"ЗНАЧЕНИЕ РУССКОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ"
консультация

Фирсова Светлана Михайловна
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Значение  русского народного творчества для развития музыкальных способностей детей с нарушением речи.

    Ничто не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, в частности устному, поскольку находясь в естественной речевой обстановке, коей является для ребенка его родной язык, он легко, без особого труда, порой интуитивно осваивает его.

     Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы и поговорки, потешки, частушки, колыбельные песни – это неоценимое богатство народа, громаднейший пласт культуры, показатель способностей и таланта народа. Через устное неродное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивает его красоту, каноничность, приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней.

    Огромной любовью пользуется у детей сказка. Сказка, как средство воздействия на ребенка, часто обладает  преимуществами над другими воспитательными приемами. В русской народной сказке заключено богатое содержание и в отношении насыщенности художественной речи языковыми средствами выразительности (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами и д.р.), например: красна девица; ясный сокол; конь – волчья сыть; травяной мешок; встань предо мной, как лист перед травой и тому подобное, которые дети используют в собственной речи, что способствует не только развитию ее образности, ее обогащению, но и развитию творчества самих дошкольников и младших школьников; и в отношении нравственно-эстетических аспектов раскрываемых тем и идей.

Колыбельная песня— спутник детства. Она, как один из древнейших жанров фольклора, составляет ценную часть сокровищницы творчества.

         В колыбельных песнях преобладают ласкательные мотивы. Колыбельные песни вызывают у ребенка чувство психологической защищенности, оказывая на него тем самым терапевтическое воздействие. Чувство психологической защищенности вызывается и тем, что, напевая эти песни, матери или бабушки, как правило, держат ребенка на руках, качают его, он же в свою очередь слышит голос родного ему человека, ощущает его присутствие, чувствует внимание к себе со стороны взрослого. Особая ритмическая организация и прием уменьшения играют определенную роль в создании психологического комфорта.

       Колыбельные песни благодаря своему содержанию и жанровым особенностям (простым рифмам, звукосочетаниям типа «люли-люли-люленьки», «баю-баю-баеньки», напевности, спокойным интонациям, плавному повествованию, использованию приема уменьшения) способствуют формированию умения видеть и понимать красоту языка, а через это воздействуют на воспитание эстетических чувств  ребенка. Дети учатся понимать «доброе» и «злое», закладываются основы человеколюбия, и гуманизма ко всему живому. Помогают этому и эмоциональный прием обращения к ребенку по имени, и сравнение ребенка с наиболее значимыми в жизни человека объектами, явлениями окружающей действительности: «Спи-ка, Маша-солнышко, Спи-ка, житно зернышко, Спи, моя родная, рыбка золотая».

     Знания усвоенные на эмоционально-чувственной основе постепенно переходят в образный план, что способствует интенсивному развитию воображения. К тому же в этих песнях создаются такие образы, которые в реальной жизни не существуют (Угомон, Дрема и т.п.) и которые требуют большего осмысления содержания произведения и создания на его основе определенного образа.

          Колыбельные песни заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь. Они обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире.

         Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи (однокоренные слова – котя, кот, коток, котик и т.д.).

       Колыбельная содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия — напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп, наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний.

        Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

     Песни-упражнения способствуют постепенной выработке естественного, легкого звучания голоса, чистоты интонации в пении, облегчают работу над расширением диапазона детского голоса, помогают добиваться отчетливого произношения слов в песнях: «Прибаутки», «Солнышко-ведрышко», «Дудочка» и д.р. «Сорока-сорока», «Не летай, соловей», «Барашеньки». Главное их качество – художественность в изложении и доступность в исполнении детьми.

     Игровые, плясовые песни радуют своим веселым, жизнерадостным характером. Они очень просты по своему построению, отличаются четким ритмом, задорной мелодией: «Дождик», «Солнышко», «Зайчик, ты зайчик», «Петушок» и д.р. Их просто сопровождать игрой на музыкальных инструментах.

     Игра на ударно-шумовых инструментах : бубны, колотушки, погремушки, трещотки,

тарелки , треугольники, ложки, колокольчики , румбы – это такой вид исполнительской музыкальной деятельности , в котором решаются и коррекционные  задачи у детей с речевыми нарушениями . К ним  относятся следующие :

  - Развитие координации движений

  - Развитие фонематического слуха в муз.- дидактических играх типа « На какой инструменте я играю?» ,« Музыкальное лото» и др.

  - Развитие музыкально -ритмического чувства ( довольно часто у детей с ОНР , с заиканием наблюдается нарушение темпа и ритма не только речи , но и движений)

    Частушка - новый жанр, который вводится в старшей группе. Частушка достаточно сложна при кажущейся простоте и легкости. Ребенок должен понять каждую частушку, прожить и показать характер героя, вложенный всего в четыре строчки. Мало того спеть, надо показать, сплясать, а еще подыграть на доступных музыкальных инструментах.

    Народные игры с пением и движением -  являются неотъемлемой частью  музыкальных занятий, развлечений .Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В играх такого плана дети учатся передавать в движении художественный образ. Но самое главное – через игру русская народная песня входит в быт семьи, в которой воспитываются дети. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества.

     В процессе игры ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Причем развитие способностей происходит как бы само собою, в занимательной и увлекательной игровой форме, что лишает воспитательный процесс назидательности. Всё это говорит о том, что музыкальный фольклор должен быть одной из основ развития музыкальных способностей маленького ребёнка.  

           Построение процесса обучения на основе музыкального фольклора способствует эстетическому воспитанию детей, развитию восприятия, умению анализировать, сравнивать, находить сходство и различие, обобщать, формирует умения и навыки в художественно-практической деятельности, обогащая опыт детей, развивая их самостоятельность

Использованная литература

 Н. Щербакова « Музыкальное воспитание детей с нарушением речи»  Музыкальный        руководитель 2005 № 3, 4, 5

Н.Н. Яковлева  Использование фольклора в развитии дошкольника.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей у детей с нарушениями речи

Здесь можно узнать о том, как  помочь ребёнку раскрыть способности....

Использование хороводов и хороводных игр для развития музыкальных способностей старших дошкольников с нарушением речи

Способность создавать музыкально-двигательный образ развивается путем соответствующей целенаправленной организации, как восприятия музыки, так и самих движений детей. Музыка вызывает у любого человека...

Консультация "Значение русского народного творчества в развитии речи детей (сказки)"

Сказки вводят ребенка в мир животных, наделенных чертами, свойственными человеку: они умеют говорить, действовать, думать.Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную правду жизни именн...

Использование русского народного творчества для развития творческих способностей у детей раннего возраста.

       Народные песенки, потешки, пестушки, прибаутки, сказки, пальчиковые и подвижные игры — все это представляет собой прекрасный материал, который можно использоват...

Статья на тему: "Развитие музыкальных способностей у детей с нарушением речи через музыкально-театрализованную художественную деятельность с коррекционной направленностью"

Развитие музыкальных способностей у детей с нарушением речи через музыкально-театрализованную художественную деятельность с коррекционной направленностью....

Использование русского народного фольклора при развитии музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.

Использование русского народного фольклора при развитии музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.1. Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время является его ...

Консультация «Значение русского народного творчества для развития художественно-творческих способностей детей»

Народное поэтическое слово, как родник, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения, наполняясь живительной силой, может духовно обогатить среду, окружающую ребенка.И звучат из поколения в по...