Что такое логоневроз
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)

макарчук наталья анатольевна

В  помощь педагогам, работающим с заикающимися детьми, презентация: "Что такое логоневроз?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon chto_takoe_logonevroz.ppt393 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профилактика и коррекция невротических нарушений у дошкольников: логоневроз

Слайд 2

Что такое заикание, логоневроз? Логоневроз – это вид речевого расстройства, который проявляется в виде заикания и запинок в речи. Заикание – это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или удлинением звуков или слогов, или частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение.

Слайд 3

Всегда ли заикание является расстройством речи? органическое невротическое заикание неврозоподобное функциональное

Слайд 4

заикание Апраксия – нарушение целенаправленных движений функциональное функциональное заикание возникает на основе слабости нервной деятельности без гибели самих клеток мозга; речь может быть в норме; возможно неожиданное ухудшение при возбуждении, эмоциональных нагрузках; органическое Наличие неврологической симптоматики; Изменение тонуса артикуляционных мышц; Симптомы апраксии ; Повышение внутричерепного давления, вплоть до судорожной готовности; возникает как следствие внутриутробных, послеродовых заболеваний, травм ЦНС; носит стабильный характер; степень тяжести одинакова в разных ситуациях общения

Слайд 5

заикание невротическое Наследственное отягощение; Частые соматические заболевания; Болезни носа, глотки, гортани; неспокойная обстановка в семье; активное введение второго языка общения; подражание речи заикающихся; Перенапряжение тормозного процесса (испуг); неврозоподобное Внутриутробное органическое поражение ЦНС; Энцефалопатия; Родовые травмы, интоксикации; Задержка речевого развития; недостаточность развития моторики, чувства ритма, артикуляторных движений;

Слайд 6

Различают три степени заикания -Заикаются лишь в возбужденном состоянии; -При стремлении быстро высказаться; -Задержки легко преодолеваются. - В спокойном состоянии и в привычной обстановке, говорят легко и мало заикаются; -В эмоциональном состоянии проявляется сильное заикание. -Заикаются в течении всей речи, с сопутствующими движениями . Судороги в процессе речи. легкая средняя тяжелая

Слайд 7

Судороги Являются основным внешним симптомом заикания в процессе речевого акта. Длительность их различна: от 02 сек. до 90 сек. (в тяжелых случая). Различаются по форме: тонические, клонические, смешанные . Различаются по частоте. Различаются по локализации: голосовые, артикуляционные, смешанные.. При тонических судорогах наблюдается короткое толчкообразное или длительное спазматическое сокращение мышц – тонус (выдавливание): «Т-ополь» При клонических судорогах наблюдается ритмическое, с менее резко выраженным напряжением, повторение одних и тех же судорожных движений мыщц – клонус (повторение): «То-то- тополь»

Слайд 8

Характеристика детей, склонных к заиканию Робкие; Впечатлительные; тревожные; обидчивые; Раздражительные; Плаксивые; боятся темноты; Не остаются одни в комнате без взрослых; с трудом привыкают к новой обстановке; Плохо спят; быстро утомляются, быстрая смена настроения; Задержка речевого развития; Речь иногда смазанная; Темп речи ускорен.

Слайд 9

Группы детей с фактором риска по заиканию Привязаны к матери, реагируют на изменения её настроения. Дети нередко дают реакцию в виде нарушения сна, аппетита, раздражительности, плаксивости в ответ на резкое изменение окружающей среды (детский сад, длительное отсутствие родителей) У таких детей первые слова появляются до года , к 1г.6 мес., появляется фразовая речь, в 2 г. – 2,6 говорят развернутыми фразами. Их речевая активность высока. В этот период речи появляются множественные итерации. Речь протекает часто в период инспираторный фазы дыхания. Речь у детей с ЗРР невнятна, с множественными нарушениями звукопроизношения, у детей с родственниками с заиканием и левшей обнаруживается генетическая обусловленность речевой патологии. Дети, воспитывающиеся в семьях с двуязычием, так же находятся в группе риска. Дети с тревожными чертами характера Дети с ранним речевым развитием Дети с ЗРР, левши, родственники с заиканием Итерация — повторение какого-либо действия . Первая фаза дыхательного цикла - инспирация.

Слайд 10

Первые признаки заикания - Ребенок внезапно замолкает, отказывается говорить, это может длиться от двух часов до суток. После чего ребенок может снова говорить, но уже заикаясь. - Употребляет перед отдельными словами лишние звуки (а,и); - Повторяет первые слоги или целые слова вначале фразы, в конце фразы; - Делает вынужденные остановки в середине слова, фразы; - Затрудняется перед началом речи. Заикание легче предупредить, чем лечит!

Слайд 11

Заикание появилось, что делать? Лечение при заикании нужно начинать немедленно! Лечение должно быть комплексным! врач – психоневролог назначает необходимые лекарства; психолог предотвращает образование невротических комплексов у ребенка, искажения личности; логопед формирует правильные произносительные навыки; необходимы общие оздоровительные мероприятия (питание, физические нагрузки, режим дня).

Слайд 12

Как относиться к заиканию у ребенка? Задача взрослого – научить ребенка говорить медленнее! Вести себя СПОКОЙНО, не паниковать, не показывать свою озабоченность по поводу заикания; Слово «заикание» НЕ УПОТРЕБЛЯТЬ при ребенке, заменить на другие – сложность, трудность; НЕ критиковать, НЕ ругать, НЕ стыдить, не просить вдохнуть воздуха побольше (вдох должен быть рефлекторным, неосознанным); ОСТАНАВЛИВАТЬ АККУРАТНО речь ребенка с заиканием, не закреплять неправильный речевой стереотип; ПОМОГАТЬ ВЫСКАЗЫВАТЬСЯ., используя сопряженную (говорим вместе) или сопряженно - отраженную речь в виде диалога, где активную роль выполняет взрослый; Ввести НАПЕВНУЮ, ЗАМЕДЛЕННУЮ речь в повседневную жизнь; Речь взрослого должна быть четкой и ясной; ОГРАНИЧИТЬ спонтанную речевую активность ребенка; УБРАТЬ лишние вопросы к ребенку, уважать темп ребенка. НЕ ПОТАКАТЬ ребенку во всем, во избежание срыва речи; ОГРАНИЧИТЬ просмотр телевизионных передач, РЕГУЛИРОВАТЬ количество впечатлений: кино, чтение; УЧИТЬ играть в настольные игры: лото, мозаика, пластилин, глина, полезно играть с природным материалом; ПОЛЕЗНО петь вместе с ребенком.

Слайд 13

Основные правила речи при заикании. - Во время речи смотри на собеседника. - Следи, чтобы в это время не было душевного перенапряжения и сильного напряжения мышц лица. - Прежде чем начать говорить, подумай, что ты хочешь сказать, сделай вдох и начинай говорить плавно на выдохе. - Воздух расходуй в основном на гласные звуки. - Выделяй ударный гласный звук. - Четко артикулируй все гласные звуки. - Четко выдерживай паузы между предложениями. Длинные предложения дели на смысловые отрезки, между ними делай паузы (будто мысленно произносишь слово "пауза") - и лишь потом новый вдох. - Все слова в коротком предложении говори как одно длинное слово. - Говори выразительно, четко, громко. Нужно помнить: всегда перед речью сначала сделать запас воздуха, расширив грудную клетку, подтянуть низ живота, чтобы для звука имелась опора, направить звук вперед. Плечи во время дыхания должны быть в покое, недвижны.

Слайд 14

Стадии логоневроза Выбор лечения зависит от степени развития заболевания, в котором современная медицина выделяет четыре стадии, или фазы: 1 - характеризуется эпизодическими нарушениями речи (как правило, связанные с нервными стрессами или сильными переживаниями), между которыми следуют относительно длительные периоды, в течение которых таких нарушений не отмечается. 2 - расстройство речи становится постоянным, с короткими периодами ремиссии (восстановления речи). Эта фаза характерна в основном для детей младшего школьного возраста. 3 - характерна для более старшего возраста (до подросткового), когда интенсивность симптомов в значительной степени зависит от конкретной бытовой или социальной ситуации. 4 - проявляется в основном во взрослом возрасте и характеризуется страхом произнесения тех или иных слов и выражений, выраженным ожиданием и страхом заикания, поведенческими изменениями (страх ситуаций, требующих правильной речи), вынужденным многословием. Одним из наиболее характерных признаков логоневроза является страх речи – логофобия, которая выражается как в страхе перед собственно речью, так и перед ситуациями, в которых она необходима. Логофобия ,— навязчивый страх перед речью, связанный с логоневрозом (заиканием)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей: "Причины логоневроза".

Заикание  (логоневроз)- сложное речевое нарушение. Родители должны знать, что заикание имеет тенденцию к  повторному возникновению. Знание причин, приводящих к возникновению логоневроза, поз...

Перспективный план работы по обучению оригами детей с логоневрозом

Данный материал разработан в ходе работы над опытом  по теме "Обучение детей с логоневрозом конструированию из бумаги в технике оригами для коррекции речевых нарушений и развития мелкой моторики ...

Вытупление на педсовете по теме: " Логоневроз"

Логоневроз(заикание) Причины возникновения заикания...

Использование коррекционных технологий, арттерапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с логоневрозом

Пояснительная записка:В данной работе раскрывается необходимость работы над эмоциональной сферой детей дошкольного возраста с логоневрозом и разнообразные методы коррекционной работы.Цель: Через разви...

Практический семинар для студентов и молодых специалистов "Профилактика и коррекция невротических нарушений у дошкольников: логоневроз" 19.04.2016

Логоневроз – это вид речевого расстройства, который проявляется в виде запинок в речи и заикания. Речь ребенка при данном расстройстве замедлена, характеризуется частыми длительными паузами, раст...

ФОРМИРОВАНИЕ ДИАФРАГМАЛЬНОГО ВЫДОХА ПРИ ЛОГОНЕВРОЗЕ

Детям с ЛОГОНЕВРОЗОМ, а так же соматически ослабленным детям (а их большинство) для развития диафрагмального дыхания требуется обучение через специальные упражнения....

Занятие психолога с детьми с логоневрозом

Цель: способствовать гармонизации психоэмоционального состояния.Задачи интегрировались по образовательным областям: «Социализация» и «Коммуникация».«Социализация»: учить изображать эмоционал...