Картотека "Игры с мячом"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Садовая Екатерина Константиновна

Игры с мячом на развитие лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста с ТНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevye_igry_s_myachom.doc867.5 КБ

Предварительный просмотр:

Какое что бывает?

Бросая детям мяч различными способами, педагог задает вопрос, на который ребенок должен, поймав мяч, ответить, после чего вернуть мяч педагогу, бросив его тем же способом.

Вопросы можно задавать о разных признаках предметов – о форме, размере, цвете, величине, свойствах и т.д. .

Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна, яблоко, вишня и т.д.)

Что бывает высоким? (гора, дерево, человек, столб, дом, шкаф и т.д.)

Что бывает длинным?(дорога, река, веревка, нитка, лента, шнур и т.д.)

Что бывает зеленым? (трава, деревья, кусты, кузнечик, платье и т.д.)

Что бывает холодным? (вода, снег, лед, роса, иней, камень, ночь и т.д)

Что бывает гладким? (стекло, зеркало, камень, доска, яблоко и т.д.)

Что бывает сладким? (сахар, конфеты, пирожное, торты, вафли и т.д.)

Что бывает шерстяным? (платье, свитер, варежки, перчатки, шапка и т.д.)

Что бывает колючим? (еж, роза, кактус, иголки, елка, проволока и т.д.)

Что бывает острым? (нож, шило, стекло, ножницы, кинжал, клинок …)

Что бывает легким? (пух, перо, вата, снежинка ….)

Что бывает глубоким? (канава, ров, овраг, колодец, река, ручей …)

У кого какие детеныши?

Бросая детям мяч различными способами, педагог называет животное. Ребенок должен, поймав мяч, назвать детенышей этого животного, после чего вернуть мяч педагогу, бросив его тем же способом.

Один и много.
Педагог бросает мяч ребенку любым способом и называет предмет в единственном числе. Ребенок должен назвать этот предмет во множественном числе и тем же способом передать мяч педагогу.

Что из чего?
Педагог бросает мяч ребенку и спрашивает, из чего делают:

  • Мяч (из резины);
  • Ложка из металла.

Ребенок бросает мяч обратно, отвечая на вопрос.

Что мы делаем, когда…

Педагог бросает мяч ребенку и спрашивает:

«Что мы делаем, когда…

  • Идем гулять (надеваем брюки, сапоги, свитер, куртку, …);
  • Собираемся в детский сад (просыпаемся, одеваемся, ….);
  • Купаемся в речке (ныряем, плаваем, брызгаемся, …).

Ребенок должен бросить мяч обратно и ответить на вопрос.

Кто чем занимается?

Вариант 1.

Бросая мяч ребенку, педагог называет профессию, а ребенок, возвращая мяч педагогу, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии:

Строитель – строит;

Повар – варит (готовит);

Носильщик – носит;

Чертежник – чертит;

Рабочий – работает;

Уборщица – убирает;

Художник – рисует.

Вариант 2.

Педагог называет глагол, а ребенок профессию.
Кто это делает?
Кто и что – летит, бежит, ходит, плавает, лежит?

Педагог, бросая мяч ребенку, называет глагол, а ребенок, возвращая мяч педагогу, называет существительное, подходящее к названному глаголу.

Идет человек, животное, поезд, пароход, дождь, град, время, дорога …

Бежит человек, животное, ручей, время, конь, … .

Плывет рыба, кит, дельфин, лебедь, лодка, корабль, человек, облако…

Что делают животные?

Педагог, разными способами бросая мяч каждому ребенку по очереди, называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч педагогу, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.

Собака стоит, сидит, лает, грызет, бежит, служит, спит, ест, играет, кусает, ласкается ….

Кошка мурлычет, мяукает, крадется, лакает, царапается, умывается, облизывается ….

Мышка шуршит, пищит, грызет, прячется, запасает …

Утка летает, плавает, ныряет, крякает …

Ворона летает, ходит, каркает, клюет …

Лови - не лови.

Педагог бросает мяч ребенку и называет какой-либо предмет. Заранее договариваемся, что ловим только съедобное.

Здесь могут разные варианты. Можно ловить только:

  • Игрушки мальчиков;
  • Игрушки девочек;
  • Спортивное оборудование;
  • Сладкое.

Соответственно то, что не относится к этой группе предметов – не ловить.

Подумай и назови.
Педагог бросает мяч и просит назвать:

  • Перелетных птиц;
  • Зимующих птиц;
  • Мебель.

Ребенок, возвращая мяч, отвечает.

Чей? Чья? Чье?

Педагог, бросая мяч кому-либо из детей, говорит: «У вороны голова…», а ребенок, бросая мяч обратно, заканчивает: «воронья».
Я знаю пять названий…
Играющие становятся по кругу, в середине – ведущий. Ведущий бросает кому-либо из участников мяч и называет тему. Например: «Имена». Игрок начинает отбивать мяч рукой о землю и в ритме произносить: «Я знаю пять имен: Тамара-раз, Таня- два, Оля-три, Коля – четыре, Паша - пять». Затем кидает мяч обратно ведущему, тот в свою очередь быстро перебрасывает следующему игроку, задавая тему: «Животные». Игра повторяется.
Рыбы, птицы, звери.

Дети становятся в круг. В центре  - ведущий с мячом в руках. Ведущий бросает мяч одному из участников и говорит: «Зверь». Поймавший мяч должен быстро назвать кого-нибудь из животного мира и бросить мяч обратно ведущему. Если ведущий, бросив мяч, скажет «рыба» или «птица», поймавший называет рыбу или птицу.

Наоборот.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Из истории мяча 1 часть: Информационно теоретическая история мяча; 2 часть: Мастер-класс"

"Из истории мяча 1 часть: Информационно теоретическая история мяча; 2 часть: Мастер-класс"...

Конспект физкультурного занятия "В стране веселых мячей" в рамках проекта "Для чего нужны мячи?"

Интересное занятие с использоаанием разнообразных методов и приемов....

Статья "Из истории мяча, игры с мячом"

Игры с мячом очень распространённые и встречаются почти у всех народов мира....

Проект "Музей мяча. История, разновидности мяча, игры с мячом"

Презентация на тему: Проект "Музей мяча. История, разновидности мяча, игры с мячом". Цели, задачи проекта; непосредственная образоватедьная деятельность с детьми на тему: "Музей мяча. История, разнови...

КАРТОТЕКАИГР НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ

КАРТОТЕКА ИГР НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ...

Презентация "Мячи разные нужны, мячи разные важны" (о видах мячей и видах спорта с мячами).

Презентация "Мячи разные нужны, мячи разные важны"(о видах мячей и спорта с мячами) подготовлена для беседы с детьми о наиболее популярных  видах спорта с мячами в рамках проекта «...