Мастер-класс для педагогов, родителей, воспитателей "Секреты учителя - логопеда по постановке и автоматизации звуков"
консультация по логопедии

Мастер-класс для педагогов, родителей, воспитателей "Секреты учителя - логопеда по постановке и автоматизации звуков"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_dlya_roditeley._sekrety_logopeda.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для родителей:  «Секреты учителя-логопеда,

в индивидуальной работе по постановке и автоматизации звуков».

                                                                Учитель – логопед:  Иванова Светлана Венадьевна

        Сегодня я проведу с Вами небольшой логопедический мастер – класс. Я продемонстрирую вам комплекс упражнений по индивидуальной работе в постановке и автоматизации звуков. Основу предлагаемой  системы составляют формы и приемы работы с использованием авторских дидактических игр и пособий.

        Всем нам хорошо известно, что недостатки легче предупредить, чем искоренить.

«Без речи нет ни сознания, ни самосознания».

Л.С. Выготский

Девиз:  «Послушай - и ты узнаешь, посмотри – и ты поймёшь,

сделай - и ты научишься, сделай лучше нас!»

Оборудование:

  1. Индивидуальные зеркала
  2. Ватные диски.
  3. Ватные палочки.
  4. Напальчник.
  5. Коктельные трубочки.
  6. Стаканчики с крышкой,
  7. Постановочные логопедические зонды.
  8. Ротовая полость «РАТАТУШКА».
  9. Театр язычка.
  10. Воздушные шары.
  11. Бабочка из папирусной бумаги.
  12. Вертушка.
  13. Пластмассовые губы для развития воздушной струи.
  14.  Массажный мяч с шипами «Ёжик».
  15.  «Су-джок».
  16. Шар с резинками.
  17. Прищепки.
  18. «Слонёнок - Элефон» - для развития фонематического слуха.

Программа:

1. Обобщение педагогического опыта по теме.

2. Упражнения для постановки и автоматизации звуков.

3. Рефлексия опыта:

Б) что взял полезного (интересного).

В) чем запомнился мастер-класс.

Цель: Предоставление обобщения, систематизации и распространение личного педагогического опыта широкой аудитории педагогов дошкольного образования.

Задачи:

  1. Создание условий для профессионального развития педагога, в ходе которого приобретается опыт по формированию речевых упражнений для нормального речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
  2. Формирование индивидуального стиля творческой педагогической деятельности в процессе инновационной работы.

          В последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития. Цепочка неблагоприятных факторов приводит к тому, что уже в средней группе детского сада мы обнаруживаем до 60% воспитанников, имеющих нарушения речевого развития.

        Важнейшим показателем подготовленности детей к обучению в школе является их уровень речевого развития. Ведь все-таки сначала ребенок осваивает звуковую речь. Исправить недостатки звукопроизношения в более старшем возрасте, значительно труднее, чем предупредить их на ранних стадиях развития ребенка.

          Работа по звуковой культуре речи включает в себя следующие разделы:

  • развитие движений артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика);
  • последовательная работа над коррекцией проблемных звуков.
  • профилактика речевых нарушений.

 

        Сегодня мы с Вами познакомимся с одной из основных тем комплекса мастер – классов, это «Секреты в работе учителя-логопеда по постановке и автоматизации звуков».

         Как же объяснить доступным языком родителям, что такое речь?

(Строим дом)

          А сейчас перейдем к разделам, по которым ведётся работа по постановке звуков:

Работа по развитию артикуляционного аппарата

     Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.

     Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.

     Можно придумывать сказочные истории, которые помогут детям справиться с некоторыми речевыми трудностями. Обыгрывая их вместе с детьми, мы видим, что постановка звуков проходит быстрее, а дети проявляют живой интерес даже при выполнении очень трудных артикуляционных упражнений.

Работа над общей и мелкой моторикой

      У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются недостатки в общей моторике. Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому развитие мелкой моторики должно занять прочное место в занятиях с ребенком. У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие - может развиться дисграфия (нарушение письма).  Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

Развитие правильного речевого дыхания

          Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание.

С  детьми ежедневно проводятся  упражнения для развития речевого дыхания.

Развитие фонематического слуха

Умение сосредотачиваться на звуке – мы развиваем слуховое внимание.

Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить. Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать.

        Проведённая совместная работа с воспитателями  и родителями,  показывает, что тесное сотрудничество в условиях ограниченного воздействия и использование логопедических приёмов, помогает в скорейшем решении задач коррекционного воздействия.

         Таким образом, повышается эффективность работы учителя - логопеда, уменьшается процент детей с дефектами речи к поступлению в школу, увеличивается процент детей, выпущенных с грамотной речью и правильным произношением.

                  Итак, главный орган артикуляционного аппарата – ЯЗЫК!

                                                 Практическая часть

         А теперь, я предлагаю вам побывать на таких логопедических занятиях и поучаствовать в них вместе со мной, а провести их мне поможет моя помощница, знакомьтесь – Ротовая полость, РаТаТуШкА.

Практическую часть своего мастер – класса, я всегда начинаю с таких слов:

«Радоваться даже маленьким достижениям,

 стремиться к совершенству, так как у него нет предела!"

1 этап в постановке звуков –  АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

           Начнем мы с Вами с выполнения артикуляционной гимнастики. Сделаем мы ее для чего? Для того чтоб вы почувствовали, что такое лицевые мышцы, и что они у вас действительно есть. Всего как говорят косметологи у нас более 200 лицевых мышц. Девушки не бойтесь гримасничать, потому что гримаса застывшая создаёт морщины, а артикуляционная гимнастика, которая постоянно меняет лицо, только накачивает мышцы, и практически все логопеда долго сохраняют прекрасный овал лица.  В реальной жизни мы с вами делаем несколько действий за время разговора: мы говорим и смотрим, говорим и слушаем. А иногда и вводить звук в речь нужно делать ни одно, ни два, а несколько действий. Таким образом, мы с Вами будем говорить,  и выполнять действие с помощью наших помощников:  у меня ротовая полость, у участников – Театр Язычка.

  1. Вытягиваем и растягиваем максимально губы вперед, при этом проговариваем: ПОНЯТНЕНЬКО – и так 8 раз.
  2. Ползет мышка по стене: ПИ-ПИ-ПИ --------ЭЭЭЭЭ. Максимально вытягиваем губы вперед произносим УУУУ, и максимально растягивая обнажая губы произносим ЭЭЭЭ.
  3. Выполним упражнение «Футбол».  Языком по очереди упираемся то в одну сторону щеки, то в другую, буквально распирая щеку. Действие сопровождаем голосом, похожим на звук У. Не забываем что при выполнении этого упражнения у нас острый язык, твёрдый кончик. И так 8 раз.
  4. Говорят, что есть ген сворачивания языка трубочкой. Давайте мы с вами свернем язычок трубочкой и подуем на кончик язычка. Если же у вас трубочка не получается делаем вот такую «чашечку».
  5. Упражнение «Часики». Дотрагиваемся языком до левого угла рта, и зафиксировать  данное положение. То же самое с правым уголком рта.
  6. Упражнение  «Грибок». Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 8.
  7. Упражнение «Вкусное варенье».  Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, а затем нижнюю.
  8. Упражнение «Лошадка». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу и со щелчком оторвать. Следите, чтобы нижняя челюсть при выполнении этого упражнения не двигалась.
  9. Упражнение «Барабан». Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук Д-Д-Д. Сначала звук произносится медленно, затем темп ускоряется. Следите чтобы звук Д произносился очень твёрдо.

        А теперь скажите, какие у вас ощущение? Чувствуется прилив крови? Покалывание? Это хорошо, мы заставили все наши 200 лицевых мышц работать!

           Не переживайте у кого не совсем получается, через какое то время это получается у всех!!!

           Групповые занятия помогают детям адаптироваться, индивидуальные же поставить звук. Есть такие случаи, когда ребенку невозможно поставить шипящие звуки и звук Р, это происходит  из – за укороченной  подъязычной уздечки, тогда я направляю таких детей к ортодонту.

2 этап  – РАЗВИТИЕ  РЕЧЕВОГО  ДЫХАНИЯ

Упражнения для речевого дыхания

  1. Воздух набирать через нос (плечи не поднимать, выдох должен быть длительным и плавным, необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
  2. Сдуть бабочку с кончика носа.
  3. Буря в стакане. Берем два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один наливаем много воды, почти до краев, а в другой наливаем чуть-чуть. Предлагаем ребенку поиграть в "бурю в стакане" с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. Задача ребенка так играть,  чтобы не пролить воду.
  4. Надуем шарик, не раздувая щеки.
  5. Вертушка, губы.

                                    3 этап - РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

  1. Массажный мяч.
  2. Шар с резинками.
  3. Прищепки.
  4. Су-джок терапия.

4 этап – РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Услышишь – хлопни

 Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытими глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши. (Ребёнок не видит вашу артикуляции).

Маленький учитель «Слонёнок - Элефон»

         Скажите ребенку, что его любимая игрушка хочет научиться правильно, говорить.  Попросите ребенка «объяснить» игрушке, как называется тот или иной предмет. При этом следите, чтобы малыш правильно и четко произносил слова.

***

Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

Игра «Телеграф»

         Для игры нужны нарезанные полоски бумаги и ручка. Вы даёте телеграмму: «Слонёнок заболел». Юный телеграфист выкладывает столько полосок, сколько слов в предложении. А затем на каждой полоске рисует столько кружков, сколько слогов в слове. Телеграмма «слонёнок заболел» будет выглядеть так: две бумажные полоски с тремя кружочками на каждой.

         И закончить свой мастер – класс мне бы хотелось красивым стихотворением, которое характеризует меня, как учителя – логопеда.

                                        5 этап - ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Р]

        Мы с вами выполнили артикуляционную гимнастику, поработали над мелкой моторикой, а теперь пора перейти к постановке звука. В данном случае будем ставить звук [Р]. Для правильного произношения звука Р необходимо заставить наш кончик язычка задрожать. Вот как раз здесь нам потребуется еще раз вспомнить упражнение «Барабанщик».

(показываю на 1 человеке используя логопедический зонд, остальные пробую сделать тоже самое, только самостоятельно используя свой палец и напальчник).

Отрабатываем звук Р изолированно и в слогах.

«Ребро – кулак – ладонь – хлопок»

       Сейчас мы с вами сделаем вот такое движение: ребро – кулак – ладонь – хлопок (показываю). И сейчас вы поймете этапы роста введения звука в речь. Все движения делаем вместе.

1.  ребро – кулак – ладонь – хлопок;

 2.  р – р – р – р;

     ра – ра – ра – ра;

    ро – ро – ро – ро;

    ру – ру – ру – ру;

   ры – ры – ры – ры.

3.ра – ро – ру – ры

Отлично, молодцы! Трудно? Трудно.

      И закончить свой мастер – класс мне хотелось бы стихотворением, которое характеризует меня как учителя – логопеда:

Терпение и творчество,

Упорство и победа -

Вот главные этапы

В работе логопеда.

Все Нади, Вани, Вити

Должны заговорить,

И от тебя зависит -

Быть им или не быть.

Душа болит за каждого.

Всем хочется помочь.

Не раз вопрос: «Что делать?»

Преследовал всю ночь.

Идешь порою с сумками,

А язычок «грибком»,

Или «лошадкой» цокает,

Иль губы «хоботком».

Вдруг затрещишь «моторчиком»

Раз несколько подряд

И ловишь настороженный

Идущих мимо взгляд.

Так день за днем –

То вниз, то вверх

Летает язычок,

Работать так настойчиво

Из вас не каждый б смог.

И… появились звуки

А вслед возможно слоги,

А там уже слова пошли

По правильной дороге.

При самой первой встрече

Мы часто слышим: «Датте»,

А на прощанье четкое:

«Здоровья вам и счастья!»

И я без ложной скромности

Признаться не стыжусь,

Что я своей профессией

Действительно горжусь!

На этом мой мастер – класс окончен,

 большое спасибо всем за помощь и внимание!

                                                                                               

                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя - логопеда»

главная цель этого мастер класса - познакомить родителей с разнообразными методами и приемами здоровьесберегающих технологий, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей....

Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда»

Эмоциональная возбудимость, отставание в развитии двигательной сферы, скованные и некоординированные движения при выполнении упражнений, недостаточно развитая моторика пальцев рук свойственны детям с ...

Мастер - класс как одна из форм взаимодействия учителя-логопеда с семьей дошкольника с ОВЗ

В статье описан логопедический мастер-класс "От "Агу" до монолога" для родителей детей с ОВЗ....

Мастер - класс: "Использование элементов биоэнергопластики в работе учителя -логопеда"

Мастер - класс«Использование биоэнергопластики в работе учителя-логопеда»  Цель: ознакомление педагогов с  инновационными методами развития речи детей дошкольного возраста в рамках...

Отзыв о проведении мастер-класса для педагогов ДОУ «Секреты в работе учителя-логопеда по постановке и автоматизации звуков»

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Секреты в работе учителя-логопеда по постановке и автоматизации звуков». 10 декабря 2018 года в детском саду воспитателем Яшновой Л.Ю. был  провед...

Мастер-класс «Применение «Интеллект-карт» в деятельности учителя-логопеда» (2019 год)

Дети с ТНР имеют специфические нарушения развития речевых навыков, а также особенности восприятия и воспроизведения вербальной информации.Перспективным направлением совершенствования работы с воспитан...

Мастер-класс: "Нейроигры – эффективный инструмент в работе учителя-логопеда"

На мастер-классе представлена  система упражнений с нейрокоррекционным воздействием, которые включаются в структуру логопедического занятия для коррекции нарушений речевых и психических процессов...