Мастер-класс для логопедов «Принципы эффективного общения учителя - логопеда с родителями воспитанников»
материал по логопедии по теме

Зяблицкая Алёна Андреевна

         Эффективность общения с родителями в значительной степени зависит от коммуникативной компетентности и личностных качеств самого учителя – логопеда. Существуют несколько принципов, в соответствии с которыми учителю – логопеду следует строить свой разговор с родителями. Принципы дают общее направление, возможные варианты, основу, на которой строится эффективное взаимодействие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikatsii.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для логопедов

«Принципы эффективного общения учителя - логопеда

с родителями воспитанников»

         Эффективность общения с родителями в значительной степени зависит от коммуникативной компетентности и личностных качеств самого учителя – логопеда. Существуют несколько принципов, в соответствии с которыми учителю – логопеду следует строить свой разговор с родителями. Принципы дают общее направление, возможные варианты, основу, на которой строится эффективное взаимодействие. Предлагаю вашему вниманию 5 принципов эффективного общения, которые помогут выстроить взаимодействие учителя - логопеда с родителями:

  • Принцип 1. Уметь настроиться на эффективное общение.
  • Принцип 2. Уметь говорить.
  • Принцип 3. Уметь слушать и слышать.
  • Принцип 4. Уметь наблюдать за собеседником и контролировать ситуацию общения.
  • Принцип 5. Уметь решать проблемы в ходе общения, не создавая новые.

Остановимся подробнее на каждом из принципов.

Принцип 1. Уметь настроиться на эффективное общение.

Начать мне хотелось с очень значимой составляющей взаимодействия учителя - логопеда и родителей — просьбе о встрече. Какие варианты приглашения родителя на консультацию вы используете в своей работе? Казалось бы, это такая мелочь, но порой именно эта «мелочь» создает существенный барьер в общении. Предлагаю вашему вниманию две формы приглашения, как вы считаете, какая из них наиболее приемлема? «Прошу родителей явиться завтра на встречу с учителем - логопедом», или: «Уважаемая Мария Ивановна! Прошу Вас завтра прийти на консультацию или позвонить мне по телефону…». Первый вариант — демонстрация «сильной позиции» учителя - логопеда, второй — просьба и признание возможности (в силу разных обстоятельств) не прийти завтра на встречу с предложением альтернативного варианта (позвонить), отправить коротенькое письмо по электронной почте или sms-сообщение (если эти формы общения приняты).

Следующей составляющей является настрой на общение как логопеда, так и родителей. Каким может быть настрой? Стоит ли приглашать родителей, если логопед настроен негативно: выяснить отношения, показать родителям их педагогическую несостоятельность, высказать раздражение в адрес ребёнка…Я считаю, что при всех указанных вариантах не стоит вызывать родителей, так как такие психологические цели свидетельствуют о профессиональной беспомощности педагога и отрицательно повлияют на общение учителя и семьи. С какой целью мы вызываем родителей? Если логопед хочет поделиться положительными фактами относительно ребёнка, оказать квалифицированную помощь родителям в преодолении недоразвития речи ребёнка, помочь близким взрослым создать комфортную для развития ребёнка семейную среду, создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка…

Принцип 2. Уметь говорить.

Начало разговора должно содержать положительную информацию о ребёнке, причём это не оценочные суждения: «У Вас хороший мальчик, но.. и дальше идёт отрицательная информация на 10 минут, а сообщение о конкретных фактах, характеризующих ребёнка с положительной стороны. Такое начало свидетельствует о педагоге как о наблюдательном и доброжелательном, т. е. профессионале.

Факты, вызывающие беспокойство у педагога, должны подаваться очень корректно, без оценочных суждений, начинающихся на «не»: «Он у Вас неорганизованный, невоспитанный..». Также не следует после положительной информации о ребёнке продолжать разговор о негативных фактах через союз «но»: «Ваш сын аккуратный, опрятный, но неорганизованный».

Как вы считаете, в какой форме лучше всего переходить к негативной информации? В форме обращения за советом: «Меня беспокоит..», «Я хочу понять..», «Не могли бы Вы мне помочь разобраться..». При сообщении негативных фактов рекомендуется делать акцент не на них, а на пути преодоления нежелательных проявлений. Вызывая родителя для беседы, логопед не должен забывать, что беседа подразумевает диалог. Следовательно, ему нужно продумать не только своё сообщение, но и то, что он хочет услышать от родителя, поэтому ему необходимо сформулировать свои вопросы к родителям и дать возможность высказаться.

Необходимо постоянно подчёркивать общую цель логопеда и родителей относительно будущего ребёнка, поэтому не следует употреблять выражение «Ваш сын», а чаще говорить «мы», «вместе», обращаться по имени – отчеству к родителю как можно чаще.

Принцип 3. Уметь слушать и слышать.

Самым главным в беседе является высказывание родителя, поскольку именно оно делает разговор беседой, диалогом. От логопеда требуется умение слушать. После того как логопед закончит своё сообщение вопросом к родителю относительно данной проблемы, он, используя приёмы активного слушания, может узнать много важного и необходимого о воспитаннике и его семье. А какие приёмы активного слушания знаете вы? (поза, выражение лица).

Очень важно уметь понимать, анализировать и контролировать свои невербальные коды общения. Недопустимо, чтобы во время беседы логопед сидел, а родитель стоял, или чтобы логопед сидел за своим столом, а родитель – за детским. Жесты и позы логопеда должны демонстрировать открытость и доброжелательность (недопустимо скрещивание рук на груди, руки на поясе, запрокинутая назад голова).

Принцип 4. Уметь наблюдать за собеседником и контролировать ситуацию общения.

Своё участие в диалоге педагог может выразить через отражение чувств по поводу рассказа родителя: «Я рада тому, что у нас единые взгляды на …», «Меня удивило..», «Я огорчена..». Выполнение этого условия предотвращает возникновение конфликта при разнице во мнениях и способствует взаимопониманию сторон. Советы должны даваться учителем – логопедом конкретными по содержанию, доступными в выполнении, простыми по форме изложения.

Принцип 5. Уметь решать проблемы в ходе общения, не создавая новые.

В процессе взаимодействия учителя - логопеда и родителей совсем не редко возникают острые, проблемные ситуации. Если эти ситуации не удается сгладить, а проблемы разрешить — то неизбежен конфликт. Чаще всего так и бывает, потому что тактика решения различных проблем взаимодействия требует определенного навыка. Любой конфликт возникает не сразу, сначала появляются (становятся явными) разногласия, какие-то из них можно предупредить, какие-то сгладить и исключить. Самый эффективный путь — решить проблемы, не создавая новые, перевести (преобразовать) разногласия в путь решения проблем.

Реакция на нападение всегда типична: в оправдание -  или контратака,  или объяснения. Но такая тактика чаще всего неэффективна — «нападающего» этим остановить невозможно, а раззадорить легко.

Безруких Марьяна Михайловна, академик РАО, доктор биологических наук, профессор, лауреат Премии Президента РФ в области образования предлагает несколько путей, чтобы нейтрализовать нападающего: это прежде всего спокойный тон: «Я понимаю ваше возмущение (негодование, тревогу), но давайте обсудим (решим, подумаем), что нужно сделать, чтобы подобные проблемы (ситуации) не возникали».

Следующий путь – это перевод разговора из обсуждения проблем, обвинений и требований в русло их решения, предоставив собеседнику право выбрать этот путь: «Как бы вы поступили на моем месте?..», «Что бы вы сделали в этой ситуации?..», «Что, по вашему мнению, можно предпринять?..», «Как, по вашему мнению, эту ситуацию можно изменить?..». Использование вопросов: «Да, да, я понимаю, что вы хотели сказать. Есть ли у вас другие предложения?», может совершенно изменить ход и тональность разговора, так как вы переводите его из нападения и обвинения в обсуждение путей решения проблем. В этом случае даже у агрессивно настроенного собеседника нет оснований продолжать конфронтацию. А если Вы не правы в своих суждениях, то умейте признавать свои ошибки и извиняться. Нередко в ходе подобных (сложных) разговоров логопеду задается прямой вопрос, на который в силу разных причин трудно ответить. Вы вправе сказать, что не знаете ответа, не владеете ситуацией, но никогда не оправдывайтесь. Даже если вы недовольны разговором, не показывайте этого, вежливо попрощайтесь. Возможно, этот разговор не даст желаемого результата, но обижаться не на что (разве только на себя, а значит, есть шанс, что следующий разговор будет более конструктивным).

Лучше подвести итог беседы на основе приёма рефлексивного слушания – резюмирования: «Если теперь подытожить сказанное Вами, то…» и наметить пути дальнейшего сотрудничества. Прощаясь с родителем, логопеду следует, обращаясь к нему по имени – отчеству, поблагодарить за беседу, высказать своё удовлетворение, проводить родителя и сказать слова прощания доброжелательно и с улыбкой.

Список использованной литературы:

  1. Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  2. Вайс М.Н., Пустякова Т.В. Партнёрство ДОУ и семьи в логопедической работе// Логопед. - № 3. – 2010. – с. 85 – 96.
  3. Коротаева И.А. Формы сотрудничества логопеда и родителей// Логопед. – 2010. - № 2. – с. 81 – 84.
  4. Свободина Н.Г. Логопед и родители: как правильно строить взаимоотношения// Логопед. - № 2. – 2007. – с. 4 – 9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10 основных принципов эффективного общения, которые помогут выстроить взаимодействие педагога с родителями.

10 основных принципов эффективного общения, которые помогут выстроить взаимодействие педагога с родителями.Что делать, если родители устроили скандал, выяснение отношений в присутствии ребенка?Что дел...

Мастер-класс для воспитателей. Тема: «Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников»

Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию мастер-класс для воспитателей по теме:" Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников"...

Мастер-класс для учителей - логопедов «Принципы эффективного общения учителя - логопеда с родителями воспитанников»

Эффективность общения с родителями в значительной степени зависит от коммуникативной компетентности и личностных качеств самого учителя – логопеда. Существуют несколько принципов, в соответствии...

Мастер-класс «Утренний сбор, как форма эффективного взаимодействия учителя логопеда и воспитателя».

В группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, существуют два основных направления в работе: коррекционно-развивающее и общеобразовательное, причем пе...

Принципы эффективного общения педагога с родителями

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми.  Но какие бы реформы, не пр...

Общение педагога с родителями воспитанников. Мастер-класс для педагогов.

Цель мастер-класса: Повысить уровень профессионального мастерства в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....

Принципы эффективного общения, которые помогут выстроить взаимодействие педагога с родителями.

У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.Работа с сем...