РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА РАЗВИТИЕ РЕЧИ Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)

Киселева Ксения Сергеевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 322 «Морозко»

Принята решением                                                                                   Утверждаю:

педагогического консилиума                                                    Заведующий МБДОУ № 322

от _________20___г.                                                                            

     протокол №_______                                                                          ___________________                                                              

 «___»____________20__ г.                                                

         

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи

(общим недоразвитием речи II – III уровня речевого развития).

 Подготовительная группа

Учитель-логопед:

Киселева Ксения Сергеевна

Красноярск  2019г.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель курса – развитие самостоятельной, связной, грамматически правильной речи и навыков речевого общения, способствующих социальной адаптации, личностному и познавательному развитию дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ОНР II-III уровня).

 

Характеристика коррекционного курса

Данный коррекционный курс ориентирован на детей дошкольного возраста 6-7 лет (подготовительная группа), обучающихся по ООП для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II-III уровня).

Курс разработан для реализации в условиях группы компенсирующей направленности.

Программа курса рассчитана на 1 учебный год, который длится с 1 сентября по 31 мая.

Курс  реализуется в двух вариантах и носит вариативный характер.

Первый вариант предназначен для воспитанников с ОНР II уровня; второй - для  воспитанников с ОНР III уровня речевого развития. Работа в двух подгруппах осуществляется параллельно во времени: одна подгруппа занимается с логопедом, вторая – с воспитателем, затем подгруппы меняются.

Форма организации занятий – групповые.

Частота групповых занятий составляет 1 раз в неделю. Продолжительность проведения – 25-30 минут. Время проведения – первая половина дня.

Данный коррекционный курс направлен на:

I вариант (ОНР II уровень)

II вариант (ОНР III уровень)

1. Воспитание активного произвольного внимания к речи, умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.

1. Развитие стремления обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях,

впечатлениях.

2. Закрепление умения отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы,

выслушивать друг друга до конца.

2. Совершенствование навыков ведения диалога, умение задавать вопросы, отвечать на них полно или кратко.

3. Формирование умения составлять рассказы-описания, а затем и загадки-описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану.

3. Закрепление умения составлять описательные рассказы и загадки-описания о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану.

4. Формирование умения связно рассказывать о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом или коллективно составленному плану.

4. Совершенствование навыка составления рассказов по серии картин и по картине, в

том числе с описанием событий, предшествующих изображенному или последующих за изображенным событием.

5. Закрепление навыка пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов.

5. Совершенствование навыка пересказа знакомых сказок и небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика.

6. Формирование умения «оречевлять» игровую ситуацию.

6. Развитие коммуникативной функции речи.

Описание места курса в содержании ООП.

        Содержание курса «Развитие речи» тесно связано с содержанием коррекционного курса «Грамматика», а также пронизывает содержание всех образовательных областей. С одной стороны, речевые эталоны, сформированные на занятиях по «Развитию речи», закрепляются во всех видах деятельности и во всех образовательных областях. В свою очередь, содержание работы в других образовательных областях опирается на темы, изучаемые в курсе «Развитие речи». Кроме того, на занятиях курса «Развитие речи» закрепляются навыки словообразования и словоизменения, сформированные в рамках коррекционного курса «Грамматика». А на занятиях курса «Грамматика» закрепляются навыки употребления синтаксических конструкций, сформированные на занятиях по «Развитию речи».

Характеристика воспитанников группы

Группу посещают     детей с тяжелыми нарушениями речи:

    – девочек,    – мальчиков.

ОНР II уровня –     человек

ОНР III уровня–    человек

Дизартрия –    человек

ФН –    человек

Моторная алалия -     человек

        Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом.

        Коррекция ОНР предполагает развитие понимания речи, обогащение словаря, формирование грамматического строя языка, фразовой речи, полноценного звукопроизношения.

Характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи                

II уровень        

        Импрессивная речь – ребенок различает формы единственного и  множественного числа существительных и глаголов (особенно с ударными окончаниями), формы мужского и женского рода глаголов прошедшего времени, уменьшительно- ласкательные формы существительных, значения элементарных предлогов.  Частично различает приставочные глаголы, сложные предлоги, число и род прилагательных.

Понимание фраз - развивается понимание простых логико-грамматических конструкций (2-3-хступенчатых инструкций, простых сравнений). Нарушено понимание скрытого и переносного смысла, сложных сравнений и инструкций, сложных  предложно-падежных конструкций и конструкций в творительном падеже.

        Экспрессивная речь - произвольная фраза простая, из 2-3-х, редко 4-х слов, грубо аграмматичная. Спонтанная  форма речи развита лучше произвольной речи: до 5-6 слов;  на социально-бытовом уровне аграмматизмы редки.

        Диалогическая речь в основном развита.

Автоматизированная форма речи - затруднена.

Сопряжённая форма речи – затруднена.

Отражённая форма речи – затруднена.

        Грубое недоразвитие связной речи: 1-2 предложения вместо пересказа; перечисление предметов, героев и их действий по серии сюжетных картинок.

        

III уровень

        Импрессивная речь - наблюдаются трудности в различении морфологических элементов, выражающих значение числа и рода; приставочных и суффиксальных изменений значений слов. Понимание обращённой речи значительно развивается и приближается к норме. Наблюдаются трудности в понимании логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения.

        Экспрессивная речь - фраза простая, распространённая,  с усложнением, изредка аграмматичная. Доступна сложная по структуре фраза, однако в речи используется редко.

        Диалогическая речь развита.

Автоматизированная форма речи – сформирована.

Сопряжённая форма речи – сформирована.

Отражённая форма речи – сформирована.

        Связная речь сформирована недостаточно: в пересказах и рассказах на наглядной основе наблюдаются пропуск и искажение смысловых звеньев, нарушение последовательности событий.

        

        Планируемые результаты освоения коррекционного курса

                К целевым ориентирам данной программы относятся следующие характеристики возможных достижений ребёнка:

I вариант (ОНР II уровень)

II вариант (ОНР Ш уровень)

В плане развития импрессивной речи:

  • знает обобщающие слова по изученным лексическим темам;
  • понимает пространственные отношения предметов, выраженные предлогами из, за, около, с, без (по демонстрации действий);
  • понимает наречия, выражающие пространственные отношения (впереди - сзади, вверху - внизу, далеко - близко, справа - слева);
  • понимает глаголы, противоположные по значению (сними - надень, завяжи - развяжи);
  • различает глаголы прошедшего времени по родам (вымыл - вымыла, надел - надела).

  • знает обобщающие слова по изученным лексическим темам;
  • понимает пространственные отношения предметов, выраженные предлогами к, в, перед, за, на, из, под, из-за, из-под    (по демонстрации действий);
  • понимает глаголы,    образованные с помощью приставок (подходит, заходит, выходит, …)
  • понимает синтаксические конструкции (покажи ручкой карандаш, покажи ручку карандашом).

В плане развития экспрессивной речи:

  • различает и называет существенные детали и части предметов (у рубашки - рукава, воротник, карманы, пуговицы), их цвет, форму, размер, местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом);
  • различает и называет некоторые сходные по назначению предметы (тарелка - блюдце, стул - табуретка - скамейка, шуба - пальто - куртка);
  • использует в речи местоимения, наречия, числительные, союзы (и, чтобы, как, потому что).

  • использует слова различных грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений).

В плане развития связной речи и навыков речевого общения:

  • умеет вслушиваться в обращенную речь, понимает её содержание;
  • адекватно реагирует интонацией и мимикой на ситуацию;
  • использует выразительные речевые средства (мимику, жесты) в игре и ролевом поведении;
  • умеет задавать вопросы и отвечать на них;
  • умеет повторять за взрослым описательный рассказ из 2-3-х простых предложений, а затем составлять короткий описательный рассказ по предложенному алгоритму (плану) с помощью взрослого;
  • пересказывает хорошо знакомые сказки или небольшие тексты с помощью взрослого и со зрительной опорой;
  • запоминает короткие двустишия и потешки.
  • владеет навыками диалогической речи, адекватно отвечает и самостоятельно задает вопросы;
  • пересказывает близко к оригиналу художественные произведения;
  • составляет различные виды рассказов (описание и повествование) с соблюдением цельности и связного высказывания;
  • заучивает стихи.

Система оценки достижения планируемых результатов.

        Во время прохождения программы предусмотрены:

  • первичная диагностика;
  • промежуточная диагностика (текущий мониторинг);
  • итоговая диагностика.

        Первичная и итоговая диагностика осуществляются на индивидуальных логопедических занятиях по протоколу логопедического обследования, на основе которого заполняется логопедическое представление.

        Промежуточная диагностика по итогам I полугодия отражается в индивидуальном плане логопедической работы с ребенком.

  1. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Программа курса имеет четыре направления, которые тесно связаны между собой и реализуются параллельно:

1. Развитие импрессивной речи.

2. Развитие экспрессивной речи.

3. Формирование навыков речевого общения.

4. Развитие связной речи.

  1. Развитие импрессивной речи.

I вариант (ОНР II уровень)

II вариант (ОНР III уровень)

  • уточнение имеющегося словаря имен существительных, глаголов и их обогащение;
  • продолжать закрепление и дифференциацию ед. и мн. числа имен существительных, глаголов;
  • различение глаголов, противоположных по значению (сними-надень, завяжи-развяжи); возвратных и невозвратных глаголов (одевается-одевают); глаголов прошедшего времени по родам (вымыл-вымыла, надел-надела);
  • обучать понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи и др.);
  • продолжать обучать понимать простые вопросы по предметным и сюжетным картинкам;
  • закреплять понимание пространственных отношений предметов, выраженных предлогами в, на, под, у;
  • обучать пониманию предлогов из, за, около, с, без (по демонстрации действий);
  • обучать понимать наречия, выражающие пространственные отношения (впереди-сзади, вверху-внизу, далеко-близко, справа-слева).
  • расширение словаря имен существительных, глаголов и их обогащение;
  • совершенствование навыка дифференциации ед. и мн. числа имен существительных, глаголов;
  • совершенствование навыка дифференциации глаголов, противоположных по значению (сними-надень, завяжи-развяжи); возвратных и невозвратных глаголов (одевается-одевают); глаголов прошедшего времени по родам (вымыл-вымыла, надел-надела);

глаголов, образованных при помощи приставок (наливает, выливает, переливает и т.д.)

  • закреплять понимание пространственных отношений предметов, выраженных предлогами в, на, под, за, в, между, перед, из, из-под, из-за;
  • обучать понимать существительные, образованные суффиксальным способом (деревце, платьице);
  • обучать понимать слова, образованные с помощью суффиксов, обозначающие профессию (хоккеист, сапожник, печник);
  • обучать понимать синтаксические конструкции.

  1. Развитие экспрессивной речи.

I вариант (ОНР II уровень)

II вариант (ОНР III уровень)

  • расширять и активизировать словарный запас;
  • учить различать и называть существенные детали и части предметов (у платья – рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвётся и размокает, стеклянные предметы бьются), местоположение (за окном, под шкафом, высоко, далеко);
  • учить различать и называть некоторые сходные по назначению предметы (тарелка-блюдце, стул-табуретка-скамейка, шуба-пальто-куртка);
  • введение в речь местоимений, наречий, числительных, союза и.
  • активизировать словарный запас;
  • закрепить умение подбирать обобщающие слова;
  • закрепить умение подбирать слова-действия к существительным (портниха – шьет, летчик – управляет самолетом, продавец – продает);
  • закрепить умение подбирать слова-антонимы:

(плачет – смеется, поднимается – опускается, входит – выходит и т.д.);

  • практическое использование в речи местоимений, наречий, числительных, союзов и, а, но.

  1. Формирование навыков речевого общения.

I вариант (ОНР II уровень)

II вариант (ОНР III уровень)

  • формировать потребность в речевом общении;
  • развивать умение поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца;
  • развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации;
  • формировать умение «оречевлять» игровую ситуацию;
  • учить детей понимать свои чувства и чувства других людей.

  • расширять потребность в речевом общении;
  • совершенствовать умение поддерживать беседу, адекватно формулировать вопросы и отвечать на вопросы окружающих, выслушивать друг друга до конца;
  • совершенствовать интонационную выразительность речи - мимика, жесты, пантомимика;
  • закреплять умение понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом.

4. Развитие связной речи.

I вариант (ОНР II уровень)

II вариант (ОНР III уровень)

  • формировать умение повторять за взрослым описательный рассказ из 23 простых предложений, а затем составлять короткий описательный рассказ по алгоритму или предложенному взрослым плану с помощью взрослого.
  • формировать навык пересказа; обучать пересказывать хорошо знакомые сказки или небольшие тексты с помощью взрослого и со зрительной опорой;
  • учить составлять рассказы по картине, серии картин, по представлению, по демонстрации действий;
  • развивать интерес к произведениям художественной литературы;
  • учить запоминать и выразительно читать короткие стихотворения.
  • закрепить навык составления повествовательного рассказа на основе событий заданной последовательности;
  • совершенствовать навык пересказа различных текстов с помощью картинного плана, по вопросам, по опорным словам;
  • закрепить умения составлять рассказы по картине, серии картин, по представлению, по демонстрации действий, преобразование деформированного текста; включение в рассказы начала и конца сюжета, элементов фантазии;
  • учить творческому рассказыванию на основе творческого воображения с использованием представлений, хранящихся в памяти, и ранее усвоенных знаний;
  • поддерживать интерес детей к чтению художественных произведений, заучиванию стихов наизусть.

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

        Данное тематическое планирование является примерным, возможны корректировки, исходя из особенностей воспитанников.

Тематическое планирование занятий курса «Развитие речи»

для детей с ОНР II-III уровня

Месяц

и неделя

Тематическое событие

Словарь

Связная речь

Сентябрь

1-3

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ

4

«Осень добрая пришла, нам подарки принесла»

ОНР II ур.

Существительные:

Осень, дождь, туча, ветер, дерево, трава, листья,

Глаголы: 

идти, дуть, опадать, собирать.

Прилагательные:

красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, сильный, холодный.

Наречия:   холодно, голодно.

Антонимы: холодный – теплый.

1. Повторение за логопедом описательного рассказа.

2. Отгадывание и толкование загадок.

ОНР III ур.

Существительные:  осень, дождь, туман, слякоть, ветер, туча, лист, листопад, погода, грязь, земля.

Прилагательные: хмурый, дождливый, ненастный, пасмурный, ясный, короткий, длинный.

Глаголы:   идти, дуть, желтеть, опадать.

Наречия:  мокро, сыро, ненастно, солнечно, пасмурно, дождливо, ветрено, ясно.

1. Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи.

2. Составление рассказов-описаний по предложенному плану.

3. Составление рассказа-сравнения осени и лета.

ОКТЯБРЬ

1

«Есть у нас огород – посмотри, что там растет»

ОНР II ур.

Существительные:            огурец, помидор, репа, морковь, картофель, овощи, урожай, грядки, огород;

Прилагательные:

большой, маленький, цвет (красный, желтое, коричневый, зеленая и т.д.), форма             (круглая, треугольная и т.д.), величина, вкус, вареный, соленый, мягкий, твердый, чистый;

Глаголы: копать, рыхлить, поливать, полоть, собирать, мыть, резать, садить,           варить, солить, нарвем, срежем, кушать.

1. Формирование

простого описательного рассказа через простое распространенное

предложение по схеме (размер, цвет, форма, вкус).

Огурец — маленький,

соленый, овальный,

зеленый.

2. Драматизация сказок -«Репка» р.н.с.;

3. Договаривание слов в стихотворении:«Овощи» С.Михалкова.

4. Учить загадывать загадки.

ОНР III ур.

Существительные: огород, овощи, картофель, морковь, свекла, репа, редис, редька, лук, чеснок, баклажан, кабачок, помидор, огурец, укроп, петрушка;

Глаголы:  растить, убирать, копать, дергать, срезать, укладывать, хранить, готовить, варить, жарить, солить, мариновать, тушить, нарезать;

Прилагательные: вкусный, полезный, сочный, душистый, мягкий, крепкий, гладкий, шершавый, красный, желтый, зеленый, оранжевый, коричневый

1. Знакомство с многозначными словами (лук).

2. Совершенствовать навыки сравнения предметов, объектов.

3. Составление рассказов-описаний об овощах по предложенному плану.

ОНР II ур.

2

«Фрукты радость для ребят, их в садах для нас растят»

Существительные: яблоко, груша, банан, лимон, слива, апельсин, фрукт, дерево, ветка, сад.

Прилагательные: большой, маленький, крупный, зрелый, сладкий, круглый, овальный, полезный.

Глаголы: расти, созревать, наливаться, убирать, срывать, пробовать, кушать.

  1. Составление

описательного рассказа через использование простого распространенного предложения по схеме (размер, цвет, форма, вкус).

Яблоко — большое,

красное, круглое, сладкое.

  1. Учить детей загадывать загадки.

ОНР III ур.

Существительные: апельсин,   ананас,банан,   груша,   вишня,   черешня, лимон,слива,   яблоко,   яблоня,  мандарин,  фрукт,   гранат, хурма, киви,   персик,   абрикос, косточка,   кожура, сок, варенье, джем, повидло.

Глаголы: расти,   цвести,   зреть,   плодоносить,   наливаться, зацветать, отцветать, вырасти, созреть, дозреть.

Прилагательные: красивый,  сочный,  вкусный,  сахарный,  нежный,  кислый, сладкий,  мягкий,   твёрдый,  ароматный,  наливное,  румяное (яблоко),  лимонный,   грушевый,   сливовый,   виноградный, виш-невый   (сок),   абрикосовое,   яб-лочное,   персиковое (варенье).

1. Закреплять умение выделять отличительные признаки предметов, объектов: составлять загадки с опорой на эти признаки.

2. Составление рассказа-описания о фруктах по предложенному плану.

3

«У медведя во бору, грибы, ягоды беру»

ОНР II ур.

Существительные: корзина, лес, малина, смородина, черника, куст, варенье, сок, сад, садовник, гриб,  лисичка, подосиновик, мухомор, ножка. шляпка, корзина.

  Прилагательные: съедобный, несъедобный, полезный, лечебный, вкусный, сладкий, спелый, зрелый, незрелый.

Глаголы: расти, срывать, собирать, варить, кушать, находить, нагибаться, зреть, созревать. 

1. Формирование

описательного рассказа через простое распространенное предложение по схеме.

2. Учить загадывать загадки.

3. Учить внимательно слушать  литературные произведения, понимать смысл и отвечать на вопросы  по прочитанному

- «Война грибов с ягодами» (в обр. В. Даля).

ОНР III ур.

Существительные: ягоды, малина, клубника, смородина, крыжовник, облепиха, голубика, земляника, брусника, клюква, черника, калина, кустарник, компот, варенье, повидло, лукошко, семечка, сок, болото, джем, начинка, гриб, ножка, шляпка, боровик, подосиновик, подберезовик, лисичка, мухомор, опенок, сыроежка.

Прилагательные: ягодный, садовая, красная, зелёная, желтая, синяя, черная, крупная, мелкая, гладкая, сладкая, кислая, зрелая, сочная, ароматная, полезная, съедобная, клубничная, земляничная, брусничная, кисло-сладкая, ярко-красная, черничное и т.д.

Глаголы: вырастить, сорвать, сажать, созревать, цвести, собирать, мыть, варить, ухаживать, поливать, лечить, лакомиться, любоваться, заготавливать и т.д.

Составление рассказов-описаний о ягодах  и грибах по предложенному плану.

4

«Древес-ный ствол имею я,

есть корни, ветви у меня»

ОНР II ур.

Существительные: береза, рябина, дуб, клен, ель, осина, сосна.

Прилагательные: тонкий, могучий, хвойный.

1. Упражнение в согласовании слов в предложении.

2. Составление рассказа-сравнения

ОНР III ур.

Существительные: лес, роща; дерево, береза, дуб, осина, клен, рябина, тополь, ель, ёлка, сосна, кедр, пихта; корни, ствол, крона, ветки, листья, кора, хвоя, иголки, шишки.

Прилагательные: хвойные, лиственный (деревья); лиственный, хвойный, смешанный, осенний (лес); березовый, осиновый и т.д.; зеленый, желтый, красный, бурый.

Глаголы: расти, желтеть, краснеть, опадать, собирать, гулять.

1. Упражнение в конструировании предложений по опорным словам.

2. Составление рассказа-описания.

НОЯБРЬ

1

«О чем рассказывает одежда»

ОНР II ур.

Существительные:  майка, плавки, платье, колготы, рубашка, брюки, куртка, пальто, шуба, рукавицы, шарф, пижама, одежда.

Прилагательные: цвет, форма, величина, зимний, теплый, меховой, вязанный, шерстяной, чистый.

 Глаголы: беречь, стирать, гладить, носить, надевать, одевать, снимать.

  1. Составление простых предложений по демонстрации действия и вопросам.
  2. Составление рассказов из 2-3-х  предложений (по вопросительному плану).

ОНР III ур.

Существительные: пальто, шуба, комбинезон, плащ, куртка, костюм, брюки, пиджак, шорты, сарафан, блузка, юбка, платье, рубашка, халат, свитер, джемпер, кофта, жилет, варежки, перчатки, носки, колготки, майка, трусы, купальник, плавки, шапка, кепка, берет, платок, шляпа, шарф, воротник, рукав, оборка, молния, карман, капюшон, пояс, кружева, пуговицы, фартук, заплатка, пошив, покупка.
Прилагательные: красивый, длинный, короткий, узкий, широкий, новый, старый, грязный, чистый, теплый, холодный, легкий, мятый, глаженый, шерстяной, ситцевый, вязаная, меховая, выходной, домашний, праздничный, нарядное, удобная, кожаная, клетчатый, полосатый, летняя, зимняя, весенняя, осенняя, демисезонная.
Глаголы: надевать, одевать, снимать, убирать, вешать, складывать, утюжить, гладить, стирать, полоскать, сушить, весить, чинить, штопать, беречь, ухаживать, вязать, шить, покупать, застегивать, зашивать, мерить, расстегивать, мять, марать.

Составление рассказа о предметах одежды по предложенному наглядному плану.

ОНР II ур.

2

«Я их чищу, берегу.

По дорожке в них бегу».

Существительные:  обувь, сапоги, ботинки, кроссовки, туфли, тапки.

 Прилагательные: цвет, резиновый, кожаный, легкий.

 Глаголы: носить, обувать.

Наречия: красиво, тепло, аккуратно, чисто, бережно.

Составление рассказа-описания по схеме.

ОНР III ур.

Существительные: кожа, мех; сапоги, туфли, ботинки, тапки, сандалии, босоножки, валенки; подошва, каблук, шнурки, носок, пятка, язычок; сапожник.

Глаголы: шить, пришивать, носить, снимать, надевать, расстегивать, застегивать, завязывать, развязывать, чистить, зашнуровывать, покупать, носить.

Прилагательные: кожаные, резиновые, сменная, спортивный, нарядная, зимняя, летняя, осенняя, удобная, красивая, модная, сезонная…

1.Знакомство с многозначным словом (язычок).

2. Составление рассказа- сравнения о 2-х видах обуви по предложенному наглядному плану.

3

«Много разной есть посуды и нужна она нам всюду!»

ОНР II ур.

Существительные:  чайник, кастрюля, сковорода, тарелка, ложка, вилка, нож, хлебница.

 Прилагательные: стеклянный, металлический, деревянный.

 Глаголы: пить, есть, готовить, мыть.

Составление описательного рассказа по схеме.ест?"

ОНР III ур.

Существительные: сервиз, та-релка,   чашка,   блюдце,   вилка,   ложка,  нож, чайник,  половник,  кастрюля,   сковорода, дуршлаг,   скалка, кофейник, миска.

Глаголы: накрывать,   готовить,   мыть,   разбить жарить,   варить, тушить, кипятить, печь.

Прилагательные: кухонный,   столовый,   кофейный,  чайный,  фарфоровый, стеклянный,   металлический,   пластмассовый,   железный,

глиняный,   хрустальный,   алюминиевый,  мелкая,   глубокая, чистая, грязная, хрупкая, прочная.

1. Знакомство с многозначными словами (ручка, носик, горлышко).

2. Составление рассказа-описания о посуде по предложенному плану.

4

«Раз, два, три, четыре, много мебели в квартире»

ОНР II ур.

Существительные: мебель, кресло, диван, кровать, стол, стул, ножка, дверца, полка, спинка, сиденье, подлокотник.

Прилагательные: мягкий, кожаный, стеклянный, деревянный.

Глаголы: сидеть, лежать, спать.

Составление рассказа о предмете по образцу

ОНР III ур.

Существительные: мебель, стол, стул, кресло, табуретка, диван, тахта, кушетка, софа, кровать, стенка, этажерка, шкаф, буфет, сервант, полка, кухня, гарнитур, фабрика, краснодеревщик, столяр, полка, столешница, спинка, подлокотник, дверца, ручки, ножки, сидение, обивка, дерево, пластмасса, металл, дуб, берёза.

Глаголы: покупать, ремонтировать, красить, мыть, обустраивать, забивать, собирать, расставлять, помогать, сушить, готовить, убирать.

Прилагательные: высокий, низкий, широкий, узкий, просторный, деревянный, пластмассовый, металлический, кухонная, спальная, письменный, обеденный, журнальный, сервировочный, детский, мебельный, мягкая, берёзовый, дубовый, удобный, полезный, домашний,

Наречия: высоко, низко, удобно, уютно, мягко, слева, справа, близко, далеко, быстро, чисто.

1. Составление сложноподчиненных предложений (стул нужен для того, чтобы на нем сидеть).

2. Пересказ рассказа с опорой на картинки (упражнение «Расскажи-ка»).

5

«От чистого сердца, простыми словами, давайте, друзья, потолкуем о маме».

ОНР II ур.

Существительные: семья, мама,; любовь, забота, радость, печаль,  гнев, плач, улыбка, гость.

Глаголы:  расти,  любить, нянчить, стирать, готовить, убирать, дружить.

Прилагательные: ласковая, любимая.

Составление предложений о маме с опорой на сюжетные картинки.

ОНР III ур.

Существительные: семья, мама, любовь, забота, радость, печаль,  гнев, плач, улыбка, гость.

Глаголы: растить, заботиться, любить, уважать, стараться, помогать,

нянчить, стирать, готовить, убирать, гладить, накрывать (на стол), мыть, работать, протирать, вытирать, ухаживать, дружить.

Прилагательные: здоровая, ласковая, трудолюбивая, добрая, любимая, дорогая, лучшая, родная, заботливая, строгая.

Наречия: ласково, весело, дружно, празднично, нарядно.

1. Упражнение в составлении сложноподчиненных предложений с союзом чтобы.

2. Составление рассказа о маме  по предложенному плану.

ДЕКАБРЬ

1

«Серебром зима украсила все вокруг»

ОНР II ур.

Существительные:  зима, мороз, снег, лед, сугроб, снежинка, сосулька,  гололед, снегопад, снеговик, лыжи, коньки,  санки, каток, снежки,  узоры, следы.

Глаголы:  падать,  ложиться, лепить, скользить, заметать, ехать,  морозить, кружиться,  блестеть.

Прилагательные:  холодный,  легкий, белый, глубокий, мягкий, зимний.

Наречия:  холодно,  темно.

Антонимы: холодный - теплый.

Подбор родственных слов: зима, снег, лед.

Составление описательного рассказа о зиме через использование простого распространенного предложения по схеме.

ОНР III ур.

Существительные:

зима, пурга, метель, вьюга, мороз, снег, лед, наст, сугроб, снежинка, сосулька, пороша, поземка, гололед, снегопад, снеговик, лыжи, коньки, снегокат, снегоход, санки, каток, снежки,  узоры, январь, февраль, декабрь, иней, буран, следы.

Глаголы:  падать, покрывать, ложиться, лепить, скользить, украшать, заметать, ехать, взбираться, морозить, кружиться, праздновать, блестеть, искриться,  хрустеть.

Прилагательные: холодный, морозный, искристый, блестящий, хрупкий, резной, легкий, белый, глубокий, мягкий, нарядный, рыхлый, зимний.

Наречия: холодно, морозно, зябко, празднично, нарядно, красочно, темно.

Антонимы:холодный - теплый, хрупкий - крепкий.

Синонимы: метель - вьюга - пурга, снежок - комок.

Подбор родственных слов: зима, снег, мороз, лед, лыжи, холод.

Самостоятельно рассказывают  о зиме с опорой на картинный план.

ОНР II ур.

2

«Мы зиму ждали не напрасно: Морозным днем под небом ясным
Все будущие чемпионы торопятся на стадионы»

Существительные: стадион, спортсмен, зал, зарядка, упражнения, форма, соревнования, победитель, чемпион, свисток, флажок, судья, лыжник, пловец, шахматист, хоккеист.

Прилагательные: утренняя, сильный, здоровый, крепкий, умелый, ловкий, гибкий,  быстрый.

Глаголы: заниматься, расти, работать, бегать, прыгать, плавать, играть, ездить, тренироваться, побеждать, выигрывать.

1. Учить отвечать на вопросы полным предложением.

2. Составление предложений по сюжетным картинкам.

ОНР III ур.

Существительные: тренер, стадион, физкультурник, спортсмен, зал, зарядка, корт, упражнения, форма, соревнования, победитель, чемпион, свисток, флажок, судья, лыжник(ца), конькобежец(ка), стрелок, лучник(ца), теннисист(ка), пловец, пловчиха, шахматист(ка), шашист(ка), турист(ка), прыгун(ья), гимнаст(ка), хоккеист(ка);

Прилагательные: легкоатлетический, гимнастический, утренняя, сильный, здоровый, крепкий, мужественный, умелый, ловкий, гибкий, уверенный, настойчивый, стройный, быстрый;

Глаголы: заниматься, расти, работать, бегать, прыгать, плавать, стрелять, играть, ездить, тренироваться, побеждать, выигрывать, проигрывать, соревноваться.
Прилагательные: холодный, морозный, снежный, блестящий, хрустящий, рассыпчатый, липкий, мокрый, белый, чистый, пушистый, ветреный, солнечный, узорный, трескучий, крепкий, прозрачный, ледяной, ледовый, легкий, зимний, искристый, жесткий.
Глаголы пришла, идет, падает, кружится, замирает, покрывает, засыпает, метет, замерзает, воет, шумит, капает, блестит, рисует, летит, тает, выпадать, вьется, леденеет.

1. Закрепить умение отвечать на вопросы полным предложением.

2. Пересказ с опорой на предметные картинки.

3

«Трудно птицам зимовать,
надо птицам помогать!»

ОНР II ур.

Существительные: воробей, ворона, голубь, сорока, сова, снегирь, синица, дятел, птицы, части их тела, корм.

Глаголы:  клевать, летать, голодать, каркать, чирикать,   тенькать, зимовать.

Прилагательные: большие, маленькие, голодные, и т.д.

Наречия:  холодно, голодно.

Антонимы: холодный – теплый.

Обучение составлению рассказа-описания о зимующей птице (снегирь, воробей, сорока) – с организующей помощью  логопеда,  с опорой на картинно-графический план.

ОНР III ур.

Существительные: воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, сова, дятел, сорока, кормушка, корм, грудка, спинка, головка, хвост, крыло, перо, клюв, ноги, когти, шея, лапы, пух, зима, холод, голод, снег, ветер, птица, клест, семена, крошки, сало, угощения.

Прилагательные: зимующая, мелкая, крупная, большой-маленький, короткий-длинный, тонкие-толстые, шустрый, драчливый, быстрый, ловкий, красивый, ленивый, грустный, желтый, красный, пестрый, хлебные (крошки), дынные, арбузные, ясеневые и другие (семена).

Глаголы: слетел, улетел, зимует, клюет, защищается, чистит, садится, собирает, прыгают, летают, поют, щебечут, чирикают, каркают, воркует, шипит, заботится, кормит.

Составление рассказа по серии картинок

4

«Скоро, скоро Новый год! Скоро Дед Мороз придёт»

ОНР II ур.

Существительные:  елка, игрушки, подарки, Дед Мороз, Снегурочка, праздник, маски.

Глаголы:  наряжать, вешать, украшать,  снимать, дарить, получать, встречать,  петь, танцевать.

Прилагательные: елочный, колючий, стеклянный, бумажный.

Наречия:  весело, высоко, низко.

Антонимы: высокий – низкий…

1. Составление предложений по  вопросам логопеда о  Новогоднем празднике с опорой на картинку.

2. Разучивание стихотворений к Новогоднему празднику.

ОНР III ур.

Существительные: праздник, украшения, карнавал, хоровод, гирлянда, украшения, Снегурочка, Дед Мороз, подарок, елка, ночь, серпантин, гости, поздравление, год, месяц.

Прилагательные: веселый, шумный, красивый, радостный, новогодний, праздничный, разноцветные, нарядные.

Глаголы: выступать, зажигать, отмечать, поздравлять, дарить, укреплять.

1. Составление рассказа по серии картинок и по вопросам.

2. Разучивание стихотворений к Новогоднему празднику.

Январь

1

КАНИКУЛЫ

2

«Любим сказки мы читать и потешки сочинять»

ОНР II ур.

Существительные: сказка, герой, колобок, лиса, заяц, медведь, волк, петушок, теремок, Баба Яга, колдунья, волшебник, замок, Кащей Бессмертный, избушка, принц, принцесса, болото.

Прилагательные: сказочный, прекрасный, волшебный, заколдованный, хитрый, умный, злой, добрый, страшный, веселый, глупый.

Глаголы: колдовать, испугаться, слушать, рассказывать, пуститься, набрести, спеть, притвориться.

Пересказ знакомых сказок.

ОНР III ур.

Существительные: сказка, персонаж, герой, Дед Мороз, Серый волк, Красная Шапочка, Иванушка-дурачок, Василиса Прекрасная, теремок, Баба Яга, колдунья, волшебник, замок, принц, принцесса.

Прилагательные: сказочный, прекрасный, волшебный, заколдованный, хитрый, умный, злой, добрый, страшный, веселый, глупый, справедливый.

Глаголы: колдовать, заворожить, испугаться, обвенчаться, слушать, рассказывать, пуститься, набрести, спеть, притвориться.

Пересказ литературного текста (сказки) с опорой на предметные картинки.

3

«Все профессии хороши – выбирай на вкус»

ОНР II ур.

Существительные: магазин, почта, продавец, почтальон, врач, учитель, повар, водитель, прилавок, витрина, весы, пакет, касса, сумка, кошелек, деньги, сдача, газета, журнал, письмо, открытка, посылка, сутки, утро, день, вечер, ночь.

Глаголы: покупать, платить, взвешивать, разносить, получать, отправлять.

Наречия: много, мало, больше, меньше, столько же.

1. Обучение отгадыванию загадок по теме.

2. Развитие диалогической речи - игра «В магазине».

3. Заучивание четверостишия «Магазин».

4. Обучение комментированию своих действий - игра «На почте».

ОНР III ур.

Существительные: врач, строитель, учитель, пожарник, фотограф, повар, парикмахер, милиционер, портной, сапожник, пекарь, писатель, летчик, водитель, библиотекарь, продавец, садовник, плотник, маляр, каменщик, электрик, крановщик, экскаваторщик, сварщик, стекольщик, мастер, архитектор, тракторист, комбайнер, доярка, птичница, педиатр, стоматолог, окулист, хирург, невропатолог, медсестра.
Прилагательные: добрый, внимательный, заботливый, ответственный, профессиональный, умелый, знающий, добросовестный, дисциплинированный.
Глаголы:  лечит, учит, воспитывает, тушит, фотографирует, варит, готовит, стрижет, укладывает, следит, шьет, чинит, кроит, печет, пишет, сочиняет, летает, водит, возит, выдает, принимает, продает, считает, ухаживает, выращивает, кладет, устанавливает, поднимает, управляет, красит, копает, строгает, стеклит, сваривает, сеют, сажают, копают.

1. Учить составлять сложноподчинённые предложения, сложносочинённые (упражнения «Четвёртый лишний», «Нелепицы», «Закончи предложения»).

2. Составление рассказа по серии картинок.

ОНР II ур.

4

«Как прекрасен город наш!»

Существительные: город, Красноярск, улица, площадь, река, мост, утро, день, вечер, ночь.

Прилагательные: красивый, прекрасный.

Глаголы: строить, стоять, жить, любить.

Наречия:  больше, меньше, одинаково, вверху, внизу, сзади, спереди, слева, справа, посредине, в центре.

Предлоги:  в, на, у, под, с (со), за, над

Коллективное составление рассказа об улице, на которой находится детский сад.

ОНР III ур.

Существительные: город, адрес, улица, переулок, площадь, река, парк, театр, колонна, балкон, магазин, витрина, библиотека, памятник, киоск, газон, купол, подъезд, вокзал, фонтан, сад, стадион, шоссе, тротуар, благоустройство, район, церковь, музей, аллея.

Прилагательные: городской, сельский, широкий, просторный, прямой, узкий, многоэтажный, старый, тихий, шумный, зелёный, каменный, культурный, жилой, прекрасный, цветущий, нарядный.

Глаголы: жить, строить, перестраивать, переезжать, ездить, смотреть, расти, хорошеть, расширяться, благоустраивать, стоять, вырасти, расцвести.

Составление рассказа по серии картинок.

ФЕВРАЛЬ

1

«Едет, плывет, летит.  Кто за рулем сидит?»

ОНР II ур.

Существительные: транспорт, улица,

движенье, автобус,

трамвай, метро, машина, самолет, корабль, колесо, кузов, кабина, крыло, водитель, машинист, капитан, летчик.

Глаголы: ехать, плыть, лететь, везти.

Прилагательные: большой, маленький, огромный, красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый,

белый, серый.  

1. Обучение отгадыванию загадок по теме.

2. Обучение комментированию своих действий - игра «В автобусе».

ОНР III ур.

Существительные:  автомобиль, машина, грузовик, самосвал, фургон, такси, автобус, троллейбус, трамвай, метро, паровоз, электричка, поезд, самолет, вертолет, ракета, корабль, катер, лодка, шлюпка, пароход, теплоход, яхта, телега, кабина, кузов, салон, сиденье, поручни, колеса, руль, корпус, мотор, двери, фары, вагон, прицеп, трап, хвост, нос, корма, борт, якорь, винт, парус, палуба, трюм, рубка, бензин, топливо, электричество, шоссе, дорога, рельсы, светофор, аэропорт, пристань, остановка, аэродром, порт.

Прилагательные: легковой, грузовой, пассажирский, городской, международный, железнодорожный, воздушный, водный, наземный, подземный.

Глаголы: едет, мчится, взлетает, летит, приземляется, садится, отходит, отчаливает, отплывает, поворачивает, останавливается, ждет, выходит, тормозит, сигналит.

Дополнить рассказ приставочными глаголами и пересказать его (упражнение «Расскажи-ка»).

2

«Нужно правила движения 

Выполнять без возраже-ния.» (ПДД)

ОНР II ур.

Существительные:  улица, дорога, тротуар,

переход, перекресток,

светофор, пешеход,

машина, автобус,

троллейбус, такси,

милиционер.

Глаголы: водить,

возить, ходить, стоять,

соблюдать.

 красный,

Прилагательные: желтый, зеленый, красный.

Предлоги: в, на, у, под, с (со), за, над.

1. Развитие связной речи - составление простых предложений по сюжетным картинкам по теме ПДД.

2. Составление рассказа по картине «На перекрестке» по плану.

ОНР III ур.

Существительные: движение дорога, тротуар, переход, светофор, остановка, улица, перекресток,  авария, милиционер, регулировщик, жезл, свисток.

Прилагательные: дорожный, пешеходный, полицейский.

Глаголы: соблюдать, переходить, нарушать, регулировать, следить.

Пересказ сказки с опорой на предметные картинки "Как Колобок свою сестрицу догонял".

3

«В зоопарке мы гуляем, про животных все узнаем»

ОНР II ур.

Существительные: зоопарк, обезьяна, слон, лев белый медведь, северный олень, тюлень; детеныши, хищники, травоядные, грива, бивни, ласты, хобот.

Прилагательные: белый, северный, хищные, травоядные.

Глаголы: рычать, есть, спать, ухаживать, кормить.

1. Обучение отгадыванию загадок о животных.

2. Составление рассказа-описания по плану.

ОНР III ур.

Существительные: лев, львенок, львица, грива, хвост с кисточкой, шерсть, хищник, тигр, тигренок, тигрица, обезьяна, обезьянка, зебра, зебренок, копыта, полоски, бегемот, бегемотик, кожа, складки, слон, слониха, слоненок, хобот, бивни, жираф, жирафенок, шея, крокодил, крокодильчик, пасть, клыки, носорог, носорожик, рог, кенгуру, кенгуренок, сумка, Африка, Индия, Австралия, леопард, леопардик, верблюд, верблюжонок, черепаха, гепард, пустыня, охота, джунгли, удав, горилла.
Прилагательные: ловкий, хищный, быстрый, грозный, сильный, пушистый, полосатый, острые когти, мощные клыки, цепкая, смышленая, смешная, крупный, неуклюжий, травоядный, огромный, толстокожий, высокий, пятнистый, длинный, зубастый, зеленый, скользкий, злой, сытый, голодный, неповоротливый, длинноногий, быстроногий, медлительный, сумчатый.
Глаголы: бегает, прыгает, ходит, охотится, подстерегает, набрасывается, рычит, кормит, крадется, скрывает, прыгает, лазает, играет, подражает, ловит, ищет, чистит, пасется, щиплет, прячет, плавает, ныряет, нежится, срывает, набирает, поливает, наклоняет, вытягивает, защищается, сбивает, прячет в сумке.

1. Учить составлять разные типы предложений (упражнение «Четвёртый лишний», «Нелепицы»).

2. Составление сравнительных  рассказов по образцу и с опорой на схему (упражнение «Расскажи-ка»).

4

«Каждый мальчик может стать солдатом»

ОНР II ур.

Существительные:

шофер, летчик, капитан, солдат, боец.

Прилагательные:

нужный, полезный, трудный, смелый, храбрый.

Глаголы: водить, управлять, лечить, защищать, охранять.
Наречие:  старательно, умело, бережно.

1. Составление  распространенных предложений по картинке, по демонстрации действия на заданную тему.
2. Составление рассказов — описаний, загадок — описаний.

ОНР III ур.

Существительные: солдат, Родина, Россия ракетчик, танкист, десантник, ракета, танк, летчик, самолет, пограничник, герой, парашют, враг, бомба, подводник, пехотинец, предатель, война, рана, автомат, оружие.

Прилагательные:  храбрый, мужественный, героический, отважный, смелый, трусливый, военный, доблестный.

Глаголы: воевать, защищать, драться, победить, ранить, перевязать, вылечить, сражаться, сопротивляться.

1. Учить составлять разные типы предложений (упражнение «Ответь на вопросы»).

2. Разучивание стихотворений .

Март

ОНР II ур.

1

«8 Марта – международный женский день»

1.Существительные:

весна, март, девочки, мама, бабушка, праздник, подарки, цветы, поздравление, открытка.


2.Прилагательные: любимая, единственная, прекрасная,

3.Глаголы: 
любить, беречь, заботиться, дарить.

Составление рассказа о маме по заданному плану.

ОНР III ур.

1.Существительные:

весна, март, девочки, мама, бабушка, праздник, подарки, цветы, поздравление, открытка.
2.Прилагательные: любимая, единственная, прекрасная, красивая, добрая, нежная, праздничный.

3.Глаголы: 
любить, беречь, заботиться, поздравлять, дарить, ухаживать.

Пересказ рассказа 

2

«Ты весна приходи, всю природу разбуди»

ОНР II ур.

Существительные:

весна,  солнце, облако, сосулька, капель, ручей, лужа,  почка, травинка.

Прилагательные: 
голубой, чистый, теплый, первый, длинный, звонкий, зеленый, хрупкий.

Глаголы:

наступать, таять, пригревать, капать, появляться, течь.

1. Составление предложений из 4-5 слов по предметной картинке.

2. Разучивание стихотворений о весне, о маме.

ОНР III ур.

Существительные: весна, март, апрель, май, снег, сосульки, проталины, солнце, ручьи, гонцы весны, половодье, ледоход, капель, паводок, лужи, влага, посевы, посадки, пробуждение, подснежник, оттепель.
Прилагательные:

холодные, журчащие, звонкие, говорливые, буйные, шумливые, многоводные, весеннее, лучистое, теплое, яркое, приветливое, красное, влажный, мартовская, вешние воды, лазурное, чистое, ясное, птичье, прохладные, солнечный, рыхлый, суровый.
Глаголы: наступила, продвигается, прилетели, вылетели, кружатся, вьются, хлопочут, вьют, журчат, бегут, звенят, затопляет, тронулся, поют, пробиваются, тает, светит, греет, пригревает, капает, течет, дышится, пахнет, просыпается, оседать.

1. Упражнение в составлении разных типов предложений (упражнение  «Нелепицы»).

2. Разучивание стихотворений о весне, о маме.

3

«Милая певунья, ласточка родная,

К нам домой вернулась из чужого края»

ОНР II ур.

Существительные:

кормушка, корм, весна,  грач, скворец, ласточка, кукушка,  гнездо, корм.

Прилагательные:
звонкий, быстрый.

Глаголы:
прилетать, клевать, выводить, кормить, чистить, поить, ухаживать, вить, летать.

1. Составление  распространенных предложений по картинке, по демонстрации действия на заданную тему.
2. Составление рассказов - описаний, загадок - описаний.

ОНР III ур.

Существительные: грач, скворец, ласточка, стриж, кукушка, журавль, гуси, лебеди, жаворонок, дрозд, гнездо, скворечник, самец, самка, птенцы, яйца, певец, насекомые, личинки, оперенье, стая, страны, ноги, шея, крыло, глаза, хвост, клюв, голова, аист, цапля.
Глаголы: летят, улетают, прилетают, возвращаются, строят, чистят, откладывают, вьют, выводят, высиживают, кормят, подрастут, окрепнут, пищат, поют, курлычут, покидают, прощаются, собираются, поедают, клюют, уничтожают, свить, щиплет, склеить, слепить.
Прилагательные:

большая, маленькая, певчая, чёрный, теплые (края), белый, полосатое, заботливые, хлопотливые, весенняя, чужие, пушистые, звонкая, полевой, дальние, красивое, длинноногий, водоплавающие, проворный, голосистый.

1. Совершенствовать умение составлять простые предложения (упражнение «Нелепицы»).

2. Расположить картинки в нужной последовательности и пересказать рассказ.

4

«Кто в глуши лесной таится? Что за зверь?»

ОНР II ур.

Существительные: медведь, лиса, еж, заяц, белка, волк, берлога, дупло, нора, запасы, шуба, мех.
Прилагательные:  теплый, толстый, густой, вкусный.
Глаголы:  зимовать, питаться, запасать.

Составление рассказа-описания по плану.

ОНР III ур.

Существительные: медведь, медведица, медвежонок, волк, волчица, волчонок, заяц, зайчиха, зайчонок, лиса, лисица, лис, лисенок, нора, логово, белка, бельчонок, дупло, лось, лосиха, лосенок, рога, ёж, ежиха, ежонок, кабан, кабаниха, кабанчик, барсук, барсучиха, барсучонок, лес, поляна, плутовка, лапа, шерсть, когти, нос, уши, копыта, хвост. Морда, рыло, пасть, звери, детеныши, кусты, деревья, мышь, рысь, енот, бобр, олень, куница, клыки, соболь, норка, крот, берлога, шатун.
Прилагательные:

бурый, косолапый, хитрая, хищный, серый, неутомимый, страшный, густая (шерсть), рыжая, дикие, пушистая, ловкая, осторожный, быстрая, белый, трусливый, длинноухий, лопоухий, чуткие (уши), косой, пугливый, бархатная, колючий, волчья, полосатый.
Глаголы: бродит, лазает, ревет, дерет (лыко), прыгает, скачет, рычит, скалится. Охотится, спасается, воет, грызет, роет, бегает, «дал стрекача», собирает, запасает, хрюкает, нюхает, принюхивается, прислушивается, притаился, колется, крадется, сосет, залегать, впадать.

Учить составлять предложения с противительным союзом а (упражнение «Нелепицы»).

5

«Тили-бом! Тили-бом! Приглаша-ем в кошкин дом!»

ОНР II ур.

Существительные:

корова, лошадь, коза, овца, кошка, собака, хлев, сено,

Прилагательные:

теплый, толстый, густой, вкусный;

Глаголы: 

зимовать, питаться, кормить, поить.

Антонимы: много – мало, большой – маленький, чистый – грязный.

Пересказ текста по плану, составление рассказа-описания и загадок-описаний по предложенному плану.

ОНР III ур.

Существительные: 

кошка, кот, котёнок, собака, пёс, щенок, корова, бык, телёнок, лошадь, конь, жеребёнок, свинья, боров, поросёнок, коза, козёл, козлёнок, овца, баран, ягнёнок, кролик, крольчиха, крольчонок, стадо, табун, свинарник, пастух, доярка, свинарка, рога, копыта, хвост, грива, шерстка – шерсть, щетина, кость, лапки, ферма, колхоз, вымя, ноздри, конюшня, бидон, колхозник (ца), овёс, пойло, сено, морда, голова, пасть, когти, копыта, уши, челюсть, кожа, седло, уздечка, кнут, телега, конура, пастбище, крольчатник, конюх, чёлка, рыло, пятак, животные
Прилагательные: короткий, длинный, мягкий, пушистый, серый, рыжий, гладкий, мохнатая, жесткая, густая, кудрявая, домашние, гладкошерстный, сторожевая, санитарная, пограничная, пожарная, цирковая, ласковая, добрая, усатый, неуклюжий, сильный, быстрые, слабые, длинноухий, верный, смешной, забавный, пятнистый.
Глаголы: мяукает, мычит, лает, хрюкает, ржет, жует, блеет, грызет, мурлычет, лакает, пасет, ест, роет, запрягают, обгладывает, лягается, бежит, бодает, кормить, ухаживать, прыгает, возит, дает молоко, ловит, сторожит, охраняет, гарцует, скачет, лижет, тявкает, играет, дружить.

Составление рассказа по предложенному плану (упражнение «Расскажи-ка»).

Апрель

ОНР II ур.

1

«На птичьем дворе, шум и гам во дворе»

Существительные: птица, петух, курица,

цыпленок, цыплята, утка, утенок, утята, гусь, гусята, индюк, индюшата, корм, зерно, кормушка.

Глаголы: кормить, ухаживать, плавать, пасти, клевать, ловить, разгребать. Прилагательные: домашний, пушистый, разноцветный,

голосистый, пестрый.

1. Пересказ сказки В.Сутеева «Утенок и цыпленок».

2. Коллективный рассказ-описание о петушке (4 предложения).

ОНР III ур.

Существительные: курица, петух, цыплята, утка, селезень, утята, гусь, гусыня, гусята, индюк, индюшка, индюшата, птицы, птичник, птичница, курятник, яйцо, скорлупка, перо, клюв, ноги, лапы, перепонки, крылья, хвост, голова, туловище, гнездо, гребень, насест, несушка, наседка.
Прилагательные:

 маленький, большой, крупный, желтый, разноцветный, пестрый, красивый, толстый, неуклюжий, громкий, заботливая, пугливые, водоплавающие.
Глаголы: ходят, летают, плавает, квохчет, кудахчет, кукарекает, гогочет, крякает, пищит, болбочет, ищут, клюют, щиплют, бегают, играют, несет, сидит, высиживает, выводит, ухаживает.

1. Учить детей продолжать рассказ, с опорой на начало и сюжетные картинки.

2. Составление рассказа по предложенному наглядному плану (упражнение «Расскажи-ка»).

2

«Космонавтом быть хочу, может в космос полечу»

ОНР II ур.

Существительные: космос, космонавт, ракета, планета, звезды, солнце, луна, взлет, посадка, старт.

Глаголы: лететь, прилететь.

Прилагательные: смелый, сильный, умный (космонавт). Маленькая, желтая, красивая (звезда).

Наречия, предлоги:  далеко, близко, высоко, низко.  Вверху, внизу, слева, справа, в центре, в, на, у, под, с (со), за, над.

1. Обучение отгадыванию загадок по теме.

 2. Составление предложений по сюжетным картинкам.

ОНР III ур.

Существительные: космос,   комета,   космонавт,   ракета,   метеорит,   корабль  (космический),  космодром, стан-ция,   спутник,   полёт,  планета, планетарий, инопланетянин, звезда, созвездие, названия планет  (Марс, Юпитер и т.д.).

Глаголы: осваивать, запускать, летать, прилетать, приземляться.

Прилагательные: первый, космический, межпланетный, звёздное.

Составление рассказа по предложенному  плану.

3

«Нас в школу приглашают задорные звонки. Мы тоже скоро будем – ученики»

ОНР II ур.

Существительные:  школа, ученик, учитель, парта, портфель, тетрадь, ручка, карандаш, пенал, альбом, краски, перемена, звонок, ластик, кисточка, линейка.

Прилагательные: интересная, нужная, важная, школьная, спортивный, аккуратный, нарядный, чистая, заботливая, важная, любимая, внимательная.

Глаголы:  слушать, писать, читать, считать, рисовать.

Наречия: внимательно,  хорошо,  отлично,  плохо, грязно, красиво.

1. Обучение отгадыванию загадок по теме.

2. Развитие диалогической речи - игра «В школе».

3. Заучивание стихотворений о школьных принадлежностях.

ОНР III ур.

Существительные:  школа, школьник, первоклассник, парта, портфель, ранец, рюкзак, тетрадь, книги, ручка, карандаш, пенал, учебник, альбом, краска, доска, мел, учитель, директор, класс, дежурный, дневник, отличник, урок, задание, библиотека, зал, столовая, перемена, звонок, ластик, кисточка, линейка, подставка, форма.

Прилагательные: домашнее, интересная, нужная, важная, учебная, школьная, спортивный, многоэтажное, аккуратный, опрятный, нарядный, чистая, спокойная, прилежная, заботливая, важная, любимая, внимательная.

Глаголы:  слушать, писать, читать, учить, выполнять, повторять, положить, достать, рисовать.

Наречия: внимательно,  старательно,  

прилежно,  хорошо,  отлично,  плохо, грязно, умело, красиво.

1. Закреплять умение составлять разные типы предложений (упражнения «Четвёртый лишний», «Нелепицы», «Скажи наоборот»).

2. Составление рассказа по серии картинок.

4

«В мир подводный попадем, много рыб мы там найдём»

ОНР II ур.

Существительные:

аквариум, река,  рыба,  икра, золотая рыбка,  гуппи, щука, сом, окунь, лещ.

Прилагательные:

 хищный, длинный, зубастый, усатый, полосатый, широкий, золотистый.

Глаголы:

плавать, охотиться,

 размножаться, питаться, кормить.

Развивать у детей навыки связной речи при составлении рассказов — описаний, загадок — описаний, рассказов по серии из 2-3 картинок и по картинке.

ОНР III ур.

Существительные: щука, сельдь, ерш, камбала, окунь, пескарь,  сом, меченосец, скалярия,  золотая рыбка, гуппи, дельфин, рыба-меч, акула, кит, рыбак, рыбалка.

Глаголы: ныряют, резвятся, играют, прячутся, выпрыгивают, плещутся, дышат, питаются, рыбачить, ловить.

Прилагательные:
пресноводные, аквариумные, речные, морские, шустрые, ленивые, серебристые, ловкие, быстрые, яркие, разноцветные, игривые, рыбий, рыбный.

1. Составление предложений с предлогами (упражнение «Рассмотри и расскажи»).

2. Составление рассказа по предложенному наглядному плану.

Май

ОНР II ур.

1

«Майский праздник –
День Победы
Отмечает вся страна.»

Существительные: праздник, победа, солдат, ветеран, подарок, рисунок, цветы, поделка.

Глаголы:

поздравлять, петь, танцевать.

Прилагательные:

 радостный, смелый, сильный.

Составление простых предложений по картинкам и вопросам логопеда.

ОНР III ур.

Существительные: война,  ветеран, герой,  фашист, враг, победа, парад, салют, подводник, десантник, артиллерист, пехотинец, танкист, моряк, пограничник, офицер, солдат, генерал,  медаль, орден.

Прилагательные:
 отважные, храбрые, смелые, сильные, немецкие,  жестокие.

Глаголы: защищали, охраняли,  стреляли,  убивали, погибали, победили, маршируют.

Закреплять навык составления рассказа по картине.

2

«Распускаются цветы и в саду, и на лугу, и в лесу, и в пруду»

ОНР II ур.

Существительные: цветок, подснежник, роза, ромашка, василёк, колокольчик, ландыш, стебель, листок.

Глаголы:  проявляться, расти, цвести,

Прилагательные: нежный, тонкий, хрупкий.

Наречия и предлоги: тепло, холодно, много, мало, вверху, внизу, сзади, спереди, слева, справа, в, на, у, под, с (со), за.

1. Обучение отгадыванию загадок.

2. Составление рассказа о розе (с опорой на картинку).

ОНР III ур.

Существительные:
Садовые цветы: тюльпан, нарцисс, пион, ромашка, роза, ирис, георгин, гладиолус, астра, анютины глазки, маргаритки, календула, гвоздика, хризантема.
Полевые цветы: ромашка, одуванчик, василек, кипрей (иван-чай), чертополох
Лесные цветы: фиалка, ландыш, колокольчик,
Водные растения: кувшинка (лилия), рогоз (камыш)
Прочие слова: цветовод, цветник, клумба, газон, лужайка, корень, стебель, лист, цветок, семена, трава, цвет, аромат, запах, благоухание, цветение, завязь, полив, рыхление, Красная книга – это список редких и исчезающих видов цветов на Земле.

Прилагательные:
 цветочный, ароматный, душистый, большие, маленькие, узкие, широкие, острые, толстый, тонкий, прямой, изгибающийся, ветвистый.

Глаголы: расти, распускаться, цвести, ухаживать, выращивать, поливать, опрыскивать, собирать, срывать, плести, охранять.

Составление рассказа о любимом цветке по предложенному плану.

3

«В гостях у пчелки Майи»

ОНР II ур.

Существительные: насекомое, жук, бабочка, пчела, муравей, крыло, глаз,

Глаголы: летать, жужжать.

Прилагательные: большой, маленький.

Наречия: больше, меньше, одинаково.

Предлоги: в, на, у, под, с (со), за, над.

1. Отгадывание, толкование и заучивание загадок о насекомых.

2. Разучивание потешки «Пчелы гудят…».

3. Составление рассказов-описаний о насекомых по образцу, данному логопедом (с опорой на картинку).

ОНР III ур.

Существительные: оса, пчела, муха, шмель, бабочка, муравей, кузнечик, комар, стрекоза, божья коровка, паук, майский жук, жук-плавунец, водомерки, жук-щелкун, жук-слоник, панцирь, лапки, брюшко, усики, крылья, хоботок, пыльца, спинка, жало.
Прилагательные: полезные, вредные, шестиногий, красивая, яркая, пестрая, пятнистая, разноцветная, дружные, трудолюбивые, осторожные, блестящие, жужжащие, защитная окраска, ядовитые.
Глаголы: летает, жужжит, жалит, кусает, собирает, опыляет, охраняют, порхают, ползут, стрекочет, звенит, уничтожает, плетет, ест, плавает, бегает, прыгает, пищит, строит, откладывает, засыпает.

Пересказ сказки «Муха-Цокотуха» (с опорой на сюжетную картинку).

4

«Что ты мне подаришь, лето?»

ОНР II ур.

Существительные: лето, солнце, небо, трава, цветок, дерево, лист, одуванчик, утро, день, вечер, ночь, ромашка, колокольчик, клевер, лютик.

Прилагательные: красный, желтый,

синий, зеленый, белый, голубой, розовый, душистый, красивый, разноцветный.

Глаголы: расти,

украшать, собирать.

Предлоги: в, на, у, под, с (со), за, над.

  1. Отгадывание и толкование загадок по теме.

2. Коллективное составление рассказа по сюжетной картинке.

ОНР III ур.

Существительные: лето,   июнь,   июль,   август,   солнце,   жара,   роса, бадминтон,   теннис,   велосипед,   ко-локольчик, ромашка, василёк,  одуванчик,  незабуд-ка,  панама,  шорты, футболка, платье, туфли, сандалии, восход, закат.

Глаголы: плавать,   нырять,   купаться,   отдыхать,   загорать, путешествовать,   расцветать,   цвести,   собирать,   поливать,

ухаживать, согревать, светить.

Прилагательные: яркий,   солнечный,   жаркий,  ласковое, безоблачное, тёплое, летний, ясные (дни), лазурное (небо).

Наречия: жарко, сухо, пасмурно, ясно, 

тепло.

Закреплять навык составления рассказа по сюжетной картине.

IV. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Оборудование логопедического кабинета

Стол логопедический – 1 шт.

Стол детский – 1 шт.

Стулья детские – 4 шт.

Стул – 1 шт.

Стол – 1 шт.

Шкаф-стеллаж – 3 шт.

Доска магнитная – 1 шт.

Светильники потолочные  – 2 шт.

Ноутбук – 1 шт.

Плакаты:

  • Овощи
  • Фрукты
  • Перелётные птицы
  • Зимующие птицы
  • Схемы для описания птиц
  • Насекомые
  • Игрушки
  • Животные наших лесов
  • Птицы (домашние)

Папки по лексическим темам:

-Дикие животные            

-Домашние животные    

-Цветы

-Насекомые

-Деревья и кустарники    

-Овощи

- Фрукты

-Ягоды

-Грибы

-Профессии                      

-Транспорт                      

-Одежда

-Обувь

-Птицы: домашние, перелётные

-Посуда

-Продукты питания                

-Мебель

-Игрушки

-Семья

-Весна

-Лето

-Осень

-Зима

Дидактические игры

«4 лишний»

«Волшебные картинки» (папка дошкольника)

«Большой – маленький»

«Собираем урожай»

«Определи по контуру»

 «Узнай и назови»

«Мои любимые сказки»

«Осень, зима, весна, лето»

«Картинка в картинке»

«Кто спрятался?»

«Кто что ест?»

«Кто где живет?»

«Чей домик?»

«Кто какой?»

«Большой, средний, маленький»

«Времена года»

«Часть и целое»

«Профессии»

«Противоположности» (Серия «Умные карточки»)

«Любимые сказки» (Серия «Умные карточки»)

«Что сначала» (Составление рассказов по серии сюжетных картинок)

Кубики

Магнитный театр «Репка»

Пальчиковый театр «Теремок»

Пальчиковые игрушки «Дикие и домашние животные»

Фигурки животных

Силуэты животных

Разрезные картинки

Жукова О. «Первые открытия: я учу антонимы»

Учебно-методическая литература

1. Агронович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматических недоразвитий речи у дошкольников с ОНР.  Санкт-Петербург, 2005.

2. Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. Москва, 2005г.

3. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. «Тетрадь логопедических заданий» (подготовительная группа)

4. Борисенко М.Г. «Потешки про Ваню».

5. Борисенко М.Г., Лукина Н.В. «Грамматика в играх и картинках»:

  • Овощи
  • Насекомые
  • Игрушки
  • Перелётные и зимующие птицы
  • Фрукты
  • Животные наших лесов
  • Птицы (домашние)

6. Глинка Г.А. «Развиваем мышление и речь».

7. Иншакова О.Б. «Альбом для логопеда».

8. Киселёва Г.А. «Книжка-учишка 1,2,3».

9. Комратова Н.Г. «Учим говорить правильно» - Москва, 2005г.

10. Коноваленко В.В. «Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе» - М.: Гном – пресс, 1998.

11. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия - М.: ГНОМ – ПРЕСС, 2000.

12.Курдвановская Н.В. «Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет» - М.: Сфера, 2007

13. Лопухина И. С. Логопедия. Речь. Движение.— М., Дельта,1997.

14. Нищева  Н. В.  « Программа  коррекционно-развивающей  работы  в логопедической группе детского сада для  детей  с общим  недоразвитием речи  (с 4 до 7 лет) — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

15. Новиковская О.А. «Логопедическая грамматика».

16. Новоторцева Н.В. «Развитие речи детей».

17. Парамонова Л.Г. «Стихи для развития речи».

18. Развитие речи и творчества дошкольников/Под. ред. О.С. Ушаковой - М.:ТЦ «Сфера», 2002.

19. Сайкина Е.Г.,  Фирилева Ж.Е. Физкульт - привет минуткам и паузам.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

20. Скворцова И.В. 100 логопедических игр - СПб.: «Нева», 2003.

21. Смирнова И.А. «Логопедический альбом для обследования лексико – грамматического строя и связной речи».

22. Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду» Занятия с детьми 6-7 лет. Москва, 2004г.

23. Теремкова Н.Э. «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР» (4 альбома).

24. Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинкам. - М.: «Владос», 2006.

25. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Формирование и развитие связной речи.— СПб., 1998.

26. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.— М., 2004.

27. Хватцев М. Предупреждение и устранение недостатков речи. - СПб., ДЕЛЬТА + КАРО, 2004.

28. Худенко, Шаховская «Конспекты по формированию связной  речи у детей».

29. Цейтлин С.  Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. —М., Просвещение, 2000.

30. Чистякова И.А. 64 игры для формирования грамотной фразы. СПб.: КАРО, 2006.

31. Серия «Живое чтение» по сказкам:

«Репка»

«Красная шапочка»

«Курочка Ряба»

«Волк и семеро козлят»

«Три поросенка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА группы № 2 «Теремок» компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на 2019 – 2020 учебный год.

Программа разработана с учётом ФГОС  дошкольного образования,  образовательной программы учреждения...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА группы № 2 «Теремок» компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на 2019 – 2020 учебный год.

Программа разработана с учётом ФГОС дошкольного образования и образовательной программы учреждения....

Адаптированная рабочая программа учителя-логопеда в средней группе для детей с тяжелыми нарушением речи.

Адаптированная рабочая программа  учителя-логопеда в средней группе для детей с тяжелыми нарушениями речи....

Рабочая программа группы компенсирующей направленности для детей подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) 2019-2020 уч.г.

Рабочая программагруппы компенсирующей направленностидля детей подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)2019-2020 уч.г....

Рабочая программа группы компенсирующей направленности для детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) 2020-2021 уч.г.

Рабочая программагруппы компенсирующей направленностидля детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)2020-2021 уч.г....

Рабочая программа учителя-логопеда для детей 5 – 6 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)

Данный материал является рабочей программой разработанной на основе адаптированной основной образовательной программы МБДОУ. Программа рассчитана на один учебный год, который длится в группе компенсир...

Рабочая программа коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда с обучающимися с тяжелыми нарушениями речи (ДЕТИ ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ)

Рабочая программа (далее «Программа») предназначена для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР), посещающих группу комбинированной направленности муниципального автономного дошкольного образоват...