Совместная работа родителей и логопеда
консультация по логопедии

Руфина Юлия Анатольевна

В данной статье описывается необходимость совместных действий логопеда и родителей, приведён пример анкет для родителей. согласия родителей на оказания логопедической помощи их ребёнку, пример открытого логопедического занятия для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rufina_yu._a._sotrudnichestvo_logopeda_i_roditeley.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Руфина Ю. А.  Сотрудничество логопеда и родителей

СОТРУДНИЧЕСТВО ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ

Исправление речи детей, имеющих речевые дефекты, будет происходить эффективно, если логопед начнет просвещать и обучать и близких взрослых. Логопеду необходимо сделать так, чтобы они захотели сотрудничать и принимать самое активное участие в коррекционно-педагогическом процессе.

Только при тесном сотрудничестве логопеда и родителей может быть достигнут положительный и стабильный результат в исправлении речи детей.

Нужно объяснить родителям, что речь и интеллект тесно взаимосвязаны: язык - это орудие мышления и познания, а речь - способ формулирования мысли посредством языка. Совершенствуется речь - значит, повышается уровень развития мышления.

Дефекты речи оказывают тормозящее действие и на развитие самой речи, и на развитие мышления ребенка, на его подготовку к овладению грамотой. Неправильное произношение приносит детям немало огорчений и трудностей: они стесняются своей речи, чувствуют себя неуверенно, становятся застенчивыми, замыкаются, плохо идут на контакт с окружающими, мучительно переносят насмешки. Если в дошкольном возрасте у ребенка не выработано правильное звукопроизношение и внятность речи (не говорю уже об исправлении таких сложных речевых дефектов, как дизартрия, общее недоразвитие речи, алалия и др.), то в школьном возрасте трудности значительно возрастут: ребенок станет комплексовать при ответе учителю и при общении со сверстниками, будет плохо справляться со звуковым анализом слов, писать так, как говорит, испытывать затруднения при чтении. Начнут страдать внимание и память, появятся проблемы в поведении -агрессивность либо вялость, заторможенность. Безусловно, это отразится на интересе ребенка к учебе, его характере, помешает усвоению школьной программы, послужит причиной плохой успеваемости. Проблем можно избежать, если вовремя, в дошкольном возрасте, обратиться к логопеду.

Следовательно, одной из основных задач логопеда является формирование у родителей мотивации к коррекционной работe с их детьми.

Приведу некоторые примеры сотрудничества логопеда и родителей из своего опыта. Родительские собрания в речевой группе стараюсь проводить в необычной форме.

Родительское собрание «Давайте познакомимся»

Старшая логопедическая группа

Цель. Познакомить родителей друг с другом, логопедом и воспитателями речевой группы; формировать у родителей мотивацию к решению задач коррекционного обучения; вызвать желание сотрудничать с логопедом и воспитателями.

Оборудование. Столы и стулья, расставленные по кругу, магнитофон с записью речи детей, экземпляры договора о сотрудничестве для каждого родителя, бумага, ручки, мяч.

Ход собрания

Логопед. Добрый вечер, дорогие родители! Давайте познакомимся! Вы знаете, что меня зовут Елена Иосифовна, а воспитателей - Марина Анатольевна и Татьяна Евгеньевна. Но вы еще не знаете друг друга, Сейчас каждый по очереди назовет свои имя и отчество, имя и фамилию ребенка. Например: «Я, Наталия Николаевна, мама Валеры Кузнецова». (Следующий по кругу называет свое имя и имя ребенка. Завершает круг логопед, называя имена и отчества всех родителей, имена и фамилии всех детей.) Мы познакомились. Теперь послушайте аудиозапись речи ваших детей (включает магнитофон, каждый ребенок называет свои имя и фамилию, читает наизусть стихотворение из восьми строк). Все вы услышали, как говорят ваши дети. В конце учебного года вы услышите, как они будут говорить, получите возможность сравнить!

Наша группа называется речевой или логопедической именно потому, что на всех занятиях логопед и опытные воспитатели работают над исправлением речи ваших детей; при этом каждому ребенку обеспечен индивидуальный подход.

Уважаемые родители, мне очень приятно, что вы понимаете: речь детей спонтанно не исправляется. Анкетирование (см. приложение 1) показало, что всем вам известны трудности в речи своих детей. На консультации в логопедическом кабинете каждый познакомился с речевым диагнозом вашего ребенка, планом работы логопеда по исправлению звукопроизношения, формированию грамматически правильной речи, расширению словарного запаса и умению пересказывать и составлять самостоятельные рассказы. Воспитатели речевой группы и логопед поддерживают тесную взаимосвязь.

На занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим, по рисованию, лепке, аппликации, математике они закрепляют лексические темы, пройденные детьми на фронтальных и подгрупповых логопедических занятиях, следят за правильным звукопроизношением. На вечерних занятиях по заданию логопеда делают с детьми артикуляционную гимнастику, закрепляют речевой материал.

Общеизвестно, основное воспитание ребенка происходит в семье. Хорошо, дорогие родители, что вы знаете трудности, интересы и потребности своих детей (см. приложение 2). Но анкетирование показало: к сожалению, вы уделяете мало времени общению с детьми и редко занимаетесь с ними исправлением речи. Если вы заинтересованы в том, чтобы речь вашего ребенка значительно улучшилась, с ним необходимо заниматься ежедневно. Это не потребует много времени. По дороге из сада домой спросите своего малыша: чем он занимался в детском саду? Выслушивая его рассказ, обращайте внимание на правильное произношение исправленных звуков. Дома прочтите задание в логопедической тетради, позанимайтесь перед зеркалом артикуляционной гимнастикой, поработайте над речевым материалом хотя бы 10-15 минут. Не забывайте ежедневно утром приносить логопедическую тетрадь с выполненным заданием в детский сад, а вечером брать ее домой. В пятницу не забудьте листы с домашним заданием. В выходные следует заниматься по нескольку раз в день.

Итак, чтобы исправление речи ваших детей было результативным, необходимо тесное сотрудничество родителей и логопеда. Мои занятия открыты для вас: посещайте их, интересуйтесь, спрашивайте! На еженедельных консультациях в логопедическом кабинете вы сможете наблюдать различные этапы индивидуальных занятий, видеть постепенное продвижение своих детей к лучшим результатам, станете сами принимать участие в педагогическом процессе.

Важно, чтобы вы следили за правильной речью своих детей. Как только исправленный звук мы закрепим в словах и перейдем к фразе, необходимо постоянно напоминать ребенку: «Ты умеешь правильно говорить!»; поправлять его речь, чтобы исключить неправильный стереотип произнесения, ввести чистый звук в речь.

Приведу пример. Встречаю мальчика, который три года назад посещал речевую группу и был выпущен психолого-медико-педагогическим консилиумом в массовую школу с диагнозом: «Речь в норме». Мальчик приветствует меня так: «Зд'гавствуй-те, Елена Иосифовна!». Удивляюсь, почему искажает звук «р»: он ушел из логопедической группы с чистой речью. «А мне так удобнее, и маме некогда меня исправлять». Обидно! Жалко времени и сил, потраченных логопедом и воспитателями! И все потому, что родители не пожелали продолжить коррекционную работу.

Каков же вывод? Только совместные усилия логопеда, родителей и воспитателей дадут желаемый результат.

Далее проводится «Игра с мячом». Цель - закрепить знакомство родителей и логопеда друг с другом; выявить интересы и увлечения родителей; создать родительский комитет. Каждый по кругу повторяет свои имя и отчество, называет профессию и увлечение. Например: «Я, Наталия Николаевна, люблю шить». Далее ведущий (стоит в круге) кидает мяч, называя своего адресата по имени и отчеству и увлечению; тот ловит мяч и кидает другому. Кто ошибается, должен заново назвать всех по кругу.

После игры проводятся выборы родительского комитета; при этом учитываются таланты и увлечения каждого. Воспитатели объясняют, какой помощи они ждут от родительского комитета.

Между этим и следующим родительским собранием проводится тестирование детей на основе рисунков по темам «Самооценка и эмоциональное отношение к себе» и «Моя семья». Второе родительское собрание проводится в январе или феврале в форме открытого фронтального занятия (см. приложение 3). На нем анализируются успехи, достигнутые детьми; родителей знакомят с рисунками-тестами, их интерпретацией; вместе с родителями намечаются пути углубления взаимопонимания и эмоционального контакта с детьми.

Третье родительское собрание проходит, как правило, в апреле. На нем логопед подводит итоги коррекционной работы за год. Родители слушают аудиозаписи «дефектной» речи детей в начале учебного года и чистой речи в конце года. Логопед информирует родителей о работе медико-педагогической комиссии, дает рекомендации по исправлению у детей неправильного стереотипа говорения (все звуки речи к концу года поставлены и автоматизированы) и задание на лето.

В течение учебного года логопед работает в тесном контакте с психологом. Совместно они проводят аутотренинги, тесты в виде рисунков на темы «Моя семья», «Самооценка», знакомят родителей с интерпретацией тестов, выявленными проблемами, предлагают пути их преодоления. В течение всего года родителям доступны папки-раскладки: «Вам поможет логопед», «Артикуляционная гимнастика», «Ваш ребенок и речь», «Задание логопеда на дом».

На первом собрании родителям предлагают внимательно прочитать и подписать договор о сотрудничестве логопеда и родителей (см. приложение 4).

Работа с родителями детей, имеющих нарушения в произношении, должна рассматриваться как неотъемлемая часть коррекционной педагогики.

Литература

Алексеева Н., Яшина В. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: Издательский центр «Академия», 1997.

Зверева О. Конкурс знатоков педагогических секретов//Дошкольное воспитание. 1997. №10.

Кряжева Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития, 1996.

Листраткина В. Индивидуальная работа с семьей// Дошкольное воспитание. 1993. № 5.

Игры, обучение, тренинг, досуг/Под ред. В.В. Петрусинского. М.: Новая школа, 1998.

Приложение 1.

Анкета 1.

Знаете ли Вы речевые трудности Вашего ребенка?

Какие? Когда заметили?

Что можете сказать о речи Вашего ребенка в начале учебного года?

Может ли Ваш ребенок рассказать об услышанном (прочитанном, увиденном)? Приведите примеры.

Знает ли буквы, какие?

Каково Ваше отношение к речевым проблемам ребенка?

Обращались ли раньше к логопеду? Как долго длились занятия? Каких результатов удалось добиться?

Считаете ли Вы необходимым пребывание ребенка в логопедической группе? Если нет, назовите причины.

Каких результатов Вы ожидаете от логопедических занятий?

Как часто Вы готовы (имеете возможность) заниматься с ребенком по заданию логопеда: один раз в неделю, два раза в неделю, три раза в неделю, по выходным дням, ежедневно (нужное подчеркните).

Сколько времени (в часах и минутах) в день Вы готовы уделить Вашему ребенку (для общения и занятий)?

Данные о ходе физического и речевого развития ребенка (анамнез)

Какой по счету была беременность? Как протекали беременность и роды? Когда ребенок закричал? Как протекало физическое развитие: когда стал держать голову, сидеть, ползать, вставать, ходить?

Какие заболевания перенес до года? Выпишите из медицинской карточки диагнозы (если таковые имеются) (с числом и последней датой): лорврача, невролога, окулиста, психиатра или психоневролога. Когда стал гулить, лепетать? Когда появились первые слова и какие? Когда появилась фразовая речь? Приведите примеры.

Не прерывалось ли речевое развитие? Если прерывалось, то по какой причине? Как долго длилось? С какими последствиями?

Как быстро наращивался словарный запас?

Посещал ли ребенок раньше детский сад и какой?

Приложение 2.

Анкета 2.

Мама

Ф.И.О.

Образование

Какое общеобразовательное учреждение окончила и когда?

Специальность, записанная в дипломе (сертификате)

Место работы, профессия и должность

Папа

Ф.И.О.

Образование

Какое общеобразовательное учреждение окончил и когда?

Специальность, записанная в дипломе (сертификате)

Ф.И.О., образование и профессия бабушки (бабушек) в том случае, если они живут вместе или приводят ребенка в детский сад и приходят за ним, а также принимают участие в воспитании ребенка

Хобби (увлечение) мамы

Хобби (увлечение) папы

Хобби (увлечение) бабушки (бабушек)

Кто занимается с ребенком?

Читаете ли ребенку сказки и рассказы для детей?

Как часто?

Сколько минут в день, неделю?

Какие сказки знает и любит ребенок?

Любит ли ребенок заниматься рисованием?

Что любит рисовать? Чем рисует?

Есть ли у ребенка дома конструктор, мозаика (не пазлы)?

Любит ли Ваш ребенок заниматься с ними?

Лепит ли из пластилина или глины?

Знает ли и употребляет ли в речи вежливые слова?

Сколько времени проводит в комнате, где работает телевизор?

Какие телепередачи любит смотреть?

Сколько времени в день?

Как часто смотрит видео?

Какие фильмы, мультфильмы предпочитает?

Играет ли в компьютерные игры?

Сколько времени в день?

Слушает ли аудиозаписи детских сказок и песен? Если слушает, то какие?

Любит ли классическую или популярную музыку? Каких исполнителей?

Чем любит заниматься, его увлечения?

Легко ли ребенку было адаптироваться в логопедической группе? Какие трудности он испытывал?

Приложение 3.

Конспект НОД «На поиски сокровищ»

Тема. Новые формы активизации детей на занятиях по обучению грамоте.

Цель. Продемонстрировать владение детьми чистой, грамматически правильно оформленной речью, умение выкладывать из букв разрезной азбуки слова и предложения, читать слоги, слова, предложения и тексты, отвечать на вопросы к тексту, составлять развернутые предложения; обогащать пассивный и активный словарь; развивать инициативу, любознательность, творческий подход к решению проблем; формировать желание приобретать знания.

Материал. Записи различных шумов и песен из мультфильмов; магнитная доска, наборное полотно с буквами, разрезные кассы букв; бескозырки и матросские воротники для каждого ребенка, штурвал, рупор, бинокль, раздвижная ширма с изображениями парусника и спасательного круга, набор сигнальных флажков; азбука, игрушка Буратино, «золотой ключик», предметные картинки, таблицы для чтения; дидактические игры «Расшифруй слово по первой букве в названии каждой картинки», «Слоговые острова», «Письмо для Буратино», «Найди спрятанное слово», «Кроссворд», «Волшебная книга».

Ход занятия

Столы расставлены в форме корабля. Дети заходят в бескозырках и матросских воротниках, здороваются с гостями, рассаживаются.

Логопед. Наши гости хотят узнать: чему вы научились на занятиях? Сегодня на этом корабле мы отправляемся в волшебное плавание на поиски сокровищ. Опасностей не боитесь? Тогда вперед!

Капитан (ребенок). Поднять якорь! Полный вперед! Курс - на юго-запад! Так держать!

Штурман (ребенок). Есть поднять якорь! Есть полный вперед! Есть курс на юго-запад! Есть так держать!

В магнитофонной записи звучит шум океана, корабельный гудок.

Логопед. Матросы, угадайте: что за пассажир у нас на корабле?

Проводится дидактическая игра «Расшифруй слово по первой букве в названии каждой картинки». На доске картинки: буквы, улитка, ракета, апельсин, танк, иголка, ножницы, ослик. Дети составляют слово «Буратино», вспоминают правило: «Имена и фамилии людей, клички животных, названия городов и рек пишутся с большой буквы». Выкладывают слово на магнитной доске.

Буратино (в записи). Привет! Вот и я! Молодцы! Угадали мое имя. У меня есть золотой ключик, только я не знаю, что он открывает. Давайте поищем вместе.

Логопед. Мы плывем на поиски сокровищ. Может быть, этот ключ открывает сундук или шкатулку с кладом?

Звучит биение сирен» (в записи).

Логопед. Слышите, сирены поют! А вы знаете, кто такие сирены? (Словарная работа со словом «сирены». Дети сами объясняют, что сирены хотят погубить моряков.) Надо заняться работой, чтобы не слышать их пение.

Впередсмотрящий. Вижу группу слоговых островов.

Капитан. Причаливаем! Тихий ход! Стоп, машины, бросить якорь! Спустить трап!

Штурман подтверждает команды капитана словом «есть».

Логопед. Прочтите слоги и составьте с ними слова:

     ра       ши       сос         бан

го       ма        на        ка         кир

Дети выполняют задание.

Логопед. Плывем дальше! Вот еще одно звуковое письмо для Буратино.

Буратино (в записи). Ой! Я не умею читать. Я ведь продал свою азбуку, чтобы попасть в кукольный театр... Помогите мне!

Логопед. Поможем Буратино? Слышите, даже погоде не нравится, что Буратино не умеет читать. Начинается шторм (магнитофонная запись шума шторма). Прочтем письмо - преодолеем шторм. Но нужно не просто прочесть письмо, а еще и найти спрятанные слова: крот - рот, коса - оса, хлев - лев, столб - стол, плуг - луг, укол - кол, уточка - точка.

Дети «отыскивают» спрятанное слово. Проводится словарная работа со словами: «хлев» (жилище для коров и свиней), «плуг» (сельскохозяйственное орудие, которым пашут землю).

Буратино. Спасибо, ребята! Теперь я тоже хочу научиться читать!

Логопед. На нас напали разбойники -пираты. (Звучит в записи песня разбойников.) Чтобы справиться с ними, надо решить кроссворд.

Вставьте в клетки названия предметов, из которых сделан снеговик, и тогда вы узнаете название весеннего месяца и одолеете пиратов.

Дети вставляют буквы в кроссворд на доске, другие параллельно работают в своих кассах букв за столами.

                       М  О  Р  К  О  В  К  А

        М  Е  Т  Л  А

            В  Е  Д  Р  О

                В  Е  Т  К  И

(Слова-подсказки: морковка, ведро, метла, ветки.)

Логопед. Какое слово получилось по вертикали? Давайте прочитаем!

Дети. Март!

Логопед. Составьте предложения со словом «март». Причаливаем к Острову сокровищ. Стоп, машина!

Дети придумывают такие предложения: В марте капает с крыш. В марте текут ручьи. В марте солнце греет теплее.

Логопед вместе с детьми вспоминает правила правописания предложения: «Предложение начинается с большой буквы, В конце предложения ставится точка. Между словами в предложении оставляем расстояние. Маленькое слово "в" пишется отдельно».

Затем организуется игра «Живое предложение». Дети выстраиваются в предложение, каждый ребенок - одно слово, подсчитывают количество слов.

Дети выкладывают у доски и у себя в кассах букв, например, предложение: «В марте тает снег».

Логопед. Пора отдохнуть. Вот и порт! Причаливаем!

Звучит запись физкультминутки «Танцуем сидя». Дети выполняют движения под музыку, проговаривают речитативом слова.

Капитан. Полный вперед! Курс - на сокровища!

Логопед. Посмотрите: вот это сокровище! Волшебная книга. Прочтите сказку.

Дети читают по одному предложению, сначала читает один ребенок, потом это же предложение читается хором.

«Волк и коза»

На лугу коза. Тут как тут волк. Коза сказала:

- Волк, волк! На лугу телята!

Волк туда. А там собаки. Так коза обманула волка.

Логопед задает вопросы по прочитанному:

  • Что значит «тут как тут»?
  • Как коза спаслась от волка?

Логопед. Дети, а для чего мы учимся читать?

Дети. Чтобы стать умными... Хорошо учиться в школе... Много знать.

Буратино. Молодцы! Только благодаря вашим знаниям мы смогли преодолеть все трудности в пути. Теперь я понял, какой секрет открывает этот ключ. Это ключ к знаниям. Знание - главное богатство!

Логопед. Может быть, твой ключик, Буратино, откроет нам эту шкатулку.

Открывается музыкальная шкатулка, в ней - шоколадные медали.

Дети. Ура! Мы нашли сокровища!

Логопед. Это вам, вы хорошо занимались, преодолели все трудности. Наше путешествие закончилось.

Приложение 4.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение ВМР «Центр развития ребёнка – детский сад №17 «Ладушки» г. Вольска Саратовской области»

Согласие родителей (опекунов) на оказание логопедической помощи воспитаннику в группе компенсирующего вида, сроком на « ___» год (а).

Я, ________________________________________________________________                                                                 

                                                    ФИО родителя (законного представителя)

согласен (согласна) на оказание логопедической помощи моему ребёнку, ____________________________________________________________________.

                                                     ФИО ребёнка, дата рождения

Логопедическая помощь ребёнку включает в себя:

- сбор анамнестических данных, заполнение речевой карты;

- консультирование родителей (по желанию);

- посещение ребёнком фронтальных логопедических занятий по обучению грамоте, развитию связной речи;

- индивидуальные занятия с ребёнком по исправлению недостатков звукопроизношения.

Учитель – логопед обязуется:

- предоставлять информацию о результатах проведения коррекционно-логопедической работы с ребёнком при обращении родителей (опекунов);

- не разглашать личную информацию, полученную в процессе сбора анамнестических данных.

Родители (опекуны) имеют право:

- обратиться к учителю – логопеду ДОУ по интересующему вопросу;

- отказаться от логопедической помощи ребёнку, предоставив учителю – логопеду ДОУ заявление об отказе на имя заведующей ДОУ.

« ________» ________ 20 ___ г.              _____________ ( ___________________ )

                                                                                                               Подпись                  Расшифровка

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная работа воспитателя и логопеда

В материале представлены рекомендации по организация коррекционно-образовательного процесса в логопедической группе, о взаимодействии в работе логопеда и воспитателя.Успех коррекционно-развивающ...

«ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СОВМЕСТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Ориентация на семейные ценности является важной частью духовно - нравственного развития и воспитания личности дошкольников. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговре...

« Организация совместной работы родителей и педагогов по формированию семейных ценностей у дошкольников через совместную деятельность».

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса – поиск рациональных путей взаимодействий. Главная тенденция взаимодействия ДОУ и ...

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

совместная работа воспитателя и логопеда

Совместная работа воспитателя и логопеда...

Совместная работа родителей и детей, логопеда и воспитателей «Подружимся с язычком»

Совместная работа педагогов, родителей  по развитию артикуляционной мотрики у детей с тяжелыми речевыми нарушениями....