исследование употребления

предложно-падежных конструкций.

- где стоит машина (около дома)

- где летает бабочка (над цветком)

- от кого убегает мышка (от кошки)

3.3. Исследование употребления прилагательных и существительных в ед. и множ. числе женского, мужского и среднего рода.

Посмотри на картинки. Скажи, что на них изображено и какого цвета изображенные предметы:

-  красные ягоды                                                                                                                                                                                                                                                          -  синее одеяло

-  желтые листья                                                                                                                                                                                                                                                       -  голубые глаза

3.4. Исследование употребления сущ. с числительными.

Посчитай предметы: один карандаш, два карандаша,…, пять карандашей (кукла, помидор, стул)

3.5.Исследование  употребления относительных прилагательных

«Скажи, какой?»: сумка из кожи -…кожаная сумка, матрешка из дерева -…деревянная, шуба из меха -…, стакан из стекла -…, кубик из пластмассы -…,

сок из клюквы-…

3.6. Исследование употребления притяжательных прилагательных

«Скажи чей? (чья, чье, чьи)» : зубы волка -…, платок тети -…, будка собаки -…, уши зайца -…, дупло белки -…

4. Исследование связной речи.

а) составление рассказа по картинке;

б) составление рассказа по серии картин.

3б - рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности;  оформлен грамматически правильно;  ребенок самостоятельно подбирает и располагает картинки.

 2б - ребенок незначительно искажает ситуацию, неправильно воспроизводит причинно-следственные связи; рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления, неточное употребление слов; ребенок раскладывает картинки и составляет рассказ по наводящим вопросам.                                                                                                                                                                                    

1б - выпадение смысловых звеньев рассказа, существенные искажения или отсутствие рассказа; наблюдается аграмматизм, стереотипность оформления, неадекватное использование слов или рассказ не оформлен; задание недоступно даже при наличии помощи.                                                                                                                                  

Пересказ сказки, рассказа.

3б - воспроизводит все смысловые звенья;   рассказ составлен без нарушений лексических и

грамматических норм;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

2б - воспроизводит смысловые звенья с незначительными сокращениями;  пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность высказывания                                                                                                                                                                                          

1б - пересказ не полный, имеются значительные сокращения или не выполняет задания; отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватные замены или пересказ недоступен.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

  1. Инструментарий обследования речевого развития детей подготовтельной к школе группы 6 лет
  1. ОБСЛЕДОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

  1. ПРИЁМ

  1. СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЯ

  1. ОЦЕНКА В БАЛЛАХ

1. Обследование звукопроизношения

Ребёнку предлагается назвать картинку с исследуемым звуком, затем повторить слово за логопедом.

3б – безукоризненно произносит звук в любых речевых ситуациях;

2б – изолированно и отраженно произносит правильно, но иногда подвергает звук замене или искажению;

1б – изолированно звук произносит правильно, но в самостоятельной речи звук не автоматизирован или в любой позиции звук искажается или заменяется

2. Обследование звуко-слоговой структуры слова и предложения.

Повторить за логопедом слова: танкист, космонавт, милиционер, сковорода, кинотеатр, баскетбол, перепорхнуть, аквалангист, термометр.

Волосы подстригают в парикмахерской.

Саше понравился пластмассовый кораблик.

У девочки Дины котенок Тима.

3б – правильно и точно воспроизводит в темпе предъявления;

2б – замедленное послоговое воспроизведение;

1б – искажает звуко-слоговую структуру слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова) или не воспроизводит.

  1. ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ФУНКЦИЙ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

  1. ПРИЁМ

  1. СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЯ

  1. ОЦЕНКА В БАЛЛАХ

1. Опознание фонем.

а) поднять руку, если услышит звук А среди других гласных: А, У, Ы, О, А, У, Э, Ы, И;

б) хлопни в ладоши, если услышишь звук К среди других согласных: П, Н, М, К, Т, Р.

3б – опознаёт фонему;

2б – допускает ошибки, сам исправляет;

1б  - допускает ошибки исправляет с помощью или не опознаёт.

2. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам.

а) звонких и глухих (п-б, т-д, к-г, ж-ш, с-з, в-ф);

б) шипящих и свистящих (с, з, щ, ш, ч);

в) соноров (р, л, м, н).

3б – различает фонемы;

2б – допускает ошибки;

1б – не различает фонемы одной из групп.

3. Повторение слогового ряда.

ба - ба - па                  па - ба - па                                                                                                                                                                                                                                                        та - да - та                   да - та - да                                                                                                                                                                                                              га - ка - га                   ка - га - ка                                                                                                                                                                                                          

      са - ша - са                     ша - са - ша

      жа - за - жа                     за - жа - за

      ча - ша - ча                     ша - ча - ша

     ла - ра – ла                       ра - ла - ра

3б – точно и правильно воспроизводит в темпе предъявления;

2б – первый член воспроизводит правильно, второй уподобляет первому или неточно воспроизводит оба члена пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками;

1б - не воспроизводит.

4. Выделение исследуемого звука среди слогов.

Подними руку, если услышишь слог со звуком «С» (ла, ка, со, ны, ма, су, жу, сы, га, си).

3б – выделяет звук;

2б – допускает ошибки, сам исправляет;

1б  - допускает ошибки исправляет с помощью или не выделяет.

5. Выделение исследуемого звука среди слов.

а) хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком «Ж» (лужа, рука, дорога, живот, молоток, жук, кровать, ножницы);

б) придумай слова со звуком «З»;

в) определить наличие звука «Ш» в названии картинок (колесо, ящик, сумка, шапка, машина, чайник, лыжи, цапля, звезда).

6. Различение слов-паронимов.

Назвать картинки и определить отличия в названиях.

3б – называет и объясняет чем отличаются;

2б – называет, но не объясняет;

1б -  допускает ошибки или не справился с заданием.

7. Определение места звука в слове.

Определить место звука «Ч» в словах (начало, середина, конец).

3б – определяет в любом месте;

2б – выделяет в начале, середине или конце слова;

1б - не выделяет.

8. Раскладывание картинок.

Разложить картинки в 2 ряда: в первый со звуком «С», во второй со звуком «Ш».

3б – раскладывает верно;

2б – допускает ошибки, сам исправляет;

1б - допускает ошибки, исправляет с помощью или с заданием не справляется.

  1. ОБСЛЕДОВАНИЕ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

  1. ПРИЁМ

  1. СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЯ

  1. ОЦЕНКА В БАЛЛАХ

1. Обследование понимания номинативной стороны речи.

а) показать называемые логопедом предметы;

б) узнавание предметов по описанию: «Покажи чем чистят зубы» по картинкам;

в) предъявление «конфликтных» картинок (слов с близким фонематическим звучанием). Ребёнка просят показать картинку с изображением вороны среди 2 картинок (ворона и ворота);

г) понимание действий, изображённых на картинках. Ребёнок должен показать ту картинку, о которой говорит логопед;

д) понимание слов, обозначающих признаки: покажи, где круглый стол, а где прямоугольный, треугольный и прямоугольный флажок;

е) понимание пространственных наречий. Подними руки вверх, отведи в стороны и т. д.; повернись вправо, влево и т. д.

3б – правильно выполняет задания;

2б – выполняет после нескольких повторений;

1б – с трудом понимает обращенную к нему речь;

2. Обследование понимания предложений.

а) выполнение действий: «Закрой, пожалуйста, дверь садись за стол», «Возьми из стаканчика карандаш, положи его на стол и садись»;

б)  ответить на вопрос: «кто приехал?» - «Петю встретил Митя»;

в) подобрать наиболее подходящее слово: «Утром к дому прилетела (стая, стайка, стадо) воробьёв»;

г) исправить предложение: «Коза принесла корм девочке»;

д) какое из двух предложений правильное: «Слон больше мухи», «Муха больше слона»;

3. Обследование понимания грамматических форм.

а) понимание логико-грамматических отношений. Показать, где хозяйка собаки, где владелец мотоцикла;

б) понимание отношений, выраженных предлогами: В ящике бочонок. Ящик за бочонком. На бочонке ящик. Бочонок перед ящиком.

в) понимание падежных конструкций: показать линейку ручкой, карандашом ручку и карандаш линейкой;

г) понимание форм единственного и множественного числа: показать, где шар (шары);

4. Исследование понимания связной речи.

Послушай рассказ Л.Н. Толстого «Катя и Маша». Ответь на вопросы.

Катя пошла в лес за грибами. Она с собой взяла маленькую Машу. На пути была речка. Катя посадила Машу себе на спину и перенесла Машу через речку.

Вопросы к тексту:

- Скажи, кто пошел в лес?

- Кого Катя взяла с собой?

- Что повстречали дети на своем пути? - Кого Катя посадила себе на спину?

  1. ОБСЛЕДОВАНИЕ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

  1. ПРИЁМ

  1. СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЯ

  1. ОЦЕНКА В БАЛЛАХ

1. Обследование словарного запаса.

 называние предметов, изображенных на предъявляемых картинках;

б) самостоятельное дополнение данного тематического ряда: стол, стул, шкаф…;

в) нахождение общих названий: стол – мебель, а чашка – (что?), сапоги – обувь, а шуба – (что?);

г)называние детёнышей домашних и диких животных;

д) называние обобщённых слов по группе однородных предметов;

е) называние предмета по его описанию: как называется предмет в который наливают суп? Кто косой, слабый, трусливый? Что свети, сияет, греет?

 ё) называние признаков предмета: слова-антонимы (высокий-низкий..);

ж) подбор признаков к предметам;

з) называние действий: что делает? Как передвигается? Как кричит? Обиходные действия (шел – за-,вы-, у-)

и) название времён года, их последовательность, признаки;

й) подбор синонимов.

3б -  правильно называет слова;

2б – допускает ошибки, сам исправляется или после стимулирующей помощи;

1б – затрудняется выполнить задание.

2. Исследование словообразовательных процессов.

а) преобразование единственного числа в множественное;

б) образование уменьшительно-ласкательных форм существительного;

в) образование относительных прилагательных: варенье из клюквы - …;

г) образование качественных прилагательных: если днём мороз, то день (какой?) - …;

д) образование притяжательных прилагательных: у волка лапа (чья?) - …;

е) согласование существительных с числительными;

ё)употребление предлогов.

3б – правильная форма;

2б – допускает ошибки, сам исправляется или после стимулирующей помощи;

1б – неправильная форма или отказ.

3. Исследование сформированности грамматического строя речи.

 а) составление предложений по картинкам;

3б – правильное выполнение;

2б – неправильный порядок слов; пропуск одного члена предложения; негрубые аграмматизмы; упрощение структуры предложения;

1б – грубые аграмматизмы, сочетание нескольких ошибок или не составляет.

Составление предложений из слов в начальной форме:

Доктор, лечить, дети.

Сидеть, синичка, на, ветке.

Груша, бабушка, внучка, давать.

Миша, собака, бросить, косточка.

3б – правильное выполнение;

2б -  неправильный порядок слов; пропуск одного члена предложения; негрубые аграмматизмы; упрощение структуры предложения;

1б – грубые аграмматизмы, сочетание нескольких ошибок или не составляет.

Верификация предложений:

Собака вышла в будку.

По морю плывут корабль.

Дом нарисован мальчик.

Хорошо спится медведь под снегом.

3б – правильное выполнение;

2б – ошибка выявлена, но не исправлена, либо исправлена с грамматическими ошибками или упрощением структуры предложения;

1б – ошибка не выявлена.

Дополнение предложений предлогами:

Лена наливает чай…чашки.

Птенец выпал…гнезда.

Щенок спрятался…крыльцом.

Деревья шумят…ветра.

3б – правильное выполнение;

2б – самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи;

1б – неправильное выполнение или отказ.

4. Исследование связной речи

а) составление рассказа по картинке;

б) составление рассказа по серии картин.

Оценка смысловой целостности

3б - рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности;

2б - ребенок незначительно искажает ситуацию, не-

правильно воспроизводит причинно-следственные связи;

1б - выпадение смысловых звеньев рассказа, существенные искажения;

Оценка лексико-грамматического оформления

3б -  рассказ оформлен грамматически правильно;                                                                                                                                                                                            

2б – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления, неточное употребление слов;                                                                                                                                                                                    

1б - наблюдается аграмматизм, стереотипность оформления, неадекватное использование слов                                                                                                                                                                                                                                          

Оценка самостоятельности выполнения задания

3б -  самостоятельно подбирает и располагает картинки;

2б -   раскладывает картинки и составляет рассказ по наводящим вопросам;

1б -  задание недоступно даже при наличии помощи.

Пересказ сказки, рассказа.

Оценка смысловой целостности

3б - воспроизводит все смысловые звенья;                                                                                                                                                                                                                    

2б - воспроизводит смысловые звенья с незначительными сокращениями;                                                                                                                                                                                    

1б - пересказ не полный, имеются значительные сокращения или не выполняет задания.                                                                                                                                                                                                                                      

Оценка лексико-грамматического оформления

3б -  рассказ составлен без нарушений лексических и

грамматических норм;                                                                                                                                                                                            

2б - пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность высказывания                                                                                                                                                                                    

1б - отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватные замены или пересказ недоступен                                                                                                                                                                                                                                        

Оценка самостоятельности выполнения задания

3б -  самостоятельный пересказ                                                                                                                                                                                              

2б -   пересказ по вопросам                                                                                                                                                                                                                                            

1б -  пересказ недоступен                                                                                                                                                                                                

  1. Инструментарий обследования ЗУН по обучению грамоте

  1. ПРИЁМ

  1. СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЙ

  1. ОЦЕНКА В БАЛЛАХ

1. Обследование анализа предложения.

а) определить количество слов в предложении;

б) назвать второе (третье…) слово в предложении;

в) составить графическую схему предложения;

г) придумать предложение к заданной схеме.

3б – выполняет все задания верно;

2б - допускает ошибки, сам исправляется или после незначительной помощи;

1б – затрудняется выполнить задание даже после стимулирующей помощи или отказ.

2. Обследование звукового анализа слов.

1. Назвать первый ударный гласный звук: Оля, Аня, уши, осы.

2. Назвать ударный гласный звук в конце слова: ведро, грибы, чулки.

3. Выделить согласный звук из начала слова: сок, шуба, магазин, щука, чай.

4. Определить последний согласный звук в словах: кот, сыр, стакан, щенок, стол.

5. Определить количество звуков в словах: ус, дом, коса.

6. Выделить последовательно каждый звук в слове: мак, сок, дым, сито.

7. Собрать слово из заданных звуков: р, а, к; д, ы, м; р, у, к, и.

8.  Звуковой анализ слова. Составить схему: сом, сова.

3б – называет все звуки;

2б – допускает ошибки, сам исправляет или с незначительной помощью;

1б – с заданием не справляется даже после стимулирующей помощи.

Приложение №3

Родительское собрание в средней группе:

Тема:

Цель: Повышение знаний родителей дошкольников в вопросах развития речи в среднем возрасте. Обогащение родительских представлений о речевом развитии детей среднего дошкольного возраста.

Задачи: 

  • Познакомить родителей с особенностями развития речи ребёнка среднего дошкольного возраста и с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста;
  • Познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома.
  • Активизировать работу родителей по развитию речи детей.

Оборудование:

Платки на каждого родителя, мяч, предметные картинки, компьютер, мультимедийное оборудование.

Ход собрания:

Часть 1:

Как говорил, Сократ: «Заговори, чтобы я тебя увидел»

Правильная, выразительная речь - портрет человека.

Речь - это не прирожденный дар. Все начинается с детства…

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство.

Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. (пример, Мауги)

Чтобы у ребенка появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь, нужна речевая среда. Однако и этого еще недостаточно. Важно, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками, близкими.

В зависимости от формы общения речевая деятельность делится на:

Устную речь (говорение и слушание);

Письменную речь (письмо и чтение)

Наше собрание посвящено развитию устной речи детей. 

Существует множество методов и приемов, которые мы используем как на занятиях, так и в свободной деятельности для развития речи детей - дошкольников:

  • дидактические, развивающие, настольные игры;
  • подвижные игры с текстом;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • драматизация сказок;
  • игровые упражнения;
  • чтение художественной литературы;
  • рассказывание сказок с участием детей;
  • заучивание стихотворений;
  • беседы после рассматривания картин, иллюстраций

Уважаемые родители, как вы считаете, успешное речевое развитие ребёнка зависит от чего?

Факторы успешного развития речи ребёнка:

  • От эмоционального общения родителей с ребёнком с младенческого возраста
  • От общения ребёнка со сверстниками
  • От строения артикуляционного аппарата
  • От речи взрослых (как образец для детей)
  • От развития мелкой моторики
  • От чтения детям художественной литературы
  • От игр ребёнка со взрослыми и сверстниками

Правильно! Все эти факторы влияют на развитие речи ребёнка.

Часть 3:

Предлагаем отправиться в путешествие по стране «Развитие речи»

Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей.

  1. А вот и наша станция – «Творческая»

Задание: Подберите признаки к словам:

-снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий, мягкий, липкий, красивый, блестящий, и т. д.)

-человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный, умный, веселый, улыбчивый, красивый, мудрый, отзывчивый и т. д.)

-ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий, теплый, легкий, освежающий, ледяной, могучий, свежий и т. д.)

-небо (высокое, далекое, низкое, ясное, серое, темное, черное, ночное, звездное, голубое, синее, воздушное и т. д.)

Игра «Скажи наоборот».  Я бросаю мяч и говорю слово. Игрок , поймавший мяч, называет слово противоположное по значению (сильный - слабый, теплый - холодный, высокий - низкий, добрый - злой, веселый - грустный).

  Игра «Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например: ворона каркает, а воробей...... (чирикает). Сова летает, а заяц..... (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади.... (жеребенок) и т.п.

Ай, да молодцы! А нам пора ехать дальше…

2. А вот и наша новая станция - «Сказочная»

Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей.

Рассказывайте, читайте детям сказки, ведь именно чтение способствует обогащению речи. А хорошо ли вы знаете сказки, мы сейчас проверим…

Задание: Отгадайте загадки про сказки: нужно догадаться, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать).

1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть…

2)Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна!

3)Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул!

4)Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деды не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком – я и разбилось!

И тут вы справились, сразу видно, что с детьми вы сказки читаете!

А мы поедем дальше…

3. А вот и наша станция «Наши руки не знают скуки»

Уважаемые родители! Вы, наверное, хорошо знаете известное высказывание В. А Сухомлинского «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Ученые пришли к выводу о том, что речевые и моторные центры в коре головного мозга расположены рядом и частично компенсируют функции друг друга. Кроме того психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают внимание и память.

Я хочу вас познакомить с пальчиковой гимнастикой «Две сороконожки», которую вы можете проводить с ребенком дома. Это разнообразные движения пальцами рук с использованием стихов.

Давайте все вместе потренируемся.

Две сороконожки бежали по дорожке. 

Бежали, бежали, друг друга повстречали. 

Друг друга повстречали, крепко обнимали. 

Так крепко обнимали, что их с трудом разняли. 

Пальчиковые игры на основе стихов развивают чувство ритма и помогают работать над дикцией детей.

Можно использовать пальчиковые игры с предметами. Давайте поиграем с платочками.

 Игра называется  «Проглот». 

Возьмите платочек за уголок и попытайтесь вобрать его в кулак, не помогая себе второй рукой. При этом можно произносить следующие слова:

«У меня живет проглот, 

Все подряд проглот жует, 

Вот и стало у проглота 

Брюшко как у бегемота». 

Эту игру можно усложнять: не только выполнять движения поочередно правой или левой рукой, но затем двумя руками одновременно.

В качестве таких предметов для пальчиковых игр можно использовать  природный материал (жёлуди, каштаны, орехи и др.), любые мелкие игрушки, мозаики, детали конструкторов, спички без серы и многое другое. Но главное условие это должна быть игра, тогда ребенку будет интересно.

Например, можно играть в «Золушку» - отделить горох от фасоли и боба,  или перебрать какую - то крупу. Во время этой игры следует соблюдать правила безопасности, поскольку с мелкими предметами можно играть только в присутствии взрослых.

Можно поиграть в «строителей» - построить дома из счетных палочек или спичек без серы.

Можно поиграть в «швею» - смотать нитки в клубочек или намотать их на шпульки, можно выложить картинку по образцу.

Можно придумывать свои игры - здесь большой простор для фантазии.

Для развития речи ребенка полезно знать элементарные приемы самомассажа. Он  включает обычно поглаживания, постукивания кончиками пальцев, массирование  определенных точек. Можно проводить самомассаж лица, ушей, пальцев рук  ладоней рук и стоп ног. Именно здесь находятся зоны, точки, связанные с работой  мозга, речевых и двигательных центров.

Прогулка.

Раз, два, три, четыре, пять-

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

А еще в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли,

Съели суп, и спать легли.

4. Следующая станция «Игровая»

(игры для формирования звукопроизношения)

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут подобные речевые игры.

1. «Насос»

Задание: Давайте представим, что мы взяли насос и попробуем накачать велосипедные шины. 

Родители, подражая действию насоса произносят звук «С-С-С…».

2.«Вьюга»:

«Вьюга начинается» - дети тихо говорят «У-У-У…»; по сигналу: «сильная вьюга» - говорят громче; по сигналу - «вьюга постепенно заканчивается» - говорят тише; по сигналу «вьюга закончилась»- замолкают.

А теперь игры на формирование фонематического слуха.

«Жа- жа –жа, есть иголки у ежа»

«Жу-жу-жу молоко дадим ежу»

«Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки»

 Подведение итогов родительского собрания:

Итак, мы сегодня с Вами хорошо, плодотворно пообщались, поиграли, поучились.

А сейчас есть возможность сказать свое слово о развитии речи дошкольников всем желающим в слове – эстафете: «Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен…….

Приложение № 4

ПОБЛОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЕЖЕНЕДЕЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Октябрь

1 неделя

«Осень. Признаки осени», «Деревья осенью»

2 неделя

 «Овощи», «Огород»

3 неделя

«Фрукты», «Сад»

4 неделя

«Грибы, ягоды, лес»

Ноябрь

1 неделя

«Одежда»

 2неделя

 «Обувь»

 3 неделя

«Игрушки»

 4 неделя

«Посуда»

Декабрь

1 неделя

«Зима», «Зимующие птицы»

2 неделя

«Домашние животные зимой»

3 неделя

«Дикие животные зимой»

4 неделя

 «Новый год»

Январь

2 неделя  

«Мебель», «Части мебели»

3 неделя

 «Транспорт грузовой и пассажирский»

 4 неделя

« «Профессии на транспорте

Февраль

1 неделя  

«Детский сад. Профессии. Трудовые действия.»

2 неделя

«Ателье. Швея. Закройщица. Трудовые действия»

 3 неделя

«Стройка. Профессии. Трудовые действия»

4 неделя

«Наша армия»

Март

1 неделя  

Весна. Приметы весны. Прилет птиц»

2 неделя

 2 неделя «Комнатные растения»

 3 неделя

 «Речные, озерные и аквариумные рыбки»

4 неделя

 «Моя малая Родина – Одинцово»

Апрель

1 неделя  

«Наш дом – Земля»

2 неделя

 «Космос»

 3 неделя

 «Откуда хлеб пришел?»

4 неделя

 «Почта»

Май

1 неделя  

«Правила дорожного движения»

2 неделя

 «Насекомые»

 3 неделя

 «Скоро лето»

Приложение №5

Семинар-практикум для родителей "Учите детей говорить правильно"

Цель: Обучение родителей приемам работы с детьми по развитию речи.

Задачи:

  1. Донести до сознания родителей актуальность формирования у детей правильной и красивой речи.
  2. Обучить родителей правильному выполнению упражнений артикуляционной гимнастики.
  3. Формировать у родителей представление о средствах интонационной выразительности.
  4. Дать рекомендации как правильно работать со скороговорками.

- Уважаемые мамы и папы, сегодня мы с вами поговорим о развитии речи детей и научимся некоторым приемам развития речи.

Правильная, выразительная речь –  звуковой портрет человека. Речь – это не прирожденный дар. Все начинается с детства. Даже, если у ребенка овладение произношением звуков идет нормально, то и тогда работа по звукопроизношению и над дикцией необходима, т.к. ясная и правильная речь - это залог успешного общения.

У многих взрослых и детей наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти. Необходимы специальные двигательные упражнения (артикуляционная гимнастика) для мышц речевого аппарата. По своим результатам артикуляционная гимнастика подобна утренней зарядке, она усиливает кровообращение, укрепляет мышцы лица, гибкость частей речевого аппарата.

ГАСТРОНОМИЧЕСКИ-ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ 
Веселые артикуляционные упражнения для детей, которые они будут выполнять с большим удовольствием, потому что все упражнения делаются со сладостями!

    

- А сейчас, мы с вами вместе выполним некоторые упражнения общей артикуляционной гимнастики, а поможет нам в этом электронная книга “Секреты веселого Язычка” 

1. Упражнение “БЕГЕМОТИКИ”.

Необходимым условием четкой, хорошей речи является умение правильно открывать рот. Это связано с работой нижней челюсти.

Описание упражнения: голова держится прямо, открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счета “пять”, потом закрыть рот.

2. Упражнение “УЛЫБОЧКА”

Чтобы научиться красиво говорить, надо научить свои губы хорошо работать. И знаете, что здесь главное? Улыбка. Больше улыбайтесь и учите улыбаться своих детей.

Рот до ушей,

Хоть завязочки пришей.

Описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении до счета “пять”, затем вернуть губы в исходное положение.

3. Упражнение “ТРУБОЧКА”
Еще одно упражнение для губ. И секрет этого упражнения прост. Больше целуйте своих детей и учите их передавать через поцелуй свои чувства.

Описание упражнения: сомкнутые губы вытянуть вперед и удерживать в таком положении до счета “пять”, вернуться в исходное положение.

4. Упражнение “ЛОШАДКА”

Это упражнения для язычка.

Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, щелкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и “прыгал” только язык.

5. Упражнение-дразнилка “ИНДЮК”

Это упражнение для губ и мышц языка.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх, двигать языком по верхней губе вперед-назад, произнося: была-была-была…

6. А, сейчас, мы научимся чередовать эти упражнения. Приготовились: бегемотики-улыбочка-трубочка-лошадка-индюк.

бегемотики-улыбочка-трубочка-лошадка-индюк

- Мы с вами выполнили основные виды упражнений для развития мышц речевого аппарата.

Эти упражнения полезны не только детям, но и взрослым.

- Уважаемые родители, вы обратили внимание, что на утренниках одни дети выразительно читают стихи, другие не очень, а кто-то из вас может быть и совсем ничего не заметил.

А все дело в интонации. Интонация – это выразительность нашего голоса: сила голоса, тон. Интонация бывает разная. Например, испуганный человек громко кричит или вскрикивает, грустный человек говорит тихо, с печалью, у сердитого, злого человека мы можем услышать нотки угрозы в голосе. Именно эмоциональная речь взрослых служит для ребенка образцом интонационной выразительности. Поэтому работа над развитием этого важного качества ведется, в основном, путем подражания.

- Я предлагаю Вам произнести стихи с заданной интонацией. Достаньте из конверта карточки (карточки лежат на столе). И начнем с карточки № 1.

Карточка № 1.

Прочитайте стихотворение, как “робот”.

Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!

Карточка № 2.

Прочитайте стихотворение, как “новый русский”.

Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плач:
Не утонет в речке мяч.

Карточка № 3

Прочитайте стихотворение, как “школьник, не выучивший урок”:

Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

Карточка № 4

Прочитайте стихотворение, как “сентиментальная дева”:

Постой паровоз, не стучите колеса.
Кондуктор нажми на тормоза…
Я к маменьке родной с последним приветом,
Спешу показаться на глаза.

Карточка № 5.

Прочитайте стихотворение, как “дошкольник”:

У меня живет козленок,
Я сама его пасу.
Я козленка в сад зеленый
Рано утром отнесу.
Он заблудится в саду –
Я в траве его найду.

  • Уважаемые родители! Вы, наверно, поняли, что над интонационной выразительностью нужно работать.
  • Дома попробуйте с детьми разучить стихи с разной интонацией. Ребенок должен уметь правильно пользоваться интонационными средствами выразительности, чтобы передавать в своей речи различные чувства и переживания.

А сейчас мы поговорим о скороговорках.  

  Скороговорка – это своеобразный тренажер, а игровые задания – своего рода развлечения в кругу семьи. Развлечение, которое принесет помимо веселых забавных минут огромную пользу не только детям, но и взрослым. Маленькие, коротенькие рифмованные фразы – великолепные упражнения для отработки правильной, четкой и грамотной речи. Они развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас.

- Внимание.

Перед вами скороговорка. Прочитаем ее “глазами”. Хорошо. Проговорим скороговорку беззвучно. Теперь шепотом. Вполголоса. Медленно, в полный голос. Быстро. Быстро-быстро.

1.Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.
Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.

- Следующая скороговорка. Есть желающие?

2.Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.

- И последняя скороговорка. Давайте, проговорим ее вместе.

3. Жили были три японца:

Як, Як Ци Драк, Як Ци Драк Ци Драк Ци Дроне,
Жили-были три японки:
Ципе, Ципе Дрипе, Ципе Дрипе Лимпопони,
Вот они переженились:
Як на Ципе, Як Ци Драк на Ципе Дрипе,
Як Ци Драк Ци Драк Ци Дроне на Ципе Дрипе Лимпопони.

Итак, вы сегодня познакомились с приемами работы по развитию речи, а именно: с упражнениями на развитие артикуляционного аппарата, на формирование интонационной выразительности, по развитию дикции.

Приемов по данной теме очень много, я вас познакомила с некоторыми из них.

Спасибо за внимание.

  1. Приложение № 6

Стендовая консультация « Пальчиковая гимнастика».

Приложение № 7

«Для чего нужна артикуляционная гимнастика»

Приложение №8

Приложение №9

Используемая литература:

  • Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова,М.А. Васильева. Программа «От рождения до школы» М.-МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2010
  • Н.В. Нищева Программа коррекционно развивающей работы в логопедической группе детского садя для детей с общим недоразвитием речи СПб ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007
  • Н.В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» СПб ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005
  •  Э.Ф Курмаева. Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет, Учитель 2012
  • В.М. Акименко Новые логопедические технологии Феникс, 2009
  •  Винникот Д.В. Разговор с родителями Независимая фирма «Класс», 1994
  •  Е.М. Косинова Уроки логопеда. Игры для развития речи ОЛИСС, 2011
  •  О.И. Крупенчук Научите меня говорить правильно «Литера», 2001
  • Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет М.2005
  •  М.Ю.Картушина Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет М. 2007
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013года №1155
  • Погодина Аниса Рафгатовна, учитель-логопед, МБДОУ «Сказка» ХМАО гп. Междуреченский

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия для детей старшей группы (5-6 лет) с фонетико-фонематическим недоразвитием речи "Путешествие в страну правильной речи". Учитель-логопед МДОУ д/с "Росинка" г. Балашова Иванова Т.Е.

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИЗадачи:Образовательные.Закрепление знаний о структурных единицах речи (звук, буква, слово, предложение, текст.Закрепление практических умений и навыков пользо...

Занятие по развитию речи «Путешествие по Стране правильной речи»

Занятие по развитию речи «Путешествие по Стране правильной речи» в подготовительной группе[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19102087","attributes":{"alt":"","class":"media...

Конспект итогового занятия по развитию речи и социальному миру «Путешествие в страну правильной речи»

Тема: «Путешествие по городу Правильной речи»Цели:Образовательные:- закрепить разбор слова, работу над предложением, умение составлять описательные рассказы по картинам;- продолжить з...