Игры с Крошем. Индивидуальное логопедическое занятие с ребенком с ОНР I уровня.Статья опубликованная в журнале "Логопед" №6/2016
план-конспект занятия по логопедии

 В статье представлена индивидуальная логопедическая  работа с ребенком с общим недоразвитием  речи первого уровня по автоматизации звука (С) в слогах и словах. А также  демонстрируются игровые  приемы   для  развития фонематического восприятия, мелкой и общей моторики, мышления, памяти и внимания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Игры с Крошем».

Индивидуальное  логопедическое занятие с ребенком с ОНР 1 уровня

Образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие».

Цель: Активизация словаря.

Программные задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

 Активизировать произношение  гласных звуков, слогов,  существительных.

 Формировать умение выполнять инструкции логопеда.

 Закрепить умение отвечать на вопросы, одним словом.

Коррекционно-развивающие задачи:

Активизировать речевую деятельность.

 Развивать мышление, зрительную и слуховую память, зрительное внимание, общую и мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Формировать положительную установку на занятие.

 Воспитывать навыки речевой деятельности.

Оборудование: ноутбук,  презентация  «Физминутка от Смешариков», телефон с музыкальным сигналом из мультфильма, ширма. Игрушка Крош.

Картинки: сок, сани, гусь, коза, кошка. Плоскостные фигурки: лиса, волк, медведь, мышка, кошка, лягушка, заяц. Дидактическое пособие «Колесо гласных». Разрезные картинки, картон, клей-карандаш.

Ход НОД:

Мотивационно - ориентировочный этап

Описание ситуации.

 Логопед приглашает ребенка  в кабинет. Он сообщает, что на занятие должен прийти гость. И предлагает   послушать мелодию из мультфильма «Смешарики», а затем отгадать загадку:

Комочек пуха, длинное ухо, 
Прыгает ловко, любит морковку. 
(Заяц)

Ребенок определяет, что придет  заяц – Крош (Игрушка появляется из-за ширмы).

Поисковый этап

Логопед. Крош принес с собой загадки, давай их отгадаем. А отгадки выбери из картинок, разложенных на столе.

Взял я силу из плодов,
Сладких ягод, фруктов.
Для ребят я стать готов
Лучшим из продуктов.
Вы меня побольше пейте,
Наливайте, не жалейте!

(Сок)

Это, что за дереза,

В огород залезла,

Двое рожек у неё,

Молоко полезное!

(Коза)

Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается.
(Кошка)

Все лето стояли
Зимы ожидали.
Дождались поры -
Помчались с горы.
(Санки)

Красные лапки,
Щиплет за пятки, 
Беги без оглядки.

(Гусь)

Практический этап

Логопед. А теперь давай поиграем с этими картинками.

Логопед предлагает выполнить инструкции:

  • «Покажи картинку» (сани, козу, гуся, кошку, сок).
  • «Положи картинку в указанное место» (на книгу, на  стол, на стул, на подоконник).

Логопед. Молодец! Крош рад, что ты смог отгадать загадки. А теперь, давай  покажем, Крошу, как можно  играть с веселыми звуками, которые поют животные (плоскостные картинки).

Игра «Веселые звуки»

Логопед показывает артикуляцию гласных звуков. Ребенок должен назвать этот звук  и показать волшебное  животное,  которое этот звук произносит: (А)- лягушка, (У) - волк, (И) - лиса, (О) - заяц, (Э) - медведь, (Ы) - мышка.

Затем логопед меняет животных местами и просит  пропеть песенки, которые получились(2-3 раза).

Логопед. Молодец! Ты хорошо пропел песенки вместе с животными. А теперь давай вместе  с кошкой споем ее песенку.

 Ребенок произносит звук (С).

Игра « Кошка играет на пианино»

Логопед предлагает ребенку выбрать любое животное, которое вместе  с кошкой  будет играть на пианино. Ребенок пропевает слоги СА - вместе с кошкой и лягушкой, СУ - вместе с кошкой и волком, СО – с кошкой и зайцем. Одновременно имитирует игру на пианино - каждым пальцем касается стола, начиная с большого по порядку.

Логопед. Как замечательно ты играл на пианино. А теперь  с остальными животными давай покатаемся на каруселях.

Игра «Колесо гласных»

Логопед предлагает ребенку произносить гласные звуки  вместе с животными (лягушка, лиса заяц, мышка, волк, медведь), которые нарисованы  в круге (рис.1).

                                                                     

                                                                      Рис.1.

                                                            «Колесо гласных»

И одновременно выполнять соответствующие движения руками.

Лягушка - вытянуть руки вперед, соединив ладони. Произнося звук (А), плавно развести руки в стороны ладошками вверх.

Лиса – руки согнуты перед грудью, указательные пальцы направлены вверх, остальные сжаты в кулачки. Произнося звук (И),  встать на носочки, поднять руки над головой и тянуться вверх.

 Заяц - соединить опущенные  руки перед собой до касания ладоней. Произнося звук (О) плавно поднимать руки через стороны вверх и соединить их в кольцо над головой.

Мышка - руки согнуты на уровне груди, пальцы сжаты в кулачки, локти направлены в стороны.  Произнося звук (Ы) - с усилием отвести в стороны согнутые в локтях руки.

Волк - руки согнуты на уровне груди, ладошки повернуты от себя. Произнося звук (У),  давящим движением выпрямить руки вперед и вниз.

Медведь - руки опущены. Произнося звук (Э) - плавно сгибать руки в локтях ,поднимая кисти до уровня плеч, локти опущены.

Произносить  сначала только гласные звуки, затем слоги со звуком С.

Логопед. Молодец!  Крошу очень понравились игры с веселыми звуками. И он предлагает выполнить музыкальную гимнастику вместе со Смешариками.

Физминутка со Смешариками.

Ребенок повторяет движения за смешариками из презентации.

Логопед. Какую веселую и интересную гимнастику делали друзья  Кроша, и у тебя очень хорошо получались все движения.

А теперь   давай  вспомним  и назовем  картинки, про которые были загадки Кроша, и поиграем с ними. Ребенок выбирает нужные  картинки из ряда других, называет их.

Далее  проводятся игры с  картинками - отгадками.

Игра «Выложи в заданной последовательности»

Логопед называет картинки в определенном порядке, ребенок раскладывает картинки на столе (2-3 раза меняется последовательность картинок).

Игра «Запомни картинки».

Ребенок называет картинки по порядку и переворачивает их изображением вниз. Затем в той же последовательности переворачивает картинки, предварительно назвав их.

Игра «Какой картинки не стало».

     Ребенок закрывает глаза, логопед убирает картинку. Открыв глаза,      надо  назвать какой картинки не стало. Если ребенок затрудняется, логопед называет картинку сам. А потом предлагает повторить ребенку.

Логопед.  Наше  занятие подошло к концу. Крошу пора возвращаться к своим друзьям. Давай сделаем подарок  для них.

Игра «Сложи разрезные картинки»

Ребенок складывает разрезные картинки и вместе с логопедом приклеивает их на картон. Получившуюся картинку дарят Крошу (сок).

Рефлексивно – оценочный этап

Логопед. Молодец! Ты сегодня хорошо занимался, правильно произносил звуки  и слова. Без ошибок   выполнял задания. Я думаю,  что Крошу тоже понравилось с нами играть. И в следующий раз он  придет к нам со своими друзьями.

Список литературы.

  1. Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи: игровые упражнения по развитию речи дошкольников на основе фонетической ритмики.- Москва,2007,с.6.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное логопедическое занятие с ребенком среднего дошкольного возраста

Индивидуальное занятие с ребенком среднего дошкольного возраста            с логопедическим заключением: дефекты произношения,             ...

Индивидуальное логопедическое занятие для ребенка с дизартрией.

Индивидуальное занятие для ребенка со спастической псевдобульбарной дизартрией на автоматизацию звука Ш....

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком старшего дошкольного возраста

Представляю индивидуальное логопедическое занятие с ребенком старшего дошкольного возраста по теме: Автоматизация звука РЬ...

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 6 лет с логопедическим заключением ФФНР

Тема: Автоматизация звука [л] в слогах и словах Задачи: -         автоматизация звука [л] в слогах и словах-...

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком среднего дошкольного возраста (4 -5 лет) с логопедическим заключением: ОНР III уровня, стертая форма дизартрии

Конспект индивидуального логопедического  занятия  с  ребенком  среднего дошкольного возраста (4 -5 лет) с логопедическим заключением: ОНР  III уровня, стертая форма дизартрии...

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком старшей группы с логопедическим заключением ОНР, 3 уровень речевого развития (10 минут)

Конспект логопедического занятия, которое проводилось в старшей группе детей с ЗПР коррекционного детского сада....