Развитие творчества у одарённых детей с нарушениями речи
методическая разработка по логопедии

Фокина Елена Владимировна

Актуальной является проблема поиска эффективных методов и приемов, средств по преодолению общего недоразвития речи у детей. Данная проблема возникает из противоречия между необходимостью преодоления общего недоразвития речи у детей посредством развития творчества, с одной стороны, и с другой - отсутствием специальных обучающих методик по преодолению общего недоразвития речи у детей посредством развития творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_4_3.docx42.93 КБ

Предварительный просмотр:

Фокина Елена Владимировна _ методическая тема

Развитие творчества у одарённых детей с нарушениями речи

(сообщение к педагогическому совету)

Фокина Елена Владимировна – учитель-логопед БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка Детский сад № 11»  2019г.

Понятие творчества вообще и детского, в частности, всегда привлекало к себе внимание психологов, педагогов, искусствоведов, философов. Не потеряло оно свою значимость и сегодня, позволяя ставить все новые вопросы перед учеными и находить оптимальные пути для его развития и формирования. А что же такое творчество?

Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Творчество — это:

  • деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;
  • создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других;
  • процесс создания субъективных ценностей.

Творчество можно рассматривать не только как процесс создания чего-то нового, но и как процесс, протекающий при взаимодействии личности (или внутреннего мира человека) и действительности. При этом изменения происходят не только в действительности, но и в личности.

В. Н. Дружинин пишет:

«В основе творчества лежит глобальная иррациональная мотивация отчуждения человека от мира; оно направляется тенденцией к преодолению, функционирует по типу «положительной обратной связи»; творческий продукт только подстёгивает процесс, превращая его в погоню за горизонтом».

Таким образом, через творчество осуществляется связь человека с миром. Творчество само стимулирует себя.

Возможно предположить следующее:

В игре, а возможно, только лишь в игре, ребенок или взрослый обладает свободой творчества.

Творчество связано с игрой. Игра является механизмом, который позволяет человеку быть креативным. Через творческую деятельность человек стремится найти свою самость (себя, ядро личности, глубинную сущность).

Таким образом, творчество — это то, в чём человек может осуществлять свою свободу, связь с миром, связь со своей глубинной сущностью.

Дошкольный возраст с характерными для него особенностями в психической сфере выступает как сензитивный период в развитии творчества.

В настоящее время наблюдается большое количество детей, имеющих различные виды нарушения. Среди них особое место занимают дети с речевыми нарушениями.

Многими учеными отмечается связь между недоразвитием речи и недоразвитием психических процессов. Так, Л.С. Выготский говорил, что задержка в развитии речи знаменует собой и задержку развития воображения.

Ряд авторов отмечают, что для детей с речевым недоразвитием характерны:

- недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения;

- недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях
предметов действительности;

- отставание в развитии словесно-логического мышления;

- недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость процессов
воображения;

общая психофизиологическая расторможенность;

недоразвитие общей и мелкой моторики.

Перед логопедами, психологами, воспитателями, родителями остро встает вопрос не только о преодолении, устранении речевого нарушения и связанных с ним различных отклонений в психофизиологической сфере, но и поиска оптимальных психолого-педагогических условий, позволяющих всесторонне воздействовать на «нарушенное» развитие ребенка.

 А если этот ребёнок особенный?
Если он одаренный?

Давайте разведем два понятия «одарённость» и «одаренный ребенок».

Одарённость или общая одарённость — уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием. Понятие как таковое впервые было сформулировано в середине XIX века английским психологом Фрэнсисом Гальтоном. При анализе разделяются «художественная» и «практическая» одарённости. Раннее проявление способностей говорит об одарённости. Б. М. Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности». При этом одарённость понимается не как механическая совокупность способностей, а как новое качество, рождающееся во взаимовлиянии и взаимодействии компонентов, которые в неё входят. Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков. Кроме того, необходимо отметить, что одарённость может быть специальной — то есть одарённостью к одному виду деятельности, и общей — то есть одарённостью к разным видам деятельности. Часто общая одарённость сочетается со специальной. Многие композиторы, например, обладали и другими способностями: рисовали, писали стихи и т. д. 

Одарённые де́ти, или вундерки́нды (от нем. Wunderkind, дословно — чудесное дитя) — дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. Вундеркинды, как правило, проявляют свои способности уже в раннем возрасте. Эти способности могут относиться к любым интеллектуальным сферам деятельности: математике, физике, музыке, энциклопедическим знаниям и так далее. Уже в раннем возрасте они могут поступить в институт, закончить его и защитить диссертацию, тогда как их сверстники ещё учатся в школе; одарённые дети с музыкальными способностями пишут оперы; со способностями к шахматам — становятся чемпионами.

И ярлык «умственно отсталый» точно так же, как и ярлык «одаренный», которыми мы вскользь наделяем детей, могут в одном случае сломать веру родителей в собственного ребенка, а в другом — породить повышенные требования к его успеху и изменить всю жизнь маленького человека.

Пользоваться ярлыком «одаренный ребенок» в последнее время стало очень модно — даже тогда, когда для этого нет достаточных оснований. То, что этим грешат родители, — понятно. И отношение к такому «диагнозу» может быть снисходительное. Когда же это исходит от психолога — это уже вердикт, на который будут ориентироваться другие специалисты и родители.

О природе детской одаренности

Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одаренным? Ответ не так прост, как кажется.

В психологии до сих пор нет общего представления о природе одаренности, а есть альтернативные подходы к решению проблемы.

Первый подход: все дети талантливы. Каждый человек по-своему одарен. Этот подход отражает гуманистические тенденции в науке и является идеологической базой всеобщего образования и права каждого ребенка на развитие своих способностей. Однако такой подход размывает специфику понятия «одаренность». Акцент смещается в сторону поиска «ключика» к способностям ребенка и методам их развития. С этой точки зрения вопрос о выявлении одаренных детей выглядит нелепым. Но при этом неясно, почему дети, блиставшие в детстве, далеко не всегда сохраняют свой талант.

Второй подход понимает одаренность как дар «свыше» (Богом, родителями и т.п.), которым наделены единицы, избранные. Если следовать второму подходу, становится актуальной проблема выявления одаренных детей, но ставится под сомнение возможность развития одаренности.

На рубеже веков в нашем обществе возник интерес к одаренным детям как к будущей интеллектуальной и творческой элите, от которой будет зависеть «коридор возможностей» дальнейшего развития страны. Это делает необходимым широкое обсуждение проблем, связанных с выявлением и развитием одаренных детей; с возможностью построения грамотных прогнозов и эффективных способов коррекции проблем, которые возможны у одаренных детей.

Это становится возможным только при наличии единого научно обоснованного представления о том, что представляет собой феномен одаренности и, в частности, детской одаренности. Чем, например, одаренный ребенок отличается от способного, имеющего так называемую «высокую норму»? Каковы виды одаренности и какими методами они могут выявляться? В чем преимущества и ограничения конкретных диагностических методик? Какова природа проблем, возникающих у одаренных детей? Всегда ли они являются следствием одаренности? Как помочь ребенку их преодолеть?

В течение XX века таких детей обычно классифицировали с помощью тестов коэффициента интеллекта, но недавние разработки в области теории интеллекта подняли проблему ограниченности подобного тестирования. Одарённые дети обладают многими возможностями, которые стандартная образовательная система не в состоянии реализовать. Поэтому в большинстве школ США и Европы были созданы программы для работы с одарёнными детьми. Стандартным уровнем определения «одарённости» является пребывание выше 2-ой сигмы (верхние 2%) по стандартному тесту интеллекта. Но тесты имеют "слабые места", порой полученные результаты просто подрывают доверие к ним. А причина - в том, что интеллект человека понятие много шире, и не исчерпывается тем кругом проблем, и задач которые подразумевают IQ тесты. Нам понятен тот фактор сложности, измерения IQ ребенка, тем более дошкольника, отсюда и полученные результаты тестирования, крайне субъективные. Единственно в чем нельзя усомниться, так это в том, что IQ тесты очень точно выявляют серьезные нарушения мозговой деятельности, патологию развития, и умственную отсталость различной степени тяжести

То есть одаренные дети проходят все этапы развития, но в ускоренном темпе, нежели другие дети их возраста. Следовательно и проблемы в развитии таких детей будут схожи, но проявляться они могут раньше чем у их сверстников, поэтому необходимо больше внимания уделять вундеркиндам.

В настоящее время идет поиск эффективных путей коррекционно-направленного обучения и воспитания дошкольников с разными речевыми нарушениями, в том числе и с общим недоразвитием речи (ОНР).

Продуктивные виды деятельности (изобразительная, трудовая, музыкальная, художественная и др.) имеют большой потенциал в преодолении общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста а так же развития творчества.

Актуальной является проблема поиска эффективных методов и приемов, средств по преодолению общего недоразвития речи у детей. Данная проблема возникает из противоречия между необходимостью преодоления общего недоразвития речи у детей посредством развития творчества, с одной стороны, и с другой - отсутствием специальных обучающих методик по преодолению общего недоразвития речи у детей посредством развития творчества.

Необходимыми психолого-педагогическими условиями развития творчества у детей с общим недоразвитием речи являются: активизация творческого потенциала и развитие индивидуальности личности; развитие познавательной активности; организация коррекционно-развивающей направленности занятий; создание предметно-развивающей среды для обеспечения обучающей методики; повышение профессионального мастерства педагогов и педагогическое просвещение родителей по проблеме творческого развития детей.

Развитие личности, ее достижения в жизни теснейшим образом связаны с такими индивидуально-психологическими особенностями человека, как способность, талант, одаренность. Наиболее ярко они проявляются в творчестве, позволяющем личности с наибольшей полнотой выразить себя в нем.

Творчество все чаще рассматривается как наиболее содержательная форма психической активности, как универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.

Понятие творчества вообще и детского в частности, всегда привлекало к себе внимание педагогов, психологов, искусствоведов, философов. Не потеряло оно свою значимость и сегодня, позволяя ставить все новые вопросы перед учеными и находить оптимальные пути для его формирования и развития.

Анализ отечественных и зарубежных работ, посвященных вопросам творчества, возникновения и развития замысла, воображения, роли педагогического влияния, обучения в развитии этих процессов, позволил обнаружить, что обязательными признаками творчества являются преобразование предметов, явлений, новизна, оригинальность, полученные в процессе работы.

В настоящее время существует множество точек зрения относительно природы творчества.

Впервые проблемой генетики гениальности занялся отечественный ученый В.П. Эфроимсон. Он изучал связи между различными врожденными патологиями людей и необычайно высоким уровнем творческой, интеллектуальной активности, редкой работоспособностью и целеустремленностью. Обработав огромное количество исторической, генеалогической, медицинской информации, ученый пришел к выводу, что гениями рождаются. Именно гены, и ничто иное, играли решающую роль в формировании очень многих великих людей прошлого. Среда, исторический момент, воспитание - все это лишь понижало или повышало вероятность реализации гения.

Эфроимсон подчеркивал, что никакая стимуляция интеллектуальной активности сама по себе не может привести к появлению уникальной творческой и целеустремленной личности. Все генетические нарушения лишь помогали гениям реализоваться, давали им дополнительную энергию.

Интересно, что совсем недавно в 2001 году сотрудниками Оксфордского университета был открыт ген целиком и полностью отвечающего за язык. Этот ген носит название FOXP2. Доказано, что от него, по меньшей мере, частично, зависят способности к изучению языка и обработке вербальной информации.

Я считаю, что природа творчества кроется не только в биологических, генетических предпосылках, но и в социальной среде, в которой формируется и развивается человек.


В ХХI веке образование становится одной из самых значительных сфер человеческой деятельности. В связи с этим возросли требования к технологичности воспитательно-образовательного процесса, возникла острая потребность в обязательном предвидении результатов и перспектив развития. Реализация современной цели педагогического процесса – развитие личности ребенка как субъекта собственной стратегии жизни – требует от педагога использования в своей деятельности инновационных педагогических технологий.

Но так как в непосредственно-образовательной  деятельности достаточное количество занятий по развитию речи и коррекционных занятий, то необходимо было найти другие формы работы. В ходе исследования,  изучила методическую литературу по данной теме и пришла к выводу, что недостаточно разработана система работы по развитию речи детей с ОНР в театрализованной деятельности. Поэтому в ходе своей инновационной деятельности  решила исследовать эту проблему и создать цикл мероприятий, направленных на развитие связной речи.


К сожалению, в специальной литературе можно встретить лишь отдельные упоминания о театральной деятельности в развитии речи детей с ОНР.


Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Одной из наиболее эффективных технологий в наши дни стал метод проектов.
Этот метод актуален и очень эффективен, он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, позволяя ему тем самым формировать интегративные качества личности.

На основе проектной деятельности образовательный процесс в детском саду строится таким образом, что позволяет реализовать те принципы, которые нам диктует жизнь, и те требования, которые заложены в законе Российской Федерации "Об образовании", в национальной доктрине образования Российской Федерации, в концепции модернизации российского образования и региональном компоненте государственного стандарта, а именно:

  • образовательный процесс строится на основе баланса свободной самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности взрослого с детьми;
  • взрослый привлекает детей к деятельности без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам предлагаемой деятельности, дополнительно мотивируя детей своим партнерским участием;
  • обеспечиваются эмоциональное благополучие, эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие;
  • оказывается содействие формированию положительных взаимоотношений между сверстниками, сотрудничества между детьми и взрослыми;
  • реализуется право на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;
  • решается задача формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество.


Опыт работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи и стёртую форму дизартрии, показывает, что у детей данной категории наряду с дефектами звукопроизношения и несформированностью лексико-грамматического строя речи отмечаются нарушения просодики, которые влияют на разборчивость, внятность, эмоциональный рисунок речи.

Для более успешного преодоления имеющихся у детей нарушений речи необходимо найти такие пути, которые способствовали бы раскрепощению и развитию каждого ребёнка. Одним из них, по моему мнению, является организация совместной творческой деятельности, увлекательной и поучительной, основанной на игре, свободных проявлениях. Именно такой является театрализованная деятельность и театрализованные игры детей. Принимая в них участие, дети разыгрывают стихи, песенки, потешки, мини-сценки, сказки, басни; учатся владеть куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, теневой, плоскостной, театр на фланелеграфе, театр игрушек, пальчиковый и др.).

Театрализованная деятельность пользуются у дошкольников неизменной любовью. Дети с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ.
Участвуя в
театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Большое, разностороннее влияние театрализованной деятельности на личность ребёнка позволяет использовать её как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как во время неё ребёнок чувствует себя свободно и раскованно. Театрализованная деятельность помогает ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа.

Кроме того, в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая сторона речи, её интонационный строй. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. Инсценировки сказок и литературных произведений готовят детей к развёрнутому, связному и последовательному изложению мыслей, упрядочивают их речевую деятельность.

Цель проекта: создание условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности, обеспечение  взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе.

Задачи проекта: 

  1. Развивать творческую активность детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность, свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т.д.).
  2. Совершенствовать коммуникативные качества личности детей через обучение вербальным и невербальным видам общения.
  3. Развивать речевую активность дошкольников с нарушениями речи.
  4. Обеспечить взаимосвязь с разнообразными видами деятельности: изобразительной деятельности, музыки, художественной литературы, конструирования.
  5. Приобщить взрослых и детей к театрально-исполнительской деятельности.
  6. Воспитывать доверительные отношения друг к другу.


Организация проекта 
Развитие речи (монологической, диалогической) детей через театральную деятельность; Создание цикла сценариев, спектаклей в совместной деятельности. Диагностика развития речи детей (в начале и в конце года) – различные задания – Проведение спектаклей, творческих вечеров, утренники, развлечения. Каждый вид такой деятельности помогает раскрыть индивидуальные особенности, способности ребенка, развить талант, увлечь детей. Особо следует отметить роль театрализованных игр в приобщении детей к искусству: литературному, драматическому, театральному. Дошкольники знакомятся с разнообразными видами театрального искусства. При грамотном руководстве у детей формируются представления о работе артистов, режиссеров, театрального художника, дирижера. Детям старшего дошкольного возраста доступно понимание, что спектакль готовит творческий коллектив (все вместе творят одно дело – спектакль). По аналогии с опытом собственных театрализованных игр дети чувствуют и осознают, что театр дарит радость и творцам и зрителям. Игра-драматизация или театрализованная игра ставит перед ребенком немало очень важных задач. Дети должны уметь при небольшой помощи со стороны воспитателя организовываться в игровые группы, договариваться о том, что будет разыгрываться, определять и осуществлять основные подготовительные действия (подобрать необходимые атрибуты, костюмы, декорации, оформить место действия, выделить исполнителей ролей и ведущего, произвести несколько раз пробное разыгрывание); уметь пригласить зрителей и показать им спектакль. Речевые и пантомимические действия исполнителей ролей при этом должны быть достаточно выразительны (внятны, интонационно разнообразны, эмоционально окрашены, целенаправленны, образно правдивы). Таким образом, в процессе организации театрализованной игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки. В дошкольном возрасте впервые проявляется потребность в хорошем к себе отношении со стороны окружающих людей, желание быть понятым и принятым ими. Дети в игре присматриваются друг к другу, оценивают друг друга и в зависимости от таких оценок проявляют или не проявляют взаимные симпатии. Качества личности, обнаруживаемые ими в игре, определяют формирующиеся взаимоотношения. С детьми, не соблюдающими установленных правил в игре, демонстрирующими отрицательные черты характера в общении, сверстники отказываются иметь дело. Возникает личностность в общении, строящаяся на осознаваемой, мотивированной основе. В процессе игры и подготовке к ней между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения и кооперации труда, заботы и внимания друг к другу. В такого рода играх дети учатся воспринимать и передавать информацию, ориентироваться на реакции собеседников, зрителей и учитывать их в своих собственных действиях. Особенно это важно для того, чтобы суметь быстро сориентироваться, овладеть собой в трудной ситуации, которая может сложиться во время выступления, например: кто-то из участников забыл свои слова, перепутал очередность и т.д. Поэтому очень важно взаимопонимание между детьми-участниками и взаимовыручка, которые и складываются в процессе игры и подготовки к ней. Роль педагога в организации и проведении таких игр очень велика. Она заключается в том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и незаметно передать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло; не оставлять без внимания ни одного вопроса, как организационного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка (его эмоций, переживаний, реакции на происходящее); на трудности, с которыми дети сталкиваются.

Например, использование различных видов творчества, культурно-досуговой деятельности для устранения речевых нарушений, пока не нашло широкого применения в логопедической практике. Вместе с тем, создание мотивации общения, связанной с творческой деятельностью, наглядной ситуацией, ставят ребёнка в такие условия, когда у него возникает самостоятельное желание высказаться, поделиться своими впечатлениями.

На занятиях включаются инсценирования отрывков произведений с целью работы над средствами звуковой выразительности.
Детям постоянно требуется ощущать общественную значимость того, что они делают. Не стоит замыкаться только на индивидуальных занятиях. Созданные детьми рассказы и сказки можно инсценировать. Детям часто очень важно мнение педагога об их произведениях. Важно, чтобы педагог не становился в позу судьи, оценщика, критика, а был просто внимательным слушателем. Всё, что сочиняют дети, они сочиняют с чувством. На это стоит обращать внимание, чтобы ребёнок осознавал ради чего он сочинял. Взрослому необходимо чувствовать переживания ребёнка, его ощущения. К оценке работы детей надо подходить очень осторожно, чтобы не ранить ребёнка.

Для этого необходимы отказ от ориентировки на среднего воспитанника, поиск лучших качеств личности, познания интересов, качеств характера, особенностей мыслительного процесса, учет особенностей личности в образовательно-воспитательном процессе, создание индивидуальных программ развития личности.  Воспитание ребенка должно быть направлено на осмысление единства человеческого рода и себя как его неповторимой части. Индивидуальное сознание детей формируется в рамках существующих форм общественного сознания. Важнейшая форма общественного сознания, представляющая собой систему идей, взглядов, объясняющих картину и явления мира, в конкретный исторический период. Мораль и нравственность регулируют отношения людей в обществе на основе общественного мнения, которое с момента рождения ребенка становится содержанием воспитания. Нравственное воспитание осуществляется в ходе повседневных и нравственных отношений и приводит к формированию у ребенка привычного нравственного сознания, действий к развитию способности нравственного мышления и ответственного выбора


Постановка проблемы: педагоги и дети обсуждают тему театра, делают отбор видов театра. С детьми ведётся беседа о театре, обсуждаются такие вопросы, как: «Что такое театр? Что такое декорации? Какие правила поведения в театре? Кто работает в театре?»

Исследовательский этап

  • анкетирование родителей;
  • диагностика творческих способностей детей, их умений и навыков;
  • обобщение и анализ полученных данных.

Организационный этап 

  • составление перспективного плана театрализованной деятельности в подготовительной группе с учётом возрастных особенностей, тяжести нарушения речи, наличия в группе детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • разработка различных типов совместной деятельности: типовое, тематическое, репетиционное, интегрированное.


Практический этап

  • проектирование театральной зоны с учётом интересов детей и педагогов;
  • разработка картотеки и тематики художественной литературы для занятий познавательного цикла;
  • создание эскизов декораций и костюмов;
  • показ театрализованных спектаклей для детей детского сада и родителей;
  • просмотр видеозаписей спектаклей детских театров и постановок в исполнении воспитанников прошлых лет;
  • изготовление театральных афиш, сказочных игрушек, рисование пригласительных билетов, театральных и сказочных персонажей;
  • оформление картинной галереи "В гостях у сказки";

Обобщающий этап

  • подведение итогов проделанной работы в рамках проекта, контрольные срезы и анализ результатов диагностического исследования;
  • представление опыта работы по эстетическому воспитанию дошкольников с нарушениями речи через презентацию проекта "Театр и дети"


Предполагаемый результат. В ходе реализации проекта "Театр и дети" ребята овладеют  навыками грамотной и выразительной речи, правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми, научатся  передавать различные чувства, используя мимику, жесты, интонацию, проявят  интерес к театральному искусству, желание самостоятельно исполнять и передавать образы сказочных персонажей, научатся взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность. Они социализируются  к окружающему миру, раскроют творческий потенциал детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети овладеют необходимыми навыками, которые помогут им в дальнейшем быть успешными, образованными и деятельными членами нашего общества.

Ребёнок с сформированными интегративными качествами: «Любознательный, активный», «Эмоционально-отзывчивый», «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия», «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту», «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности», «Овладевший навыками и умениями, необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности»

Список литературы

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  2. Виноградова Н.А., Е.П. Панкова Образовательные проекты в детском саду. М.: Айрис-Пресс, 2008.
  3. Речевые секреты / Под ред. Т.А. Ладыженской. М.: Просвещение, 1992.
  4. Речевые уроки / Под ред. Т.А. Ладыженской. М.: Просвещение, 1995.
  5. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. М.: АРКТИ, 1999.
  6. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
  7.  Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками / Под ред. Л.Б. Баряевой, И.Г. Вечкановой. СПб.: КАРО, 2009.
  8. 8. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду «Мультфильм своими руками. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
  9. 9. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
  10. 10. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет / Под ред. О.Ф. Горбуновой. М.: Мозаика-Синтез, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние песочной терапии в развитии эмоциональной сферы у детей с нарушениями речи.

            Описание инновационного проектаТема:  Влияние песочной терапии в развитии эмоциональной сферы у  детей с нарушениями речи.Автор пр...

Развитие фонематического восприятия у детей с нарушением речи для успешного формирования звуко- буквенного анализа и синтеза слов у детей младшего школьного возраста.

Значительное количество речевых нарушений, так или иначе, оказываются связанными с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного воспри...

«Музыка и речь» развитие фонематического слуха у детей с нарушением речи совместная работа музыкального руководителя и учителя-логопеда.

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движ...

«Музыка и речь» развитие фонематического слуха у детей с нарушением речи совместная работа музыкального руководителя и учителя-логопеда.

Из числа играющих выбирают водящего, который становится спиной кигрокам на расстоянии 2-3 метров. Несколько игроков (3-4) по сигналу ведущего подходят к нему поближе и со словами «...