Использование метода интеллект – карт как средства развития лексики у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
опыты и эксперименты по логопедии (старшая группа)

Голова Анастасия Борисовна

Актуальность и перспективность опыта.  В последние годы в российской системе образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольная ступень получила статус уровня системы российского образования. Специфика дошкольной ступени уникальна, по-своему исключительна, поскольку дошкольное детство – единственный период, когда освоение основ человеческой культуры протекает вне учебной деятельности, требует совсем иной «дидактики», иного образа жизни в образовательном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_pedagogicheskogo_opyta.docx25.35 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта

«Использование метода интеллект – карт как средства развития лексики у детей старшего дошкольного возраста с ТНР»

Материал представила:

Голова Анастасия Борисовна

учитель-логопед

МАДОУ  «Детский  сад

№ 477 г. Челябинска»

2023 год

Актуальность и перспективность опыта.  В последние годы в российской системе образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольная ступень получила статус уровня системы российского образования. Специфика дошкольной ступени уникальна, по-своему исключительна, поскольку дошкольное детство – единственный период, когда освоение основ человеческой культуры протекает вне учебной деятельности, требует совсем иной «дидактики», иного образа жизни в образовательном учреждении.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который вступил в силу 1 января 2023 года, учитывает индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Стандарт дошкольного образования направлен на решение задачи обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства и подчеркивает необходимость поиска новых средств, а именно применение современных образовательных технологий и методик, в том числе технологий развивающего обучения, которые способствуют приобретению дошкольниками интегративных качеств личности, а именно: любознательность, активность; овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Дети  с  тяжелыми  нарушениями  речи  испытывают  трудности  в  понимании  обращенной  речи,  так  как  многие  грамматические  формы  такие  дети  различают  с  трудом.  Это  доказывает,  что  у  детей  с  тяжелыми  нарушениями  речи,  вербальное  опосредование  затруднено  и  имеется  невысокий  уровень  развития  словесно-логического  мышления  (Т.Б.Филичева,  Г.В.Чиркина). Лексическая сторона речи является одним из значимых факторов развития ребенка. Становление лексики в онтогенезе обусловлено развитием представлений об окружающей действительности при взаимодействии с реальными объектами и явлениями в процессе неречевой и речевой деятельности, а также посредством общения со взрослыми.

Вопросам изучения лексики посвящены исследования М.М. Алексеевой, А.Н. Богатыревой, А. Н. Гвоздева, В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, Н.П. Ивановой, М.М. Кольцовой, В.И. Логиновой, Ю.С. Ляховской, Н.П. Савельевой, А.А. Смаги, Е.М. Струниной, В.И. Яшиной и др.

В педагогической практике с детьми дошкольного возраста применяется достаточное количество технологий и методик. При разработке

логопедических технологий кандидат педагогических наук, доцент В. М.

Акименко предложил метод интеллект-карт в использовании развития связной речи у детей. Я взяла метод интеллект-карт как идею и адаптировала в логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями.

Метод интеллект-карт был предложен и разработан английским психологом Тони Бьюзеном. Этот метод используется в разных сферах деятельности, а также и в образовании.

Непосредственно в работе учителя-логопеда интеллект-карты могут занять свою нишу, потому что дети гораздо лучше запоминают изучаемый материал, когда он представлен в красочном виде, иллюстрирован и не несет большой текстовой нагрузки. Интеллект-карты помогут логопеду при формировании у детей импрессивного словаря; причинно-следственных связей; облегчат изучение нового материала и его запоминание.

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей,  активизируется мышление.

Составление интеллект-карты - необычный вид деятельности, имеющий много общего с игровой, но это эффективный способ работы с информацией, причем универсальный: составлять интеллект-карты можно по самым разным темам. Сам процесс создания интеллект-карты стимулирует творчество обучающихся, потому что в ее создании активно участвуют и правое, и левое полушарие мозга, чего не происходит при работе с готовыми схемами. Важно отметить, что интеллект-карта является, прежде всего, техникой мышления, а не способом фиксации результата, т.е. самое главное - это процесс получения нового знания. Составление интеллект-карты можно назвать визуализацией мышления.

Свойства интеллект-карты:

·-наглядность (в интеллект-карте она представлена максимально: в виде предметов, объектов, рисунков и порядка действий с ними);

·-привлекательность (хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, её рассматривать не только интересно, но  и приятно. «Настраивайтесь на создание красивых карт» - Т. Бьюзен);

·-запоминаемость (благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образа и цвета интеллект-карта легко запоминается);

·-своевременность (интеллект-карта помогает выявить недостаток информации);

·-творчество (интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи);

·-возможность пересмотра (пересмотр карты через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ещё лучше информацию, дополнить её новыми идеями).

Составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов).

В условиях реализации ФГОС ДО методика интеллектуальных карт позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей наиболее полно и решать коррекционно-образовательные задачи:

-развивать психические функции (внимание, память, мышление);

-стимулировать речевую активность, расширять пассивный и активный словарь, развивать связную речь, выявлять и компенсировать те проблемы, которые создают трудности в речевом развитии ребенка;

-развивать интересы детей, познавательную активность, любознательность;

-развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;

-формировать элементы самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

-развивать воображение и творческую активность;

-формировать преемственность между детским садом и школой;

-развивать мелкую моторику рук;

-формировать элементарные представления о нормах и правилах здорового образа жизни;

-развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы;

- способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности детей.

Цель – изучить и внедрить технологию интеллект-карт,  направленную на коррекцию нарушений лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

С помощью интеллект – карты решаются следующие задачи:

  • развитие быстрого восприятия и запоминания
  • повышение мотивации
  • грамотное планирование решения задачи
  • формирует упорядочение мыслей
  • рост достижение успеха
  • экономия времени

Решая данные задачи, мы обеспечиваем целостность усвоения детьми тех или иных знаний.

Советы по составлению интеллектуальных карт: 

  • В центре страницы пишется и обводится главная идея (образ).
  • Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления, используя ручки разного цвета.
  • Для каждого ответвления пишется ключевое слово или фраза, оставив возможность для добавления деталей.
  • Добавляются символы и иллюстрации.
  • Писать надо разборчиво ЗАГЛАВНЫМИ (печатными) буквами.
  • Важные идеи записываются более крупным шрифтом.
  • Подчеркиваются слова и используются жирные буквы.
  • Для выделения определённых элементов или идей используются линии произвольной формы.
  • При построении карты памяти лист бумаги располагается горизонтально.
  • Для совершенствования интеллектуальных карт требуется практика.

Анализ результатов логопедического обследования на начало учебного года показал:

При обследовании понимания и употребления имён существительных выяснилось, что дети понимают большее количество слов, чем употребляют в речи.

У детей отмечаются трудности в употреблении прилагательных, в понимании и употреблении глаголов. В глагольном словаре преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает.

Особые затруднения дети испытывают в понимании предлогов и употребления антонимов.

Значительно сложнее понимаются слова обобщенного, отвлеченного значения, слова, обозначающие состояние, оценку, качества, признаки и др.

Таким образом, выявление особенностей лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста позволяет определить содержание и направления логопедической работы.

В ходе реализации цели опыта мы вели работу по следующим направлениям:

 - расширение объёма словаря;

 - уточнение значения слова;

 - организация семантических полей, лексической системы в целом;

 - активизации словаря, совершенствовании процессов поиска слова, перевода слова из пассивного словаря в активный.

В результате предполагается следующий порядок работы.

  1. Выделение основных ключевых понятий по теме.
  2. Название картинок, изображенных на карте.
  3. Составление предложений по каждой ветке.
  4. Воспроизведение рассказа по интеллектуальной карте.

Последовательность занятий по развитию связной речи построена в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и «свертывания» плана высказывания (теория «Поэтапного формирования умственных действий», разработанная психологом П. Я. Гальпереным).

Применения метода интеллектуальных карт особенно эффективно в процессе обучения. Ребенок будет лучше запоминать лексику, составлять предложения и рассказ, на основании естественных законов мышления. Метод интеллектуальных карт дает возможность фокусироваться на теме, проводить целенаправленную работу по формированию словаря и связной речи.

 Интеллект-карты применяются на всех формах логопедических занятий: индивидуальных, подгрупповых, фронтальных.  На индивидуальных занятиях  автоматизируем звук на материале определённой лексической темы. С помощью карты уточняем значение слова и подбираем к нему признаки. На итоговых фронтальных занятиях ассоциативный метод помогает систематизировать, классифицировать, обобщать знания детей по теме, соответствующей календарно-тематическому плану. Хорошо использовать метод интеллект-карты при ознакомлении детей с родственными словами (снег, вода, лес, дом). Для оформления карты применяются различные виды продуктивной деятельности: вырезывание и приклеивание картинок, рисование карандашами и фломастерами, использование сыпучих предметов, печатание слов.

Анализ логопедического обследования на конец года показал положительную динамику состояния лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста. Полученные данные мы представили в виде рисунков и таблиц, а сравнительный анализ состояния лексической стороны речи детей до и после коррекционной работы мы отразили в гистограммах.

Дети стали более общительными, не боятся высказать свое мнение, применяют полученные знания в повседневной жизни. У детей формируются умения слушать друг друга, радоваться чужим успехам, уважительно относиться к мнению других детей. Применение метода интеллект–карт учит дошкольников видеть  мир во всем его многообразии, находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится детям и в школе, и во взрослой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Настоящая программа  направлена  на развитие связной речи  детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом наглядного моделирования и схематизации.  Рекоменд...

Методическая тема «Использование народных подвижных игр как средства развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность выбранной темы: Наблюдения за дошкольниками показали, что дети мало и грают в подвижные игры, тем более в русские народные. Дети не умеют действовать в соответствии с правилами, осознанно...

Лэпбук как современный метод развития лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР)

Актуальность опыта работыРечь - это дар природы, благодаря которому все люди общаются друг с другом, познают окружающий мир. В дошкольном возрасте создаются благоприятные условия для развития речи, но...

Презентация «Лэпбук как современный метод развития лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Представлена краткая презентация выступления по проекту "Лэпбук как современный метод развития лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"...

ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В статье описано определение речемыслительной деятельности, его компонентная структура. Способом активизации речемыслительной деятельности выбрана интеллект-карта, описано ее определение, влияние на а...

РАССКАЗЫВАНИЕ ПО СЮЖЕТНЫМ КАРТИНКАМ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ  РАССКАЗЫВАНИЮ  ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1.Понятие связная речь в психолого-педагогической ...