Формы и принципы взаимодействия логопеда с родителями воспитанников.
статья по логопедии (младшая группа)

Семёнов Алексей Николаевич

Осуществление логопедических образовательных задач не возможно полноценно без поддержки и занятий со стороны родителей. В родительской семье ребенок проводит врменени в десятки часов больше, чем в логопедическом кабинете. Влияние семьи в образовательном процессе не оценимо. Именно по этому важно взаимодействовать и идти в направлении коррекций звукопроизношения совместно с родителями. В статье указано какие формы, методы и принципы работы помогут этому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt2.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

       Одним из основных документов, регулирующих деятельность логопеда в дошкольном образовательном учреждении, является Приказ Минобрнауки России от 27 октября 2011 г. №2562 «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении». В нем четко отражены основные участники дошкольного образовательного учреждения: воспитанники, их родители (законные представители), педагогические работники. Одним из приоритетных направлений обозначено взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития ребёнка.

       Семья и дошкольное учреждение частично выполняют одинаковые функции, одна из которых обеспечение всестороннего развития ребёнка. Воспитание звуковой культуры речи неотъемлемая задача развития, ответственность за выполнение которой несут родители и педагоги. Овладение звуковой культурой речи происходит через подражание взрослому, в первую очередь ближнему окружению: родителям, опекунам.

      К сожалению, часто случается так, что с приходом ребёнка к специалисту родители забывают о том, что коррекционно-развивающий процесс в системе дошкольного образования не подразумевает под собой перекладывания своих функций на логопедов и воспитателей, а призывает его участников к тесному сотрудничеству. Вовлечение семьи ребёнка, имеющего речевые нарушения в коррекционный процесс, предполагает под собой выполнение нескольких задач. Во-первых, создание доверительных отношений с родителями. Во-вторых, повышение компетентности родителей в вопросах диагностики и коррекции речевых нарушений. В-третьих, использование традиционных и введение инновационных форм работы с родителями.

      Значимость и разнообразие форм работы учителя-логопеда с родителями трудно переоценить. Необходимость их использования важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Успех коррекционного процесса во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей и насколько разнообразны и интересны формы взаимодействия. Основные формы взаимодействия с семьёй делятся на традиционные и нетрадиционные (современные).

      Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

      К коллективным формам относятся родительские собрания, консультации, семинары. Групповые родительские собрания — это действенная форма работы педагога с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами коррекции речевых нарушений у детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Собрание проводится по заранее заявленной теме и всегда назначается в удобное для родителей время.

      Консультация и семинар по своей структуре схожи с родительским собранием. В обеих формах взаимодействия педагог передаёт свои теоретические знания и практические умения родителям.

     К индивидуальным формам относятся беседы с родителями и тематические консультации.

     Беседа - это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность - активное участие логопеда и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе любого участника коррекционно-развивающего процесса. В момент подготовки к беседе логопед должен продумать, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ.

      Тематические консультации организуются с целью подробного освещения вопроса, который является актуальным на данный момент для одной или нескольких семей. Часть консультации посвящается трудностям обучения детей. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, как эффективнее обучать и воспитывать своих детей. Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.

     Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами коррекции речевого недоразвития детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, папки-передвижки.

     В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями, среди которых выделяют несколько групп: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные (информационно-познавательная и информационно-просветительская формы).

     Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого ребёнка, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности коррекционной, воспитательной и образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

        Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся: опрос; тесты; анкетирование; социальный паспорт; «почтовый ящик доверия» или «телефон доверия», куда родители могут помещать волнующие их вопросы и дать советы родителям и сотрудникам детского сада. Цель анкетирования: изучение семьи, выявление образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами. Получив реальную картину, на основе собранных данных, логопед может проанализировать особенности структуры родственных связей каждого ребёнка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника и выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогической потребности каждой семьи, учесть её индивидуальные особенности.

       Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выставки – призваны устанавливать теплые, неформальные, доверительные отношения, эмоциональные контакты между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

      Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения. Эта форма может стать в детском саду культурным центром, сплачивающим родителей - единомышленников.

     Познавательные формы организации общения логопеда с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями речевого развития детей, рациональными методами и приемами коррекции речевых нарушений, для формирования у родителей практических навыков.

    Основная роль принадлежит собраниям нетрадиционной формы. Нетрадиционные - это значит, на родительских  собраниях необходимо использовать такие методы и приёмы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более лёгкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный разговор. Всё это повышает интерес родителей к вопросам коррекции речевых расстройств у детей, значительно увеличивает явку, активизирует родителей на решение данной проблемы. Возможна организация родительского клуба. В заседаниях клуба могут участвовать не только педагоги и родители, но и дети. На таких собраниях дети вместе с родителями просматривают видеоматериалы, книги и обсуждают мультфильмы. Дети получают возможность разобраться в той или иной информации, а родители, незаметно для себя, с увлечением передают свои знания и опыт.

    Однако о нетрадиционном проведении родительских собраний можно говорить лишь в том случае, если педагог относится к родителям, как к партнёрам по общению, учитывая их опыт воспитания, потребности в занятиях, использует методы активизации родителей.

     Таким образом, познавательные формы организации общения педагогов и родителей призваны выполнять доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, а значит, способствуют изменению взглядов родителей на коррекционно-развивающий процесс. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.

     Наглядно-информационные нетрадиционные формы организации общения логопеда и родителей решают задачи ознакомления семьи с условиями, содержанием и методами работы логопеда, что позволяет объективнее оценивать деятельность педагога.

Наглядно-информационные формы условно разделены на две под группы. Задачами одной из них — информационно-ознакомительной — является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися детьми, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения. Задачи другой группы — информационно-просветительской — близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное — через газеты, организацию выставок и т.д., поэтому они были выделены в самостоятельную подгруппу, а не объединены с познавательными формами. Работа с родителями результативна, если строится поэтапно, исходя из следующих принципов.

1. Принцип доверительности отношений предполагает обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность, тактичность и доброжелательность логопеда, его умение понять и помочь решить проблемы речевого развития ребёнка.

2. Принцип личностной заинтересованности родителей, который определяется постулатом педагогической деятельности, согласно которому «никого ничему нельзя заставить научиться человек должен сам захотеть именно этому и именно у меня научиться». Это значит, что родители должны увидеть личный интерес, который поможет им правильно строить общение и совместную деятельность с ребёнком, пересмотреть и сделать свою позицию более адекватной в области коррекционной педагогики.

3. Принцип подхода к родителям, как к активным субъектам процесса взаимодействия, а не как к объектам воспитания. Реализация данного принципа заключается в том, что при определении содержания и форм взаимодействия с родителями, логопед должен помнить следующее: во-первых, родители являются социальными заказчиками, во-вторых, они для нас не ученики, а партнёры, и мы им призваны помогать.

4. Принцип утверждения самооценки родителей, обоснованием которого является утверждение того, что только уважающие себя родители могут воспитать здоровую и свободную личность. Этот принцип предполагает проявление предельного уважения к каждому родителю, отказ от судейской позиции по отношению к ним, оказание им поддержки создание условий, при которых родители смогут наиболее максимально и плодотворно проявить свои положительные качества и способности.

5. Принцип эмансипации родителей, предполагает освобождение родителей от прежних взглядов на развитие и воспитание, а так же самого ребенка как на несмышленого малыша, которому надо постоянно подсказывать, помогать, поведением которого надо руководить, во – вторых, пробуждение их желания лучше познать самих себя, что в конечном итоге поможет им лучше понять своих детей.

      С такими проблемами как, слабая осведомлённость родителей в вопросах патологии и коррекции речи, безучастное отношение к деятельности детей в детском саду компенсирующего вида, отрицание того, что родители могут и должны участвовать в коррекционном процессе, сталкивается учитель-логопед каждый раз, когда к нему приходят дети, нуждающиеся в помощи специалиста. Для того чтобы решить проблему безучастного отношения родителей к коррекции речевых нарушений важно вовлечь их в работу и сделать полноценными участниками образовательного процесса.

Формы и принципы взаимодействия с родителями.

     Анкетирование. В первые две недели учебного года проводится логопедическое обследование, для уточнения диагноза и выявления психологических особенностей ребёнка. На этом этапе я приглашаю маму на индивидуальную встречу, во время которой стараюсь узнать об условиях проживания ребёнка, его окружении, собрать анамнестические данные и предложить заполнить дома вводную анкету. (Приложение 2). Данное анкетирование необходимо для того, чтобы к первому родительскому собранию иметь представление о семьях воспитанников и понять, готовы ли они к активному взаимодействию, понимают ли важность и своевременность решения проблем речевого развития своего ребёнка. В середине учебного года провожу промежуточное анкетирование, целью которого является определение эффективности работы с родителями, и при необходимости, поиск альтернативных способов взаимодействия с ними. Итоговую анкету родители заполняют в конце учебного года, и направлена она на определение успешности взаимодействия учителя-логопеда с родителями. (Приложение 2).

Родительское собрание. Данная форма взаимодействия с родителями является традиционной и самой распространённой. В конце сентября в группе проводится первое родительское собрание, на котором заведующая и методист очерчивают план работы с детьми на текущий учебный год, дают родителям советы по работе с детьми для лучшего усвоения программы и обращают внимание на режимные и дисциплинарные моменты. Основная часть собрания проводится педагогами группы: логопедом, психологом и воспитателями. Главной своей задачей я считаю, доведение до их сведения информации о том, как важна и необходима своевременная работа по формированию и совершенствованию звуковой культуры речи. Особое внимание уделяю беседе о выполнении рекомендаций дом. (Приложение 3). Последующие родительские собрания мы проводим в более тесном кругу – только логопед, воспитатели и родители. Спектр обсуждаемых вопросов остается прежним, но помимо этого все педагоги группы рассказывают о работе, проведенной с детьми, о проблемах, возникших у конкретных детей, о дисциплинарных моментах. Учитывая ограниченный временя, отведённое на выступление логопеда, возникает потребность введения новых форм взаимодействия с семьёй. Одной из них является мастер-класс.

Мастер-класс. Основной принцип мастер-класса – "Я знаю, как это делать, и я научу вас". Это современная форма проведения обучающего семинара для родителей, которая помогает повысить уровень компетентности родителей в вопросах коррекции речевых расстройств. (Приложение 4). Ежемесячно я провожу один мастер-класс, тема которого является наиболее актуальной на данный период времени. Часто на мастер-классе прибегаю к использованию таких наглядно-инфомационных форм, как выставка, прослушивание аудиозаписи речи детей. В этом учебном году, результатом проведения опроса родителей, были определены следующие темы:

Письменная консультация. Такую форму сотрудничества можно назвать заочной. Для меня главным её преимуществом является то, что таким способом можно познакомить родителей с большим количеством теоретического и практического материала. При этом используя интернет-ресурсы или тетрадь рекомендаций логопеда, все родители имеют возможность получить материалы проведённого мастер-класса или индивидуальной консультации.

Индивидуальная консультация. Одной их форм работы, которая помогает мне реализовать индивидуальный подход как в работе с ребёнком, так и с его семьёй, является консультирование. От того, как протекают первые встречи логопеда с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество. Очень хорошо, если на беседу приходят оба родителя.

Для проведения беседы не подбираю большой материал, ограничиваюсь узким кругом вопросов и стараюсь не злоупотреблять научной терминологией. Рабочие термины могут быть не понятны для родителей и создавать барьер в общении. Обязательным моментом индивидуального консультирования считаю обсуждение успехов и достижений ребёнка в преодолении речевых проблем.

В своей работе я предпочитаю совмещать индивидуальное консультирование с открытым индивидуальным занятием для родителей.

Открытое индивидуальное занятие. На индивидуальные занятия приглашаю родителей детей, имеющих нарушения звукопроизношения. Эта форма работы помогает более подробно и понятно познакомить родителей с методами логопедического воздействия на разных этапах коррекционной работы. На подготовительном этапе, целью которого является подготовка слухового и речедвигательного анализаторов к постановке звуков, показываю упражнения на развитие артикуляционной моторики, дыхания, слухового внимания и фонематического восприятия.

На этапе работы по преодолению речевого негативизма у неговорящих детей, приглашаю родителей на занятие и показываю, какие формы работы при этом можно использовать. (Приложение 5).

На этапе формирования первичных произносительных умений, демонстрирую игры и упражнения, направленные на развитие слухового образа звука, уточнение артикуляции звука, автоматизацию на различном речевом материале, дифференциацию произносимых звуков.

На заключительном этапе формирования коммуникативных умений и навыков у дошкольника развивается умение использовать автоматизированные звуки в спонтанной речи, формируется навык самоконтроля. На индивидуальных занятиях предоставляю родителям возможность познакомиться с приёмами работы по заучиванию стихотворений, составлению предложений по картинке, пересказу текстов.

Информационный стенд. Связь с родителями через "Уголок логопеда" относится к наглядным формам работы. Информация должна быть динамичной и красочно оформленной. Стенд отражает лексическую тему недели в группе и предлагает родителям рекомендации, которые способствуют обогащению словаря и развитию грамматических категорий.

Информирование и проведение консультаций с использованием информационных сетей(ьехнологий).

-общение через электронную почту

-общение через социальные сети и мессенжы, создание групп Вконтакте, Ватсап, Вибер и т.п.

-организация сайта конкретной группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для логопедов «Принципы эффективного общения учителя - логопеда с родителями воспитанников»

       Эффективность общения с родителями в значительной степени зависит от коммуникативной компетентности и личностных качеств самого учителя – логопеда. Существуют несколь...

НОД как эффективная форма взаимодействия учителя- логопеда с родителями воспитанников, способствующая повышению результативности коррекционной работы

Доклад для выступления на заседании методического объединения учителей – логопедов.   Тема: «НОД как эффективная форма взаимодействия учителя- логопеда с родителями воспитанников,...

Мастер-класс для учителей - логопедов «Принципы эффективного общения учителя - логопеда с родителями воспитанников»

Эффективность общения с родителями в значительной степени зависит от коммуникативной компетентности и личностных качеств самого учителя – логопеда. Существуют несколько принципов, в соответствии...

Мастер-класс - как одна из эффективных форм взаимодействия учителя - логопеда с родителями воспитанников

Мастер-класс - как одна из эффективных форм взаимодействия учителя - логопеда с родителями воспитанников Одной из задач ФГОС ДО является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и пов...

«ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ КАК РАВНОПРАВНЫМИ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ».

Одной из основных задач до­школьного образовательного учреждения  №2 города Белгорода является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, развитие интеллектуал...

Формы и способы взаимодействия педагога с родителями воспитанников.

Одной из основных задач, стоящим перед детским садом, является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка». Основная идея состоит в том, что взаимодействие дошк...

Выступление на тему «Гость группы» как эффективная форма взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников» на семинаре – практикуме: «Взаимодействие семьи и ДОУ по вопросам ранней профориентации детей»

Одной из эффективных форм взаимодействия с родителями воспитанников является такой формат встреч как «Гость группы». Чаще всего эта форма взаимодействия используется как средство...