ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В РАЗВИТИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
статья по развитию речи (младшая группа) на тему

Побережняк Ирина Аркадьевна

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  УСТНОГО  НАРОДНОГО  ТВОРЧЕСТВА  В РАЗВИТИИ  РЕЧЕВОЙ  АКТИВНОСТИ  У  ДЕТЕЙ  РАННЕГО ВОЗРАСТА

                                                          И.А. Побережняк, воспитатель МБДОУ д/сад комбинированного вида № 21

« Аленький цветочек »

муниципального образования г. Саяногорск

        Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

       Припевки, потешки, песенки – первые художественные произведения, которые слышат дети с самого раннего возраста. Взрослые используют их, чтобы успокоить малыша, развеселить, просто поговорить. Такие процессы в жизни маленького ребенка, как одевание, купание, укладывание спать, требуют сопровождения словом. И здесь устное народное творчество незаменимо. Оно способствует созданию положительного эмоционального настроения.

       В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка, почаще  привлекать его внимание к предметам, животным, людям. Увеличить запас слов, произносить разные звуки помогут малые формы фольклора. Их звучность, напевность, занимательность привлекает детей, вызывает желание повторить и запомнить, что в свою очередь способствуют развитию разговорной речи.

          Предметно - развивающая среда является важнейшим средством развития личности ребенка, источником его знаний и социального опыта (Т.В.Антонова, В.В.Давыдов, Л.М.Кларина, С.Л.Новоселова, В.А.Петровский, В.АЛевин и др.). Благодаря правильно - организованной предметной среде, развивается речь и общение детей. Для этого была проведена реорганизация игрового помещения и пространства для двигательной, самостоятельной деятельности.  Предметы, игрушки и материалы находились в свободном доступе, располагались так, чтобы избегать скученности детей, не мешать их свободному перемещению. Дидактические материалы подбирались таким образом, чтобы помогать детям, с одной стороны, учиться заботиться о себе (застегивать пуговицы, мыть руки и пр.), с другой стороны, развивали движение рук, зрение, осязание и вкус.

         Для того, чтобы сделать фольклор неотъемлемой частью общения детей, в интерьер группы включили  пособия в игровых уголках, мягкие игрушки из ткани, самодельные куклы в русских национальных костюмах, различные виды театров, фотографии. Родителями сшиты для детей элементы русского национального костюма (кокошники, кепки) .  Создан книжный уголок с русскими народными сказками, потешками, загадками. В группе отведено место для театральной деятельности. Имеется уголок ряженья с элементами костюмов (как для мальчиков, так и для девочек) и шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок, настольный и пальчиковый театры, театр на фланелеграфе по сюжетам русских народных сказок: «Курочка Ряба», «Теремок»,  «Колобок», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди»; (разнообразные виды красочных театров в сочетании с медленными, но колоритными в речевом отношении фольклорными текстами, побуждают детей проявлять свои речевые знания, эмоциональные качества, дети утверждаются в высказываниях).  В группе имеются дидактические и настольно-печатные игры: «Подбери картинку», «Собери сказку», «Мои любимые сказки», «Ты чей, малыш?», «Найди половинку», «Из какой сказке герой»,  «Азбука эмоций».

         Организация речевой практики детей осуществляется главным образом на занятиях. Однако, детям одних занятий недостаточно, необходимо закреплять полученные знания в повседневной жизни. Для этого в соответствии с изучаемой темой, мы вносили изменения в интерьер группы. Стимулировали речевые реакции детей во время режимных моментов, наблюдений за реальными предметами и объектами, рассматривании картинок, чтении художественной литературы, проведении игр. Включали детей в повседневные дела (раскладывать на стол ложки, салфетки, убирать игрушки и одежду, и пр.), сопровождая речью и использованием произведений устного народного творчества все действия детей, использовали любые поводы для вопросов к детям, добивались речевых ответов на них.

         На занятиях мы использовали прием инсценирования произведения с помощью картинок, ширмы, игрушек. С их помощью можно добиться предельного понимания содержания.

       Результативность работы по развитию речевой активности у детей может быть достигнута лишь посредством усилий всех участников процесса. Поэтому была проведена специальная работа, направленная на формирование партнерских отношений между всеми специалистами ДОУ.

Регулярно проводились круглые столы, на которых активно обсуждалась информация о динамике развития детей всеми присутствующими специалистами (воспитатели, психолог, инструктор ЛФК, музыкальный руководитель, старший воспитатель) и каждый давал конкретные рекомендации

   Для повышения уровня речевой активности детей использовались различные формы и методы вовлечения родителей в педагогический процесс: консультации; предоставление наглядного материала по развитию речевых умений (папки передвижки, памятки, методическая литература), организация игротеки с родителями « В гости сказка к нам пришла»; создание речевого альбома «Копилка слов», и т.п.

     Была организована игротека с родителями, которая проводилась 1 раз в неделю во второй половине дня. Её цель - демонстрация, полученных детьми, умений, инсценировка русских народных сказок с помощью настольного театра. Причём родители принимали активное участие в игре с детьми.

        Таким образом, нами была организована работа по использованию устного народного творчества в развитии речевой активности у детей раннего возраста.  В своей работе мы использовали русские народные сказки, потешки, колыбельные песни, прибаутки, стихи для маленьких и т.д. Так мы помогали детям  овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественно-речевой деятельностью.

Список использованной литературы:

  1. Асташина М. Фольклор в воспитании дошкольников / М. Асташина // Дошкольное воспитание. 2007. № 3. С.61-68.
  2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М.: Академия, 2000. -400с.
  3. Детский фольклор: к самостоятельной работе - М.: Русская книга, 2002.
  4. Карпухин И.И.  Русское устное народное творчество: учеб.-метод. пособие. - М. : Высш. шк. , 2005.
  5. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие для воспитателей обр. учреждений / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2004.
  6. Шафранская Э.Ф. Устное народное творчество: Учеб. пособие для студентов вузов – М.: Академия, 2008.
  7. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студентов дошк. отделений и фак. высш. и сред. пед. учеб. зав. / Сост.: М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.  Академия, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей раннего возраста и младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.

Россия, РоссияРоссия      -      Родина моя       1. Матрешкины забавы2. "Колядки"...

Авторская программа по дополнительному образованию детей дошкольного возраста «Азбука культурного поведения» (для детей дошкольного возраста)

Современное общество перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человече...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»

Интеграция: чтение художественной литературы; коммуникация; социализация.Цель: развитие умение детей рисовать пальчиками вертикальную линию,состоящую из точек.Образовательные:- развивать умение ...

Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"

С чего  начинается детский сад? Как  это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...

Презентация «Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»).

laquo;Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»). Консультация для ...

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)

Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...