Использование русского народного творчества для развития творческих способностей у детей раннего возраста.
статья по рисованию (младшая группа) на тему

Строганова Вера Леонидовна

         Народные песенки, потешки, пестушки, прибаутки, сказки, пальчиковые и подвижные игры — все это представляет собой прекрасный материал, который можно использовать во всех видах деятельности. Причем развитие способностей происходит как бы само собою, в занимательной и увлекательной игровой форме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование русского народного творчества для развития творческих способностей у детей раннего возраста.

Воспитатель Строганова В.Л.

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения творческой, познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности ребенка, для развития речевых навыков. Народные песенки, потешки, пестушки, прибаутки, сказки, пальчиковые и подвижные игры — все это представляет собой прекрасный материал, который можно использовать во всех видах деятельности. Причем развитие способностей происходит как бы само собою, в занимательной и увлекательной игровой форме.

Яркие образы добра и зла в песнях, сказках, припевках доступны и понятны детям. Фольклор увлекает детей, вызывает у них положительные эмоции, знакомит его с окружающим миром и нормами поведения, помогает понять, что такое  хорошо и что такое плохо. В процессе игры ребенок органично познает новые образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. С первых дней пребывания малышей в детском саду используются малые фольклорные формы: частушки, потешки, прибаутки, приговорки, песенки – небылицы, игры с пестованием. Это способствует установлению доверительных отношений малыша с воспитателем и созданию благоприятной обстановки для развития творческих способностей у детей раннего возраста. Достижению этой цели способствует соответствующая развивающая среда в группе. Собрана библиотека красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками, пальчиковыми играми. Имеется уголок для театральной деятельности, который включает в себя настольный, пальчиковый и. перчаточный театр русских народных сказок: «Курочка Ряба», «Колобок» , «Репка», «Теремок», «Лиса и журавль»,  «Маша и медведь», «Бычок –смоляной бочок» и др. В группе имеются дидактические и настольно-печатные (лото, мозаика) игры: «Угадай сказку», «Собери сказку», «Сказка за сказкой», «Из какой сказки герой», «Расскажи сказку», уголок ряженья и маски для игр-драматизаций и инсценировок сказок, а также музыкальный уголок  с русскими народными инструментами: погремушками, трещотками, колотушками, бубнами, музыкальными игрушками, которые развивают  чувство ритма, умение слышать партнёра. В уголке по ИЗО в свободном доступе для самостоятельной творческой деятельности находится пластилин и карандаши, помимо этого, дети могут познакомится с народными промыслами, с гжельской, хохломской, городецкой, мезенской, и др. росписью.

Занятия с малышами всегда начинаются с сюрпризного момента. Если к нам пришел котик, мы приветствуем его потешкой: «Как у нашего кота», а потом, в зависимости от поставленной задачи, выясняем чем мы можем его угостить (колбаска, пирожок, сосиска) или что ему дать поиграть (клубочек). И используя желание помочь игровому персонажу, приступаем к лепке или рисованию, напевая уже знакомые потешки: «Я пеку, пеку, пеку..»

Пение различных упражнений, песенок, попевок, способствующих созданию активной творческой атмосферы. Любовь детей к повторам удовлетворена почти в каждой песне или потешке.

Пальчиковые игры также приносят огромную пользу не только для развития речи, но и формируют пространственное мышление, фантазию, внимание и быстроту реакций. Стихотворная форма текстов, запоминается маленькими детьми лучше и легче всего. Ритм и особое построение слов воздействует на них магически, успокаивает и утешает.

Для отработки ритмических движений руки можно использовать потешки про дождик: «Дождик, дождик, кап-кап-кап…»

А для овладения навыком примакивания как нельзя кстати подойдёт пестушка:

Большие ноги шли по дороге:

Топ-топ-топ, топ-топ-топ.

Маленькие ножки бежали по дорожке:

Топ-топ-топ-топ-топ, топ-топ-топ-топ-топ.

При этом «Большие ноги» делают на листе бумаги отпечаток всей кисточкой, а «Маленькие ножки» только её кончика. Так в игровой форме ребёнок с удовольствием осваивает различные техники рисования.

И, конечно, трудно переоценить роль русских народных сказок в воспитании ребёнка. Обязательными спутниками раннего детства являются сказки «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба». Их драматизация  воспитывает сочувствие к игровому персонажу, вызывает желание прийти к нему на помощь. Увлекательный сюжет, запоминающиеся персонажи обязательно вызовут сильную эмоциональную реакцию ребёнка. И помогут отработать навыки владения карандашом, кисточкой, работы с пластилином.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Развитие творческих способностей у детей раннего возраста"

    Первые годы жизни ребёнка - самые ценные для его будущего и надо как можно полнее использовать их.С чего и как начать развитие творческих способностей? Какие условия необходимо со...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В РАЗВИТИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Чем раньше будет начато обучение род...

Разработка плана-конспекта проведения родительского собрания плана в группе раннего возраста в нетрадиционной форме. Тема «Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста»

План-конспект родительского собрания в нетрадиционной  форме по теме "Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста"Цель способствовать ...

Использование русского народного фольклора при развитии музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.

Использование русского народного фольклора при развитии музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.1. Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время является его ...

«Развитие творческих способностей у детей раннего возраста, через использование нетрадиционной техники рисования «Эбру»».

В эпоху научно-технического прогресса жизнь становится всё сложнее. Современное общество требует формирования творческой личности, которая обладает креативным мышлением и способностью эффективно, нест...