Развитие фонематического слуха
консультация по логопедии

Комарова Марина Юрьевна

Помочь детям в формировании грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи – одна из важнейших задач в общей системе обучения детей в детском саду.

Развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы.

Чем лучше сформирован фонематический слух, тем совершеннее речь ребёнка. Без полноценного фонематического слуха ребёнок не овладеет чистым звукопроизношением.

Таким образом, в развитии речи детей дошкольного возраста огромное значение придаётся формированию фонематического слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_dlya_formirovaniya_fonematicheskogo_sluha.docx27.31 КБ

Предварительный просмотр:

5. «Отгадай слово»

Взрослый предлагает ребёнку отгадать задуманное слово по первому и последнему звуку. Обязательно нужно сказать, что оно обозначает: это фрукт или овощ, игрушка или мебель, цветок или животное.

Например: это фрукт. Первый звук «А», последний «Н».

Ответ: АПЕЛЬСИН

6. «Кто больше»

Устройте между собой соревнование, кто больше придумает слов на заданный  первый или последний звук. За каждое правильное слово даётся какая-то фишка. В конце игры подсчитывается количество фишек. Победителю выдаётся приз, который определит сам взрослый.

7. «Найди общий звук»

Взрослый называет слова ( например, со звуком «С» в конце слова: нос, автобус, фикус, квас, ананас, голос, волос, лес) и предлагает ребёнку сказать, какой один и тот же звук встречается во всех этих словах и где он слышится.

8. «Цепочка слов»

Взрослый называет слово ( например, автобус). Ребёнок определяет последний звук в слове и называет своё слово, начинающееся с этого звука ( самокат ). Таким образом составляется цепочка слов.

Например: автобус – самокат – танк – капуста – апельсин – носки – индюк и т. д.

9. «Где спрятался звук»

Взрослый называет любое слово и просит ребёнка определить, где спрятался  тот или иной звук в слове ( в начале, в середине, в конце слова ).

Например: ищем звук «Ш» в слове «шапка».

                   Ребёнок: звук «Ш» спрятался в начале слова.

                   Воспитатель: где спрятался звук «Ш» в слове «кошка»?

                   Ребёнок: звук «Ш» спрятался в середине слова.

10. «Назови своё слово»

В эту игру можно поиграть с мячом.

Взрослый называет слово начинающееся с твёрдого согласного звука и бросает мяч ребёнку. Ребёнок ловит мяч и называет слово, которое начинается с этого мягкого согласного.

Например, мама говорит: «рыба»

                   Ребёнок: «репка»

                   Мама: «кот»

                   Ребёнок: «кит»

Затем взрослый начинает игру с мягкого согласного, а ребёнок называет слово с твёрдого согласного.

                   Мама: «сено»

                   Ребёнок: «санки»

11. «Какое слово получилось»

В эту игру можно играть с мячом.

Взрослый начинает слово и бросает мяч ребёнку. Ребёнок должен закончить слово определённым звуком. Бросая мяч, ребёнок произносит слово, которое получилось.

                   Мама: со……

                   Реб.:   сок

                   Мама: гро…...

                   Реб.:   гром

12. «Угадай-ка»

Взрослый просит ребёнка угадать какое слово получится из первых звуков данных слов.

Например: Сок, осы, носок – сон

                   Ключ, обруч, топор – кот

                   Морс, ананас, кот – мак

Удачи, успехов и удовольствия в совместной деятельности с ребёнком!

Игры для  развития фонематического слуха

с детьми дошкольного возраста

C:\Users\1\Downloads\ухо.jpg

Помочь детям в формировании грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи – одна из важнейших задач в общей системе обучения детей в детском саду.

Развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы.

Чем лучше сформирован фонематический слух, тем совершеннее речь ребёнка. Без полноценного фонематического слуха ребёнок не овладеет чистым звукопроизношением.

Таким образом, в развитии речи детей дошкольного возраста огромное значение придаётся формированию фонематического слуха.

 


Как развивать неречевой слух у детей ?

Поиграйте с ребёнком в следующие игры.    

 

«Что звучало?»

Оборудование: погремушка, колокольчик, губная гармошка, дудочка, деревянные ложки.

Ход: Предлагаем ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем малышу нужно лишь на слух без зрительной опоры определить, что звучало.

    Число игрушек постепенно увеличиваем.

«До чего дотронулись?»

Оборудование: металическая банка, стакан, бумажная коробка, деревянная шкатулка и т.д.

Ход: С помощью карандаша вызываем звучание каждого предмета, воспроизводим его многократно, пока ребенок не уловит характер звука. Затем ребенок на слух определяет, до чего дотронулись карандашом.

«Юные барабанщики»

    Упражнение направлено на воспроизведение ритмического рисунка при отхлопывании или отстукивании. Главной целью является сосредоточение слухового восприятия и внимания.

 Детям гораздо интересней и легче отбивать ритм за взрослым барабанными палочками на барабане, если барабана нет, то используем  карандаш. Ритмические рисунки даем самые простые, затем усложняем.

«Звучащие шарики»

Оборудование: 4 пары шариков, коробочки из-под киндер сюрпризов, внутри сыпучие вещества с крупинками разной величины ( фасоль, горох, манка, бусины, монеты и т .д.)

Ход: взрослый звенит любым, одним шариком (коробочкой), а ребёнок должен на слух найти такой же.

    Задание вызывает огромный интерес у детей, изменения звука незначительные, а звучание необычное. В тоже время, задание позволяет максимально сконцентрировать слуховое внимание.

«КТО УСЛЫШИТ БОЛЬШЕ ЗВУКОВ»

Играть можно как дома, так и на улице.

Ребёнку предлагается услышать, как можно больше разных звуков ( проехала машина, кукует кукушка, кричат дети, шуршит листва, завывает ветер, стучит дождь, хрустит снег и т. д. )

« Кто тебя позвал ?»

В эту игру может  играть вся группа. Ребёнок стоит спиной ко всем играющим. В это время любой играющий зовёт по имени  ребёнка, изменяя голос. Ребёнок поворачивается и отгадывает, кто его позвал.

«ГДЕ ПОЗВОНИЛИ ?»

Эта игра учит ребёнка не только определять направление звука, но и понимать и употреблять наречия: «спереди», «сзади», «вверху», «внизу».

Ребёнку завязывают глаза, а взрослый звенит колокольчиком  около ребёнка с любой стороны. Ребёнок угадывает, где позвонили.

КАК РАЗВИВАТЬ РЕЧЕВОЙ СЛУХ У ДЕТЕЙ?                        

По дороге домой из д/с или дома поиграйте с ребёнком в игры, которые помогут закрепить пройденный материал на занятиях.

1.« БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ»

Эта игра учит ребёнка выделять заданное слово или звук из ряда других.

 1вариант:

    Ребёнку даётся задание: хлопни в ладоши, если услышишь слово «сок». Взрослый начинает называть разные слова, периодически называя слово «сок». В этой игре можно использовать любые слова.

Например: кот, сок, дом, мак, сок, сок ………  

2 вариант:

Хлопни в ладоши, если услышишь звук «У» (звуки могут быть разные).

Например: А, У, У, О, И, У……..

3 вариант:

Хлопни в ладоши, если услышишь звук «А» в словах (звуки могут быть разные)

Например: лак, дом, мак, рак, кит, сыр, парк………

2. « НАЙДИ КАРТИНКУ»

Ребёнку даётся задание: назови  слово или покажи картинки с изображением овощей, фруктов, цветов, игрушек, животных, ( в любых книгах ) в названии которых имеется соответствующий звук.

Например: назови слово, где слышишь звук «И». ( кит, индюк, ирисы, слива, виноград, улитка, редис и т.д. )    

3. « ПРИДУМАЙ СЛОВО»

Взрослый называет любое слово, а ребёнок придумывает слово, которое звучит похоже.

Например: Мак – бак

                   Бак – рак

                   Лимон – вагон

                   Дом – гном     и т. д.

4. « СКАЖИ НАОБОРОТ»

Взрослый называет по порядку звуки ( количество звуков можно увеличивать), а ребёнок должен повторить их в обратном порядке.

Например: А,У – У,А

                   И,О – О,И

                   О,У,А – А,У,О

                   П,А – А,П


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

I. Теоретические основы развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастаСовременные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематического слуха у детей с ФФНОсобенности развития...

Презентация "Развитие фонематического слуха" Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам....

Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.

Развитие фонематического    слуха у детей 5-6 летФонематический слух –  основа правильной речи   МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...

Консультация."Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры".

Консультация "Развитие фонематического восприятия  у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры....

Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха во время игры.

Развитие фонематического восприятия. Развитие фонематического слуха во время игры....

Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности.

Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности....