Использование метода интеллект-карт для развития мышления у детей дошкольного возраста с ТНР
консультация по логопедии

Ладыгина Наталья Александровна

Использование метода интеллект-карт для развития мышления у детей дошкольного возраста с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ladygina_n.a.tezisydocx.docx30.32 КБ

Предварительный просмотр:

                 Ладыгина Н.А.,

воспитатель МАДОУ детский сад 14,

городской округ Красноуфимск

Использование метода интеллект-карт для развития мышления у детей дошкольного возраста с ТНР

         Введение Федерального государственного образовательного стандарта подчеркивает необходимость поиска новых средств развития ребенка, применение различных образовательных технологий и методик, которые способствуют приобретению дошкольниками интегративных качеств личности, а именно любознательности, активности; овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.     В связи с этим разрабатываются новые методы, стимулирующие развитие мышления, коммуникативных навыков и в то же время повышающие устойчивость ребенка к психологическим стрессам за счёт достижений нейропсихологии и применения методик нейропедагогики.       

Работая с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями и сталкиваясь с проблемами в их обучении, мне, как педагогу, приходится искать вспомогательные средства и формы обучения, облегчающие, систематизирующие и направляющие процессы усвоения детьми знаний.

Одна из важнейших методических задач образования —  развитие задатков и способностей человека, его интеллекта, т.е. воспитание всестороннего развитого человека. Поэтому развитие логического мышления является одним из приоритетных направлений работы педагога. Мышление — это творческий, познавательный процесс, обобщенно и опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира. Хорошее логическое мышление, развитая способность рассуждать, необходимо каждому ребенку. Одним из методов структуризации изученного материала, представления новых знаний и развитию логического мышления выступают интеллект-карты.

Причиной использования метода интеллект-карт в практике работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи явилась необходимость оптимизации образовательного процесса.

Познакомилась с педагогической технологией кандидата педагогических наук, доцента В. М. Акименко, который предложил метод интеллект - карт в использовании развития понимания значения слов у детей.  Метод интеллект - карт я адаптировала в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Данный метод (интеллект-карт) был предложен и разработан английским психологом Тони Бьюзеном. Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление.

Данный метод особенно эффективен для дошкольников, так как у них преимущественно развито наглядно-действенное мышление, память носит непроизвольный характер, а мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Метод интеллект - карт помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия слово, предложение, текст, научиться работать с ними.

 Использование интеллект-карт:

1.Создается интеллект – карта в ходе обсуждения предмета или темы. Выполняя данное задание, пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение. Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

2.Создание обобщенной интеллект - карты может являться итоговой работой по изученным темам. Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение, сравнение, сериация, классификация. Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

3.Развитие связной речи. Составление и распространение предложений и рассказов по интеллект-карте. Выполняя данное задание, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен. Данная работа выполняется на подгрупповых занятиях по развитию связной речи.

      Составление интеллект-карт по закреплению и обобщению материала по еженедельным лексическим темам.

Общий алгоритм составления интеллект-карты:

1.В центре листа обозначается общая тема (фрукты, домашние животные, цветы и.т.п)

2. «Мозговой штурм» - подбор слов-ассоциаций  по теме.

3. От центрального рисунка отходят линии-мысли, по часовой стрелке.

3. Дети называют слова-существительные и изображают то, что назвали.

3. К каждому существительному подбираются слова-признаки.

4. Составляется карта.

Далее при приобретении новых знаний по теме дети самостоятельно (всю лексическую неделю) вносят дополнения в карту. В конце недели подводят итог работы (рассказ), с опорой на карту.

Интеллект-карта по изученной теме «Дикие животные наших лесов»

1. Лист расположен в горизонтальном направлении.

2. В центре выделена тема «Волк».

3. От центра расходятся цветные линии-мысли.

4. Подбираются слова-ассоциации по теме.

-место обитания.

-семья.

-способ добычи пропитания.

-опасность.

-способ защиты.

5. От каждой ассоциации также отводятся ветви такого же цвета, что и

первая ветвь. (заполняются по мере приобретения ребенком знаний по теме)

6. Подбираются и изображаются с помощью условных обозначений слова-признаки к каждому разделу темы.

7. Дети составляют предложения, рассказ.

Дальнейшие карты заполняются аналогично.

В процессе работы с применением интеллектуальных карт дети учатся не только пользоваться определенными словами и словосочетаниями, но и приобретают средство, позволяющее самостоятельно развивать речь в процессе общение и обучения.

    У детей с речевыми нарушениями наблюдаются нарушения словарно-семантической стороны речи, формализм употребления количества слов, связи с их конкретными чувственными характеристиками. Усваивая новое слово, например, «тыква», ребенок мог бы никогда не видеть этот овощ, не знать ее признаков, при этом он может весьма активно употреблять это слово, не имея точного представления. Рассматривая картинки с изображением, например, овощей, ребенок, подвязывает новое слово к данному обобщающему понятию, в результате чего формируется не только образ в памяти, но он связывается с обобщающими понятиями.

Составляя интеллект-карты дети знакомятся с изобразительным способом предоставления информации – картой. В качестве условных заместителей (по договоренности с детьми) могут выступать символы разнообразного характера.

    Интеллектуальное развитие ребенка с применением карт осуществляется посредством развития детских ассоциаций, пополнения и активизации словарного запаса, формирования значения слова, фантазии. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, количественное определение общих и отъемлемых частей к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов. В результате применения интеллектуальных карт ребёнок учится не только усваивать информацию, но и оперативно с ней работать. Тем и ценен этот метод, что является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком.

Список литературы:

  1. Акименко В.М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников/Журнал Начальная школа, вып.7/12
  2. Бьюзен, Т. Супермышление / Тони и Барри Бьюзен. – Минск, 2008.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста."

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста состоит в том, что: • во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства ...

Мастер-класс: «Использование логических блоков Дьенеша, как средство развития мышления у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта»

Повышение уровеня компетентности педагогов путем овладения ими технологией применения игр с блоками Дьенеша при формировании мыслительных умений дошкольников с нарущением интеллект...

Интеллект - карты как средство формирования знаний у детей дошкольного возраста об Интернете.

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в информационном пространстве посредством интеллект- карт....

Использование метода интеллект – карт как средства развития лексики у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Актуальность и перспективность опыта.  В последние годы в российской системе образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. В соотв...

Мастер-класс «Использование метода «интеллект-карт» в познавательном развитии у старших дошкольников»

laquo;Интеллект-карты» в познавательном развитии у старших дошкольников». Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваю...

Презентация "Мастер-класс «Использование метода «интеллект-карт» в познавательном развитии у старших дошкольников» "

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации,   с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышлен...