Использование вестибулярных пластинок и миогимнастики в логопедической работе.
статья по логопедии (младшая, средняя, старшая группа)

Обухова Любовь Николаевна

Инновационная здоровьесберегающая технология-  использование вестибулярных пластинок  "MUPPY" в целях повышения эффективности коррекции звукопроизношения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_vestibulyarnyh_plastinok.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

Использование вестибулярных пластинок  и миогимнастики в практике логопедической работы-инновационная здоровьесберегающая технология.

Учитель-логопед Обухова Л.Н.

2018-2019

В деятельности учителя-логопеда современные технологии приобретают всё большее значение. Они способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопеды используют в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, инновационные для неё технологии, помогающие оптимизировать работу учителя-логопеда.

В последние годы выявляется все больше детей с анатомическими дефектами периферического речевого аппарата. Это, в свою очередь влечет за собой нарушение звукопроизношения. Традиционно, для коррекции таких нарушений логопеды используют артикуляционную гимнастику и массаж. Но, как показывает практика, этого бывает недостаточно. Большим подспорьем в работе логопеда с детьми, имеющими зубочелюстные аномалии, являются современные инновационные технологии. К таким технологиям относится миофункциональная коррекция, а именно использование вестибулярных пластинок и трейнеров. Они помогают ребенку не только исправить прикус, но и нормализовать мышечный баланс органов артикуляции, а так же сформировать правильный стереотип дыхания. Ведь именно у детей, имеющих зубочелюстные аномалии, наблюдается высокий показатель неправильного (ротового) типа дыхания. В  целях повышения эффективности коррекции звукопроизношения  начата работа по апробации инновационной логопедической технологии подготовки артикуляционного аппарата ребенка к постановке звуков, условно именуемой «вестибулярные пластинки MUPPY».

Специфика практического применения вестибулярных пластинок в логопедической работе.

1.Обследование ребенка. Заполнение карты наблюдения за ребенком.

2.Выявление дефектов речи.

3.Составление логопедического заключения и плана работы с ребенком.

4.Беседа с родителями и подбор вестибулярной пластинки.

5.Обучение родителей и воспитателей работе с вестибулярной пластинкой. Подбор упражнений.

6. Работа с детьми (индивидуальные и подгрупповые занятия).

В нашем образовательном учреждении на логопедических занятиях используются вестибулярные пластинки с бусинкой и заслонкой. Конечно, пластинки являются предметами индивидуального пользования. Пластинка с бусинкой подходит при вялом кончике языка, когда у ребенка нет возможности подъема языка вверх, и отсутствуют тонкие дифференцированные движения. Ребенок крутит бусинку языком, стимулируя определенные зоны, требующие коррекции. По месту локализации бусинки пластинки бывают принёбные и альвеолярные.

Пластинка с заслонкой используется для предотвращения прокладывания языка между зубами, при межзубном сигматизме. А так же может применяться, как постановочный зонд для различных групп звуков и позволяет сформировать правильный артикуляционный уклад, как при нижнем, так и при верхнем положении языка.

Упражнения артикуляционной гимнастики с использованием вестибулярных пластинок, которые выполняют дети на логопедических занятиях в нашем образовательном учреждении.

Упражнения артикуляционной гимнастики с использованием пластинки с заслонкой:

1.«Веселый клоун»

Улыбнутся, поместить пластинку в рот и удерживать на счет от 1 до 5-10. Повторить несколько раз.

2.«Язычок – силач»

Ребенок высовывает язык, на который укладывается проволочная часть – заслонка. Логопед держит пластинку за колечко, ребенок старается поднять заслонку на языке. Затем ребенок поднимает язык к верхней губе и пытается опустить заслонку вниз.

3.«Рисуем дорожки на язычке»

Логопед или ребенок держит пластинку за колечко и проводит гребенкой – заслонкой по языку в направлении вперед – назад, влево – вправо.

4. «Птенчик»

Улыбнуться, вставить пластинку в рот (пластмассовый щиток находится между зубами и губами), губы расслаблены, рот приоткрыт. Логопед подтягивает пластинку за кольцо и просит ребенка в образовавшийся промежуток между верхними зубами и пластинкой просунуть язык и дотронуться им до верхней губы, затем убрать язык и снова высунуть. Повторять несколько раз.

5. «Сбиваем сосульки»

Улыбнуться, вставить пластинку в рот, рот чуть приоткрыт. Логопед подтягивает пластинку за кольцо. Просит в образовавшийся промежуток между верхними зубами и пластиной просунуть язык и дотронуться до верхней губы, но облизать ее по направлению изнутри к верху, словно сбивая сосульки. Повторить несколько раз.

Упражнения артикуляционной гимнастики с использованием пластинки с бусинкой

1. «Подуй на бусинку!»

Бусинку нужно «посушить». Вдох носом, затем ребенок дует на бусинку, пластину держим перед ребёнком на уровне рта.

2. «Пыхтелка»

Пластиночку вставляем в рот. Ребенок ее удерживает. Дышит носом (и вдох,  и выдох).

3. «Пушинка – невидимка»

Пластиночку вставляем в рот. Ребенок ее удерживает. На руку на уровне носа кладем ватку. Носом вдох, на выдохе нужно сдуть ватку с руки.

4. «Поймай комарика!»

Открыть рот. Вставить пластинку, закрыть рот. Дотронуться языком до бусинки. Открыть рот. Вынуть пластинку. Закрыть рот. Проглотить слюну. Почувствовать разницу. Повторить цикл 2-5 раз.

5. «Поймай муху!»

Рот у ребёнка открыт. Пластинка располагается перед ребёнком на уровне рта. Ребёнок языком тянется к бусинке. Логопед отодвигает пластинку вверх, вниз, влево и вправо. Ребёнок языком «догоняет» её.

6. «Часики идут!»

Пластинка располагается перед ребёнком на уровне рта. Ребёнок языком тянется к бусинке. Логопед отодвигает пластинку влево и вправо поочередно, повторяя тик-так. Ребёнок языком «догоняет» ее.

7. «Росинка»

Пластинка перед ребёнком на уровне рта. Ребёнок языком тянется вперед к бусинке. Логопед немного отодвигает пластинку для увеличения амплитуды движения. Дотянувшись языком до бусинки, покрутить её (как бы слизывая капельку с листа).

8. «Утёнок»

Вставляем в рот пластинку с бусинкой. Губы вытягиваем в трубочку, удерживаем пластинку. Расслабляем губы, Повторяем движения.

9. «Упрямый ослик»

Вставляем в рот пластинку с бусинкой. Губами удерживаем пластинку, в то время как логопед за колечко с небольшим усилием тянет ее изо рта.

10. «Колобок»

Ребёнок самостоятельно или с помощью взрослого, удерживая пластинку, «катает» колобок-бусинку по губам туда-сюда, выполняя, таким образом, самомассаж.

Применение вестибулярных пластинок  сочетается с выполнением миогимнастики как метода профилактики и коррекции зубочелюстных и речевых аномалий (по В.А. Дистель, В.Г. Сунцову, В.Д. Ваглер). Она применяется и как самостоятельный вид работы для восстановления функций носового дыхания, глотания, жевания, речи.  Миогимнастика – это упражнения для мышц, окружающих зубные ряды.

  Проведение занятий по миогимнастике должно соответствовать основным педагогическим принципам: систематичности, последовательности, сознательности и активности, доступности и индивидуализации, повторности и наглядности.

          Основные правила проведения следующие:

          – сокращения мышц должны совершаться с максимальной амплитудой;

          – интенсивность сокращений мышц не должна быть чрезмерной;

          – скорость и продолжительность сокращений должны постепенно увеличиваться;

          – между двумя последовательными сокращениями должна быть пауза, равная продолжительности самого сокращения;

          – сокращения мышц при каждом упражнении должны повторяться несколько раз и продолжаться до появления чувства легкой местной усталости;

          – наиболее благоприятный возраст для проведения миогимнастики – от 4 до 7 лет.

          УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ И СРЕДНЕЙ ГРУПП

НОРМАЛИЗАЦИЯ ФУНКЦИИ ДЫХАНИЯ

          Упражнения выполняются на утренней зарядке, уроках физкультуры, во время прогулки.

          И.п.: состояние правильной осанки – голову и туловище держать прямо, плечи слегка отведены назад и чуть опущены, грудь развернута, живот подтянут, коленные суставы выпрямлены.

          1. Полное дыхание. Продолжительно вдохнуть через нос. Во время вдоха живот надувается, затем расширяется грудная клетка. При выдохе (через нос), наоборот, вначале уменьшается объем груди, затем втягивается живот.

          2. Грудное дыхание. Выдохнуть. Сделать продолжительный вдох через нос. В это время грудная клетка расширяется, а живот втягивается. При выдохе (через нос) – наоборот.

          3. Брюшное дыхание. Выдохнуть. Сделать продолжительный вдох через нос. В это время живот выпячивается. При выдохе (через нос) – живот втягивается.

          4. Полный удлиненный выдох. Шагать в среднем темпе. Вдыхать и выдыхать только через нос. На три шага – вдох, на четыре – выдох. Через 3–4 дня продолжительность выдоха следует увеличить на один счет (5–6) и т.д.

          5. Вдохнуть и выдохнуть поочередно одной ноздрей. Другую можно плотно прижать пальцем.

УКРЕПЛЕНИЕ ГЛОТОЧНОЙ МУСКУЛАТУРЫ

          Упражнения выполняются на утренней зарядке, уроках физкультуры.

          И.п.: спина прямая, руки на поясе.

          1. Голову попеременно максимально откидывать назад, наклоняясь вперед.

          2. Запрокинуть голову назад. В этом положении попеременно поворачивать ее, не опуская подбородок, вправо, затем влево.

          3. Запрокинуть голову назад. В этом положении попеременно наклонять ее к правому и левому плечу.

НОРМАЛИЗАЦИЯ ФУНКЦИИ СМЫКАНИЯ ГУБ

          Упражнения выполняются на занятиях по развитию речи.

          И.п.: сидя перед зеркалом, голову держать прямо, плечи слегка отведены назад и чуть опущены, ноги вместе, пятки вместе, живот подтянут.

          1. Губы вытянуть вперед, сомкнуть, изобразить трубочку, широко растянуть.

          2. Губы вытянуть вперед, сомкнуть, изобразить рупор, хоботок.

          3. Губы сомкнуть, надуть щеки, медленно кулаками выдавить воздух через сжатые губы.

          4. С усилием выдувать воздушную струю (дует ветерок, погасим свечу, делаем бурю).

ТРЕНИРОВКА МЫШЦ ЯЗЫКА И НОРМАЛИЗАЦИЯ ТИПА ГЛОТАНИЯ

          Упражнения выполняются в группе на занятиях по развитию речи.

          И.п.: сидя перед зеркалом, голову держать прямо, плечи слегка отведены назад и чуть опущены, грудь развернута, живот подтянут, колени согнуты, ноги вместе, пятки вместе.

          1. Часики. Рот открыт, языком совершать медленные круговые движения по верхней, затем по нижней губе.

          2. Накажем непослушный язычок. Положить язык на нижнюю губу, шлепать по нёбу верхней губой: на-на.

          3. Будем красить потолок. Представить, что язычок – это кисть, а твердое нёбо – потолок. Слушая стихотворение, выполнять движения, соответствующие тексту.

          Красить комнаты пора,

          Пригласили маляра.

          Он приходит в старый дом

          С новой кистью и ведром.

          4. Отбойный молоток. Изобразить языком работу отбойного молотка: д-д-д-д.

          5. Всадники. Сесть верхом на стульчик и, широко открывая рот, щелкать языком.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУПП

НОРМАЛИЗАЦИЯ ФУНКЦИИ ДЫХАНИЯ

          Упражнения выполняются на утренней зарядке, уроках физкультуры, во время прогулки.

          1–5. Выполнять упражнения предыдущего комплекса.

          6. Выдохнуть. Нос зажать пальцами. Медленно вслух считать до пяти, затем сделать глубокий вдох и выдох через нос.

УКРЕПЛЕНИЕ ГЛОТОЧНОЙ МУСКУЛАТУРЫ

          Упражнения выполняются на утренней зарядке, уроках физкультуры.

          1–3. Выполнять упражнения предыдущего комплекса.

          4. Губы сомкнуть, затем перемещать их поочередно вправо и влево.

          5. Губы сомкнуть, надуть воздух под верхнюю, затем под нижнюю губу.

          6. Согнутые мизинцы вложить в углы рта, губы не смыкать, пальцы слегка развести в стороны, губы сомкнуть.

          7. С усилием выдувать воздушную струю (дует ветерок, погасим свечу, сделаем бурю).

ТРЕНИРОВКА МЫШЦ ЯЗЫКА И НОРМАЛИЗАЦИЯ ТИПА ГЛОТАНИЯ

          Упражнения выполняются в группе на занятиях по развитию речи.

          1–5. Выполнять упражнения предыдущего комплекса. После их освоения можно включить в занятия более сложные.

          6. Язык поднять вверх, прижать к переднему участку твердого нёба в области нёбных складок. Сжать зубы, проглотить слюну, фиксируя положение языка.

          7. Кончик языка поднять вверх, расположить его у переднего участка твердого нёба. Переместить язык по своду максимально назад к мягкому нёбу.

          8. Кончик языка поднять вверх, расположить его у переднего участка твердого нёба. Переместить язык по нёбной поверхности зубов справа и слева, касаясь каждого зуба.

ТРЕНИРОВКИ МЫШЦ, ПОДНИМАЮЩИХ НИЖНЮЮ ЧЕЛЮСТЬ

          Упражнения повторяются 5– 10 раз в медленном темпе, на счет 1–2–3–4.

          1. Губы сомкнуты, зубы сжаты. Усилить давление на зубы сокращением жевательных мышц.

          2. Открыть рот, расположить указательные и средние пальцы на зубах и боковых участках нижней челюсти. Закрыть рот, оказывая сопротивление давлением рук. Можно использовать деревянную палочку с надетой на нее резиновой трубкой.

         Таким образом, благодаря вестибулярным пластинкам и приёмам миогимнастики  в практике логопеда повышается эффективность и сокращается время коррекционной работы, а так же увеличивается мотивация детей, ведь дети относятся к вестибулярным пластинкам, как к новым интересным игрушкам. Осуществляя комплексный подход и инновационные технологии в коррекции речевых нарушений  логопед добивается положительных результатов в наиболее кратчайшие сроки.

ЛИТЕРАТУРА

Тисовская Ю.А. Использование вестибулярных пластинок "MUPPY" с бусинкой в практике логопедической работы.

Тисовская Ю.А., Соколова Н.А. Использование вестибулярных пластинок в практике логопедической работы.

Архипова Е.Ф. Трейнер «Инфант» в практике логопедической работы// Здоровьесберегающие технологии: Пособие для логопедов

Григоренко Н.Ю., Цыбульский С.А. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Использование фольклора как средства повышения эффективности логопедической работы"

Использование малых фольклорных форм в коррекционно-логопедической работе...

Использование вестибулярной пластинки «Muppy» с бусинкой в логопедической работе на логопункте ДОУ.

В целях повышения эффективности коррекции звукопроизношения была начата работа по применению инновационной логопедической технологии подготовки артикуляционного аппарата ребенка к постановке зву...

Использование вестибулярных пластинок в логопедической работе.

Речевые патологии на сегодняшний день являются широко распространенной проблемой. По данным мировой статистики число речевых расстройств неуклонно растет, в связи с чем актуальность проблемы профилакт...

Вестибулярные пластины и трейнеры в логопедической работе при дизартрии.

     На сегодняшний день при коррекции речевых нарушений учителя-логопеды используют широкий спектр технологий, методик и приемов, апробируя и адаптируя их к условиям каждого обр...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МИОГИМНАСТИКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТНР

В материале представлены некоторые упражнения миогимнастики,используемые в логопедической работе с дошкольниками с ТНР...

Консультация для педагогов "Использование вестибулярных пластинок и трейнеров у детей с нарушениями речи"

В последние годы увеличивается число детей с речевыми нарушениями, вызванными анатомическими дефектами периферических органов речи. Практика показывает, что для исправления сложных дефектов звуко...

МИОГИМНАСТИКА в ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

В последнее время значительно увеличилось количество детей с зубочелюстными аномалиями. Такие аномалии формируются под воздействием многих внешних и внутренних факторов (протекание беременности, родов...