Рабочая программа
рабочая программа по логопедии (старшая группа)

Данная Рабочая программа будет интересна учителям-логопедам ДОУ,  работающих  со  старшей группой компенирующей направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа589.66 КБ

Предварительный просмотр:

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.Пояснительная записка

1.1. Цели и задачи Программы

1.2. Характеристики особенностей развития детей с тяжелыми нарушениями речи

1.3 Взаимодействие с педагогами и родителями

2.Содержание образовательной деятельности

2.1Основные направления коррекционно-развивающей работы

3.Календарно-тематическое планирование

4.Планируемые результаты освоения программы

5.Система мониторинга

6.Особенности предметно-пространственной среды

7.Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами ДОУ и родителями

8.Список литературы

1. Пояснительная  записка

Программа разработана с учѐтом Основной адаптированной образовательной

программы для детей с тяжелыми нарушениями речи с 5-7 лет. В ней определены

коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства

формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной

речи

Программа предназначена для обучения и воспитания детей старшего

дошкольного возраста. Рабочая программа разработана с учетом программ: -

Примерная адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми

нарушениями речи с 3 до 7 лет / Под ред. Н.В. Нищевой.

- Системы коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР

Н.В. Нищевой.

- Парциальная программа «Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Н.В.

Нищевой.

Содержание Программы регламентировано нормативно-правовой основой:

Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации»,

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от

17.10.2013г №1155 «Об утверждении Федерального государственного

образовательного стандарта дошкольного образования»,

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской

Федерации от 15 мая 2013г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.

304913«Санитарно-эпидимиологические требования к устройству,

содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных

организаций».

1.1 Цели и задачи программы

Целью данной рабочей программы является построение системы коррекционно–

развивающей работы с детьми с тяжѐлыми нарушениями речи от 5 -6 лет,

предусматривающей полное взаимодействие специалистов Учреждения,

комплексность педагогического воздействия, направленного на выравнивание

речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего

гармоничного развития.

Для достижения цели определены следующие задачи Программы:

овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью

и коммуникативными навыками;

овладение фонетической системой русского языка, элементами грамоты,

устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных

навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие

фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и

узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);

развитие навыков звукового анализа и синтеза.

1.2 Характеристики особенностей развития детей с тяжелыми

нарушениями речи

Количество детей в группе – 21, мальчиков - 16, девочек – 5 девочек.

Комплектование группы осуществлялось на основании заключения психолого-

медико-педагогической комиссии. На начало обучения: ОНР III уровень – 19 человек;

ОНР III уровень, Дизартрия 1 степени– 2 человека. Данные обследования содержатся

в речевых картах.

Общее недоразвитие речи (ОНР) рассматривается как системное нарушение

речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей

нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и

звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте

(Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.).

Речевая недостаточность при ОНР у дошкольников может варьироваться от

полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями

лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р. Е.).

В настоящее время выделяют четыре уровня речевого развития, отражающие

состояние всех компонентов языковой системы у детей с ОНР (Филичева Т. Б.).

При первом уровне речевого развития речевые средства ребенка ограничены,

активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний,

звукокомплексов, лепетных слов. Высказывания сопровождаются жестами и

мимикой. Характерна многозначность употребляемых слов, когда одни и те же

лепетные слова используются для обозначения разных предметов, явлений, действий.

Возможна замена названий предметов названиями действий и наоборот. В активной

речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире

активного, но тоже крайне ограничен. Практически отсутствует понимание категории

числа существительных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков

носит диффузный характер. Фонематическое развитие находится в зачаточном

состоянии. Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой

структуры слова.

При переходе ко второму уровню речевого развития речевая активность

ребенка возрастает. Активный словарный запас расширяется за счет обиходной

предметной и глагольной лексики. Возможно использование местоимений, союзов и

иногда простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ребенка уже есть

простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в

употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование

прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм и т. Д.

Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный

запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с

трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается

незнание не только оттенков цветов, но и основных цветов. Типичны грубые

нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется

недостаточность фонетической стороны речи (большое количество

несформированных звуков).

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой

фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического

недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных

конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может

наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые

навыки словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с

уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются

трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему

отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять

предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с

существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков,

причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться

в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится

произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и

четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке.

Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание

значений слов, выраженных приставками и суффиксами.

Помимо общего недоразвития речи (ОНР) в группе имеются дети с дизартрией.

Дизартрия – нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации

речевого аппарата, возникающее в результате поражения заднелобных и

подкорковых отделов мозга. При дизартрии ограниченна подвижность органов речи

(мягкого неба, языка, губ) из-за чего затруднена артикуляция.

Программа построена на принципе гуманно-личностного отношения к ребенку

и позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, формирование

базовых основ культуры личности детей, всестороннее развитие

интеллектуально- волевых качеств, дает возможность сформировать у детей все

психические процессы.

1.3 Взаимодействие с педагогами и родителями

Работа с детьми, имеющими недоразвитие речи, включает в себя, коррекционно-

логопедическое воздействие со стороны дошкольного образовательного учреждения и родителей.

Учитель-логопед и другие специалисты привлекают родителей к коррекционно-

развивающей работе через систему методических рекомендаций. Рекомендации

родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы

как можно скорее ликвидировать отставание детей - как в речевом, так и в общем

развитии. Методические рекомендации, данные в тетрадях, подскажут родителям, в какое время лучше организовать совместную игровую деятельность с ребенком, во что и как следует играть с ребенком дома. Они предоставят дошкольнику

возможность занять активную позицию, вступить в диалог с окружающим миром,

найти ответы на многие вопросы с помощью взрослого. Так, родители смогут

предложить ребенку поиграть в различные подвижные игры, проведут пальчиковую гимнастику, прочитают и стихи, помогут научиться лепить и рисовать, составлять рассказы и отгадывать загадки.

        Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя,

взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление,

что станет залогом успешного обучения ребенка в школе. К тому же, богатый

иллюстративный материал пособий освободит родителей от поиска необходимых

картинок и поможет сделать занятия более интересными и яркими. Задания в

тетрадях подобраны в соответствии с изучаемыми в группах компенсирующей

направленности лексическими темами и требованиями Программы.

         Доверительно-партнерские отношения между всеми участниками коррекционногопроцесса, успешно преодолевают не только собственно нарушения речи,психических процессов, поведения у ребенка, но и решают многие

внутриличностные конфликты и проблемы родителей, создается благоприятный

психоэмоциональный климат в семьях детей с отклонениями в развитии,

формируются детско-родительские отношения.

        Для создания продуктивного взаимодействия всех специалистов образовательного учреждения необходимо:

- каждый специалист должен обладать набором специальных знаний, знать

специфику работы с данной категорией детей. Необходимо постоянное

совершенствование и повышения этих знаний в соответствии с уровнем развития

педагогических и специальных наук. Участие в проведении различных

конференций, семинаров должно стать не обязанностью, а неотъемлемой частью

профессионального роста;

- взаимодействия всех участников педагогического процесса;

-единообразие подходов учителя-логопеда и педагогов к речевой работе с

дошкольниками, преемственность в требованиях к ним, а также в содержании и

методах коррекционной, учебной и воспитательной работы;

- комплексность и многообразие средств развития речи и устранения ее недостатков;

- использование ведущего вида – игровой деятельности.

2.Содержание образовательной деятельности

Целью работы в подготовительной группе является комплексная подготовка

детей к обучению в школе. В связи с этим логопедическая работа направлена на

решение задач, связанных с дальнейшим развитием и совершенствованием

фонетического, лексико-грамматического строя языка, связной речи, а также

подготовкой детей к овладению элементарными навыками письма и чтения.

2.1 Основные направления коррекционно-развивающей работы:

1. Создание условий для совершенствования произносительной стороны

речи;

2. Создание условий для совершенствования лексико-грамматической

стороны речи;

3. Создание условий для развития самостоятельной развернутой фразовой

речи;

4. Создание условий для подготовки к овладению элементарными

навыками письма и чтения.

Учебный год делится на три периода:

I период — сентябрь, октябрь, ноябрь;

II период — декабрь, январь, февраль;

III период — март, апрель, май.

      1-2 недели сентября учитель – логопед проводит диагностику развития детей,

сбор анамнеза, индивидуальную работу с детьми, для составления индивидуального плана работы.

       Со второй половины сентября месяца начинается непосредственная

образовательная деятельность с детьми.

        В группах компенсирующей направленности логопедом проводится

подгрупповая, индивидуальная и фронтальная работа.

        Количество фронтальных логопедических занятий по формированию

произношения зависит от периода обучения.

        В понедельник во второй половине дня, логопед проводит индивидуальные

занятия с детьми или консультирование родителей. Учитывая требования к

организации режима дня и учебных занятий максимально допустимый объѐм

недельной образовательной нагрузки не должен превышать нормы допустимые

СанПиН. Поэтому в старшей логопедической группе планируется 2

фронтально-подгрупповых и 2 индивидуальных НОД. Задачи занятий по

«Развитию лексико-грамматической стороны речи», «Развитие

фонетико-фонематической стороны речи», предусмотренные Адаптированной

образовательной программой Учреждения, разработанной на основе

Адаптированной основной образовательной программы под редакцией Н.В.

Нищевой. Работа над произносительной стороной речи проходит на индивидуально - подгрупповых занятия с детьми. Общее количество

фронтальных занятий в год – 64:

формирование фонематических представлений и подготовка к обучению

грамоте (2 занятия в неделю, всего 64 занятий).

         В соответствии СанПиН продолжительность занятий с детьми 6-го года жизни  - 20 минут.

         Занятия проводятся логопедом после того, как проходит обследование детей

группы в начале учебного года.

         Индивидуальные занятия включают в себя:

-- постановку нарушенных звуков,

-- закрепление и автоматизацию навыков правильного произношения

имеющихся в речи звуков,

-- автоматизацию и дифференциацию звуков в слогах, словах, предложениях,

тексте.

3.Календарно-тематическое планирование

Недели

Фонематические процессы,

звуковая культура речи

Лексико-грамматический строй,

связная речь

1 период обучения

Сентябрь

1,2 недели

Исследование индивидуального развития детей учителем-

логопедом, воспитателями и другими специалистами. Заполнение

речевых карт учителем- логопедом.

3-я неделя

Создание социальной

ситуации для развития

слухового внимания на

материале неречевых звуков.

«Осень»

Закрепление представлений о

осени и ее приметах. Уточнение,

расширение и активизация словаря

по теме «Осень». Грамматический

строй-согласование прилагательных

с существительными в роде и числе

в именительном падеже,

согласование прилагательных с

существительными в роде и числе, образование существительных в

форме родительного падежа с предлогом «С», согласование

прилагательных с

существительными в роде, числе. Составление простых

распространенных предложений по

картинкам.

4-я неделя

.

Звук [а]. Понятие о звуковом

ряде. Выделение гласного

звука [а ]из потока звуков

«Огород. Овощи».

Расширение и активизация словаря

по теме. Расширение представлений

о важности труда взрослых.

Грамматический строй-

согласование числительных с

существительными, употребление

существительных в форме

родительного падежа; закрепление

навыка употребления простых

предлогов. Развитие связной речи-

совершенствование навыки

рассматривания картины,

формирование целостного

представления об изображенном на

ней.

Октябрь

1-я неделя

Звук [У].Выделение гласного звука [у] в начале слова (утка,

удочка, улица), выделение

звука [у] среди других звуков.

«Сад. Фрукты»

Закрепление представлений о

фруктах. Уточнение расширение,

активизация словаря по теме.

Грамматический строй-

согласование прилагательных с

существительными в роде и числе, согласование числительных с

существительными. Обучение завершению рассказа по картине,

начатого логопедом.

2-я неделя

Звук [и].Звуки [а] [у ]

[и].Выделение гласного звука и в начале слова (Ира, ива,индюк, игра).Звуковой анализ

слогов типа ау-уа-ауи.

«Лес. Грибы».

Закрепление представлений о лесе и

растениях, произрастающих в лесу.

Расширение, активизация словаря по теме. Грамматический строй- согласование числительных с

существительными в роде и числе.

Развитие диалогической речи.

3-я неделя

Звук [Э]. Выделение гласного звука [э ]в начале Эдик, этаж,

экран, эхо).

«Ягоды»

Актуализация и уточнение словаря

по теме «Ягоды». Грамматический

строй- согласование числительных с

существительными в роде и числе в именительном падеже, образование

однокоренных слов.

4-я неделя

Звук [о].

Выделение звука о в потоке звуков, а также в начале слова

(осы, Оля, ослик, окна).

«Одежда»

Закрепление представлений о

одежде, ее назначении, деталях, материалах, из которых она сшита.

Уточнение, расширение и

активизация словаря по теме.

Грамматический строй-

согласование прилагательных с

существительными в роде и числе; совершенствование навыков словообразования. Образование имен существительных в косвенных падежах. Развитие диалогической

речи.

5-я неделя

Звук [м]

Выделение согласного звука[м]в конце слова.

Звуки [м], [м']. Выделение

согласных звуков [м] и [м’] в начале слов

«Продукты питания»

Закрепление информации о классификации продуктов питания,

обучение образованию

относительных прилагательных.

Разучивание стихотворения Ю.Тувима «Овощи».

Ноябрь

1-янеделя

Звук [п].Определение наличия или отсутствия звука в слове.Анализ и синтез слогов ап-па.

Звуки [п] [п’].Определение

места звука в слове (начало, середина, конец)

«Обувь»

Закрепление представлений о

обуви, ее назначении, деталях, материалах,  из которых она сделана. Грамматический строй-

образование и использование

относительных прилагательных,

употребление существительных

множественного числа,

употребление существительных с

предлогом.

Развитие диалогической речи.

2-я неделя

Звук [н]. Выделение звука

среди других согласных

звуков. Позиция звука в слове

( начало, середина, конец)

Звуки[ н] [н’]Определение

наличия или отсутствия звуков

[н], [н’] в словах.

«Игрушки»

Уточнение и расширение

представлений об игрушках, их

назначении, деталях, частях, из которых они сделаны.

Грамматический строй-

согласование прилагательных с

существительными в роде, числе, закрепление навыка употребления

простых предлогов.

Обучение составлению плана рассказа и рассказа по отдельным эпизодам картины.

3-я неделя

Звук [б].Выделение звука

среди других согласных.

Определение позиции звука

[б] в слове (начало, середина,

конец).

Звуки [б], [б’].Звуковой анализ

слогов аб-би.

«Посуда»

Уточнение и активизация

представлений о посуде, ее назначении, деталях, и частях, из которых она состоит; материалах, из

которых она сделана. Формирование

понятий столовая, кухонная,

чайная посуда.

Грамматический строй-

использование имен

существительных в косвенных падежах.

Обучение составлению рассказа по картине по данному плану.

4-я неделя

Звуки [б ], [п]. Полный анализ односложного слова Бим.

«Мебель»

Расширение и углубление

представлений о мебели, ее назначении, деталях и частях; материалах, из которых она сделана.

Грамматический строй-

употребление существительных с

предлогами, употребление

существительных с предлогами, образование однокоренных слов,

образование существительных и

прилагательных с уменьшительно-

ласкательными суффиксами.

Декабрь

1-я неделя

Звук[в].Определение позиции звука[ в] в слове(начало,середина). Звуковой анализ

слова ива.

Звуки [в] [в’].

Различение твердых и мягких звуков [в] [в’].

«Зима. Зимующие птицы»

Закрепление представлений о зиме и

ее приметах. Уточнение,

расширение и активизация словаря

по теме.

Грамматический строй-образование

однокоренных слов употребление

существительных мужского и

женского рода, употребление

простых предлогов.

Составление описательных

рассказов о птицах по коллективно

составленному плану.

2-я неделя

Звук [д].

Выделение звука среди других

согласных звуков.

Звуки [д] [д’]. Различение

твердых и мягких звуков [д]

[д’].Звуковой анализ слова

дом.

«Домашние животные зимой»

Закрепление представлений о

домашних животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период, повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря

по теме.

Грамматический строй-

употребление существительных с

суффиксами –онок-, -енок-, -ат-, -ят-; употребление

существительных с предлогами, образование однокоренных слов.

Обучение составлению рассказа по картине.

3-я,4-я недели

Каникулы

Январь

3-я неделя

«Гласные и согласные звуки».

Выделение гласного звука в середине односложных слов(дом, мак, лук)

«Транспорт»

Расширение и закрепление

представлений о транспорте.

Грамматический строй-образование имен существительных во

множественном числе, согласование

числительных два и пять с существительными, употребление

глаголов  с различными

приставками.

Совершенствование навыка составления описательного рассказа

по заранее составленному плану.

4-я неделя

Звук [т]. Выделение звука [т] в потоке звуков. Позиция звука в слове. Звуковой анализ слова

том .

Звуки [т] [т’]. Различение

твердых и мягких звуков [т]- [т].

«Профессии на транспорте».

Расширение и закрепление

представлений о профессиях людей,

работающих на транспорте.

Грамматический строй-образование

однокоренных слов, согласование

существительных с числительными

два и пять.

5-я

неделя Звуки [д], [т].

Дифференциация звуков [д]-[т].

«Человек. Семья».

Закрепление знаний о семье,

родственных отношениях.

Грамматический строй- образование

притяжательных прилагательных.

Заучивание текста наизусть.

Февраль

1-я неделя

Звук [ф]. Выделение в речи

звука [ф]. Деление слова на

слоги, различение коротких и

длинных слов.

Звуки [ф],[ф’].Различение

звуков [ф], [ф].

«Детский сад. Профессии»

Расширение и уточнение

представлений о профессиях людей,

работающих в детском саду.

Составление рассказа по серии

картинок «День в детском саду».

2-я неделя

Звуки [в], [ф].

Дифференциация звуков[ в],

[ф]

«Ателье. Закройщица»

Расширение и уточнение

представлений о профессии швеи.

Грамматический строй-образование

и употребление относительных

прилагательных.

Совершенствование навыка

составления рассказа по серии

картинок.

3-я неделя

Звук [к]. Выделение звука

[к] из потока согласных

Закрепление представлений о

звуков и в словах. Звуковой

анализ слова кот.

Звуки [к], [к’].Различение

твердых и мягких звуков [к]

[к’]. Звуковой анализ слова

кит.

«Наша армия».

Формирование

представления о российской армии

и профессиях военных, о почетной

обязанности защищать Родину.

Грамматический строй-образование

и употребление глаголов движения

с приставками, употребление

предлогов.

4-я неделя

Звук [г].

Определение наличия или

отсутствия в слове звука [г].

Звуки [ г], [г’].Различение

твердых и мягких согласных

звуков. Звуковой анализ и

синтез слов.

«Стройка. Профессии

строителей»

Расширение и закрепление

представлений о профессиях людей,

работающих на стройке.

Совершенствование синтаксической

стороны речи (составление

сложносочиненных предложений со

словами потому -что).

Совершенствование рассматривания

картины, формирование целостного

представления об изображенном на

ней.

Март

1-я неделя

Звуки [к], [г].

Дифференциация звуков [к]-[г].Звуковой анализ слова кони.

«Весна. Приметы весны. Мамин праздник.»

Закрепление представлений о весне

и ее приметах.

Грамматический строй-образование

однокоренных слов.

Рассматривание картины «Мамин праздник», составление рассказа.

2-я неделя

Звук [х].Звуки [х],

[х’].Различение твердых и

мягких звуков[ х]

[х’].Звукослоговой анализ

слова мухи.

«Перелетные птицы»

Актуализация словаря по теме

«Перелетные птицы».

Формирование целостного

впечатления об изображенном на

картине «Грачи прилетели».

Грамматический строй-составление

предложений с предлогами над,

между, под, на.

3-я неделя

Звук [с].Определение

наличия или отсутствия

звука [с] в словах.

Нахождение места звука [с]в

словах.

Звуки [с] [с’].Различение

«Комнатные растения»

Уточнение и расширение

представлений о комнатных

растениях и уходе за ними.

Грамматический строй-

согласование существительных с

твердых и мягких согласных

звуков. Звуковой анализ

слова гуси.

числительными два и пять.

Составление рассказа по серии

картинок.

4-я неделя

Звук [з].Выделение в речи

звука [з].Определение

позиции звука [з] в словах

(начало, середина, конце).

Звуки [з],[з’].

Различение твердых и

мягких звуков [з], [з].

Звуковой анализ слова замок.

«Пресноводные и аквариумные

рыбы»

Расширение представлений об

аквариумных рыбах, формирование

представлений о пресноводных

рыбах, их внешнем виде, образе

жизни.

Грамматический строй-

употребление имен

существительных с предлогами,

обогащение речи словами-

антонимами.

Апрель

1-я неделя

Звуки [с], [ з].

Дифференциация звуков [с],[з].

«Наш город»

Расширение представлений о

родном городе и его

достопримечательностях.

Совершенствование умения

составлять описательный рассказ по

предложенному плану.

2-я неделя

Звук[ ц].

Выделение звука [ц] в речи.

Определение места звука в слове(начало, середина, конец).

«Весенние работы на селе»

Расширение представлений о

необходимости и значении труда

взрослых людей.

Обогащение экспрессивной речи

сложными словами.

Грамматический строй- образование

существительных с уменьшительно-

ласкательными суффиксами.

3-я неделя

существительными.

Звук [ш].

Выделение в речи звука [ш],

определение его позиции

(начало,середина,конец).

«Космос»

Формирование представлений о

космосе, освоении космоса людьми,

работе космонавтов. Расширение

представлений о значении труда

взрослых.

Грамматический строй-

согласование числительных с

4-я неделя

Звуки [с], [ш].

Различение звуков [с] и [ш].

«Откуда хлеб пришел?»

Формирование представлений о

труде хлеборобов, о важности их

труда.

Грамматический строй-образование

относительных прилагательных,

образование однокоренных слов к

слову хлеб.

Совершенствование навыков.

5-я неделя

Звук [ж]

Выделение в речи звука

[ж].Определение позиции

звука [ж] (начало, середина,

конец).

«Почта»

Формирование представлений о

труде работников почты, о важности

их труда.

Совершенствование навыков

рассматривания картины,

формирование целостного

представления об изображенном на ней.

Грамматический строй-

согласование числительных с

существительными.

Май

1-я неделя

Звуки [з], [ж].

Дифференциация звуков [з] и [ж].

«День Победы»

Обобщение знаний детей о Дне

Победы, Знамени Победы;

уточнение и расширение

представлений детей о защитниках

страны в годы войны.

Грамматический строй- образование

имен существительных

множественного числа

2-я неделя

Звуки [ш], [ж].

Дифференциация звуков [ш]

[ж].

«Лето»

Закрепление представлений о лете и

его приметах.

Грамматический строй-

согласование прилагательных с

существительными

3-я,4-я

недели

Мониторинг знаний

4. Планируемые результаты освоения Программы

Компонент      

Ожидаемые результаты

Артикуляционная

моторика

Точно и в полном объеме выполняет артикуляционные упражнения

(объем движений, переключаемость и удерживание в заданной позе)

Звукопроизношение

и дифференциация

звуков

Правильно, отчетливо произносит поставленные звуки.

Различает на слух и в произношении: твердые и мягкие, глухие и

звонкие согласные, свистящие, шипящие, сонорные звуки.

Просодическая

сторона речи

Имеет правильный длительный речевой выдох.Отчетливо произносит слова и фразы с разной высотой, громкостью и

интонацией.

Слоговая структура    

Произносит слова с 2, 3, 4 слогами со стечением согласных изолированно и во фразе.

Фонематический

слух

Делит слова на слоги.Выделяет слова с заданным звуком из фразы, стихотворения. Различает гласные и согласные, твердые – мягкие звуки.

Звуковой анализ и

синтез

Называет первый, последний звук, определяет место звука в слове

(начало, середина, конец), определяет количество и последовательность звуков в слоге, в 3-4 звуковом слове, составляет

графическую модель.

Словарь

Называет 5-6 предметов (по логическим группам). Выделяет и

называть части предметов,

Подбирает по 4-5 слов признаков и действий к предмету; предметы к

признаку или действию.

Употребляет обобщающие слова.

Подбирает антонимы и синонимы к некоторым прилагательным и

наречиям.

Грамматический

строй

                               

Фразовая речь:

Словообразование:

Образовывает существительные с помощью уменьшительно-

ласкательных суффиксов.

Глаголы с помощью приставок (за, вы, у, на). Образовывает

относительные прилагательные.

Словоизменение:

Употребляет существительные в И.П. и Р.П ед. и мн. числа и в других

косвенных падежах.

Употребляет глаголы в настоящем, прошедшем времени ед. и мн.

числа.

Согласование: Правильно согласовывает слова во фразе.

Согласовывает прилагательные, местоимения с существительными в

роде, числе.

Употребляет предложно-падежные конструкции (в на под над за около

к от по с из)

Употребляет простое предложение, сложносочиненные (союзы и а) и

сложноподчиненные (союз потому что).

Распространяет предложения второстепенными, однородными

членами.

Связная речь

Вступает в диалог и поддерживать его, объясняет правила игры;

выражает свое мнение, отношение к чему-либо.Связно, последовательно, выразительно пересказывает небольшие

сказки. Рассказывает по образцу, алгоритму: о предмете, по сюжетной

картине, о событиях из личного опыта.

5.Система мониторинга

Диагностика речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи проводится

на основе «Карты развития», рекомендованной образовательной программой

дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим

недоразвитием речи) – автор Н.В.Нищева

Установлена следующая периодичность проведения

логопедической диагностики – два раза в год: сентябрь - выявление уровня развития

детей и корректировки содержания образовательной работы; май – с целью

сравнения полученного и желаемого результата.

Сроки проведения мониторинговых исследований:

1-я половина сентября и 2-я половина мая.

Мониторинговая деятельность предполагает отслеживание:

 динамики развития детей с ОНР;

 эффективности плана индивидуальной лого-коррекционной работы;

 перспективное планирование коррекционно-развивающей работы.

Логопедическое обследование детей направлено на проверку:

-звукопроизношение,

-состояния слоговой структуры,

-уровня сформированности фонематических процессов,

-уровня сформированности грамматического строя речи,

-состояние лексического запаса,

-умения строить связные высказывания,

- уровня сформированности грамматического строя речи,

- состояние артикуляционного аппарата и уровня звукопроизношения.

6. Особенности предметно-пространственной среды

Технические средства обучения:

-компьютер

Учебно-наглядные пособия:

-касса букв (настенная)

-кассы букв (индивидуально)

- альбом для исследования звукопроизношения

Связная речь Вступает в диалог и поддерживать его, объясняет правила игры;

выражает свое мнение, отношение к чему-либо.

Связно, последовательно, выразительно пересказывает небольшие

сказки. Рассказывает по образцу, алгоритму: о предмете, по сюжетной

картине, о событиях из личного опыта.

- книги-пособия с речевым материалом

- наборы картинок на различные звуки

- наборы картинок для работы над лексическим материалом

- демонстрационные картины на лексические темы «Времена года»,

«Транспорт», «Сад - огород», «Город», «Морские животные».

- настольные игры для развития речи и мелкой моторики «Лото», «Разрезные

картинки», мозаика, шнуровки, мяч

-Лото: «Животные», «Профессии», «Транспорт», «Фрукты»

- игрушки мелкие (дикие, домашние животные, насекомые)

- настольный, пальчиковый театр

- книжки для чтения с крупным шрифтом,

- зеркало

-индивидуальные зеркала

- зонды, вата, одноразовые шпатели

Оборудование:

общего назначения:

- магнитная доска (1 шт.)

- стол письменный (1 шт.)

- столы детские (4 шт.)

- стулья детские (10 шт)

- стул (1 шт.)

- шкаф (1 шт.)

- стол с зеркалом (1 шт.)

Игры для развития лексико-грамматического строя: «Логопедическое лото»,

«Четвертый лишний», «Чего не стало?», «Волшебный сундучок», «Чудесный

мешочек» и т.д.

для письма: тетради по обучению грамоте Н.В.Нищевой, карандаши простые, и

цветные.

7.Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами ДОУ

Учитель-логопед и воспитатель.

Формы взаимодействия:

Рекомендации воспитателям по проведению артикуляционной, пальчиковой,

дыхательной гимнастики с детьми, имеющими нарушения речи;

по проведению работы над развитием лексико-грамматических категорий;

по организации двигательного режима детей на прогулках (подвижные игры с

речевым сопровождением, закрепление логоритмических упражнений);

по проведению пальчиковых игр в стихах для использования их на физминутках, во

время занятий изодеятельностью;

по проведению работы над развитием связной речи, контроля за правильным

звукопроизношением.

Индивидуальные беседы с воспитателями о динамике развития двигательной

активности детей с нарушениями речи.

Учитель-логопед и педагог-психолог.

Работа педагога-психолога направлена на развитие эмоционально-волевой сферы,

ВПФ, снятия эмоционального напряжения.

Формы взаимодействия:

Индивидуальные беседы о психолого-педагогических особенностях детей с речевыми

нарушениями.

Совместный поиск путей коррекции поведения некоторых воспитанников.

Подбор материала для закрепления в разных видах детской деятельности полученных

логопедических знаний, а именно: работа с разрезными картинками, дидактическими

речевыми играми, со строительным материалом.

Участие в обследовании детей с ОВЗ с целью выявления уровня их развития,

состояния общей и мелкой моторики, особенностей познавательной деятельности.

Участие в проведении совместной диагностики детей с отклонениями в развитии.

Консультирование и направление родителей к разным специалистам по совместному

решению с педагогом-психологом.

Учитель-логопед и музыкальный руководитель.

На музыкальных занятиях проводится работа по развитию фонематического слуха,

артикуляционной, мелкой и общей моторики, активизации внимания, воспитанию

музыкального ритма, ориентировке в пространстве. Все это благоприятно влияет на

формирование неречевых функций у детей с речевой патологией.

Формы взаимодействия.

Беседы с музыкальным руководителем о развитии просодической, темпо-

ритмической стороны речи, развитии речевого дыхания у детей-логопатов на

музыкальных занятиях.

Помощь музыкальному руководителю в подготовке к утренникам и праздникам,

присутствие на репетициях, участие в различных праздничных мероприятиях.

Взаимодействие логопеда и родителей.

Начинается работа с диагностики детей и анкетирования родителей.

Цель - педагогическое просвещение родителей. (Внутри ДОУ и вне его.)

Формы взаимодействия.

Тестирование и анкетирование. Позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы

для родителей.

Консультации – практикумы. Совместно с детьми родители малыми подгруппами

разучивают артикуляционную гимнастику, учатся выполнять задания вместе с детьми

в логопедических тетрадях.

Родительские пятиминутки. Родители получают возможность кратковременной

личной консультации.

Оформление логопедического уголка и тематических выставок. («Умелые руки

язычку помогают». Представляются экспонаты, которые дети сделали вместе с

родителями.)

Домашние игротеки. Знакомство родителей с простыми, но интересными и

полезными играми, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое

удобное для них время.

Общие и групповые родительские собрания.

8.Список литературы

1. Альбом для логопеда. О. Б. Иншакова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДРС,

2003. – 280с.: ил.

2. Волшебный мир звуков и слов: пособие для логопедов. – М.: Гуманит. изд.

центр ВЛАДОС, 2003. –216с.

3. Воспитание у детей правильного произношения: пособие для воспитателя

дет.сада. 3-е изд, перераб. и доп., Фомичева М.Ф. - М.: Просвещение, 1980. –240с.

4. Воспитание у детей правильного произношения: ктикум по логопедии.

ФомичеваМ.Ф.- М.: Просвещение, 1989. – 239с.

5. В первый класс без дефектов речи: Методическое пособие. Т. А. Ткаченко. –

СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 1999. –112с.

6. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Жукова

Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. – 2-е изд, перераб. - М.,1990с. 7. Логопедия.

(пособие для учащихся педучилищ и воспитателей.) М., «Просвещение»,1969.–

127с.

8. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах. Пятница Т.В. Ростов-на Дону ,

«Феникс», 2012- 173с. 12. Логопедия. 2 части. Волкова Л.С, Лалаева Р.И. Москва

«Просвещение» «Владос»1995

9. Логопедия. Основы теории и практики. Система логопедического воздействия.

Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Москва. 2014. 283с.

10. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи

у детей. Т.Б.Филичева, Т. В. Туманова, Г.В.Чиркина – М.: Просвещение, 2008г. –

11. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим

недоразвитием (старшая группа детского сада). Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной –

М.:МГОПИ,1993. –72с.

12. Правильно ли говорит ваш ребенок: Пособие для воспитателя дет.сада.

Максаков А.И. – М.: Просвещение, 1982. –160с.

13. Подготовка к школе детей с недостатками речи. Г.А.Каше. – М.:

Просвещение,1985. – 207с.

14. Справочник учителя – логопеда ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 224с. –

(Справочники).

15. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие / О. Е.

Грибова. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. –96с.

16. Учимся правильно и четко говорить. Пособие для логопедов, воспитателей,

родителей. Лобзякова М.И. – М.: Вентана-ГРАФ,2003с.__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...