Особенности овладения детьми правильным произношением звуков на разных этапах освоения ЗКР.
консультация по логопедии

Варава Анастасия Сергеевна

Особенности овладения детьми правильным произношением звуков на разных этапах освоения ЗКР.

Цель: повысить уровень компетентности педагогов МБДОУ с целью эффективности педагогического воздействия при воспитании ЗКР и профилактики речевых нарушений у дошкольников с учетом ФГОС.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozrastnye_osobennosti_formirovaniya_zkr.docx27.73 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности овладения детьми правильным произношением звуков на разных этапах освоения ЗКР.

Учитель – логопед:

Варава Анастасия Сергеевна

Цель: повысить уровень компетентности педагогов МБДОУ с целью эффективности педагогического воздействия при воспитании ЗКР и профилактики речевых нарушений у дошкольников с учетом ФГОС.

Звуковая культура речи – является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и речи в целом:

  • правильное произношение звуков;
  • громкость и скорость речевого высказывания;
  • ритм;
  • тембр;
  • логическое ударение и пр.

Реализация задач по воспитанию зкр осуществляется по двум направлениям:

  1. развитие восприятия речи (речевого внимания, а так же фонематического и ритмического слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи);
  2. развитие речедвигательного аппарата (развитие артикуляционного, голосового, дыхательного отделов).

Работа по формированию зкр может проводиться в форме:

  • отдельного занятия;
  • элемента занятия;
  • или включаться в режимные моменты;

Так как у дошкольников преобладает наглядно – образное мышление необходимо, что бы речевые игры и задания сопровождались показом наглядного материала: предметных и сюжетных картинок, игрушек, муляжей,  настольных игр,  кинофильмов, презентация и т.д.

Необходимым условием воспитания звуковой культуры речи является наличие предметной развивающей среды. Диагностические материалы. Наборы предметных картинок-карточек на каждый звук (в начале, в середине и в конце слова) или логопедические альбомы. Картотека загадок. Картотека потешек, чистоговорок, скороговорок, составленная по алфавитному принципу. Комплексы артикуляционной гимнастики. Комплексы пальчиковой гимнастики. Пособия и комплексы упражнений развития физиологического и речевого дыхания. Консультативный материал для родителей и воспитателей должен быть в каждой группе!

Первая младшая группа (2-3 года).

Задачи воспитания звуковой культуры речи у детей третьего года жизни.

В этот период проводится обучение воспроизведению звукоподражаний, обучение отчетливому и внятному произнесению слов. Для того чтобы научить детей четко и ясно воспроизводить звуки и слова прежде всего необходимо научить их внимательно вслушиваться в речь окружающих, то есть развивать слуховое восприятие.  Голосовой аппарат детей третьего года жизни еще недостаточно окреп. Малыши не всегда могут правильно им пользоваться, часто говорят тихо (или, наоборот, крикливо), не умеют понижать голос до шепота, когда этого требует обстановка. Поэтому следующая задача, которая стоит перед воспитателем, — научить детей регулировать громкость голоса, то есть развивать их голосовой аппарат. Так же следует учить их пользоваться умеренным темпом речи, то есть говорить не торопясь. 

Показатели развития. Ребенок к концу года должен:

  • правильно произносить все гласные звуки, согласные [б], [п], [м], [в], [ф], [н], [д], [т], [г], [к], [х] и их мягкие пары, а так же звук [й];
  • чисто и ясно произносить слова с открытыми слогами типа Катя, бумага (без стечения согласных);
  • правильно сохранять слоговую структуру слова в трехсложных словах; уметь пользоваться голосовым аппаратом (громко отвечать на вопросы, произносить звукоподражания и слова с различной громкостью).

Вторая младшая группа (3-4 года).

Задачи воспитания звуковой культуры у детей четвертого года жизни.

В этот период работа сводится к уточнению, закреплению, четкому и ясному  произношению звуков, а так же предупреждению закрепление их неправильного произношения. Во второй младшей группе педагог продолжает развивать артикуляционный и  голосовой аппарат, развивает речевой слух, развивает слуховое восприятие и темп речи. А также воспитатель развивает речевое дыхание  и учит детей правильно пользоваться интонационными средствами выразительности.

Показатели развития. Ребенок к концу года должен:

  • правильно произносить все гласные звуки, согласные [б], [п], [м], [в], [ф], [н], [д], [т], [г], [к], [х] и их мягкие пары, а так же звук [й] + [с],[з];
  • уметь произвольно регулировать силу голоса (громко — тихо), темп речи (быстро — медленно);
  • по возможности использовать выразительные средства речи — темп и ритм, паузы, разнообразные интонации;

Средняя группа (4-5 лет).

Задачи воспитания звуковой культуры речи у детей пятого года.

На данном возрастном этапе педагог учит детей правильно и четко произносить все звуки родного языка. Необходимо уделять особое внимание сложным звукам: свистящим и шипящим; отчетливо произносить слова и фразы; формировать навык умелого пользования интонационными средствами выразительности. Формировать высокий уровень развития у дошкольников речевого слуха, развивать речевое дыхание. Совершенствовать работу артикуляционного и голосового аппаратов

Показатели развития. Ребенок к концу года должен:

  • правильно произносить все звуки речи за исключением звуков [р] и [р'];
  • различать короткие и длинные слова, похожие и непохожие, звонкие, громкие и тихие;
  • произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание.

Старшая группа (5-6 лет).

Задачи воспитания звуковой культуры речи у детей шестого года жизни:

На данном этапе необходимо продолжать укреплять артикуляционный аппарат. Упражнять детей в правильном произношении звуков (особенно группы свистящих, шипящих и соноров - [л] и [р]). Продолжать развивать фонематический слух учить различать на слух и в произношении звуки, близкие по звучанию и произношению. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец). Правильно использовать различную громкость голоса, темп речи, интонационные средства выразительности. Совершенствовать речевое дыхание. Показывать образцы литературного произношения слов.

Показатели развития. Ребенок к концу года должен:

  • правильно произносить все звуки родного языка;
  • понимать и использовать в речи термины “звук”, “слово” и “предложение”;
  • определять место звука в слове: в начале, в середине и в конце;
  • различать гласные, согласные;
  • читать слоги и слова.

Подготовительная к школе группа (7-8 лет).

Задачи воспитания звуковой культуры речи у детей седьмого года жизни.

К моменту поступления в подготовительную группу у большинства детей, как правило, звуковая сторона речи развита достаточно хорошо. Они верно произносят все звуки родного языка, достаточно четко — слова, соблюдая при этом нормы литературного произношения; отвечают на вопросы, не торопясь; изменяют в зависимости от содержания высказывания голос, темп речи; правильно пользуются интонационными средствами выразительности. На данном возрастном этапе дети имеют хорошо развитый фонематический слух. При полноценном обучении в предшествующих возрастных группах шестилетние дети овладевают элементарными навыками звукового анализа слова: могут выделять определенные звуки, вычленять из фраз слова с заданными звуками, находящимися даже в определенной позиции, подбирать слова на названный звук и пр. При специальном обучении способны к концу учебного года произвести полный звуковой анализ слова. На данном возрастном этапе воспитатель продолжает совершенствовать произносительную сторону речи, развивать фонематическое восприятие детей, голосовой аппарат.

Показатели развития. Ребенок к концу года должен:

Фонематическое восприятие: определить наличие данного звука в слове, выбрать слова с заданным звуком из ряда других слов; выделить слова с заданным звуком из фразы; определить часто повторяемый звук в словах.

Произносительная сторона речи: может контролировать громкость чтения, звукопроизношение, интонационную выразительность, скорость (темп) речи.

Речевое дыхание: выдох длительный и целенаправленный.

Формирование звукопроизношения в онтогенезе.

Звуки раннего онтогенеза

Губно-губные: П - ПЬ;    Б - БЬ;   М – МЬ – 1-2 года

Губно-зубные: Ф - ФЬ;   В – ВЬ -2-3 года

Переднеязычные: Т - ТЬ;   Д - ДЬ;   Н – НЬ – 2-3 года

Заднеязычные: К - КЬ;   Г - ГЬ;   Х -, ХЬ – 2-3 года

Звуки позднего онтогенеза

Группа свистящих: С - СЬ;   З – ЗЬ – 4 - 5 лет

Группа шипящих: Ш,  Ж,  Щ – 4 – 5 лет

Аффрикаты: (согласные звуки сложного образования, состоящие из двух компонентов) Ц, Ч – 4 – 5 лет

Й; - 3 года

   Л - ЛЬ;   Р – РЬ – 5  лет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по грамоте в старшей группе звук [ш], буква Ш. Опубликовано 25.09.2012 - 18:09 - МАРАКИНА ЯНА КОНСТАНТИНОВНА Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить правильное произношение звука [ш]. Упражнять в определении наличия – отсутствия

Конспект занятия по грамоте в старшей группе звук [ш], буква Ш.Опубликовано 25.09.2012 - 18:09 - МАРАКИНА ЯНА КОНСТАНТИНОВНАКоррекционно-образовательные задачи: Закрепить правильное произношение звука...

Анатомические и физиологические предпосылки овладения детьми основными видами движений на разных возрастных этапах

Анатомические и физиологические предпосылки овладения детьмиосновными видами движений на разных возрастных этапах...

Учимся правильно говорить. Различение правильного произношения звуков [Ш] и [ж] в скороговорках c помощью приёмов мнемотехники.

Слово «мнемотехника» произошло от греческого mnemonikon – искусство запоминания и известна она ещё со времён античности. В дошкольном возрасте приёмы мнемотехники (в частности, мнемотехнические таблиц...

Консультация для родителей "Правильное речевое дыхание – залог успеха в освоении правильного произношения звуков"

Для того чтобы речь была плавной, мелодичной и красивой, необходимо правильное речевое дыхание. Бывает так, что дети проглатывают слова, торопливо и неразборчиво говорят. Регулярные занятия подкоррект...