Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с дошкольниками.
статья по логопедии (подготовительная группа)

В статье кратко описаны современные здоровьесберегающие приемы, используемые логопедом в коррекционой практике.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 37

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ.

Синютина Наталия Евгеньевна, учитель-логопед ВКК, МБДОУ БГО Детский сад № 20 комбинированного вида, г. Борисоглебск.

В статье затронуты вопросы о возможных причинах роста возникновения речевых и поведенческих расстройств, кратко описаны наиболее типичные проблемы в физическом и психическом развитии детей с речевыми нарушениями, приведены примеры из опыта работы по использованию здоровьесберегающих технологий в условиях работы логопедического пункта.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, здоровьесберегающие технологии, коррекционно-образовательная деятельность, артикуляционная гимнастика.

   От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Современная статистика Министерства здравоохранения РФ констатирует тот факт, что в последние годы выявилась устойчивая тенденция к снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста.   Только 14% новорожденных появляются на свет физиологически зрелыми, не имеющими нарушений в физическом, психическом, эмоциональном аспектах здоровья. У 70% новорожденных выявляются различные перинатальные поражения головного мозга. Данные отклонения отрицательно сказываются на последующем развитии и обучении ребенка.

Чем обусловлена эта отрицательная тенденция? Причин этому много.

Прежде всего неблагоприятная наследственность, неправильный образ жизни будущих родителей, вредные профессиональные условия (повышенная радиация, работа с химически активными веществами), наркомания, алкоголизм, курение, другие вредные факторы, приводящие родителей к состоянию нервного, физического и психического истощения, ухудшение социально-экономических и экологических условий.

Сравнивая показатели ежегодного мониторинга «Обследование речи воспитанников ДОУ», мы убеждаемся: действительно, с каждым годом растет число детей, нуждающихся в той или иной коррекционной поддержке. Все чаще речевые нарушения у детей сочетаются с рядом неврологических синдромов, что свидетельствует, как правило, о задержке созревания центральной нервной системы, о повреждении отдельных мозговых структур. Это проявляется, прежде всего, в нарушении работоспособности, произвольной деятельности и поведении детей, а также быстрой истощаемости и пресыщаемости любым видом деятельности, повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности. У некоторых детей наблюдается церебрастенический синдром, который проявляется в виде повышенной нервно-психической истощаемости, эмоциональной неустойчивости, нарушений функций внимания и памяти.

В одних случаях синдром сочетается с проявлениями гипервозбудимости – признаками общего эмоционального и двигательного беспокойства; а в других – с преобладанием заторможенности, вялости, пассивности.

Увеличилось число детей с СДГА, эмоционально-волевыми нарушениями, ЗПРР, ДЦП, с элементами РАС.

       В условиях нашего дошкольного учреждения коррекционная помощь оказывается детям с речевыми нарушениями на логопедическом пункте.

Отмечу   наиболее характерные особенности детей-логопатов.

Физическое развитие: соматическая ослабленность, частая заболеваемость;

повышенная утомляемость и истощаемость; нарушение дыхания (физиологического и речевого); нарушения общей и мелкой моторики (координация, темп, ритм, объем); нарушение в пространственной ориентировке; излишнее мышечное напряжение (скованность).

Психическое развитие: неустойчивость внимания; низкий объем памяти;

нарушение звукопроизношения (слабость и нескоординированность движений органов артикуляции); недостаточная сформированность фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий, связной речи.

     В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, предъявляемыми к организации и форме коррекционного процесса, предметно-развивающей среде и результатам работы, а так же на основе анализа состояния здоровья детей с  речевой патологией,  педагогическая деятельность направлена на сбережение и укрепление здоровья детей и максимальную коррекцию имеющихся недостатков. Наш коллектив старается создать благоприятные условия для качественной и своевременной поддержки детей с речевыми нарушениями и ОВЗ.  С этой целью мы выделили основополагающие принципы коррекционно-педагогической деятельности, направленные на сбережение и укрепление здоровья воспитанников.

  1. Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса (атмосфера доброжелательности, индивидуальный подход).
  2. Творческий характер образовательного процесса.
  3. Обеспечение мотивации образовательной деятельности.
  4. Построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций (переход от совместных действий с педагогом к самостоятельным, от развернутых поэтапных действий к свернутым, автоматизированным)
  5. Учет системного строения высших психических функций
  6. Осознание ребенком успешности в любых видах деятельности (создание ситуации успеха).
  7. Рациональная организация двигательной активности
  8. Обеспечение адекватного восстановления сил (смена видов деятельности, чередование периодов напряженной, активной работы и расслабления, предупреждение переутомления детей).

Данные принципы в коррекционно-образовательной деятельности реализую с помощью здоровьесберегающих технологий: артикуляционной, дыхательной гимнастики, голосовых упражнений, пальчиковой гимнастики и самомассажа, элементов арттерапии, сказкотерапии, психогимнастики, логоритмики, интерактивных, настольных и речевых игр.

Заметила, что дети с удовольствием выполняют артикуляционную гимнастику, необходимую для развития силы, подвижности губ, язычка и щек, если придумать для каждого комплекса упражнений свою логопедическую историю, или сказку: «Язычок в зоопарке», «Артикуляционная гимнастика для девочек», «Артикуляционная гимнастика для мальчиков», интерактивная «Зарядка вместе с Машей», «Приключения Божьей коровки». Иногда на помощь приходят куклы-варежки: Лягушка, Бегемотик, Совунья.

Дыхательные упражнения – важная часть оздоровительного комплекса. Мы развиваем и укрепляем мышцы грудной клетки, закрепляем навык диафрагмально-речевого дыхания. Работаем над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Развитие речевого дыхания необходимо для работы над коррекцией звукопроизношения. Для того, чтобы тренировка дыхания проходила интересно, использую пособия: «Облака», «Волшебный огонек», «Сдуй снежинку», «Осенние листочки», «Кто спрятался?», «Фокус», «Прожорливые фрукты». Мы пускаем мыльные пузыри, делаем «шторм» в стаканчиках, используем вертушки и специальные дыхательные тренажеры. Далее выполняем голосовую разминку: пропеваем гласные звуки (голосилки), для автоматизации поставленных «трудных» звуков подобрала логопедические распевки: «Мы жуки», «Футбол», «Хитрая лиса», «Мишка» и др.

Развитие мелкой моторики пальцев рук необходимо, так как этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков.  У детей с ЗПРР, ОНР и ФФНР часто  нарушена координация, плохая переключаемость, неполный объем тонких движений пальцев. Я использую данный вид заданий для смены видов деятельности, возможности задействовать другие виды анализаторов, снять напряжение со слухопроизносительных органов. Отличными помощниками логопеда в этом стали «Железновы пальчиковые игры», выкладывание из палочек фигур по образцу, бассейн для пальчиков с различным наполнением, с кинетическим песком, рисование камешками марблс, раскрашивание и штрихование. Очень нравятся задания с элементами пластелинографии: «Подбери заплатку», «Слепи из пластелина букву».

Используемые элементы психогимнастики и релаксации по методу Чистяковой помогают снять психическое и физическое напряжение. Беспокойные дети становятся более внимательными, уравновешенными и усидчивыми, а вялые и робкие становятся более уверенными, приободряются. Особенно нравятся психологические сказки: «Чудо-клей», «Волшебная снежинка», «Жадный котенок», где есть возможность побыть в образе сказочного героя, (а заодно решить некоторые логопедические задачи).

Ведущий вид деятельности дошкольника-игра. Подмечено, что в последнее время дети все меньше играют в настольные речевые игры. А между тем, идей по «настолкам» очень много.  Стараюсь подобрать наиболее интересные, отвечающие за разные направления логопедические настольные игры, ярко и красочно их оформить. Любимыми стали: «Ежики и зонтики», «Укрась шапку вышивкой», «Раздай матрешкам мячики», «Куклы и фартучки», «Белкины запасы», «Почтальон», «Посади рыбку в аквариум».  Особенно понравились интерактивные игры «Мерсибо», которые мы берем для индивидуальных и подгрупповых занятий (дозированно, с учетом рекомендаций Сан.Пин). Отмечу, что с использованием ИАИ заметно повышается мотивация ребенка к занятиям, растет речевая и познавательная активность, повышается самооценка ребенка, значительно улучшается эмоциональный фон.  Подобраны игры для  автоматизации и дифференциации звуков («Попугай», «Болтушки-хохотушки», «Меткий стрелок»; развития слухового восприятия на материале неречевых звуков, звукоподражаний: «Тик-так звуки», «Домашние животные», «Кто сказал МУ?» и др.; звукового анализа: «Тюлени плывут, картинки везут» «Помощь на пожаре», «Пять китайских братьев», «Бедный дракончик» (определение I звука в слове).; игры для формирования  лексико-грамматических категорий и развития связной речи, тренировки логики, памяти  и внимания «Хитрые половинки», «Болотная свадьба», «Модный удав», «Помоги туристу собрать рюкзак».

В заключении отмечу, что здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей и приоритетны в коррекционной педагогике благодаря своей эффективности.

Список литературы:

  1. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2001 г. [Электронный ресурс]  сайт: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/04/13/tv-budennaya-logopedicheskaya-gimnastika (дата обращения 20.03.19)
  2. Кувшинова, И.А. Здоровьесбережение как необходимый аспект комплексной реабилитации детей с речевой патологией [Текст]/ И.А. Кувшинова.-М:2009.(библиотека журнала «Логопед».вып.6) 13 с.
  3. Цибульникова В.Е., Леванова Е.А. «Педагогические технологии. Здоровьесберегающие технологии в общем образовании. МПГУ, 2017. [Электронный ресурс] сайт:https://mybook.ru/author/e-a-levanova/pedagogicheskie-tehnologii-zdorovesberegayushie-te/read/      (дата обращения 14.10.19)

© Н. Е. Синютина, 2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях с дошкольниками

Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей!     Здоровьесберегающие технолог...

Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе в условиях логопункта.

Насон И.И. учитель - логопед МАДОУ детский сад №63  В настоящее время идет постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях детского сада. Основная цель – снижение заболеваемости дете...

Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе ДОУ"

—Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения - одна из приоритетных задач педагогики.— Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития ребёнка отрицательно отражаются на его деятельнос...

Долгосрочный проект: "Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с дошкольниками"

Целью использования здоровьесберегающих технологий в работе учителя - логопеда является обеспечение комплекса педагогического воздействия, направленного на преодоление и профилактику речевых нарушений...

«Будь здоров, малыш!» Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе с дошкольниками. Обобщение опыта работы.

Всестороннее полноценное развитие личности ребенка, сохранение и укрепление его физического, психического и нравственного здоровья является одной из основных задач,  которую призвано решать дошко...

Использование нетрадиционной здоровьесберегающей технологии в логопедической работе с дошкольниками с ОВЗ

В устранении речевых нарушений у дошкольников с ОВЗ логопеды нашего образовательного учреждения ГБОУ Школа № 996 города Москвы успешно применяют такую здоровьесберегающую технологию как биоэнергопласт...