Нейропсихологический подход в работе учите – логопеда и учителя – дефектолога при работе с детьми с ОВЗ.
учебно-методическое пособие по логопедии

Варава Анастасия Сергеевна

На основе изученного мною материала и личного опыта хотелось бы поделиться наиболее результативными и действиными приемами применяемыми мною в ходе коррекционно - образовательного процесса в работе с детьми с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyropsihologiya_szhataya.pptx2.96 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нейропсихологический подход в работе учите – логопеда и учителя – дефектолога при работе с детьми с ОВЗ. Из опыта работы учителя – логопеда (дефектолога) Варава А.С.

Слайд 2

Нейропсихология - научная дисциплина, созданная выдающимся отечественным ученым А . Р. Лурия . Раскрывает мозговые механизмы высшей психической деятельности человека. Высшие психические функции (далее ВПФ) - определяются как сложные саморегулирующиеся рефлексы, социальные по происхождению, опосредованные по структуре и сознательные, произвольные по способу осуществления.

Слайд 3

Нарушения ВПФ . Агнозия - (А - отрицание, гнозис - восприятие) - нарушение восприятия при локальном поражении мозга. Агнозии бывают зрительные, тактильные, слуховые. Апраксия — нарушение двигательной или речевой функции, вызванное не физическими патологиями и изменениями мышечного тонуса, а поражениями различных отделов головного мозга.

Слайд 4

Формирование навыков внимания и преодоления стереотипов . «Стоп - упражнения». Ребенок (далее Р.) свободно двигается, под музыку, делает какие-либо упражнения и т.д. По условному сигналу он должен замереть и держать позу, пока Педагог (далее - П.) не предложит ему продолжать. По этому же принципу построены известные упражнения «Море волнуется», «Замри - отомри» и др. «Зеваки ». Дети идут по кругу. По сигналу все останавливаются, делают три хлопка и поворачиваются кругом, затем продолжают движение. Крайне важны в обсуждаемом контексте упражнения на переключение, на преодоление стереотипа. Здесь задается два - три условных сигнала и соответствующие им реакции, которые Р. должен запомнить.

Слайд 5

«Четыре стихии». Дети сидят (стоят) в кругу. П. договаривается с ними, что если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз ( присесть ) . Слово «вода» - вытянуть руки вперед (изобразить волны, водоросли). Слово «воздух» - поднять руки вверх (встать на носочки). Слово «огонь» - произвести вращение рук (повернуться кругом; изобразить костер). « Хлопки ». Дети свободно передвигаются по комнате. На один хлопок П. каждый должен присесть на корточки, на два - сделать «ласточку », на три - встать с поднятыми вверх прямыми руками.

Слайд 6

Оптимизация и коррекция межполушарных взаимодействий и специализации правого и левого полушарий мозга. «Повтори позу» Р. повторить за П. позу (а затем несколько поз), в создании которой участвует все тело. « Хасты » Р. воспроизводит одну за другой ряд ручных поз, каждая из которых фиксируется в течение 20-30 сек. (двух-трех циклов дыхания); обязательное условие - полная сосредоточенность на каждой позе. Это упражнение хорошо выполнять несколько раз в день 5-7 мин. Хасты выполняются в той же последовательности, что и на рисунке.

Слайд 7

« Угадай часть тела и запомни ее название ». Дотроньтесь (погладьте, помассируйте, потрите и т.д.) до какой-либо части тела Р. (например, до локтевого сустава) и предложите вслепую показать ее на себе, затем на Вас; назвать ее. Это необходимо проделать со всеми частями тела, а затем проделать то же с 2-3 точками. После того, как Р. запомнит все названия, сыграйте в ту же игру, поменявшись ролями. Или дотроньтесь до своего тела и попросите его показать и назвать этот участок (участки) на своем. Более сложный вариант: П. дотрагивается до одной (нескольких) частей тела с одной стороны, а Р. должен показать и назвать ее с другой стороны тела. Желательно, чтобы в процессе выполнения этого упражнения в работу включались все части тела, включая лицо, пальцы рук и ног, спину и т.д . «Телесные фигуры буквы и цифры». Придумайте вместе с Р., как можно изобразить пальцами рук, а также всем телом фигуры, буквы и цифры. Обязательно проиграйте все варианты перед зеркалом. В этой игре могут участвовать несколько человек, тогда «телесные» буквы и цифры будут составляться всеми детьми одновременно.

Слайд 8

«Рисунки и буквы на спине и на ладонях». «Нарисуйте» пальцем на спине Р. одну из знакомых ему фигурок (треугольник, круг, квадрат и т.д .). Попросите его сказать, какая фигурка нарисована. Если он затрудняется, нарисуйте прямую (горизонтальную вертикальную, наклонную) и попросите его изобразить ее на стене или на листе бумаги. Аналогичное задание проделайте сначала на его правой, а потом левой руке, «рисуя» на обеих сторонах кисти. При изучении числового ряда и алфавита особенно полезно «написание» букв и цифр последовательно на спине и руках (на обеих сторонах) с последующим их называнием и прописыванием. «Предметы с различной фактурой поверхности» . Покажите, назовите и дайте потрогать Р. материалы и предметы с разной фактурой поверхности (гладкие, шершавые, ребристые, колючие, мягкие и т.п.). Затем вслепую предложите ему сначала ощупать материал двумя руками (одной рукой), а потом найти этот же материал или предметы из него (сначала этой же, а затем - другой рукой).

Слайд 9

«Тактильное домино». Правила игры те же, что и в обычном домино. Но, что игральные «кости»: например, справа -наждачная бумага, слева - глянцевая поверхность; справа -бархатная бумага, слева - мех; справа ребристая поверхность «в клеточку», слева - гладкая и т.п. Сначала правила игры усваиваются с открытыми глазами, а затем отыскивание игральных «костей» происходит с закрытыми глазами; произвольно, только правой, левой рукой. Усложнение задания: фактура поверхностей должна отличаться незначительно. Хорошо, если материал для игры Вы сделаете вместе с Р.

Слайд 10

«Ощупывание и распознавание предметов». Положите в непрозрачный мешочек различные небольшие предметы: ключ, кольцо, монету, орех, камешек, мелкие игрушки и т.д. Р. должен наощупь угадать, какие предметы лежат в мешке. При этом он должен ощупывать предмет как двумя руками одновременно, так и каждой рукой по очереди. Усложнение игры: после того, как предмет узнан, Р. находит такой же среди других во втором мешочке сначала той же, а потом другой рукой. «Доски Сегена » Этот тест служит прекрасным материалом для коррекции.

Слайд 11

«Ощупывание фигурок, букв и цифр, различных по форме и размеру». Возьмите объемные или вырежьте из наждачной или бархатной бумаги фигуры (буквы, цифры различной формы (звездочку, кружок, треугольник, квадрат и т.д.) и величины (большие и маленькие). Нарисуйте такие же фигурки на листе бумаги. а) Попросите Р. наощупь опознать фигурку и, не глядя, найти такую же среди других этой же, затем другой рукой. Затем смените руки. б) Предложите ему с закрытыми глазами ощупать фигурку, а затем, открыв глаза, указать на нее в ряду нарисованных, одной рукой ощупать фигурку, а затем нарисовать ее в воздухе или на листе бумаги сначала той же, а потом другой рукой.

Слайд 12

«Дорисуй предмет до целого ». Дается изображение с неполным количеством элементов. Р. должен - дорисовать отсутствующие элементы в заданном рисунке и назвать их. Предмет может быть не дорисован по оси (справа или слева), могут отсутствовать некоторые его части.

Слайд 13

« Что здесь изображено?». Узнавание Р. «зашумленных» (наложенных, перечеркнутых и т.п.) геометрических фигур одинаковой и различной величины; различных предметов, цветов, букв, цифр и т.п. Варианты этого задания легко придумать в зависимости от возраста и возможностей ребенка.

Слайд 14

«Что перепутал художник?» В изображениях любых предметов, животных, лиц, целых сюжетов и т.п. Р. должен найти не свойственные им детали, объяснить, как исправить ошибки. «Лабиринт», Р. предлагаются разного рода «лабиринты» в виде перепутанных нитей от воздушных шатров или тропинок, «коридорчиков». К каждой картинке дается соответствующее задание («У кого какой шарик?», «Помоги выйти» и т.п.). Примеры таких заданий легко придумать или выбрать из имеющейся литературы.

Слайд 15

«Найди все предметы» . Дайте Р. бланк, на котором вразброс нарисовано большое количество различных простых предметов, геометрических фигур, цифр, букв. Попросите его найти и вычеркнуть все изображения одного вида. «Найди букву». Предложите Р, рисунок с буквами, цифрами, написанными разным шрифтом, стилем и по-разному повернутыми. Он должен ответить, что за буквы нарисованы. «На что похожа буква?». Спросите, на что похожа та или иная буква. Попросите дорисовать ее до этого предмета. В другом варианте - Р. сам придумывает, во что превратить эту букву, дорисовав ее. То же с цифрами. «Письмо в воздухе» . П. «рисует в воздухе» перед ребенком различные фигуры, буквы, цифры и т.д., которые ребенок должен опознать и назвать. «Исправь ошибки». Р. надо найти и исправить разного рода ошибки. Например отсутствие или лишние штрихи в буквах.

Слайд 16

Пространственные и « квазипространственные представления. «Поставь фигуру в угол». Предложите Р. поместить в комнате или нарисовать определенные фигуры в правом нижнем углу, левом верхнем и т.д. Определить, какие углы еще не заполнены. Р. сам заполняет их с комментарием: «Нарисую месяц в правом верхнем углу». «Покажи направление». Научите Р. показывать направления рукой (потом - только поворотом головы, взглядом) в воздухе сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево, затем - по диагональным направлениям (направо вверх, налево вниз и т.д.). «Расставь знаки». «Обозначь на строке четыре точки. Поставь знак «+» от первой точки снизу, от второй - сверху, от третьей - справа, от четвертой - слева». Аналогично – с двумя разными знаками.

Слайд 17

« Графические диктанты» «Начиная с третьей клетки: одну клетку вправо,,., две - вниз,... одну - влево и т.д.». Более сложный вариант - по диагональным направлениям, например, одну клетку направо вверх, две клетки направо, одну - налево вниз. Фигуры для диктантов должны быть сначала простыми, постепенно все более усложняясь. Пространственные представления формируются в различных упражнениях, где используются предметы и приспособления (кубики, « лего », пазлы, разрезные картинки, мозаики и т.п.), которые ребенок может перемещать, манипулировать с ними. Так, в частности, Р. важно при усвоении букв и цифр самому « сваять » их из пластилина или проволоки.

Слайд 18

«Орнамент». Разрежьте квадраты, расположенные слева на рис . сначала на 4, а потом - в более сложном варианте - лишь на две (по горизонтали или вертикали) части. Попросите Р. сложить из полученных частей придуманные Вами орнаменты; сначала более простые, а затем - аналогичные тем, что представлены на рис . справа. Понятно, что для маленьких детей здесь более адекватны привычные для них кубики.

Слайд 19

«Копирование фигур» На первом этапе целесообразно осуществлять копирование с помощью кальки и копировальной бумаги и только затем переходить к обычному срисовыванию. Помимо прочего, этот прием формирует «память руки» и необычайно эффективен при усвоении букв и цифр . Копирование фигур с поворотом их на 90 и 180 градусов. Поворот на 90 градусов может быть обыгран следующим образом: «Нарисуй эту фигуру, лежащей на левом (или правом) боку». На 180 градусов - «Нарисуй эту фигуру «вверх ногами», но так, чтобы все части фигуры остались на своих местах. Для проверки можно сравнить или наложить друг на друга образец и собственный рисунок ребенка, если они выполнены с соблюдением масштаба, например на клетчатой бумаге. Удивительным образом действует на детей обсуждение его собственного рисунка, отраженного в зеркале, которое приставляется к полученному изображению и/или обращу сверху, слева и т.д.

Слайд 20

« Положи ручку...» Дайте Р. два разных предмета, например, ручку и пенал и предложите положить ручку в, на, под, над, перед, за, слева, справа от пенала . «Где лежит карандаш?» Положите карандаш на тетрадь и предложите Р. определить его положение относительно тетради («Карандаш лежит на тетради, а тетрадь..., а стол ...»). Так поиграйте, перекладывая карандаш под, в, слева от тетради, поднимая его над, пряча за или помещая перед тетрадью. Каждый раз просите Р. составить предложение про тетрадь и карандаш, и обращая его внимание на то, что в предложении меняется предлог. Затем поменяйте эти предметы ролями («Тетрадь лежит под карандашом»). Когда Р. освоит задание, проделайте его заново, но на этот раз просите просто называть соответствующий предлог. «Нарисуй предлог». Предложите (с Вашей помощью) Р. нарисовать (не написать) предлоги любым удобным для него способом.

Слайд 21

« Разложи по порядку». Р. раскладывает любой предметный ряд в направлении слева направо, проговаривая при этом, например: первым идет ананас, вторым - яблоко, третьей –клубника (до десяти изображений). Затем стрелкой слева направо анализируется направление, в котором раскладывались фрукты и овощи. Далее определяется то, что было нарисовано «до» какого-либо из изображений и «после» него. Исходная длина ряда выбирается в соответствии с актуальными возможностями Р . « Ряд чисел». С опорой на числовой ряд от 1 до 10 объясните , что чем число стоит левее в ряду, тем оно меньше и наоборот. Назовите первое число слева, первое число справа. «Какое из них больше?». Здесь очень поможет буквальная «маркировка» величины: выше, еще выше, ниже и т.д. В каком направлении возрастают числа в ряду? Р, сначала рисует стрелку в направлении слева направо, а затем отвечает. Прочитайте ряд в обратном порядке. «Как изменяется величина чисел в этом направлении?»

Слайд 22

«Соседи» нашего числа». Назовите «соседей» любого числа. Установите, что число справа больше его, а число слева - меньше. Предложите Р. показать соседа числа слева, справа. Взрослый называет число; Р. показывает числа, стоящие слева (справа) и называет их. Делается вывод о величине этих чисел.

Слайд 23

Кинетические процессы. Динамическая организация двигательного акта. Ловкость. « Необычные животные». Придумывание и рисование «необычных животных» не только активно вовлекает Р. в графическую деятельность, но и развивает его творческие способности. Р. предлагается нарисовать замкнутой линией изображение какого-либо животного, например, «фантастической лисы», «крылатого зайца», добавляя при этом нетипичные для него части тела, одежды, а также какие-либо предметы и т.д. Особое внимание необходимо уделить заполнению внутреннего пространства контура.

Слайд 24

«Коврики» Перед Р. кладется чист бумаги и набор цветных карандашей Дается инструкция «Представь, что лист это коврик Тебе нужно его разрисовать» После выполнения задания правой рукой, ребенку предлагается новый лист и дается тоже задание для левой руки Затем Р начинает рисовать одной рукой, а дорисовывает - другой, далее - обеими руками вместе Понятно, что в следующий раз это может быть «скатерть,) «Лето» и т д Р . дается образец (последовательность элементов) которую он должен воспроизвести и раскрасить – несложные орнаменты из одного, двух и более повторяющихся несложных элементов (узоров), крут, треугольник, квадрат, усложнение желтый круг, синий треугольник и зеленый квадрат Затем ребенок сам придумывает последовательность и воспроизводит ее.

Слайд 25

«Свободные рисунки двумя руками одновременно». На первом этапе предложите Р. порисовать сначала одной, затем другой рукой, а потом - двумя руками одновременно. В начале он рисует то, что хочет. Затем предложите ему нарисовать прямые линии - вертикальные, горизонтальные, наклонные, а затем разнообразные полуовалы, крути, овалы, восьмерки и орнаменты в разных положениях; одно симметричное изображение, одинаковые и разные фигурки на левой и правой половинах листа (в начале - ближе к центру, затем - к краям листа); законченный сюжетный рисунок. «Продолжи орнамент». Каждое задание выполняется сначала одной, потом другой рукой. Р. предлагается продолжить рисование сначала последовательности простых фигурок: прямые вертикальные, горизонтальные, наклонные палочки; круги, квадраты, овалы, наконец - продолжить орнаменты, которые ему предложат .

Слайд 26

«Рисунки двумя руками по заданному образцу». Р. предлагается двумя руками одновременно сначала обвести контур фигур, изображенных с правой и левой стороны листа (рис. 15 а, б, в, г), а затем закрасить эти фигуры. « Разноцветные бусы». Надо раскрасить бусы определенным, заданным образом, например: две бусины красные - одна желтая - одна зеленая - две красные - и т.д. Варианты раскрашивания бус могут быть любые (начиная с двух элементов и заканчивая сложными комбинациями), важным является строгое соблюдение Р. заданной последовательности. Более сложный вариант - штриховка бусинок (вертикальными, горизонтальными, наклонными прямыми и волнистыми линиями; в клеточку и т.п.). Сначала можно заштриховать бусинки одним цветом, а потом -цветными карандашами. Например, одна бусинка в «красную клеточку», вторая - в «синюю полосочку » и т.д..

Слайд 27

«Сотри букву». Попросите Р. мелом написать на доске букву (это касается в первую очередь наиболее трудно усваиваемых букв) и тут же пальцем стереть по контуру несколько раз подряд.

Слайд 28

«Я загадал число». Один из игроков загадывает число в определенном интервале по договоренности. Остальные пытаются его отгадать. «Это число пять». «Нет, мое число меньше», - говорит загадавший. «Два». «Нет, больше». До тех пор, пока не угадают. Необходимо следить, чтобы дети не называли чисел наугад, а осознавали - на каком интервале числового ряда они находятся . « Кто кем станет?» и «Кто кем был?» «Жил-был маленький щенок. Он подрос однако, и теперь он не щенок -взрослая .... Жеребенок с каждым днем подрастал и стал .... Бык, могучий великан в детстве был ...., толстый увалень баран -тоненьким... . Кем были раньше дубок, цыпленок, цветок, и т.п.?

Слайд 29

Слуховой гнозис и фонетико-фонематические процессы. « Чудо-звуки». Прослушайте с Р. аудиозаписи звуков природы (шум дождя, морской прибой, журчание ручья, капель, голоса животных и птиц и т.д.). Проанализируйте и обсудите услышанные звуки (сходство и различие, где можно их услышать и т.д.). Сначала прослушиваются хорошо отличающиеся между собой звуки, затем - сходные по звучанию. «Угадай чей звук». Попросите Р. прислушаться к звукам вокруг. Проанализируйте бытовые шумы: скрип двери, телефонный звонок, шум транспорта, свисток, шум кипящей воды и т.д.

Слайд 30

«Шумящие коробочки». Поиграйте с Р. с коробочками, заполненными различными материалами (песок, крупа, скрепки, бумажные шарики и т.п.), которые при сотрясении создают различные шумы. Необходимо иметь два идентичных набора: для себя и Р. Взрослый берет коробочку, трясет ее, Р. внимательно прислушивается к шуму, закрыв глаза. Затем он берет по одной коробочке и поочередно сравнивает их между собой, находя аналогичную коробочку, до тех пор, пока для каждой не будет найдена пара. Затем звуки сравниваются между собой. Другой вариант игры: П. сотрясает последовательно несколько коробочек, Р. должен запомнить звуки и повторить их в том же порядке.

Слайд 31

«Звук спрятался». Попросите Р. запомнить звук который Вы произнесете. Затем произнесите несколько звуков подряд. Р. должен поднять руку, если прозвучит нужный звук. Назовите ему несколько слов. Предложите поднимать руку каждый раз, когда он услышит нужный звук в начале, в конце, в середине слова. Сколько звуков в слове? Какой первый, второй, последний?» Назовите слово. Попросите Р. посчитать, сколько в нем звуков. Начните с простых коротких слов, постепенно усложняя задание (кот, солнце, праздник и т.д.). Естественно, следует артикулировать слова четко. Предложите последовательно назвать все звуки в слове, затем на выбор любой звук. Ответить, каким по счету стоит звук в слове. Начните со слов из трех звуков: например, сок, рот, мак, дом, кот и т.д. «Слово по звукам» Произнесите слово по звукам. Попросите Р. узнать его. Затем поменяйтесь ролями. В более сложном варианте предложите ему ответить, какой, например, по счету звук «г» в слове «книга» и т.д. Поменяйтесь ролями .

Слайд 32

«Веселая цепочка». Назовите слово и попросите Р. придумать следующее, которое начинается на последнюю букву (звук) вашего (стол - лодка - арбуз - зуб и т.д. ). Затем, усложняя задание, на Вашу третью, предпоследнюю и т.д. «Все на один звук». Придумайте вместе с Р. предложение (рассказ), в котором все слова кроме предлогов и союзов начинаются (или содержат) с одного звука (буквы). «Зашифрованное слово». Предложите Р. последовательность слов, из первых звуков которых можно сложить новое слово. (Например: кролик, ослик, фиалка, торт, автобус - кофта.) Попросите его составить такую же «шифровку» для вас. «Родственные слова». Попросите Р. подобрать к заданному Вами слову родственные (например, к слову пыль: пыльный, пылинка, пылесос и т.д.).

Слайд 33

Мнестические процессы. Зрительная память. «Шапка - невидимка». В течение трех секунд надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, которая на это время поднимается, а затем перечислить их .

Слайд 34

«Запомни точно». а) Приготовьте лист бумаги с 15-20 геометрическими фигурами, различными по размеру и форме (большие и маленькие круги, квадраты, треугольники, звезды, снежинки я т.п.). Попросите Р. запомнить только большие (маленькие) фигурки, только округлые фигуры и т.п. Затем найти их на другом бланке. б) Приготовьте бланк с правильными и перевернутыми ( сверху-вниз , справа-налево ) фигурками, цифрами или буквами (более сложным будет смешанный вариант). Попросите Р. запомнить только правильные (только перевернутые) фигурки (цифры, буквы), а затем - найти и/или нарисовать их. Время запоминания - 15-20 с. Количество запоминаемых элементов - от 5 до 10.

Слайд 35

« Запомни и нарисуй». Для этого задания необходимо заранее подготовить образцы для запоминания на отдельных листах бумаги, а также лист бумаги и карандаш. Попросите Р. внимательно посмотреть на образец и запомнить его. Затем предложите ему нарисовать по памяти эти фигурки в том же порядке. «Восстанови порядок». Приготовьте 5-10 игрушек (предметов), разложите их в случайном порядке Предложите Р. запомнить их расположение (15-20 с). Затем он отворачивается, а П. меняет несколько игрушек (предметов) местами. Р. должен восстановить все в первоначальном виде. В другом варианте эти эталоны «выстраиваются в ряд; П. меняет местами порядок в ряду. Это задание может выполняться, как и предыдущее, на любом материале ( предметы, цветы, животные, буквы и т.д.).

Слайд 36

Слухоречевая память. «Магазин ». Вы можете послать Р. в «магазин» и попросить запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с одного-двух предметов, постепенно увеличивая их количество до пяти-семи. В этой игре полезно менять роли: и взрослый, и Р. по очереди могут быть и дочкой (или сыном), и мамой (или папой), и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар. Магазины могут быть разными: «Булочная», «Молоко», «Игрушки» и любые другие. «Пары слов». Предложите Р. запомнить несколько слов, предъявляя каждое из них в паре с другим словом. Например, Вы называете пары «кошка - молоко», «мальчик -машина», «стол - пирог» и просите запомнить вторые слова из каждой пары. Затем называете первое слово пары, а Р. должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными смысловыми связями.

Слайд 37

«Повтори и продолжи». Р. называет какое-нибудь слово. Следующий участник игры повторяет это слово и добавляет новое. Таким образом, каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, добавляя в конце новое слово. Вариантами игры могут быть составление рядов из слов одной обобщающей группы (например, ягоды, фрукты, животные, мебель, посуда и т.д.); определений к существительному (например, «Арбуз какой?» Ответы: «Зеленый, полосатый, сочный, сладкий, большой, круглый, спелый, тяжелый, вкусный и т.д.). Более сложным является задание на составление связного рассказа, когда каждый из участников, повторяя предыдущие предложения, добавляет свое.

Слайд 38

Номинативные процессы. Номинация (наименование, называние) - это процесс соотнесения образа предмета с соответствующим ему словом-наименованием. Называние начинает формироваться на самых ранних этапах речевого развития Р. и продолжается на протяжении длительного времени. Для адекватного формирования образа предмета необходимо, чтобы он был представлен в сознании Р. комплексом разнообразных ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых и т.д.). В дальнейшем это позволит ему не путать колокольчик с ландышем, коньки с лыжами, весну с осенью. «Я знаю пять...» Это всем известная старая игра, в ходе которой Р., одновременно с ударом по мячу называет: пять имен мальчиков, девочек, названий растений, животных, предметов красного цвета, цветов и т.д. «Закончи словосочетания». Предложите?, подобрать подходящие по смыслу слова, чтобы закончить словосочетания: хитрая, рыжая..., настольная... , репчатый ..... , спелое сладкое ...... душистое туалетное......, куриное....., зеленый...... желторотый........ колючий...., и т.п.

Слайд 39

«Сравнение понятий». Предложите Р. подобрать подходящие определения с противоположным значением. Морковь сладкая и ..., а редька -...... Молоко жидкое, а сметана - ...... Трава низкая, а дерево -....... Зима холодная, а лето ......... Сажа черная, а мел ........ Сахар сладкий, а перец -.... И т.п. «Новые словечки». Р. предлагается описать незнакомый (знакомый) предмет (мяч, яблоко, кошка, паровоз, лимон, снег и т.д.) по следующей схеме: - Какого он цвета (каких цветов еще бывает)? - На что он похож? От чего сильно отличается? - Из какого материала он сделан (из какого еще может быть)? - Какого размера, формы? Каков он наощупь? Чем пахнет? Каков на вкус? - Где встречается? - Для чего нужен человеку? Что с ним можно делать? - К какой группе предметов относится (мебель, посуда, животные, фрукты и т.д.)? Сначала обыгрывание новых слов может осуществляться в виде диалога, где П. задает вопрос, а Р. - отвечает. Затем можно поменяться ролями. Р. при этом проверяет правильность ответов.

Слайд 40

«Угадай-ка». П. описывает предмет, а Р. угадывает задуманное слово. Затем они меняются ролями. «Лото ». Обычная игра в лото, но П. молча поднимает картинку и отдает ее только в том случае, если Р произносит правильное название. «Назови пять предметов». Р. предлагают назвать пять предметов: больших (маленьких); красных (зеленых, светлых, разноцветных и т.д.); квадратных (круглых, овальных), сладких (горьких, соленых, кислых); пушистых (гладких, холодных) и т.д. «Загадки-описания ». Под соснами, под елками лежит мешок с иголками. (Еж) То рыжая, то серая, а по названию - белая. (Белка) Новая посудина, а вся в дырках. (Дуршлаг) Был шар бел. Ветер подул и шар улетел. (Одуванчик) Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь.

Слайд 41

«Угадай животное». Спросите Р.: «Для каких животных характерны эти качества: хитрый, как…; трусливый, как…; колючий, как…; верный, как…; зоркий, как…; мудрый, как…; сильный, как…; голодный, как…?». То же с любыми другими явлениями природы и т.п. «Закончи предложение». Р. Предлагается вместо точек вставить нужные слова. Животное, которое мяукает, называется… Птица, которая каркает, называется… Дерево, на котором растут яблоки, называется… Дерево, которое украшают к Новому году, называется… Затем можно попросить ребенка самостоятельно составить подобные определения хорошо известных ему феноменов.

Слайд 42

Коммуникативные навыки Отработка навыков совместных действий проходит в контексте развития коммуникативных способностей Р., необходимых ему для успешной социальной адаптации. Парные и групповые упражнения формируют навыки совместных действий, способствуя лучшему пониманию друг друга. Одним из видов группового взаимодействия являются двигательные импровизации – начиная с задаваемых образов (образы зверей) и заканчивая импровизациями, направляемыми внутренними импульсами детей. «Зеркало». Дети разбиваются на пары и становятся лицом друг к другу. Один из них делает замедленные движения, другой должен стать его точным «зеркальным» отражением. Сложность двигательных мелодий, естественно, должна варьироваться. Дети-«отражения» довольно быстро обучаются чувствовать тело партнера и постепенно предвосхищать его движения, более того – опережать их. Это и следующие упражнения – прекрасное средство для установления психологического контакта.

Слайд 43

Причинно-следственные отношения. Последовательность. « Назови причину». Объясните Р., что у всего, что происходит, у любого явления, есть причина, т. Е. ответ на вопрос «Почему так бывает?». Приведите пример: лед –появляется, когда очень холодно и замерзает вода. Попросите Р. Назвать причину явлений: наводнение, двойка, мама взяла зонт, листва облетает и т.д. Важным оказывается показать Р. Разнообразие последствий, вытекающих из одного и того же события реальной жизни. И наоборот – однозначное следствие из разных причин. «Составление рассказа по серии картинок» Перед Р выкладывается серия картинок (сказки или отдельные сюжеты) в правильной смысловой последовательности, по которым он должен составить рассказ

Слайд 44

При необходимости можно задать наводящее вопросы. Следующим важным этапом является намеренное нарушение порядка» при раскладывании серии картинок Цель –наглядная демонстрация того, что изменение порядка картинок (событий) полностью меняет (вплоть до полной нелепицы) сюжет. Наконец, Р должен самостоятельно из перемешанных карточек выстроить событийный ряд и составить рассказ « Подбери следующее». Попросите Р. Подобрать следующее по порядку слово к предложенному: первый - , завтрак - , июль - , лето - , январь- , зима- . седьмой- ,1 998 , и т.п. «Расставь события по порядку». Я ложусь спать, я обедаю, я смотрю телевизор; я чищу зубы, я играю в футбол и т.д. Листья опадают; распускаются цветы; идет снег; созревает клубника; улетают перелетные птицы и т.д. Через год; позавчера; сегодня; завтра; месяц назад и т.д

Слайд 45

Произвольное внимание. Синестезии. « Приглядывание ». П. предлагает участникам внимательно присмотреться к любому человеку из группы, однако так, чтобы никто не заметил, кто к кому приглядывается Потом участники по очереди описывают партнеров так, чтобы остальные поняли, кого описывают. Запрещается описывать однозначно указывающие на человека детали: очки, специфические детали и цвет одежды, иногда цвет и длина волос и т.п . «Звонкое слово». Дети стоят по кругу, по порядку называя числа (овощи, растения, города, посуду). Запретными являются числа, содержащие, например, цифру «5» (огурец, сирень и т.д.). Вместо называния запретного числа (слова) Р. Должен хлопнуть в ладоши. «Запретное движение». П. показывает различные движения, дети должны их повторять, если к показу будет добавлено слово «пожалуйста» или, если показанное движение (например, шаг вперед или руки вниз) не является запретным. Вместо запретного движения, например, предлагается не двигаться или делать движение в противоположную сторону –шаг назад или руки вверх.

Слайд 46

Обобщающая функция слова. Многозначность и иерархия понятий. Интеллектуальные процессы. Для подбора упражнений этого раздела прекрасно подходят все известные задачи на подбор аналогий, понимание пословиц и поговорок, метафор; игры в «Морской бой», «Крестики-нолики», шашки, карты; шарады; задания типа «Найди семь отличий» и т.п. «Закончи предложение». Инструкция.: «Продолжи предложение, выбрав наиболее подходящее слово». У дерева всегда есть… (листья, цветы, плоды, корень). У сапога всегда есть… (шнурки, подошва, молния, пряжка). У платья всегда есть… (подол, карманы, рукава, пуговицы). У картины всегда есть… (художник, рама, подпись).

Слайд 47

«Чего больше?» Р. Должен ответить на вопрос и обосновать свой ответ: «Чего больше: берез или деревьев, земляники или ягод, мух или насекомых, цветов или ландышей, китов или млекопитающих, слов или существительных, квадратов или прямоугольников, пирожных или сладостей ?» « Подбери общее понятие». Предложите Р. Назвать одним словом следующие понятия и дополнить ряд: яблоко, груша – огурец, капуста -, стул, шкаф - , ботинок, сапог - , кукла, мячик - , чашка, тарелка – кошка, слон - , нога, рука - , цветок, дерево - окунь, щука - ,роза, одуванчик -, март, сентябрь – дуб, береза - , фонарь, лампа - , дождь, снег – То же с наречиями, прилагательными, глаголами.

Слайд 48

«Классификация по обобщающему слову» . По заданному обобщенному понятию (например, посуда, овощи, мебель, предметы из железа, круглые, колючие, летает, сладкие и т.д.) Р. Называет (выбирает из набора картинок ) те , которые будут соответствовать заданному понятию.

Слайд 49

«Лишнее слово». Прочитав слова, Р. Должен ответить: «Какое слово – лишнее? Почему?». А) Тарелка, чашка, стол, чайник. Темно, пасмурно, светло, зябко. Береза, осина, сосна, дуб. Быстро, бегом, вприпрыжку, ползком. Диван, стол, кресло, дерево. Много, чисто, мало, наполовину. Ручка, мел, пенал, кукла. Вчера, сегодня, утром, послезавтра Землетрясение, тайфун, гора, смерч. Запятая, точка, тире, союз. Аккуратно, неряшливо, грустно, старательно. Б) Зимний, летний, осенний, июньский, весенний. Лежать, стоять, плакать, сидеть. Старый, высокий, молодой, пожилой, юный. Красный, синий, красивый, желтый, серый. Молчать, шептать, смеяться, орать. Сладкий, соленый, горький, кислый, жареный.

Слайд 50

Литература : 1. КОМПЛЕКСНАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И АБИЛИТАЦИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ Москва 2001 Авторский коллектив: к.п.н . А.В. Семенович, Е.А.Воробьева , Е.В.Сафронова , Л.И.Серова , Н.Д.Баринова , О.Ю.Михалева , В.М.Шегай Под редакцией проф. А.В. Семенович.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нейропсихологический подход в работе учителя – логопеда и учителя – дефектолога с детьми с ОВЗ.

Нейропсихология — наука, которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память, эмоциональное реагирование, моторику и др.Э...

Нейропсихологический подход в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР

В данной статье рассматриваются специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста с ТНР, а так же нейропсихологический подход в работе с этими детьми. Анализ выполнен с п...

Нейропсихологический подход в логопедической работе учителя- логопеда, учителя-дефектолога с детьми ТНР

Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину этого нарушения и выстроить грамотную стратегию сопровождения....

Нейропсихологический подход в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР

Преодоление недостатков речи у детей дошкольного возраста является одной из актуальных и сложных проблем современности. Сложность эта обусловлена тем, что речевой дефект, каков бы он ни был по степени...

Нейропсихологический подход в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ

Одна из важных задач, которую решает детская нейропсихология, — разработка подходов к пониманию закономерностей процесса формирования и усвоения знаний и навыков у детей, а также к изучению внут...

Нейропсихологический подход в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР

Нейропсихологический подход в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР...

Применение нейропсихологического подхода в работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматривается применение нейропсихологического подхода в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Значимость нейропсихологических упражнений в работе учителя-логопеда. Опыт применения н...