Выступление учителя - логопеда на родительском собрании в группе младшего возраста (2-3 года)
консультация по логопедии (младшая группа)

Плотникова Анастасия Геннадиевна

"Приемы, стимулирующие развитие речи детей 2-3 лет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx20.18 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый вечер, уважаемые родители!

Особенно интенсивно становление речевой активности происходит в раннем возрасте, т.е. после года. Именно в этот период ребенка нужно приучать самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательную потребность. Основное внимание уделяется воспитанию у малышей умения слушать и понимать речь окружающих, подражать речи взрослых.

К трем годам речь для ребенка становится не потребностью, а средством познания окружающего мира. Поэтому развитие речи ребенка в этот период существенно зависит от внимания и усилия родителей. Так как в этом возрасте у детей велика склонность к подражанию – это благоприятный фактор для развития активной речи.

Если ваш ребенок почти не играет в игрушки, редко проявляет интерес к детским песенкам и почти не рассматривает книжки с яркими картинками, то приемы, стимулирующие развитие его речи, окажут вам полноценную помощь.

1.        Разговор с самим собой. Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно и отчетливо, короткими простыми предложениями, доступными восприятию малыша.
Например: «Где чашка? Я вижу чашку. В чашке молоко. Таня пьет молоко».

  1. Параллельный разговор. Вы описываете все действия ребенка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя этот прием, вы как бы подсказываете малышу слова, выражающие его опыт.
  2. Провокация, или искусственное понимание ребенка. Этот прием состоит в том, что взрослый спешит притупить свою понятливость и временно становится «глухим» и «не понимающим». Например, если малыш, показывая на полку с игрушками, просительно смотрит на вас, дайте ему не ту игрушку, какую он хочет. Конечно же он будет возмущен, но охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого.
  3. Распространение. Продолжайте и дополняйте все высказанное малышом, но не принуждайте его к повторению — вполне достаточно того, что он вас слышит. Например, он говорит: «Суп», — вы же продолжаете: «Овощной суп очень вкусный», «Суп едят ложкой». Этим приемом вы постепенно подводите ребенка к тому, чтобы он овладевал более сложными языковыми формами, учился заканчивать свою мысль.
  4. Приговоры. Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с малышами доставляет им огромную радость, способствует непроизвольному обучению, умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм и постепенно проникать в ее смысл.
  1. Выбор. Предоставляйте ребенку возможность выбора. Уже к двум годам он вполне может самостоятельно делать выбор, если это право ему предоставляется взрослыми: «Ты хочешь играть с куклой или медвежонком?», «Тебе целое яблоко или половинку?».
  1. Продуктивные виды деятельности. Для многих своих мыслей и предложений ребенок не находит подходящих слов и выражает их другими способами — через рисование, лепку, аппликацию, конструирование. В этих видах деятельности развиваются не только лингвистические способности ребенка, но и сенсорные, имеющие особое значение в формировании мыслительной деятельности. Старайтесь любой рисунок малыша превратить в интересный рассказ, а рассказ - в рисунок, который можно неоднократно «прочитывать» и дополнять.
  2. Музыкальные игры. Малыши с удовольствием двигаются под музыку, подпевают, играют на шумовых музыкальных инструментах. Сначала ребенок проговаривает только окончания или последние слова песенных строк. Не переживайте — вскоре он начнет пропевать небольшие песенки целиком, искажая, возможно, некоторые слова. Пойте и вы с ним, но, в отличие от него, пойте ее правильно.
  3. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Случайно ли это? В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, — говорящие дети... До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.

Чтобы развить ручную умелость, а следовательно, и речевую активность ребенка, можно:

  • запускать пальцами мелкие волчки;
  • разминать пальцами пластилин, глину, мять руками поролоновые шарики, губку;
  • рвать на мелкие куски бумагу;
  • сжимать и разжимать кулачки, при этом можно делать сжатый кулачок мягким (его можно легко разжать) и крепким;
  • «ходить» по столу указательным и средним пальцами правой и левой руки (по очереди) сначала медленно, потом быстро;
  • показать отдельно только один палец;
  • махать в воздухе только пальцами;
  • хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе;
  • собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе — разбежались);
  • нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;
  • играть с конструктором, мозаикой, кубиками;
  • складывать матрешек, играть с вкладышами;
  • рисовать рукой и пальцами в воздухе;
  • играть с песком, водой;
  • рисовать мелом, мелками, гуашью, углем.

На этапе становления речи для малыша так же очень важен эмоциональный контакт с окружающими его взрослыми. Чтобы чтение сказки для ребенка стало запоминающимся, предлагаю вам обыграть ее текст.

Во время чтения текста, взрослые озвучивают названных логопедом сказочных персонажей (репка: Вот я какая! дед : Так-так!; бабка: Вот-вот!; внучка: Да-да!: Жучка: Гав-гав!; кошка: Мяу-мяу!, мышка: Пи-пи-пи!).

Текст русской народной сказки «Репка!».

Посадил дед! репку!. Выросла репка! большая-пребольшая.

Стал дед! из земли репку! тащить: тянет-потянет, вытащить не может.

Позвал дед! бабку!.

Бабка! за дедку!, дедка! за репку!, тянут-потянут, вытащить не могут.

Позвала бабка! внучку!.

Внучка! за бабку!, бабка! за дедку!, дедка! за репку!, тянут-потянут, вытащить не могут.

Позвала внучка! Жучку!.

Жучка! за внучку!, внучка! за бабку!, бабка! за дедку!, дедка! за репку!, тянут-потянут, вытащить не могут.

Позвала Жучка! кошку!.

Кошка! за Жучку!, Жучка! за внучку!, внучка! за бабку!, бабка! за дедку!, дедка! за репку!, тянут-потянут, вытащить не могут.

Позвала кошка! мышку!.

Мышка! за кошку!, кошка! за Жучку!, Жучка! за внучку!, внучка! за бабку!, бабка! за дедку!, дедка! за репку!, тянут-потянут, вытянули репку!!!.

 Спасибо вам, уважаемые родители!. Таким образом, вы можете обыграть любую сказку со своим ребенком!

 Я надеюсь, что теперь вы будете чаще общаться со своими малышами. Особенно хочется обратиться к мамам – вы первые и самые важные учителя. С прошедшим праздником вас! И хорошего вам настроения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К выступлению учителя-логопеда на родительском собрании в подготовительной группе с ФФНР

Первичное родительское собрание в подготовительной группе с ФФНР"Система коррекционно-воспитательной работы в подготовительной группе с ФФНР в соответствии с ФГОС ДО"1 слайд Двойное поздравление с нач...

Презентация к выступлению учителя-логопеда на родительском собрании на тему"Что такое ОНР?"

презентация к родительскому собранию в старшей логопедической группе...

выступление учителя-логопеда на родительском собрании

выступление учителя-логопеда на родительскос собрании...

Выступление учителя-логопеда на родительском собрании "Роль семьи в преодолении дефектов речи"

Выступление учителя-логопеда на родительском собрании в Школе будущего первоклассника. Данная разработка подойдет учителям-логопедам при планировании работы с родителями....

Выступление учителя-логопеда на родительском собрании ДОУ в начале учебного года + буклет (памятка) о выполнении домашних заданий учителя-логопеда

Выступление на родительском собрании ДОУ в начале года, на котором я рассказала о своей деятельности по исправлению речевых нарушений у детей и о правилах работы в домашних логопедических тетрадях. За...

Выступление учителя-логопеда на родительском собрании в начале учебного года

В статье представлена речь учителя-логопеда на родительском собрании  в начале учебного года...