Развитие творческих способностей у детей с нарушениями речи
занимательные факты по аппликации, лепке (подготовительная группа) по теме

Федотова Наталья Владимировна

Здесь можно узнать о том, как  помочь ребёнку раскрыть способности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей у детей с нарушениями речи

В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.  Развивать творчество надо с дошкольного возраста. Существует мнение, что все дети талантливы. Исходя из этого необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни.

         Только под чутким руководством взрослого раскроются художественно-творческие способности малыша. Ребёнок  будет стараться создавать новые работы, дополнять основу данную взрослым своими мыслями, представлениями, воображением, фантазией. Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно- чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно – выразительными средствами.

        Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

          Работая с детьми дошкольного возраста с  нарушениями речи, можно с полной уверенностью сказать, что особое внимание требуют следующие направления работы:

  1. Умение штриховать, наносить различные линии ;
  2. Умение наносить мазки узкой и широкой кистью;
  3. Умение узнавать, называть основные цвета, оттенки красок и смешивать их;
  4. Умение правильно использовать кисти, клей и пластилин в работе;
  5. Умение использовать трафареты и печати при работе;
  6. Умение убирать за собой рабочее место.

Скованность в движениях мелкой мускулатуры рук приводит к :

  1. Неуверенности и скованности в действиях;
  2. Пассивность в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении изображения на листе;
  3. Растерянность при использовании способов нестандартного раскрашивания;
  4. Умении экспериментировать с изобразительными материалами;
  5. Ожидание чёткого объяснения педагогом знакомого способа рисования;
  6. Затруднение в проявлении фантазии, художественного творчества;
  7. Умении передавать личное отношение к объекту изображения;
  8. Завершение работы декором.

Подводя итоги становится ясно, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы надо:

  1. углублённо изучать методическую литературу;
  2.  знать и руководствоваться особенностями  возрастных особенностей детей- логопатов, их творческого развития;
  3. опираясь на  специфику, тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладению необходимыми навыками.

          Особенно интересны нетрадиционные способы рисования, с помощью которых возможно развивать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность.

          По словам психолога Ольги Новиковой :"Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен".

Используя в работе с детьми элементы нетрадиционного рисования можно наблюдать всплеск положительных эмоций, творческое раскрытие ребёнка, взаимодействие, если работа коллективная, индивидуальные « стандарты представления» каждого малыша.



Предварительный просмотр:

Формирование чувства цвета у детей 5-7 лет
     
Изобразительная и декоративно-прикладная деятельность в детском саду требует правильной ориентировки детей в цветах, цветовой гамме, умения отразить богатство и разнообразие красок окружающей действительности.
       Восприятие цвета в жизни, в произведениях искусства связано у взрослого с множеством ассоциаций, возникающих в результате накопленного в прошлом опыта восприятий.
Дошкольник еще не имеет разностороннего опыта восприятия цвета, цветовых впечатлений.

         Однако у детей к 5—7 годам уже есть необходимые предпосылки для развития эстетического восприятия цвета, его сочетаний.
Ребенок воспринимает цвет непосредственно, искренне, увлеченно, наконец, радуется цвету, яркой окраске предметов.

         Эти ценные качества требуют обогащения, художественного развития, которое может осуществить педагог в процессе обучения. Чувство цвета может быть развито путем серии специально организованных заданий.
Ознакомление детей с основными цветами спектра.
Задача. Дать представление о цветах спектра, их названиях, порядке расположения.
                                       
Методические указания.

           Воспитатель должен подготовить следующий материал:

  1. краски гуашь, акварель, карандаши семи цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый);

  2. белую бумагу (20X30 см);

  3. кисти крупные (беличьи № 15—18);

  4. цветные иллюстрации с изображением радуги, цветика- семицветика.

     Эти занятия могут проводиться с чтением стихов, сказок, рассказов.
Воспитатель объясняет, что в природе существует очень много цветов и их оттенков, но есть самые главные, яркие цвета, их семь, и располагаются они в определенном порядке:

«Красный находится рядом с оранжевым, оранжевый с желтым, желтый с зеленым, зеленый с голубым, голубой с синим, синий с фиолетовым. Это радуга. Если правильно нарисовать радугу, можно легко запомнить все эти цвета», — говорит воспитатель и предлагает всем детям нарисовать радугу, но сначала назвав все ее цвета.

Обычно дети 6—7 лет не всегда могут правильно назвать голубой, фиолетовый цвета. Голубой они называют светло-синим, а фиолетовый — темно-синим, чернильным.
              Воспитателю необходимо обратить внимание детей на то, что цвета могут быть
теплыми и холодными.
                                                   
Задания.
           Воспитатель может предложить детям самим сделать радугу-дугу, цветик-семицветик.
          1. Подобрать цветную бумагу для радуги, лепестков цветика-семицветика.
          2. Вырезать из цветной бумаги или нарисовать красками дугу радуги и правильно расположить по спектру.
           3. Подобрать и вырезать лепестки цветика-семицветика и правильно расположить по спектру.
           4. Собрать вырезанные лепестки в цветок, предварительно наклеив каждый лепесток волшебного цвета на лепестки из плотной бумаги.     Получается цветок-игрушка, который с успехом может украсить кукольный уголок.

 Рисунок или аппликация, выполненные крупно, могут украсить календарь природы, игровой уголок и т. д.
             
Ознакомление с разнообразием цветовых оттенков.
Задача:
 

  1. Развивать представления детей о богатстве и разнообразии цветовых оттенков, цветовой гаммы в целом

Методические указания.

  1. Задания требуют четкой организаций иллюстративного материала, вдумчивого, творческого отношения со стороны воспитателя.

  2. Понимая сложность задачи, воспитатель должен помнить о ее практическом воплощении в простой, доступной детям форме, подчеркивая при этом ее художественное содержание.

Осень пленяет нас своей красотой, необыкновенным богатством оттенков желтого, оранжевого, красного цветов и их сочетаний. Наиболее яркими экспонатами для детей в группе могут быть красиво, со вкусом подобранные букеты осенних листьев или осенних цветов. 

        Готовясь к занятию, следует подключить и детей. Они могут подобрать листья, например, только желтых оттенков или собрать букеты астр, георгинов, где будут цвета от нежно-сиреневого до темно-фиолетового (в букете может быть не более 3—5 цветков).
Однако подбирать букеты следует с определенной целью: один букет с листьями оттенков одного желтого цвета, например: ветки кленовых листьев, золотистых веток березы- такой букет живо, в наглядной форме проиллюстрирует красоту и разнообразие гаммы оттенков одного цвета. Другой букет -из листьев двух-трех тонов, например: желто-оранжевых, оранжево-красных. Можно красиво составить букет из крупных веток золотого или красного клена с ветками рябины. Это сочетание даст широкую живописную палитру ярких, сочных красок и вместе с тем исключительно гармоничную, красивую. Для того чтобы еще более усилить декоративность гаммы, к букетам с листьями клена или других красивых веток можно добавить пушистые огненно-желтые шары рудбекии, ярко-красные астры,
георгин. Это позволит детям близко рассмотреть красоту цвета и его оттенков, любоваться разнообразием цветовой гаммы, ее красотой и стройностью.
В совместной деятельности педагог предлагает детям внимательно рассмотреть собранные букеты осенних листьев и цветов. Останавливает внимание на том, как много оттенков золотого цвета в листьях клена. Золотые листья клена, оранжевые листочки рябины красиво сочетаются с ярко-красными гроздьями ягод рябины. Они горят на фоне листьев яркими огоньками. Затем педагог вовлекает детей в активное обсуждение. Дети называют все цвета, их оттенки, которые они заметили в букетах.
Рисование букетов осенних листьев красками можно предложить во второй половине дня.
                                                   
Задания.
1. Рассмотреть букеты осенних цветов и листьев, назвать их цвета, оттенки.
2. Подобрать букет из осенних листьев в желтой, золотистой гамме (оттенки желтого цвета).
3. Подобрать букеты осенних листьев золотисто-багряной гаммы (от желтого к красному).
4. Подобрать листочки оранжево-красной гаммы (клен, ветки рябины, боярышника и др.).
5. Подобрать букеты цветов красной гаммы (красные, светло-красные, ярко-розовые, нежно-розовые и др.).
6. Подобрать букеты цветов сине-фиолетовой гаммы (сиреневые, голубые, светло-синие, светло-фиолетовые, темно-фиолетовые и т. д.).
7. Составить и подобрать композиции гербария (или аппликации) из осенних листьев, используя травку, колосья, цветы. Можно собрать гербарии в золотистой гамме, оранжевато-крас-ной, зеленовато-золотистой и проч. Гербарий (или аппликативная композиция) может состоять из 3—5 листочков, цветов, красиво подобранных по цветовой гамме.
8. На занятиях по аппликации или вне их дети могут подобрать красивые композиции из аппликативных форм — листочки, цветы. Например: букет цветов в красной гамме, сине-голубой, оранжево-желтой, сине-фиолетовой.
9. Дети могут составить коллективные композиции «Цветы в корзине», «Праздничный букет». В эти композиции войдут оттенки семи цветов спектра. Это многоцветные, красочные, живописные композиции.
10. Нарисовать красками пейзаж, ветки, цветы в осенней гамме красок.
Смешение красок.
                                                 
Задача. 

  1. Развивать у детей восприимчивость глаза к цвету, краскам, их оттенкам.

  2. Формировать навыки смешения красок на палитре.
                           
    Методические указания.

            Воспитатель заранее подготавливает для каждого ребенка по листу белой бумаги (20X30 см) с нарисованными карандашом кружочками, которые должен закрасить ребенок; кисти беличьи (№ 8—12), палитру, краски основных цветов спектра и белила.
           Палитра для смешения красок может быть выполнена из плотной белой бумаги, картона или белой пластмассы. Для удобства пользования палитрой желательно вырезать отверстие для большого пальца ребенка. Размер палитры - 12 X 18 см. Палитра надевается отверстием на большой палец левой руки так, чтобы большой палец обхватывал вырез контура палитры и соприкоснулся с указательным пальцем, поддерживающим палитру.
            Воспитатель говорит детям, что богатство цветовых оттенков, которые они видят, можно передать в рисунке с помощью смешения различных красок.

             Воспитатель показывает иллюстрации с картин И. Левитана «Март», «Золотая осень», обращает внимание детей на то, как сложные цветовые сочетания красок, полученные художником путем смешения, создают настроение весны, золотой осени.
           Работу с детьми по смешению красок на палитре следует начинать с показа, как держать палитру. Педагог показывает, а дети повторяют его действия с палитрой. После этого дети приступают к смешению красок. Начинать смешение следует с ярких тонов — красный с белилами, оранжевый с белилами, синий с белилами и т. д., располагая красочные пятна смесей на палитре.
         Постепенно тона выбеливаются, становятся светлее. Определенный порядок расположения смесей позволит получать чистые оттенки и экономнее расходовать краску. Использованные в работе красочные смеси можно удалять (если палитра из пластика) полусухой тряпочкой, освобождая место для новых смесей. Если палитра из бумаги, ее следует заменять во избежание загрязнения смесей.
Дети подбирают на палитре необходимые оттенки и последовательно закрашивают кружочки на своем листе бумаги. Работы детей обсуждаются коллективно.
                                                       
Задания.
1. Подготовить набор «Маленький художник» — семь кружочков из цветной бумаги. Это краски. Разложить в коробки.
2. Вырезать палитру из плотной белой или светло-серой (нейтральный тон) бумаги и разложить на ней цветные кружки — краски, придерживаясь расположения цветов в радуге.
3. Вырезать небольшую круглую палитру для каждого цвета и разложить на ней кружки краски только оттенков красного цвета от ярко-красного до розового или оттенков красок синего цвета и т. д.
4. Подобрать цветную бумагу, кусочки пластика и других материалов и составить цветную мозаику. Каждый цвет должен иметь не менее двух-трех оттенков. По типу мозаики можно аппликативно выполнить
коврик для куклы, обклеить цветные кубики и т. п.



Предварительный просмотр:

Образовательная область «Художественное творчество»

                              Перечень программ и технологий 

1.   Пантелеева Л.В. «Музей и дети»

2.   Казакова Т.Г. «Рисуем натюрморт»(5-8 лет), «Цветные пейзажи»(3-8 лет)

3.   Копцева Т.А. «Природа и художник». -  М.: Сфера, 2001.

4.   Курочкина Н.А. Знакомим с натюрмортом; Детям о книжной графике; Знакомство с пейзажной живописью. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.

5.   Лыкова И.А.  Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». - М.: Карапуз-дидактика, 2007. 

6.   Пантелеева Л.В. «Рисуем портрет» (5-9 лет)

7.   Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет «Красота. Радость. Творчество» / Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. -  М., 2002. 

8.   Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (средняя, старшая группы). – М.:  Владос, 2001.

Перечень пособий

1.   Грибовская А.А. Детям о народном искусстве. 

2.   Грибовская А.А.  Аппликация в детском саду (в 2-х частях) 

3.   Грибовская А.А. Дошкольникам о графике, живописи, архитектуре и скульптуре. – М.  МИПКРО, 2001.

4.   Григорьева Г.Г.  Изобразительная деятельность дошкольников. – М.: Академия, 1997.

5.   Григорьева Г.Г.  Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. М.: Просвещение, 1995. 

6.   Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. – М., 2002.

7.   Казакова Т.Г.  Занятие с дошкольниками по изобразительной деятельности: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1996.

8.   Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников: Пособие для воспитателя.- М.: Просвещение, 1980.

9.   Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество (Конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией): Пособие для воспитателей дет. сада.- М.: Просвещение, 1985 

10. Комарова Т.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду:      Кн. для воспитателя дет.сада.- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение,  1991.

11. Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном    творчестве. – М.: Пед. общество России, 2002.

12.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты  занятий, методические рекомендации (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы). – М.: Карапуз-Дидактика, 2006.

13.Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Занятия в   изостудии. – М.: Карапуз-Дидактика, 2007.

14.Лыкова И.А.художественный труд в детском саду: 4-7 лет. – М.: Карапуз-  Дидактика, 2006.

15.Маслова Т.М.  Развитие эмоциональной сферы дошкольников с помощью  шедевров мировой живописи. – СПб.:  Детство-Пресс, 2007. Серия «Искусство - детям!» в издательстве «Мозаика-синтез».