Особенности речевого развития ребенка 6-7 лет
консультация (подготовительная группа)

Киселева Ксения Сергеевна

Особенности речевого развития ребенка 6-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_rechi_6-7_let.docx15.92 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика речевого развития ребёнка 6 – 7 лет 

В норме к 6-7 годом ребенок овладевает всеми компонентами речи. Фонематический слух. К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа. Например, скажи слово на М (мама, море). Хлопни в ладоши, если услышишь звук Л: ЛУК, ПЛОТ, КРЮК, ЛЮК, КОЛ, КОТ. Звукопроизношение.

На 7 году ребенок способен замечать особенности произношения у других детей и некоторые недостатки в своей речи. В условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии нарушений со стороны речевого аппарата ребенок к 6-ти годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.

Фонематические процессы, слоговая структура слов.

К семи годам ребёнок не нарушает слоговую структуру сложных слов (НАПРИМЕР, ВЕ-ЛО-СИ-ПЕД), повторяет скороговорки без ошибок (ПРОВОРОНИЛА ВОРОНА ВОРНЁНКА; ВЁЗ КОРАБЛЬ КАРАМЕЛЬ, НАСКОЧИЛ КОРАБЛЬ НА МЕЛЬ…). Выполняет простой разбор трехсложных слов (называет первый и последующие звуки, определяет их местоположение). НАПРИМЕР, МА- ГА- ЗИН -Какой звук в этом слове первый? (М) - Какой звук в этом слове последний? (Н) - После какого звука идёт звук А? (после М и после Г). Звук И в начале, в конце или в середине слова? (в середине)

Словарь.

К 6-7 годам активный словарь ребенка увеличивается до 10-13 тысяч слов. На шестом году в словаре уже представлены обобщающие слова (НАПРИМЕР, пальто, брюки, футболка, платье, шарф, майка- это ОДЕЖДА), дети правильно называют широкий круг предметов (АВТОМОБИЛЬ, МИНИМАРКЕТ, ВОДОНАГРЕВАТЕЛЬ) и явлений окружающей действительности (ВОСХОД, СНЕГОПАД, ГРОЗА, ЛИВЕНЬ). В процессе употребления слов совершенствуется их произношение.

Грамматический строй, связная речь.

К 6-7 годам дети усваивают основные закономерности изменения слов и соединения их в предложения. В их речи возрастает количество простых распространенных предложений и сложных предложений с правильным употреблением в роде, числе и падеже. При оформлении фразы используются все основные части речи, без дополнительных вопросов они составляют пересказ сказки (рассказа) из 40-50 предложений (Например, «Репка», «Кот, Лиса и Петух», «Красная Шапочка»), что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи - монологической речью. Развивается контекстная речь (отвлеченная, обобщённая, лишённая наглядной опоры). Сначала контекстная речь появляется при пересказе сказок (рассказов), а затем при описании каких- либо событий из личного опыта, собственных впечатлений и переживаний ребенка.

Чем грозят речевые нарушения?

Недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя. Трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы. Недостаточное развитие связной речи. Трудности формирования учебных умений.

Не может:

*планировать предстоящую работу

*определить пути и средства достижения учебной цели

*контролировать деятельность

*работать в определенном темпе

*трудности овладения чтением и письмом.

Как результат имеем: отсутствие предпосылок к продуктивному овладению программой обучения.

Что делать на дошкольном этапе?

 1. Провести медицинское обследование. Врачи-специалисты, которых нужно пройти, чтобы исключить анатомические и физиологические причины нарушения речи:

 -невролог, невропатолог

 -оториноларинголог,

- хирург,

 - стоматолог.

2. Контролируйте речь ребёнка, общайтесь с ним.

 - Отвечайте на все вопросы ребёнка, обсуждайте с ним всё, что произошло за день, просите рассказать о себе или о чём- либо.

 - Обязательно читайте ему.

 - Поправляйте ребёнка, если он неверно произносит слова.

 - Давайте ребёнку чёткие инструкции. Например, вместо «Убери игрушки» - «Сложи игрушки в коробку», вместо «Сложи одежду как следует» - «Сложи свою одежду в шкаф или повесь на стул».

В первом классе для полноценного усвоения материала урока нам важна дикция. Улучшить дикцию, исправить звукопроизношение при условии отсутствия патологии артикуляционного аппарата можно в любом возрасте. Это работа логопеда в дошкольном учреждении или частного специалиста. Хочется обратить ваше внимание, что при нарушении звукопроизношения поставить звук – это полдела, главное и самое трудное – ввести этот звук в речь, автоматизировать его. Дело это нелегкое. И, несмотря на всю постепенность и систематичность логопедической коррекционной работы, ребенку трудно следить за правильным использованием звука в речи. В этом случае на занятии он говорит прекрасно, а в быту побеждает старая привычка. Здесь могут помочь только взрослые, которые находятся рядом. И не правы те родители, которые думают, что, отдав ребенка в логопедическую группу, они сняли с себя всякую ответственность за речь ребенка. Логопед занимается 15–20 минут в день, затем эстафету принимает воспитатель, который должен следить за речью ребенка, а дома – ваша очередь.

 3. Развивайте артикуляционный аппарат ребёнка. Артикуляционная гимнастика сейчас опубликована во многих книгах, на сайтах в Интернете. Она нужна тем, у кого есть нарушения звукопроизношения. Для развития правильного дыхания и артикуляционного аппарата помогают следующие «нехитрые» действия: надувание воздушных шаров, сдувание пены в ванной, дуть на бумажный кораблик, чтобы он плыл, сдувать пушинки одуванчика, выдувать мыльные пузыри, показывать язык на всю его длину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА В ДВУЯЗЫЧНЫХ СЕМЬЯХ

Статья об обучении детей второму языку в двуязычных семьях....

Мультимедийная презентация к родительскому собранию "Особенности речевого развития ребенка пятого года жизни"

Одной из задач учителя-логопеда ДОУ при взаимодействии с родителями воспитанников является  повышение  их педагогической грамотности  в вопросах речевого развития детей.  Презентац...

Особенности речевого развития ребенка раннего возраста.

Нарушения речевого развития – одна из наиболее часто встречаемых проблем, волнующих как родителей, так и педагогов. Причем диапазон таких нарушений велик и колеблется от неправильного произношения отд...

Особенности речевого развития ребенка 5-7 лет

Особенности речевого развития ребенка 5-7 лет. Лексика.Грамматический строй речи. Связная речь. Звукопроизношение....

Консультации для родителей по развитию речи в младшей группе Особенности речевого развития ребенка раннего возраста.

Нарушения речевого развития – одна из наиболее часто встречаемых проблем, волнующих как родителей, так и педагогов. Причем диапазон таких нарушений велик и колеблется от неправильного произношен...

«Особенности речевого развития ребенка раннего возраста.».

Консультации для родителей по развитию речи в  группе раннего возраста...

Консультация для родителей по развитию речи в ясельной группе. Особенности речевого развития ребенка раннего возраста.

К первой группе (задержка функционального характера) можно отнести неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых, ...