Выступление учителя-логопеда на родительском собрании "Роль семьи в преодолении дефектов речи"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Белова Алена Владимировна

Выступление учителя-логопеда на родительском собрании в Школе будущего первоклассника. Данная разработка подойдет учителям-логопедам при планировании работы с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление учителя-логопеда на родительском собрании.

Тема: «Роль семьи в преодолении дефектов речи».

Цель:

Время проведения: ноябрь 2015г

План проведения.

  1. Что такое «Логопедия»? Кто такой логопед?
  2. С какими вопросами можно обратиться к логопеду?
  3. Знакомство с результатами обследования звукопроизношения детей, поступающих в 1 класс.
  4. Норма формирования звуков речи в онтогенезе.

Содержание.

Здравствуйте. Я – учитель-логопед Детско-юношеского центра, Белова Алена Владимировна. Сегодня мы с вами поговорим о речевых нарушениях, о том какую роль в их исправлении играю я, как учитель-логопед и, конечно же, вы, как родители. Более подробно расскажу, кто такой учитель-логопед, чем он занимается и с какими вопросами можно обращаться к логопеду.

Начнем с первого вопроса: Что такое логопедия? И кто же такой учитель-логопед?

Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания. «Логопедия» в переводе обозначает «воспитание речи». Соответственно, специалист, занимающийся коррекцией речи (или «воспитанием речи»), называется логопедом.

Учитель-логопед – кто он?

Техника «коллаж»: У родителей на столе лист белой бумаги, журналы, ножницы, клей. Родители выполняют коллаж: «Кто такой учитель-логопед? И чем он занимается?».

Учитель-логопед занимается не только коррекцией звукопроизношения, но и развитием связной речи, профилактикой и предупреждением нарушений письменной речи. Важным направлением в работе логопеда является развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики.

В нашем  Детско-юношеском центре работает 2 учителя-логопеда. Диагностическую, коррекционную и профилактическую деятельность с детьми мы начинаем в возрасте от 5 лет. Ведь именно в 4,5 – 5 лет ребенок должен произносить не только звуки правильно, но и уметь правильно составлять связные предложения. Можно начинать заниматься с логопедом и раньше, но, это зависит от узкой специализации учителя-логопеда. Занятия учителя-логопеда направлены на выявление и устранение дефектов речи у детей, формирование правильного произношения, развитие навыков связной речи. Продолжительность подгрупповых коррекционно-речевых занятий составляет от 20 до 35 минут, индивидуальных- 15-20 минут

Как видите, логопед помогает не только исправить неправильное произношение отдельных звуков. Любое отклонение в речи малыша не стоит оставлять без внимания. В этом вопросе лучше перестраховаться, чем упустить что-то важное.

Чтобы работа учителя-логопеда была эффективной, ему необходимо тесное сотрудничество с семьей и педагогами.

С семьей:

- собрания;

- консультации;

- сайт;

- тетрадь взаимодействия;

- анкеты.

Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.

Наиболее частые вопросы родителей

«В каком возрасте надо обращаться к логопеду?»

Чем раньше – тем лучше. Если у вас возникли какие-то вопросы, касающиеся речи вашего ребенка, тогда стоит обратиться к логопеду. Иногда родители уверены, что с речью их ребенка все в порядке. Но все равно рекомендуется в профилактических целях посетить логопеда с двух до трех лет. Логопед проведет комплексное обследование и даст рекомендации по развитию речи ребенка.

«Как долго логопед будет ставить звук моему ребенку?» или «Есть ли 100%-ная гарантия исправления речи?»

К сожалению, дать точный ответ на этот вопрос невозможно. Считается, что если у ребенка несложный дефект, например, нарушено произношение только одного звука, то занятия с логопедом придется посещать не менее месяца (в режиме 2-3 раза в неделю, с ежедневным закреплением пройденного материала дома, с родителями).

Чаще всего нарушения речи носят комплексный характер. И мама с папой даже не догадываются об этом, считая, что малыш неправильно выговаривает только один или два звука. После логопедического обследования может выясниться, что у ребенка нарушены целая группа звуков или даже нарушение носит более серьезный характер. В этом случае нельзя точно сказать, сколько всего времени нужно будет ходить к логопеду. В сложных случаях коррекция речи может занять не один год. Но, в любом случае, продолжительность коррекционной работы будет зависеть от степени участия в ней родителей. Желательно иногда присутствовать на занятиях с логопедом, задавать вопросы, записывать рекомендации и ответственно подходить к выполнению домашних заданий.

«Можно ли поставить звук ребенку дома самостоятельно?»

Можно. Но логопеды не рекомендуют это делать. Каждый звук имеет определенный уклад органов артикуляции, свою особенность произнесения. Бывает, что родители неправильно ставят ребенку звук, и дети остаются с таким нарушением на всю жизнь. У каждого малыша свои особенности. С одним, например, достаточно позаниматься артикуляционной гимнастикой (специальными упражнениями для губ и языка). И звук у него появляется сам. Поэтому артикуляционную гимнастику можно делать и в домашних условиях. Но постановка звука должна проходить только под руководством логопеда.

А у других детей имеются более сложные речевые нарушения в комплексе с какими-либо другими нарушениями, связанными с неврологией. В таких случаях следует работать со специалистом. И в домашних условиях лучше заниматься только по рекомендациям логопеда.

«Надо ли исправлять звук [Р]?»

Самый распространенный дефект произношения – картавость, когда ребенок неправильно произносит звук [Р]. Иногда это даже нравится родителям — звучит оригинально, изысканно, на французский манер. Может быть, в таком произношении нет ничего страшного, и звук [Р] исправлять не надо? Конечно, каждый родитель волен решать по-своему. Но по правилам орфоэпии – науки о нормах произношения звуков – такой горловой вариант звука [Р] считается неправильным. Ведь мы живем не во Франции, а в России, и говорим по-русски. Над картавыми детьми часто смеются и издеваются в школе. Наверняка, ни один родитель не захочет подвергать своего ребенка такому психологическому стрессу. Поэтому лучше исправить звук [Р] в дошкольном возрасте, в период от 4 до 5 лет. Пусть у ребенка будет правильная, чистая речь, отличная дикция. Это поможет ему в социальной адаптации, будет залогом его успешности во взрослой жизни.

С какими вопросами нужно обращаться к логопеду:

  • научить ребенка правильно произносить звуки; 
  • работать над умением составлять рассказы, пересказы;
  • обучить ребенка грамоте, чтению и письму; 
  • справиться с проблемой нарушения чтения, письма (дислексией, дисграфией); 
  • формировать слоговую структуру слова; 
  • безболезненно растянуть подъязычную связку (уздечку), которая мешает нормальному произношению звуков Л и Р; 
  • логопедический массаж. 
  • И др.

Самый распространенный и важный вопрос: «В каком возрасте ребенок должен произносить те или иные звуки?»

        Ко мне часто обращаются родители, обеспокоенные тем, что их ребенок не выговаривает звуки или же искажает их. Волнение их вполне понятно. Количество детей с речевыми нарушениями постоянно увеличивается, и своевременная диагностика и коррекция дефектов речи имеют важнейшее значение. Но всегда в таких случаях первым делом я уточняю возраст ребенка и то, какие звуки он не произносит.  Дело в том, что существуют определенные этапы развития речи, ускорение которых не только не имеет смысла, но и может принести вред. Существуют нормативы появления звуков в речи ребенка.  Это происходит так же как и с зубами: в определенный возраст появляется нужный звук.

Сейчас, Вы самостоятельно, опираясь на жизненный опыт и свою память распределите звуки по возрастам. Чтобы конечный результат был объективным, а не субъективным – вы будете работать в группах. (работа в группах). На это задание вам дается 10 минут.

http://bookz.ru/authors/ludmila-paramonova/legkii-s_831/_1.png

После визита к специалисту

Занятия с логопедом бывают очень эффективны, но их, как правило, недостаточно. Специалист дает родителям список упражнений, которыми в обязательном порядке следует заниматься с ребенком каждую свободную минуту. Нерегулярные занятия бессмысленны: для устранения дефектов речи необходимы постоянные тренировки.

Самое важное после визита к логопеда – это познакомиться с результатами диагностики и заключением, которое ставит учитель-логопед.

Я уже провела предварительное логопедическое обследование ваших детей и могу представить вам общий отчет, касающийся их речевого развития.

Не стоит думать, что если в дошкольном возрасте ребенка не показали логопеду, то исправить уже ничего нельзя. Конечно, чем старше человек, тем сложнее корректировать нарушения его речи, но невозможного тут ничего нет. Недаром к логопедам обращаются даже взрослые люди – например, те, кому хорошая дикция необходима для работы, или те, кто потерял речевые способности вследствие тяжелых травм или заболеваний. Занятия с логопедом позволяют решить проблемы с речью в любом возрасте.

Правильная и красивая речь даст Вашему ребенку блестящую возможность успешно овладевать знаниями, стремиться к новым вершинам и свершениям, как в повседневной жизни, так и в становлении его будущей карьеры. И тогда, возможно, именно Ваш ребенок станет великим актёром, выдающимся политиком или даже президентом… Заложите основу успешности Вашего ребенка уже сейчас.






Предварительный просмотр:

ВОЗРАСТ РЕБЕНКА

1-2 года

2-3 года

3-5 лет

5-6 лет

ЗВУКИ



Предварительный просмотр:

А

И

К

Щ

О

Ы

Г

Ж

Э

У

Х

Ч

П

Ф

Й

Л

Б

В

С

Р

М

Т

З

Н

Д

Ц

Ш


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему:«Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе.Роль семьи в преодолении дефектов речи».

Рассматриваются вопросы о положительных сторонах обучения и воспитания детей в логопедических группах, о роли семьи в преодолении речевых нарушений....

Родительское собрание. Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».

1. Краткий отчет. Кто попадает в логопедическую группу?2. Особенности логопедической работы:- содержание логопедической работы;- формы логопедической работы.3. Речевое развитие в норме и что такое ОНР...

Выступление руководителя методического объединения воспитателей младших и средних групп. Тема: «Значение и развитие мелкой моторики детей. Роль семьи в преодолении дефектов речи»

Вступительное слово руководителя методического объединения воспитателей младших и средних групп по вопросам речевого развития «Логопедическое сопровождение детей младшего дошкольного возраста». Т...

Родительское собрание "Роль семьи в преодолении дефектов речи".

Что такое « логопедия»? Кто такой логопед? Особенности  логопедической  работы:- содержание  логопедической работы,-  формы логопедической работы. Ознакомление родителей ...

Родительское собрание учителя - логопеда "Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи»

Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи»План  проведения:1.Что такое «логопедия»? Кто такой логопед? Зачем нужен логопед?2.Осо...

Родительское собрание на тему : "Роль семьи в преодолении дефектов речи", "Взаимосвязь работы семьи и логопеда"

Сегодня мы будем говорить о самом дорогом, что у нас есть — о наших детях!...

Выступление на родительском собрании «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».

laquo;Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи»....