Использование хороводов и хороводных игр для развития музыкальных способностей старших дошкольников с нарушением речи
статья по музыке на тему

Герасимова Светлана Никифоровна


Способность создавать музыкально-двигательный образ развивается путем соответствующей целенаправленной организации, как восприятия музыки, так и самих движений детей. Музыка вызывает у любого человека моторную реакцию. Надо создавать необходимые условия для естественного выявления этих моторных реакций в движении всего тела. Все это воспитывает у детей творческую активность, воображение. Предлагаю Вашему вниманию статью на эту тему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_horovodam.docx22.17 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья

Музыкального руководителя Герасимовой С.Н.

На тему: «Использование хороводов и хороводных игр для развития музыкальных способностей старших дошкольников с нарушением речи»

  Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Дать знания, развить навыки и умения это важно, но не самоцель. Гораздо важнее - пробудить интерес к познанию.

  У детей с речевыми нарушениями отмечается несформированность процессов возбуждения и торможения. Воспитанники логопедических садов отличаются неловкостью, бедностью мимики и пантомимики, неумением выполнять движения в соответствии с музыкой. Как правило, все дети откликаются на игру, поэтому целесообразно проводить хороводные игры, которые способствуют коррекции процессов возбуждения и торможения, учат детей контролировать свое внимание, координировать движения, воспитывают коммуникативные чувства: действовать вместе, сообща. Пропевая текст и выполняя движения под музыку, ребенок получает возможность выразить свои чувства, свое отношение к создаваемому образу.

Задачи: 1.Обогощать музыкальные впечатления детей, вызывая яркий эмоциональный отклик. Способствовать дальнейшему формированию певческого голоса и развитию навыков движения под музыку.

2.Развивать интонационную выразительность речи. Способствовать развитию правильной модуляции голоса .  Развитие фонематического слуха.

3.Воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к родному краю.

4.Воспитывать организованность, коллективизм, умение и желание самостоятельно объединяться для совместной игры, доброжелательно оценивать деятельность детей группы.

  Музыкально – ритмические  движения развивают музыкальность детей. Музыкальность характерезуется способностью переживать содержание музыкального процесса в его целостности - чувствовать музыкальный образ.  

  Способность создавать музыкально – двигательный образ развивается путем соответствующей целенаправленной организации, как восприятия музыки, так и самих движений детей. Музыка вызывает у любого человека моторную реакцию. Надо создавать необходимые условия для естественного выявления этих моторных реакций в движении всего тела. Все это воспитывает у детей творческую активность, воображение.

Творческая активность проявляется по разному: и тогда, когда дети, слушая музыку, самостоятельно выражают свое эмоциональное восприятие движениями, которых требует музыка; и в тех случаях, когда дети исполняют хороводы с заданными движениями, но придают им выразительность, отвечающую собственному восприятию музыки.

  Если мы будем наблюдать за детьми, то увидим, что первыми источниками  незаинтересованной радость ребенка являются – сначала песня, а затем игра. Сплетая игру с песней, ребенок находит свою стихию. Играя, ребенок все время двигается, жестикулирует, мимирует, перевоплощаясь то в одно, то в другое существо, выражая в своих жестах все переживания воображаемых им образов. Его мимика и движения, большей частью являются явным копированием действительности, совершенно реальным, и иногда до такой степени, что ребенок делается прямо-таки до смешного похож на тех, кого он изображает.

  Для того чтобы игра и песня внесли истинную красоту в детскую жизнь, мы должны найти чистый источник, из которого ребенок будет брать материал для своей игры.

Надо сказать, что далеко не всякая песня, как бы она не подходила по своему содержанию детям, может быть разыграна. Если в песне содержание слишком отвлеченное от жизни или сложное для постановки, которая, будучи упрощена, многое потеряет, или же музыка настолько сильно выражает переживания, что прибавлять к этому уже ничего не нужно, то ясно, что такая песня игре не подлежит.

  Самое естественное, специально для того созданное, сочетание игры с песней представляют собой хороводные  народные песни, имеющие большую художественную ценность и по своей простоте и наивности, как нельзя более подходящие к детскому пониманию.

 Русские хороводы представляют особые плясовые игры – песни; в них музыка и драматизация к ней связаны между собой неразрывно.

  Водились хороводы в деревне больше всего весной и летом, но иногда переносились в избу зимой.

  Хороводные игры бывали символического характера, большею частью символизирующие брак, сватовство или же просто воспроизводящие быт и обрядности, которые в хороводной пляске изображались мимически.

  Были и специально детские игры с пением, где символ какой - нибудь обрядности пропадал, и оставалась форма , подходящая для детей, вроде игры в заиньку, в коршуна и т.д.

  Прежде чем приступить к проведению хороводов, надо побеседовать с детьми в такой форме, чтобы дети могли себе четко представить всю красоту жизни народа в близости к природе, так живописно выраженную в народной песне.

  Рассказывать это нужно в очень доступной и интересной форме, воспроизводя ярко картины природы, на лоне которой песня создавалась, описав деревню, избу со всем ее убранством и утварью, народные костюмы, игры, в которые играла молодежь; хорошо также показать им тут же художественные открытки, картинки народного быта.

  О хороводах примерно можно рассказать так: давно, давно, когда в деревнях пелись эти песенки, под которые мы будем водить хороводы, народ жил не так, как теперь, но деревня -  то и сейчас похожа на ту, которая была прежде, только теперь в деревнях есть и большие дома, а тогда были только маленькие избушки.

Жили крестьяне в своих маленьких избушках и целыми днями работали в поле, да на огороде, а в праздники веселились и играли.

  Одевались тогда в деревне не так как сейчас. Темных платьев не носили, а одевались в яркие всех цветов платья; у девушек такие платья сарафанами назывались, а у мальчиков были разных цветов рубашки.

  Так вся молодежь, парни и девушки, как цветы на лугу пестрили; красиво это было очень.

  И вот, бывало, соберутся на лужок, как цветы на траве рассыплются, а потом в венки, да в гирлянды руками сплетаются, расплетаются, венок-кружок заводят, да приплясывают, кто как умеет.

  Девушки плавно, точно плавают, легонько так шагают, а мальчики поживее, больше притоптывают, да подпрыгивают. Кружок у них вертится то вправо, то влево, то останавливается, то опять пойдет, то сойдется, то разойдется. В кружок выходят играть то один, то двое, как там, в игре придется, а кружок все им на встречу вертится, когда они вдоль кружка идут.

  Здесь можно показать детям некоторые характерные народные жесты, применяемые в игре, но не для того, чтобы они их тут же копировали, а чтобы имели о них общее понятие и, при ведении хоровода, применяли их по собственному выбору, варьируя по-своему.

  Детям рассказывали, что девушки в деревне ходили и сложивши и скрестивши руки на груди, а в хороводе плясали, то одной, то обеими руками подбоченившись. Когда девушка распляшется, она возьмет иной раз цветочек или платочек, да над головой им под песню так и машет, а когда особенно развеселится, то и покружится вокруг себя и даже иногда в ладоши, как бы от радости, прихлопнет. А когда что-нибудь грустное поется, возьмет девушка, да кулачком щеку подопрет и голову опустит, а как опять что-нибудь веселое запоет, руками взмахнет, и давай опять весело плясать.

  Мальчики тоже пляшут подбоченившись, весело припрыгивая. Иной раз так подпрыгивают да вприсядку пляшут, что, того и гляди, шапка с головы слетит, тогда они ее одной рукой на затылке придерживают, а как кончат плясать, снимут шапку и во все стороны поклонятся, а то и так убегут. Девушки тоже низко, низко и медленно кланяются, не так как теперь; так уже это раньше в деревне водилось.

  Так вот девушки и парни играли, и хороводы водили, и красивые песни пели, которые они сами иногда и придумывали. Эти песни музыканты записали, да их еще больше своей музыкой разукрасили, а мы их будем петь, да игры-хороводы под эти песни водить. В деревне тоже дети, глядя на больших детей, хороводы водили, да под песни играли.

  Вот приблизительно в таком варианте проводится беседа с детьми.

  Для хороводов можно показать детям подходящую для пляски походку; это не будет каким-нибудь танцевальным па, а что-то лишь подходящее к нему и совсем не затруднительное для детей.

  В общих фигурах, как например, в кругу, в гирляндах, в смыкании и размыкании их, в заплетении и расплетении гирлянды, вначале наблюдается неправильность. Дети, заинтересовавшись ходом игры, просто забывают думать о том, что кружок должен иметь правильную форму, забывают переменить направления и т.д.

  Для того чтобы эта неправильность общих фигур не тормозила игры, можно делать иногда с детьми упражнения отдельных фигур помимо игры. Можно, например, давать детям просто покружиться, соблюдая правильность круга, и под музыку, и без музыки, но без пения, чтобы все внимание детей сосредоточилось на круге.

  Привыкнув правильно проводить общие фигуры вне игры, дети во время игры будут проводить их уже гораздо лучше.

  Но, само собой разумеется, хороводные песни должны быть тщательно и умело выбраны.

  Выбрав подходящую для детей песню, надо заинтересовать детей, как ее текстовым содержанием, так и музыкой. Тут же совместно распределяются роли играющих. Далее надо указать детям на характерные, типичные черты тех образов, о которых поется. Например, если говорится о котике, то вспоминается какой он: маленький, шерстка мягкая, лапки бархатные, двигается не слышно, крадучись, красиво вытягивая лапки; он лапочкой умывается, потягивается, грациозно вытянув спину, и т.д. Если образ, о котором идет речь, малоизвестен или забыт кроме словесных объяснений надо показать детям картинки с их изображением.

  Затем предложить детям каждому по-своему, не подражая друг другу, красиво, под музыку, самостоятельно показать в движении все, о чем поется. Каждый удачный жест обязательно отмечается и поощряется.

  Поправки вносятся изредка, не нарушая хода игры, не надоедая детям и ни в коем случае жестом не показывая, как именно нужно играть. Роль музыкального руководителя определяется следующим образом: представляя детям самостоятельное творчество жеста под музыку, музыкальный руководитель оставляет за собой право разъяснять, направлять игру и словесно корректировать ее, предоставляя ведущую роль музыке.

  Основная задача наша заключается в том, чтобы как можно больше внести красоты в детскую жизнь. Эстетическое воспитание, проявляясь в деятельности, является уже воспитанием этическим. Принимая во внимание то, что игра, пронизывая детскую жизнь, является постоянной потребностью, мы должны ее преподать,  возможно,  красивее. Действуя на творческую фантазию ребенка, музыка пробуждает драматические способности, давая им сразу эстетически красивое направление.

  Другая задача состоит в том, чтобы в коллективных играх с музыкой заложить начало к развитию социального чувства у детей. На практике ребенок убеждается в том, что если каждый не внесет ничего интересного в общую игру, то вся игра выйдет скучной, пустой. Но в то же время, если каждый будет думать только о себе в игре и не считаться с другими, выйдет что-то очень плохое, нелепое.

  Итак, проводя правильно музыкальные игры, мы не только даем детям приятное развлечение, но в то же время закладываем фундамент к развитию таких высоких чувств, как эстетическое и социальное.

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по использованию игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи.

Методические рекомендации по использованию игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи.       Для оптимизации кор...

Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи

В дошкольных учреждениях на первый план выдвигается коррекция звукопроизношения, и недооцениваются значение формирования слоговой структуры слова, умение слышать и различать звуки речи, а это одна из ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ       «Использование игровых технологийв развитии фонематических процессовстарших дошкольников с нарушениями речи»...

Статья на тему: "Развитие музыкальных способностей у детей с нарушением речи через музыкально-театрализованную художественную деятельность с коррекционной направленностью"

Развитие музыкальных способностей у детей с нарушением речи через музыкально-театрализованную художественную деятельность с коррекционной направленностью....