Развитие речи детей младшего возраста.
презентация к уроку по логопедии (младшая группа)

В данной презентации представленны этапы, задачи,методы, условия развития речи детей младшего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx1020.9 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие речи детей младшего возраста Учитель-логопед: Крылова Анастасия Алексеевна МДОУ «Детский сад № 246» г. Ярославль

Слайд 2

К. Д. Ушинский « Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету ». Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.

Слайд 3

Этапы формирования речи в раннем возрасте: 1 период: главным компонентом ситуации выступает предмет. 2 период: главным компонентом ситуации становится взрослый. 3 период: центр ситуации переносится на слово.

Слайд 4

Как понимает вас и что говорит ваш ребенок. Возраст Понимает Говорит 12 месяцев 1) Понимает без показа названия нескольких предметов (действий, имен). 2) Выполняет отдельные поручения: «найди», «принеси», «отдай тете», «положи на место» и др. 3) Понимает слово «нельзя», прекращает запрещенные действия. 4) По слову выполняет разученные действия. 1) Легко подражает новым слогам. 2) Произносит 5-10 облегченных слов: звукоподражательные ( ав-ав ); с одинаковыми слогами ( ма-ма , па-па); реже слова из разных слогов (Га-ля, тик-так); слова-действия («на, дай, бух»). 1 год 3 месяца 1) Понимает названия окружающих предметов и игрушек: находит и дает 3-4 игрушки, дает предметы обуви и одежды. 3) Понимает и выполняет простые инструкции по слову: «покорми куклу», «положи спать в кроватку» 4) По слову ориентируется в группе: «Где твоя кроватка? Возьми свой горшок» 5) Узнает знакомые предметы и игрушки на картинках (3 картинки). 1) Разнообразно лепечет, подражает новым слогам. 2) Пользуется облегченными «словами – действиями» в процессе активной деятельности (« дай, бух, на, иди…»)

Слайд 5

1 год 6 месяцев 1) Обобщает предметы: находит 2 одинаковых по значению, но разных по цвету или величине предмета: «Где собачка, где еще собачка?» 2) Узнает «картинки в действии» - собака ест, кукла спит,… (2 картинки). 3) Показывает одну из частей тела. 1) Начинает заменять звукоподражательные слова на общеупотребительные (« ляля » - кукла). 2) Использует в речи однословную фразу: «Дай» + жест рукой Имеет активный словарь около 5-20 слов Словарь состоит в основном из существительных Часто повторяет слово или фразу снова и снова Употребляет много жаргонизмов с эмоциональным содержанием Способен выполнять простые команды 1 год 9 месяцев 1) Показывает знакомые предметы на сюжетных картинках. 2) Отвечает на вопросы при рассматривании сюжетных картинок (ребенок может ответить одним словом). 3) Показывает три части тела. 1) Обозначает свои действия словами («спи, иди, упал»). 2) Связывает слова в двухсловную фразу: «Дай ку» - дай куклу. - начинает соединять 2 слова в одной фразе, часто без согласования ("папа туту" - папа едет). Общее звучание речи смягченное. Говорит о себе в 3 лице (по имени). Отвечает на вопросы словами "да", "нет". Знает названия окружающих предметов и действия, которые выполняются с ними. Слушает и понимает небольшие рассказы.

Слайд 6

2 года 1) Понимает обозначаемые на картинках действия, выполняет инструкции: «Покажи, кто сидит, кто спит?» 2) Понимает короткий рассказ о событиях, знакомых ребенку из личного опыта. Отвечает на вопросы взрослого словом или коротким предложением. 3) Показывает 5 частей тела. 4) Выполняет 2-х этапную инструкцию. 1) При общении со взрослым пользуется 2-3х словными предложениями. 2) Вводит в речь: прилагательные, местоимения (я, ты, мы, он), наречия (там, туда). Называет целый ряд объектов из своего окружения Используют как минимум два предлога, как правило: в, на, под Составляет короткие предложения, в значительной степени по модели существительное-глагол, длина предложений 1,2 слова Примерно 2/3 того, что ребенок говорит, понятно взрослому Активный словарь примерно 150-300 слов Объем и высота голоса плохо контролируются Иногда правильно использует местоимения “Я” и “Ты”. Хотя “Мне”, и “Я” часто путают Начинают появляться понятия “Я” и “мои” Реагирует на такие команды, как «покажи мне свои глаза (нос, рот, волосы)” Задает вопросы “Что это?” К 2 годам называет предмет по просьбе. Использует уменьшительно - ласкательные суффиксы (нос-носик). Начинает использовать множественное число (нога-ноги) и падежи существительных (молоко-молока). Знает слова большой-маленький, хороший-плохой. Различает понятие один-много. Слушает внимательно знакомые песни, стихи, эмоционально предвосхищая знакомый сюжет. 2 года 6 месяцев 1) Понимает значения предлогов в привычной конкретной ситуации («Положи на стул»). 2) Начинает понимать прочитанные сказки с опорой на картинку. 1) Строит предложения из 3-х и более слов. 2) Появляются вопросы «Где? Куда?» 3) Использует в речи предлоги (в, на, у, с). 4) Использует в речи местоимения «мой, моя, мои, мое».

Слайд 7

3 года Понимание Понимает сложноподчиненные предложения, значения предлогов вне конкретной ситуации.) Понимает прочитанные сказки без опоры на картинку. Понимает простые вопросы, связанные с окружающей средой и деятельностью Ребенок понимает сложные предложения («Когда мы придем домой, то будем...») Слушает простые рассказы. Различает предлоги "через", "между", "из-за", "из-под". Словарь Используют редкие слова во множественном числе и в прошедшем времени Знает, по крайней мере три предлога, как правило: на, под, за Знает основные части тела и может показать их и назвать Активный словарный запас около 900-1000 слов В речи начинают преобладать глаголы Знает 1-2 цвета. На третьем году жизни происходит интенсивное накопление ребенком словаря. Увеличивается число существительных, обозначающих предметы ближайшего окружения. В своих высказываниях ребенок употребляет почти все части речи. Он овладевает элементарными грамматическими навыками родного языка (усваивает падежные окончания, некоторые формы глаголов с 2,5 лет), начинает согласовывать прилагательные с существительными, использует простые распространенные, бессоюзные сложносочиненные предложения. В общении со взрослыми малыш все реже и реже употребляет звукоподражательные слова, односложные предложения.

Слайд 8

Грамматический строй речи Употребляет в речи сложные предложения. Использует вопросительные слова «Почему? Когда? Зачем?» Рассказывает наизусть стихи, потешки , песенки из 2-4-х строк с опорой на картинки. Договаривает слова и словосочетания в стихах, чистоговорках . Правильно использует местоимения “Я” и “Ты” Должен знать свой пол, имя, возраст, адрес, имена родителей Начинает употреблять прилагательные, наречия, предлоги (в, на, с, у). Около 90% из того, что ребенок говорит, должна быть понятно взрослым Понимает и дает ответ на такие вопросы, как “что ты должен делать когда, когда ты сонный, голодный, холодный, или хочешь пить?” Задает вопрос «что это?» Согласовывает прилагательные и существительные ("красивая мама"). Отвечает на вопросы "почему", "сколько" Начинает говорить от первого лица («Я»). Начинает применять воображение и фантазию в игре, рассказе

Слайд 9

Звукопроизношение Произносит твердые согласные т,д,н,с,з,в,л . Смешение звуков сохраняется. заменяет недостающие звуки другими, более легкими для произношения, например: [р] и [л] — [и] или [л'], шипящие и твердые свистящие — мягкими свистящими звуками, а иногда и звуками [т'], [д'] ( сюба , тюба вместо шуба, сянки , тянки вместо санки, зюк , дюк вместо жук, тяй вместо чай). нередко твердые согласные заменяются простыми по артикуляции мягкими ( дяй вместо дай). Причем такая заме¬на обнаруживается лишь в группе переднеязычных звуков ([т], [д], [с], [з]) и почти не наблюдается при произнесении губно-губных ([п], [б], [м]) и губно-зубных ([в], [ф]) согласных, хотя в процессе становления звуков последние появляются раньше, чем соответствующие им пары мягких согласных. Многие дети заменяют звук [ы] звуком [и], звук [х] звуком [к]. правильно и четко произносят гласные звуки [а], [у], [и], [о] (некоторые дети еще могут заменять или недостаточно четко про¬износить звуки [ы], [э]), согласные [м], [п], [б], [г], [д], [н], [в], [ф], [к], [г], [х] (некоторые дети еще заменяют звук [х] звуком [к]: клеп вместо хлеб, смягченно произносят звуки [т], [д]: тянк вместо танк), йотированные звуки [и], [ йа ], [ йу ], [ йэ ], [ йо ], усваивают мягкие согласные [с'], [з'] (твердые соглас¬ные большинство детей начинают правильно произносить к концу года). Звук [ц] отсутствует и заменяется звуком [т'] или [с'] ([с]). Однако к концу года этот звук у некоторых детей появляется и произносится правильно. начинают правильно произносить звук [л'], заменяя им недостающие звуки [л], [р'], [р] (люк, лепа , лядио вместо лук, репа, радио). Многие малыши заменяют всю эту группу звуков звуком [и] ( йук , йена вместо лук, река), иногда звук [л'] заменяют также звуком [и] ( бойно вместо больно). В произнесении многосложных слов дети продолжают испытывать затруднения: не всегда могут воспроизводить слоговую структуру слова (укорачивают слова), переставляют слоги, заменяют или опускают отдельные звуки. При стечении двух или трех согласных нередко выпадают даже те звуки, которые легко произносятся в простых одно-, двухсложных словах ( пигин вместо пингвин).

Слайд 10

Задачи развития речи первых 3х лет жизни: развитие понимания речи; развитие активной речи; приобщение к художественной литературе; развитие регулятивной функции речи (выполнение речевых инструкций как основы произвольного поведения). Эти задачи решаются как в ходе взаимодействия взрослого с ребенком в повседневной жизни, так и при проведении специальных игр и занятий.

Слайд 11

Условия для развития речи детей: Важным условием речевого развития является богатство впечатлений, получаемых ребенком. Чем больше впечатлений, тем больше у малыша поводов к речевому общению со взрослыми и сверстниками. Речь взрослого должна сопровождать все виды совместной деятельности с ребенком: кормление, одевание, гигиенические процедуры и т. п. Необходимым условием развития речи детей является установление с каждым ребенком эмоциональных и «деловых» контактов. Малыши охотнее разговаривают с теми взрослыми, которые проявляют к ним внимание, ласку, играют с ними. Ребенку необходима уверенность в том, что взрослый его слушает и понимает, поэтому так важно, чтобы педагог откликался на все обращения малыша, поощрял и поддерживал их .

Слайд 12

На этапе становления речи большое влияние на ее развитие оказывает речь окружащих взрослых. Речь взрослых должна соответствовать определенным требованиям. Она должна быть: • адресована лично каждому ребенку. Этим обеспечивается привлечение внимания малыша к речи взрослого и готовность ответить на нее; • эмоционально окрашенной. Эмоциональное содержание, выраженное определенным тоном, помогает маленькому ребенку лучше понять смысл слов; • правильной, отчетливой, неспешной; • понятной, касаться интересных для ребенка тем. Это обеспечивает вовлеченность малыша в речевой контакт со взрослым и его активность в этом процессе; • более сложной, чем речь ребенка, как по структуре и форме фраз, так и лексически. Взрослый должен давать ребенку более сложные речевые образцы, чем те, которыми он уже владеет.

Слайд 13

Что помогает развить речь ребенка? Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика. Игры по развитию общей моторики. Подвижные игры с речевым сопровождением. Логоритмические игры с самомассажем. Игры – подражания с речевым сопровождением. Пальчиковые игры. Игры с различными предметами и материалами Чтение сказок, стихов; разучивание потешек , скороговорок.

Слайд 14

Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика .

Слайд 15

Игры по развитию общей моторики . "Соберём колечки" Цель: развитие у детей умения двигаться в горизонтальном и вертикальном направлении, ориентироваться в пространстве. Оборудование: палочка с разноцветными колечками или шариками. Ходигры : взрослый показывает детям палочку с колечками, по счёту "раз, два, три", взмахивает палочкой и сбрасывает колечки. Кольца разлетаются по всей комнате. Взрослый просит детей собрать, принести колечки, дети бегают, подползают, дотягиваются, приносят колечки, нанизывают на палочку, затем игра повторяется снова. Для этих же целей могут служить мягкие мячики в корзинке, кубики в коробке и т.д. "Сходим к мишке в гости" * Цель: совершенствовать навык ходьбы, развивать ловкость, равновесие. Оборудование: гимнастическая стенка, доска 1,5-2 м. с зацепами, мягкая игрушка мишка. Ход игры : взрослый закрепляет доску одним концом на гимнастической стенке, начиная с высоты 20-30 см, затем крутизну горки можно увеличивать. На гимнастическую стенку сажает игрушку и предлагает малышу сходить в гости к мишке. Взрослый следит за осанкой ребёнка, эмоционально его одобряет . Другие игры на развитие навыка ходьбы: «Принеси игрушку »; « Не разбуди маму »; « Идём к игрушкам в гости »; « Мы в садик пойдём »; « Пойдём через ручеёк »; « Сапожки »; « Гусятки »; Ёлочка»; « Ходим по снегу »; « Одевайся потеплей »; « На лыжах »; « Мишка »; « Мамин парад »; « Поезд» и др.

Слайд 16

Пальчиковые игры .

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи детей младшего возраста.

Дидактические игры и упражнения  на тему "Овощи"...

«Развитие речи детей младшего возраста через ознакомление с предметным окружением»

В раннем возрасте с детьми необходимо очень много разговаривать о том, что наблюдаем вокруг себя, знакомить детей с происходящими процессами в повседневной жизни. Чем больше мы обращаем детское вниман...

Развитие речи детей младшего возраста ( 2 – 4 года)

Развитие речи детей в младшем возрасте.        Современное психологическое развитие ребенка невозможно без правильного развития речи, поэтому развитие речи явл...

Собрание «Развитие речи детей младшего возраста» в первой младшей группе

Собрание «Развитие речи детей младшего возраста» в первой младшей группе...

Информационно-творческий проект во второй группе раннего возраста " Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений "

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения...

Буклет для родителей младшего возраста " Развитие речи детей младшего возраста посредствам пальчиковых игр""

Буклет для родителей младшего возраста " Развитие речи детей младшего возраста посредствам пальчиковых игр""...