Приественность в коррекционной работе дошкольных и школьных логопедов.
статья по логопедии

кобзева ирина сергеевна

          Периодизация детства Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин «Каждому возрасту соответствует определённый тип ведущей деятельности; его изменение характеризует смену возрастных периодов. В каждой ведущей деятельности и формируются соответствующие психологические новообразования, преемственность которых создаёт единство психического развития ребёнка (В.В. Давыдов)

          Успех коррекционной логопедической работы с детьми с речевой патологией во многом зависит от слаженности в работе педагогического коллектива, а особенно от взаимосвязи, преемственности в работе логопеда - воспитателя и учителя начальных классов. 

         Преемственность - это последовательный переход с одного уровня образования на другой, который проявляется в сохранении и изменении содержания, форм и методов обучения и воспитания, что учитывается при организации работы учителя-логопеда и других педагогов.

        Для обеспечения постепенного вхождения дошкольников в школьную жизнь педагогам ДОО, учителям школы и родителям нужно: - реализовать общие взгляды на ребенка и организацию его подготовки к школе еще в детском саду; - синтезировать усилия для подготовки ребенка к школе и профилактики школьной дезадаптации; - способствовать взаимодействию всех участников образовательных отношений. В чем же заключается эта взаимосвязь и преемственность между этими звеньями логопедических служб? Во-первых, речевое развитие – это показатель и уровня интеллекта, и уровня культуры. Во-вторых, от того насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи не только в освоении грамоты, но и в обучении в целом. В-третьих, развитие и перспективы ребёнка, имеющего речевые нарушения, во многом зависят от квалификации специалистов, к которым он попадает в дошкольном образовательном учреждении и школе. Логопед не только открывает ему неограниченные возможности общения, он своеобразный проводник маленького человека в многообразный мир человеческих взаимоотношений. Преодоление речевого нарушения вселяет в ребёнка уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей. Раздвигая рамки общения – как в среде сверстников, так и с взрослыми – у ребенка меняются взгляды на мир, его отношение с окружающими. В-четвертых, на начальном этапе, то есть при поступлении в речевую группу детского сада, логопеду ДОУ необходимо своевременно выявить эти нарушения и провести коррекционную работу, это дает возможность не допустить их перехода, осложняющего учебно-познавательную деятельность учащихся, на последующие этапы обучения.

       Для того чтобы осуществить комплексный подход к коррекции речевых нарушений, имеющихся у детей, необходима действенная преемственность в работе двух очень важных звеньев – дошкольной и школьной логопедических служб. Их тесное взаимодействие поможет логопедам дошкольных учреждений, с одной стороны, более четко представить трудности, возникающие у детей, имеющих речевые нарушения, в процессе обучения в школе, и познакомиться с направлением и методами коррекционной работы на школьном логопункте, а с другой – наиболее целесообразно и целенаправленно построить свою работу, чтобы предупредить эти трудности и свести до минимума. В свою очередь, школьные логопеды, познакомившись ближе с работой своих коллег, не будет тратить учебное время на дублирование тех тем, которые уже усвоены детьми в логопедической группе детского сада. Очень важно, чтобы коррекционная работа с детьми, имеющими речевые нарушения, велась строго поэтапно, чтобы все этапы были взаимосвязаны и вытекали один из другого. Взаимосвязь в работе логопедов школьных логопунктов и логопедов дошкольных учреждений осуществляется путем проведения совместных методических объединений, на которых решаются организационные, методические вопросы и изучается передовой опыт работы…

       Среди всех речевых дефектов общее недоразвитие речи и фонетико-фонематическое недоразвитие является наиболее распространённым. Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными детьми с нарушениями письма и чтения и констатировать у ребенка «второй дефект» - дисграфию и дислексию.

       Таким образом, только принцип системного подхода к анализу нарушений речи дает возможность видеть как первичные проявления основного дефекта, так и более отдельные его последствия, позволяет более четко квалифицировать все проявления речевой недостаточности и определить эффективные пути коррекционного обучения. Чем раньше будет начато коррекционно-развивающее обучение детей, тем выше будет его результат.

         К сожалению, тесное сотрудничество в плане преемственности в логопедической работе есть далеко не во всех дошкольных и школьных учреждениях. Это вызвано следующими причинами: Часто дети из одной логопедической группы идут в разные школы, поэтому сложно проследить динамику их развития и установить контакт со школьными учителями-логопедами.

        Учителя-логопеды школ не всегда имеют чёткое представление о структуре и содержании логопедической работы в ДОУ, и, напротив, учителя-логопеды ДОУ мало знакомы с образовательными программами школы, организацией и содержанием работы школьных логопедов. Следовательно, первым трудно оценить работу, проделанную дошкольным логопедом с данным ребёнком, а вторым – оценить уровень готовности ребёнка к освоению той или иной программы.

        Нет отработанной системы взаимодействия дошкольных и школьных логопедов, традиций преемственности, которые прививались бы, в том числе и в рамках работы МО учителей-логопедов. Нет взаимодействия МО учителей-логопедов школ и учителей-логопедов ДОУ в направлении преемственности. Исходя из вышесказанного предлагаем: Учителям-логопедам ДОУ и ближайших к ним школ наладить личные контакты с целью обсуждения мероприятий по преемственности в работе, знакомства с организацией и содержанием коррекционной логопедической работы с детьми в школе и ДОУ, обмена опытом и информацией о детях с речевыми недостатками. Учителям-логопедам ДОУ и школ включить в годовой план работы логопедической службы мероприятия по преемственности. Организовать взаимодействие учителей-логопедов ДОУ и школ по вопросам преемственности в коррекционной работе. Учителям-логопедам ДОУ заполнять карточки по выпуску на всех выпускников логопедической группы, поступающих в школу, и подклеивать её в медицинскую карту ребёнка. Карточка по выпуску позволит логопеду школы своевременно выявить детей, посещавших логопедические группы, облегчит обследование, поможет составить коррекционно-развивающую программу работы с данным ребёнком (логопед школы должен обследовать устную и письменную речь всех обучающихся начальных классов до 14 сентября; в такие сроки углубленное обследование осуществить нереально). На основе рекомендаций логопеда ДОУ учитель-логопед может направить ребёнка на консультацию к психологу или другим специалистам, дать рекомендации родителям и учителям, осуществлять динамическое наблюдение за развитием и обучением ребёнка.

         Таким образом, единая система логопедической работы по устранению речевых нарушений в детском саду и начальных классах школы помогает в значительной мере повысить эффективность коррекционного обучения, направленного на повышение грамотности и развития полноценной личности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная индивидуальная программа коррекционной работы с ребёнком по логопедии

Программа содержит направление работы с ребёнком, цели, содержание материала и планируемые результаты......

Родительское собрание: "Цели и задачи коррекционной работы. Организационные вопросы. Рекомендации логопеда по выполнению домашних заданий для старшей и подготовительной группы".

Родительское собрание: "Цели и задачи коррекционной работы. Организационные вопросы. Рекомендации логопеда по выполнению домашних заданий для старшей и подготовительной группы".1. Работа логопедическо...

Преемственность в работе дошкольного и школьного обучения на современном этапе с учетом ФГОС

В презентации представлены материалы для выступления на круглом столе «Преемственность между детским садом и школой в свете ФГОС»...

Преемственность в коррекционной работе дошкольных и школьных логопедов

Нарушение речи-распространенное явление среди детей дошкольного возраста, мешающее развитию их коммуникативных возможностей и отрицательно отражающееся на учебной деятельности. С целью формирования со...

Преемственность в коррекционной работе дошкольных и школьных логопедов, учителей и воспитателей ДОУ. Подготовила Захарова Н.С

Преемственность в коррекционной работе дошкольных и школьных логопедов, учителей и воспитателей ДОУ.Подготовила Захарова Н.С...

Образец заполнения таблицы по результатам коррекционной работы (к портфолио учителя-логопеда). Андрюшина Наталья Николаевна, учитель-логопед МБДОУ "Детский сад № 395" г.о. Самара

При создании портфолио на присвоение / подтверждение категории необходимо подготовить  различные  документы: справки, сертификаты, копии  приказов, выписки и пр., а также таблицы, в кот...