«Развитие речи в музыке и движении»
консультация по логопедии

 Кошелева Татьяна Алексеевна
Известно, что речь и музыкальный язык похожи по своему строению и неразрывно связаны. Речь, может быть содержанием музыкального произведения, но и музыка может быть содержанием речи. Поэтому интегрированная музыкально-речевая деятельность выступает мощным средством стимуляции обогащения, уточнения, закрепления и активизации словаря. Музыкально-коммуникативные игры с ускорением, фонопедические упражнения, самомассаж, пение позволяют эффективно корректировать имеющиеся нарушения развития речи, обеспечивают гармоничное становление личности и всестороннюю подготовку к школьному обучению, а также творческому развитию детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_muzyka_rech_i_dvizhenie.doc52 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Развитие речи в музыке и движении»

Речь в жизни ребенка играет большую роль: овладение ею производит переворот в психической жизни. Так, благодаря правильному речевому развитию перестраиваются все психические процессы: память, мышление, восприятие. Речь помогает детям научиться управлять своим поведением, фантазировать, строить взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, что влияет на личностное развитие.

Музыкальная деятельность в детском саду помогает дошкольникам овладеть речью. Музыка — самый эмоционально окрашенный вид искусства, благоприятно воздействующий на развитие ребенка с самого начала его жизни. Сидя у кроватки, мама поет колыбельную ребенку. Так ребенок знакомится с искусством и речью одновременно: воспринимает голос, интонацию, мелодию. В ходе музыкальной деятельности формируются не только творческие способности и эстетический вкус, но и активное развивается речь.

Известно, что речь и музыкальный язык похожи по своему строению. Как и речь, музыка начинается со звука. Музыкальные звуки, так же как и речь, воспринимаются слухом. Музыка тоже имеет интонационную природу. Как и в речи, в музыке есть паузы, фразы, звук, интонация, темп и даже особый письменный код — ноты. Итак, речь и музыка неразрывно связаны. Речь, превратившаяся с помощью писателей и поэтов в произведение литературного искусства, может быть содержанием музыкального произведения, но и музыка может быть содержанием речи.

Основные формы сотрудничества  логопеда и музыкального руководителя:

—        интегрированные коррекционные занятия;

— совместные развлечения для детей и родителей;

—        конкурсы художественного чтения;

—        творческие проекты.

Его основные задачи:

—        систематизировать и обобщать приобретенные знания;

—        формировать интерес к слову и музыке, положительные эмоции;

—        повышать познавательную активность;

—        развивать способность к творчеству;

—        совершенствовать коммуникативные навыки.

Одно из основных средств совершенствования коммуникативных навыков  -  развитие словарного запаса ребенка, которое, по словам Л.С. Выготского, представляет собой «грандиозную сложность», поскольку важно не количественное накопление словаря, а его качественное развитие.

Чем богаче словарь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, тем содержательнее и полноценнее взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие.

У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) формирование и активизация словаря нарушены. Это способствует возникновению неуверенности, замкнутости, неумению ориентироваться в ситуации общения, незаинтересованности в контакте, т.е. отражается на деятельности и поведении ребенка. Личностные особенности сказываются на характере взаимоотношений ребенка со сверстниками, его статуса в коллективе, на формировании самооценки и степени переживания ограниченности словаря.

Использование музыки в работе с детьми с речевыми нарушениями позволяет оптимизировать коррекционно-развивающий процесс.

П.И. Чайковский писал: «Там, где бессильны слова, во всеоружии своем является более красноречивый язык - музыка». Музыка служит мощным средством, способствующим созданию благоприятной эмоциональной атмосферы, в которой дошкольники забывают о своих комплексах, ведут себя раскрепощенно. В коллективном исполнении музыкальных композиций, ритмодекламаций ребенку легче раскрыться и проявить свои таланты. К тому же музыка — самый приятный способ обучения.

А чем сложнее и разнообразнее деятельность ребенка со взрослыми и сверстниками, тем выше потребность в речи. Поэтому интегрированная музыкально-речевая деятельность выступает мощным средством стимуляции обогащения, уточнения, закрепления и активизации словаря.

Рассмотрим подробнее различные виды музыкальной деятельности с точки зрения их эффективного воздействия на развитие словарного запаса детей.

Театрализованные игры

В работе над развитием пассивного словаря  используется  разновидность театрализованной игры, в которой музыка служит источником вдохновения и открытия мира, фантазий. То, что дети не могут выразить словами, они показывают с помощью пластики, мимики, движений. Дошкольники с интересом включаются в творческий процесс, могут раскрепоститься  и проявить воображение.

Такие игры служат подготовительным этапом для работы над театрализацией, которая имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами деятельности в коррекционной работе. В процессе инсценированной деятельности у детей развиваются психические и познавательные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, коммуникативные качества, пополняется словарный запас. Дошкольники учатся понимать литературное произведение, его смысл, настроение.

Поэтическое музицирование

В работе над обогащением словарного запаса художественное поэтическое слово занимает очень важное место. Оно обогащает не только словарь ребенка, но и его эмоциональную жизнь, помогает воспитать художествен-но-эстетический вкус. Дети любят слушать стихи. Поэзия доставляет им радость интересным содержанием, красотой художественных образов, выразительностью языка. Поэтическое музицирование помогает детям ощутить красоту звучания поэзий в музыке. Дошкольники не только с удовольствием заучивают стихи на память, но и поют их с особым чувством и выражением, осознавая связь музыки и слова. Такой вид деятельности хорошо использовать для закрепления пройденного материала.

Ритмодекламация

Наиболее продуктивно словарь ребенка развивается в таком виде музыкальной деятельности, как ритмодекламация, которая базируется на ритмическом родстве музыки и слова.

Ритмодекламация - синтез поэзии, музыки и движения, вид деятельности, открывающий возможности для овладения детьми всем комплексом выразительных средств музыки и речи, помогающий глубже понять лексическое значение слова, его ритмическую сущность и эмоциональную окраску, способствующий выработке речевого и певческого дыхания, развитию четкой дикции, формированию естественного звучания голоса и выразительного исполнения настроений в речевом или музыкальном материале.

Ритмодекламация дает возможность равноценного участия в процессе музицирования всех детей, несмотря на певческий диапазон и уровень развития вокально-слуховой координации, Процесс выбора как стихотворения, гак и музыки не прост. Важно полное совпадение содержания стихотворения с композиторским замыслом.

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры — уникальное средство развития мел кой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием этих игр служит мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует формирование речи и мышления (пространственного и образно-ассоциативного), быстроту реакции, эмоциональной выразительности, воображения.

В этом виде деятельности музыка мотивирует детей повторять слова в гораздо более приятной форме. Воспитанники не осознают того, что через повторение они заучивают слова, поскольку произносят их снова и снова. А для детей с нарушениями актуализации слов повтор очень важен. Музыка также усиливает тонус коры головного мозга, стимулирует дыхание, внимание, задает определенный ритм, оказывает мобилизующее воздействие. Кроме того, она снимает мышечное напряжение.

Таким образом, музыкально-коммуникативные игры с ускорением, фонопедические упражнения, самомассаж, пение позволяют эффективно корректировать имеющиеся нарушения развития речи, обеспечивают гармоничное становление личности и всестороннюю подготовку к школьному обучению, а также творческому развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятие развитие речи, мир музыки и физическое развитие. «Путешествия по сказкам К.И.Чуковского».

Конспект интегрированного занятие  развитие речи, мир музыки и физическое развитие.«Путешествия по сказкам К.И.Чуковского»....

Конспект интегрированного занятие развитие речи, мир музыки и физическое развитие. «Путешествия по сказкам К.И.Чуковского».

Конспект интегрированного занятие  развитие речи, мир музыки и физическое развитие.«Путешествия по сказкам К.И.Чуковского»....

Конспект ООД по познанию, развитию речи, рисованию, музыке, физическому развитию во второй младшей группе: «Есть у нас огород»

Цели деятельности педагога:1.Продолжать учить детей отгадывать загадки про овощи. Узнавать овощи на картинках- слайдах по их отличительным признакам....

Коррекция нарушений в развитии дошкольников посредством музыки и движений.

Воспитание здорового, физически и духовно развитого подрастающего поколения  относится к числу глобальных проблем, имеющих жизненно – важное значение для всего человечества. Забота о здоровье дет...

Презентация. Развитие детей средствами музыки и движений.

Развитие   детей  средствами  музыки  и движений....

Интегрированное занятие по развитию речи и музыке "Зимние картины в поэзии и музыке А. Вивальди и П.И. Чайковского"

Речь тонкая, правильная , выразительная  - это красивая речь. Такая речь встречается , как правило , в произведениях поэтов и писателей. Во время  интегрированного занятия планировалось: чте...

Коррекция нарушений в развитии дошкольников посредством музыки и движений (Методические рекомендации)

Одним из интереснейших и перспективных направлений применения музыки в дошкольном учреждении является музыкотерапия, под которой подразумевается создание такого музыкального сопровождения, которое наи...