ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Борцова Светлана Николаевна

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry.docx21.2 КБ

Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ

Дидактическая игра-занятие «Помоги зайчихе собрать овощи»

(Младшая группа)

Задачи:

  1. Развивать лексикон по теме «Овощи».
  2. Обучать изменению имен существительных единственного числа по падежам (винительный падеж) с окончанием –У.

Оборудование: плоскостное изображение корзины, плоскостные изображения овощей: морковь, редис, свекла, тыква, капуста, картошка, репа.

Ход игры.

Логопед

Дети

1. Организационный момент.

2. Активизация речи детей. - Мама-зайчиха решила сварить суп своему сыночку. Давайте поможем ей собрать овощи. (Логопед раскладывает перед собой плоскостные изображения овощей.) - Это свекла. Что это? - Это капуста. Что это? - Это репа. Что это? И т.д.

(Дети повторяют названия овощей.)

3. Формирование навыка употребления именсуществительных единственного числа в винительномпадеже.

А теперь попросите у меня что-нибудь, чтобы положить в корзинку. Послушайте, как просит зайчиха: «Дайте морковку», (Логопед дает морковку.) «Дайте свеклу». (Логопед дает свеклу.)

Дайте морковку. - Дайте свеклу.

(Все овощи ребенок складывает в корзину.)

[5, с.51]

Дидактическая игра-занятие «Собираем урожай» Средняя группа)

Задачи:

  1. Закреплять представления об овощах и фруктах.
  2. Учить образовывать глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного вида.

Оборудование: макеты фруктовых деревьев, грядок с изображением ботвы от овощей, картонные муляжи лейки, лопаты, корзины, магнитофонная запись с ритмичной музыкой, костюм «бабушки» (для взрослого)

Ход игры.

Логопед

Дети

  1. Организационный момент.

Логопед предлагает съездить в деревню к «бабушке» и помочь ей убирать урожай.

(Имитируют поездку на поезде вместе с логопедом.)

2. Беседа.

(Навстречу выходит «бабушка» (воспитатель), логопед предлагает детям с ней поздороваться. «Бабушка» радуется встрече и просит детей отдохнуть и повеселиться в деревне.) -Нет, бабушка! Мы приехали трудиться, А не прыгать, веселиться. Не хотим тебе мешать, Лучше будем помогать.

- Здравствуй, бабушка!

3. Активизация предикативного словаря.

«Бабушка» - Как же вы будете мне помогать? Логопед предлагает детям рассказать, что они будут делать:

- Будем землю мы ....

Будем грядки ....

Будем фрукты ....

«Бабушка»: «Ну, пойдемте. Сейчас я ....

Логопед останавливает «бабушку»:

- Нет. Ты устала, посиди.

Телевизор посмотри

И немножко отдохни.

- Копать.

- Поливать.

- Собирать.

4. Активизация словаря по темам «Овощи», «Фрукты».(Логопед предлагает детям рассмотреть огород и сад, узнать, что в нем растет.)

(Дети называют расположенные на макетах деревьев фрукты затем - овощи, растущие на грядках.)

5. Формирование умения употреблять в речи сложную форму глаголов будущего времени.

-Как же нам помочь «бабушке» убрать весь этот урожай? Давайте каждый из вас расскажет, что он будет делать (возможны наводящие вопросы логопеда: «Что ты будешь делать? Чем ты это будешь делать?»)

- Я буду копать лопатой. - Я буду рвать фрукты.

- Я буду поливать огурцы лейкой и т.д.

6. Физкультминутка.

А теперь давайте за работу. Чтобы нам было веселей работать, будем делать это под музыку.

(Под ритмичную музыку совершают характерные движения, имитирующие названные действия.)

7. Формирование умения употреблять в речи глаголы совершенного вида. (Музыка заканчивается. Логопед говорит, как он работал и просит каждого ребенка рассказать, что тот делал.) - Я полила огурцы. А что сделал ты?

- Я вскопал грядку.

- Я полила морковку.

- Я вытащил репку.

- Я сорвал огурцы.

8. Подведение итогов занятия. Логопед предлагает детям вместе вспомнить, что они делали у бабушки:

- Лена....

- Вася ...

- Дима....

- Аня ...

- Бабушке мы помогали, урожай мы весь собрали.

9. Оценка деятельности детей. (Бабушка хвалит детей за работу и предлагает приехать к ней на следующий урожай.)

10. Организованное окончание занятия. (Логопед вместе с детьми «уезжает домой».)

копала грядку и вскопала всю землю.

Рвал огурцы и сорвал все эти овощи.

Поливал помидоры и все их полил.

Собирала груши и собрала их целую корзину.

[5, с.51-53]

Дидактическая игра-занятие «Чудо-дерево»

(Старшая группа)

Задачи:

  1. Совершенствовать лексикон теме «Осень».
  2. Совершенствовать навыки употребления единственного и множественного числа имен существительных с именами прилагательными в косвенных падежах (без предлога и с предлогами).
  3. Совершенствовать навык согласования относительных прилагательных с суффиксом -ов с именами существительными.

Оборудование: панно «чудо-дерево» и листья разных пород деревьев (клена, березы, осины, дуба), вырезанные из картона.

Ход игры.

Логопед

Дети

1 .Организацоннный момент.

2. Беседа. (Перед детьми выставляется панно «чудо-дерево» с листьями.) - Ребята, осень пришла и разукрасила вселистья на деревьях. Особо красивым получилось «чудо-дерево». Рассмотрите его внимательно. Почему его можно назвать именно так?

(Дети рассматривают и замечают листья различных пород на одном дереве.)

3. Формирование навыка образования относительных прилагательных от имен существительных.

Отгадайте, с каких деревьев слетели эти листочки?

- Как можно назвать листья дуба? Какие они?

- Листья березы?

- Листья клена?

- Листья осины?

- С дуба (березы, клена, осины).

- Дубовые.

- Березовые.

- Кленовые.

- Осиновые.

4.Формирование навыка согласования имен прилагательных с именами существительными.

- Пусть каждый снимет по два одинаковых листика с дерева и встанет в круг.

- Представьте, что вы - листья. Слушайте меня и выполняйте то, что я скажу.

- Подул сильный ветер и сорвал кленовые листья с дерева.

- Каких листьев не стало?

- Какие листья остались?

- Теперь каждый превратится в листик найдет себе пару по цвету.

Логопед обращается к каждой паре детей:

- Кленовый листик, с каким листиком ты стоишь рядом?

- Березовый листик, с каким листиком ты рядом стоишь?

-А теперь поменяйтесь листиками.

- Кому ты дал осиновый листик?

- Кому ты дал дубовый листик?

(Дети снимают с дерева листья и встают в круг.)

(Приседают дети, держащие кленовые листья.)

Кленовых листьев не стало.

- Остались березовые, дубовые, осиновые листья.

(Дети находят парные листочки.)

- Я стою рядом с дубовым листиком.

- Я стою рядом с осиновым листиком.

- Березовому листику.

- Кленовому листику.

5. Физкульминутка.

А сейчас мы будем изображать листопад.

- Листопад, листопад, листья осенние летят.

(Дети подбрасывают листья, дуют на них, листья падают.)

(Дети повторяют слова.)

6. Обобщение пройденного.

Дети, с какими листиками мы сегодня играли?

- С какого дерева они к вам слетели?

- Почему его так называют?

- Давайте заново украсим его осенними листиками

7. Организованное окончание занятия.

- С кленовыми, березовыми,

дубовыми, осиновыми листиками.

- С «чудо-дерева».

- На нем растут разные листочки.

- Дети подходят к дереву и прикрепляют листочки.

[1, с.49]

Дидактическая игра-занятие «Фрукты»

(Подготовительная группа)

Задачи:

  1. Закреплять лексикон по теме «Фрукты».
  2. Познакомиться суффиксальным способом образования имен прилагательных.
  3. Совершенствовать навык дифференциации и образования имен существительных с помощью суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением и значением увеличения.

Оборудование: большой и маленький мячики, картинки с изображением фруктов различных размеров.

Ход игры.

Логопед

Дети

1. Организационный момент.

2. Беседа.

- Дети, давайте вспомним какое время года наступило?

- Что созревает осенью в наших садах?

- Осень.

- В саду созревает (-ют)

урожай (фрукты).

3. Закрепление лексикона по теме «Фрукты», уточнение значений слов.

-Сейчас я загадаю вам загадки о фруктах, а вы отгадайте их:

Само с кулачок

Красный бочок,

Тронешь пальцем - гладко,

А откусишь - сладко.

- Что это?

- Как вы догадались?

- Молодцы. Тогда отгадайте еще одну загадку.

Ты очень красивый,

Оранжевый шар

Тебя я начищу,

По долькам раздам.

- Что это?

- Как вы догадались?

- Скажите, апельсины созревают в наших садах?

- А где?

- Какие еще фрукты созревают только в теплых странах?

- Яблоко.

- Потому что яблоко

размером с кулачок, один бочок - красный, на вкус

яблоко - сладкое.

- Апельсин.

(Дети отвечают.)

- Апельсины не созревают

в наших садах. Они созревают в садах теплых стран.

- Ананасы, бананы, киви.

4. Формирование навыка образования сравнительной степени имен прилагательных.

Давайте поиграем. Я начну предложение, а вы закончите.

- Бабушка сварила варенье из слив не просто сладких, а (из каких?).

- Саша угостил меня яблоком не просто вкусным, а (каким?).

- Рома купил лимон не просто кислый, а (какой?).

- Из сладчайших.

- Вкуснейшим.

- Кислейший.

5. Формирование навыка образования именсуществительных с помощью суффикса с уменьшительно-ласкательным значением и

значением увеличения.

Молодцы. А из каких фруктов можно сварить сладчайшее варенье?

- Посмотрите, у меня большой и маленький мячики. Я назову фрукт и брошу мячик. Кому я брошу маленький мячик - тот назовет этот фрукт ласково. Кому я брошу большой мячик - тот назовет этот фрукт преувеличенно большим. Например: апельсин - апельсинчик - апельсинище. (Аналогично проводится работа со словами: лимон, слива, банан.)

- Из яблок, груш, слив,

апельсинов.

(Дети выполняют задание.)

6. Подведение итогов занятия.

Молодцы, ребята. Видите, как много есть фруктов и как по-разному можно их назвать.

7. Оценка деятельности детей.8. Организованное окончание занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект дидактической игры - занятия "Кто как кричит". 1 младшая группа

Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание ребёнку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания,...

Конспект дидактической игры - занятия в средней группе "Угадай на вкус"

В конспекте прописаны цели изадачи, деятельность воспитателя и детей, игровые действия и правила, а также методы и приёмы игры....

дидактическая игра занятие по игровой деятельности

продолжать формировать умение детей действовать с предметами и игрушками в совместной игровой деятельности с воспитателем;объединять в игре с куклой игровые действия несложным сюжетом;продолжать учить...

Конспект дидактической игры-занятия в первой младшей группе «Домашние животные и их детёныши»

Конспект дидактической игры-занятия в первой младшей группе «Домашние животные и их детёныши»...

Дидактическая игра-занятие по развитию речи во 2 младшей группе на тему "Напоим куклу Катю чаем"

Материал может быть использован педагогами ДОУ как конспект итогового мероприятия во 2 младшей группе по теме недели "Посуда"....

Конспект дидактической игры - занятия "Чьи детки?

Закрепить знания о домашних животных, их детенышах, кто как кричит; упражнятся в правильном звукопроизношении; вырабатывать умение соотносить изображение детенышей с картинкой большого животного...