Формирование правильных дифференцированных движений речевого аппарата с помощью артикуляционной гимнастики
статья по логопедии

В статье описываются классификации артикуляционных упражнений, сформированы требования, которые необходимо предьявлять к артикуляционным упражнениям при различных нарушений звукопроизношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_differents_art_gimnastika.odt36.09 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование правильных дифференцированных движений речевого аппарата с помощью артикуляционной гимнастики 

 Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четка, точная,  координированная работа  артикуляционного аппарата.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе:  жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания. Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

Как правило, на практике логопеды пользуются  артикуляционной гимнастикой, направленной на постановку определённого звука (группы звуков). Рациональнее пользоваться дифференциальной артикуляционной гимнастикой, упражнения которой направлены на определенную группу мышц.

Здесь активны гимнастические упражнения еще в большей степени, чем пассивны (массаж) влияет на формирование закрепление элементов движения отдельных мышц, а также целостных двигательных мышц.

Выполнять дифференциальную  артикуляционную гимнастику надо сидя перед зеркалом.  При этом надо следить за осанкой, а также за тем, чтобы плечи были расслаблены и чтобы не возникло напряжение в каких-либо мышцах тела.

Важно, чтобы выполнение заданных упражнений не сопровождалось содружественными движениями мышц. Па первых занятиях при синкинезиях например, нижней челюсти допускается её фиксация пальцем.

Каждое упражнение выполняется сначала в медленном темпе, а затем в умеренном темпе. Соблюдение ритма движений упорядочивает выполнение от одного движения к другому. Поэтому упражнения желательно делать под счет логопеда.

Далее приводятся  примерные упражнения дифференциальной  артикуляционной гимнастики для различных групп мышц артикуляционного аппарата.

                 РАБОТА ПО ПРЕОДАЛЕНИЮ СЛЮНОТЕЧЕНИЯ.

Саливация это слюнотечение.

Саливация может быть связана с повышенным слюноотделением, но чаще всего она является причиной того, что слюна, которая образуется, просто вовремя не проглатывается. При дизартрии  всё происходит именно так.

Применяются как традиционные, так и нетрадиционные приёмы для преодоления такого неприятного симптома дизартрии.

 Слюнотечение (саливация) бывает у детей с дизартрией. Таких детей учат жевать пищу( с запрокинутой головой). Во время приёма пищи напоминать им, чтобы дети широко открывали рот и чаще проглатывали еду( на этой стадии обучения к работе подключить родителей и воспитателей).
Далее нужно обучить ребёнка подсасывать слюну и глотать её чаще. Возможно на эту работу уйдёт определённое количество времени. Многие дети с дизартрией не чувствуют как изо рта вытекает слюна. Ребёнок должен научиться глотать её одним толчком.
Перед выполнением артикуляционного упражнения малышу следует вначале проглотить слюну.
Существует хорошее упражнение йогов, которое в некоторых случаях помогает решить проблему гиперсаливации. Человек совершает круговые движения языком в преддверии рта, а потом глотает её. Если придерживаться данной схемы, то слюнотечение уменьшается в течение 2 месяцев.

Учимся проглатывать слюну.

1. Ребёнка учат подсасывать слюну с сомкнутыми губами, а потом учат глотать её. Сначала это делается с запрокинутой головой, а потом в нормальном положении.

2. Ребёнку постоянно делается напоминание о необходимости проглатывания слюны перед речью или перед артикуляционным упражнением.

3. В некоторых случаях используется промакивание рта салфеткой.

4. У дизартриков очень часто рот приоткрыт. Поэтому ребёнка учат держать рот закрытым, если он не разговаривает и не принимает пищу.

5. На индивидуальном занятии при работе с дизартриком логопед специально делает паузы, чтобы ребёнок мог проглотить слюну.

6. Важно научить ребёнка с гиперсаливацией дифференцировать ощущения сухого и мокрого подбородка.

                                МИМИЧЕСКАЯ МОТОРИКА

Развитие мимической  моторики,  проводимое паралельно с развитием моторики, содействует совершенствованию мелодико-интонационной стороны речи и дает возможность успешнее вести работу по выработке выразительности речи, т. е. Развитию и совершенствованию дикции,

                           РАЗВИТИЕ МИМИЧЕСКОЙ МОТОРИКИ

При выполнении этих упражнений следует особое внимание обратить на то, чтобы кроме заданных движений не возникло никаких синкинезий и синергии в других мышцах лицевой мускулатуры.

Желательно выполнять упражнения в определенном ритме (под счет), использовать зрительный контроль.

Каждое упражнение выполняется в зависимости от необходимости от 4 до 10 раз.

Исходное положение для все видов упражнений: сидя, голову держать прямо, мышцы лица расслаблены, лицо спокойной. Движения выполняются на 2 счета: на счет «раз»-первое, на счет «два»- второе.

Примерные упражнения:

  1. Нахмурить брови-расслабить мышцы.
  2. Поднять брови вверх-расслабить мышцы.
  3. Наморщить лоб- расслабить мышцы лба.
  4. Плотно закрыть глаза-открыть.
  5. Спокойно закрыть глаза-открыть.
  6. Прищурить глаза- вернуться в и.п.
  7. Закрыть левый глаз, закрыть правый глаз; на счет «три» вернуться в и.п.
  8. Одновременно оскалить зубы и наморщить лоб-и.п., и т. д.

По возможности можно предложить на основе образной памяти сформировать мимическую позу, соответствующую какую-либо эмоциональному состоянию: удивление, радость, подозрение обида и т. п. (Параллельно можно взять психогимнастику).

                     

                    ТРЕНИРОВКА ПОДВИЖНОСТИ  НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ

Мышцы жевательной мускулатуры — парные. Движения идентичных мышц выполняются одновременно, и их работа напрямую зависит друг от друга. Эти мышцы — короткие. Амплитуда их движения мала. Они быстро утомляются, особенно при нарушении функции височно-нижнечелюстного сустава, так как нагрузка на них (речь, пережевывание еды) больше, чем на другие мышцы тела. От состояния функции этого сустава зависит участие зубочелюстной системы в актах жевания, мимики, речеобразования. Дозировка упражнений должна быть строго индивидуальной, в зависимости от речевой патологии ребенка.

Предложите ребенку выполнить следующие упражнения:
Упражнения повторяются от 5 до 15 раз.
1.  Голову держать прямо, губы — без напряжения, зубы не обнажать. Раскрывать и закрывать рот произвольно, а затем — с преодолением сопротивления рук (кулачки под нижней челюстью).
2.  Выполнять движения нижней челюстью вперед-назад произвольно, затем — сильно нажимая на нижний зубной ряд языком и оттягивая его назад.
3.  Производить свободные движения нижней челюстью вправо и влево.
Затем делать то же упражнение, но язык при этом должен с силой упираться в челюсть, помогая движению.
4.  Медленно раскрывать рот. Медленно его закрывая, перемещать челюсть в сторону, противоположную от неправильного положения этой челюсти (при косых функциональных прикусах).
5.  Выполнять предыдущее упражнение с применением усилия руки, направленного на сдвигание нижней челюсти в сторону.
6.  Открыть рот, расположить указательный и средний пальцы руки (или резиновые соски, трубочки, надетые на палочки) на зубах в боковых участках нижней челюсти. Закрывать рот, руками оказывая сопротивление.
7.  Губы сжать. Имитировать жевательные движения.
8.  Открыть рот. Подбородком «рисовать» круг (движения влево и вправо). Затем выполнять те же упражнения с закрытым ртом. Следить, чтобы не возникало содружественных круговых движений головой.

Можно подключить звуковые упражнения. Предложите ребенку:
1. Произносить звукосочетания (например, БАЙ, МАЙ, ДАЙ, ТАЙ). При выговаривании каждого из них медленно отклонять голову назад и пальцами рук удерживать по возможности подбородок в прямом положении (создается некоторое сопротивление в мышцах челюсти и шеи).
2. Медленно опускать голову до соприкосновения подбородка с верхней частью грудины, произнося при этом несколько раз звукосочетание МА; затем поднять голову и произнести то же звукосочетание.
3. Медленно поворачивая голову, доставать подбородком поочередно то правое, то левое плечо, произнося при этом звукосочетания: ЧАЙ, КАЙ, ДАЙ, ПАЙ (на звук Й касаться плеча).

           ТРЕНИРОВКА ПОДВИЖНОСТИ МЫШЦ ГУБ  И ЩЕК

Синергия круговой мышцы рта и щечных мышц очень важна для речи, так как от этого зависит дикция человека.

1. Упражнения для включения в движение круговой мышцы губ.

Ребенку необходимо предложить:

• надувать мягкие резиновые шарики;

• набирать воздух то под одну, то под другую щеку, губу (по очереди);

• выдувать воздух с напряженными и ослабленными щеками;

• вытянуть губы вперед, сомкнуть их, изобразив «рупор», «хоботок»;

• вытянуть губы вперед, изобразить «трубочку» и растянуть их в улыбке;

• смыкать губы в виде поцелуя (мгновенно);

• вложить согнутые мизинцы в углы рта, губы не смыкать, пальцы слегка развести в стороны, губы сомкнуть;

• размыкать и смыкать губы при открытом рте;

• сомкнуть губы и надуть щеки, медленно кулаками выдавить воздух через плотно сжатые губы.

2. Упражнение для мышцы смеха.

Предложите ребенку:

• оттягивать углы рта сомкнутых губ одновременно или поочередно в стороны, кверху.

3. Упражнения для квадратных мышц (верхней и нижней).

Предложите ребенку:

• поднять верхнюю губу и обнажить зубы (для чего наморщить нос);

• опустить верхнюю губу, оттянуть ее в рот за зубы;

• опустить нижнюю губу, обнажив нижний ряд зубов;

• поднять верхнюю губу и одновременно опустить нижнюю;

• ввести нижнюю губу в рот за зубы.

Далее нужно подключить следующие звуковые упражнения:

• небольшие стерильные ватные валики заложить в преддверие полости рта ребенка по обе стороны от уздечки верхней губы, попросить его сомкнуть губы, удерживая их в сильном напряжении, и произнести звуки П, Б, М;

• предложить ребенку тянуть звук М, при этом губы то вытягивая трубочкой, то растягивая в стороны;

• произнести несколько раз подряд звукосочетания согласных, в процессе выговаривания которых принимают непосредственное участие губы (например, МБ, БМ, ТВ, ВТ, МП, ПМ и т. п.);

• произнести звуки М (губы должны быть сомкнуты), В (верхнюю губу при этом приподнять), З (нижняя губа опущена);

• произнести звукосочетания КС, ГЗ, БЗ, оттягивая вниз нижнюю губу (при движении губы ее сильно прижимать к зубам).

      ТРЕНИРОВКА  ПОДВИЖНОСТИ МЫШЦ МЯГКОГО НЕБА

Для развития подвижности небной занавески можно использовать такие упражнения, как имитация покашливания, зевоты; глотание капель жидкости (воды, сока и т.д.), которые логопед должен медленно капать на корень языка ребенка пипеткой; для детей старше 3,5-4 лет — полоскание горла без звука и со звуком (во время полоскания тянуть звук Ы, запрокинув голову назад, при этом нижнюю челюсть не выдвигать).

Или можно проводить такие упражнения:

1. Губы ребенка сомкнуты, язык лежит плоско, кончик его находится у зубов. Не разжимая губ и производя дыхание через нос, ребенку нужно опустить нижнюю челюсть как можно ниже (при этом должно ощущаться напряжение мышц небной занавески и корня языка).

2. Рот ребенка приоткрыт, пальцами рук логопеду следует зафиксировать положение подбородка ребенка около средней части шеи. Ребенку нужно произносить звуки А, У, О, не меняя положения рта.

3. Ребенку нужно закрыть рот и с напряжением протянуть звукосочетания: ЗММ, ДММ, ГММ и т.д.

4. Ребенку нужно пытаться зевнуть с открытым ртом, а затем — с закрытым.

5. Ребенку нужно вдохнуть через нос, втягивая щеки (челюсть должна быть опущена, губы плотно сжаты), на выдохе (щеки втянуты) тянуть звук Ы.

                     ТРЕНИРОВКА  ПОДВИЖНОСТИ МЫШЦ ЯЗЫКА


Предложите ребенку:

1. Выдвигать язык вперед — вернуть назад.

2. Облизывать губы по кругу в одну и другую стороны («вкусное варенье»).

Следить за неподвижностью губ и нижней челюсти.

3. Губы сжать. Упираться кончиком языка поочередно в одну и другую щеки («твердый орешек»).

4. Оттягивать корень языка назад и выдвигать его вперед.

5. «Поцокать» языком с максимально открытым ртом. Следить, чтобы нижняя челюсть при этом оставалась неподвижной. (Работать должен лишь язык.)

6. Укорачивать язык, поднимая его спинку кверху, кончиком языка упираясь в нижние зубы («мостик»).

7. Суживать язык и постепенно его округлять («иголочка и лопатка»).

Следить при этом, чтобы язык не высовывался далеко и не подворачивалась нижняя губа. Далее нужно подключить следующие звуковые упражнения.

Предложите ребенку:

• положить кончик языка на нижнюю губу и, не убирая его, произнести несколько раз подряд звукосочетание БЯ (ПЯ);

• быстро высунуть язык, затем энергично подтянуть его за зубы и произнести звукосочетание АС;

• тянуть звук М, поглаживая языком зубы;

• тянуть звук М, вытянув и загнув язык на верхнюю губу;

• произносить звукосочетания согласных, в артикуляции которых активное участие принимает язык (ГКР, КРТ, ДРТ или ТХ, ХТ, ДТ и т.д.).

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер - класс на тему: "Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством артикуляционной гимнастики"

Цель мастер-класса: передача опыта путем показа последовательных действий, методов, приёмов и форм коррекционно-развивающей деятельности при  проведении артикуляционной гимнастики....

Презентация: «Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством артикуляционной гимнастики»

Презентация:«Формирование правильного звукопроизношения у детейдошкольного возраста посредством артикуляционной гимнастики»...

«Развитие речи детей 5-6 лет с помощью артикуляционной гимнастики и мелкой моторики».

  «Развитие речи детей 5-6 лет с помощью    артикуляционной гимнастики и  мелкой...

"Преодоление речевых нарушений с помощью артикуляционной гимнастики"

Гимнастика для рук, ног- дело нам привычное и знакомое.Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы- чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными.А вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без к...

Формирование правильных дифференцированных движений речевого аппарата с помощью артикуляционной гимнастики

В статье описываются классификации артикуляционных упражнений, сформулированы требования, которые необходимо предъявлять к артикуляционным упражнениям при различных нарушениях звукопроизношения....

Методическое логопедическое пособие для диагностики иннервации речевого аппарата и проведения артикуляционной гимнастики «Лисичка»

Методическое логопедическое пособие для проведения обследования иннервации речевого аппарата и артикуляционной гимнастики «Лисичка» разработано для образовательной деятельности детей старш...

Активизация движений речевого аппарата

Приведенные ниже упражнения развивают умение выполнять точные движения языка, губ, челюсти, т.е. помогут ребенку научиться управлять органами артикуляции, что необходимо для правильного произнесения з...