Программа развивающих занятий «Развитие коммуникативных способностей у детей с нарушением речи»
учебно-методический материал по теме

Программа    «Развитие коммуникативных способностей  у детей с нарушением речи»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx24.93 КБ
Файл tematicheskiy_plan_zanyatiy.docx21.07 КБ

Предварительный просмотр:


Пояснительная записка

Актуальность программы:

       Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребенка и важнейшая ее часть – развитие  коммуникативных умений, т.е. умения общаться со сверстниками и взрослыми.

           Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми ребенок  овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Высокий уровень коммуникативности выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего детства.

   Современная педагогическая практика опирается на психолого--педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значение формирования коммуникативных умений в развитии ребенка дошкольного возраста. В основе многочисленных публикаций лежит концепция деятельности, разработанная А.Н. Леонтьевым, В.В. Давыдовым, Д.Б. Элькониным, A.B. Запорожцем и др. Основываясь на ней, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Т.А. Репина рассматривали общение как коммуникативную деятельность.

    В ряде исследований отмечается, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию дошкольника (A.B. Запорожец, М.И. Лисина, А.Г. Рузская), влияют на общий уровень его деятельности (З.М. Богуславская, Д.Б. Эльконин). Значение сформированности коммуникативных умений становится более очевидным на этапе перехода ребенка к обучению в школе (М.И. Лисина, А.Г. Рузская, В.А. Петровский, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Шулешко), когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, нарушает процесс обучения в целом. Именно развитие коммуникативных способностей является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития.

   

          Развитие коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) становится очень актуальной, так как в последнее время возрастает число детей имеющих недостатки речевого развития.

     

       

          Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей (замкнутости, робости, нерешительности); порождает специфические черты общего и речевого поведения (ограниченную контактность, замедленную включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь), проводит к снижению психической активности.

         Основной проблемой, с которой сталкивается ребенок с нарушениями в речи , является трудность установления взаимоотношений с окружающими взрослыми людьми, которым принадлежит ведущая роль в создании адекватных и развивающих условий коммуникативной деятельности детей, что является важнейшим фактором их нормального психического развития. Этот сложный процесс связан с деятельностью ребенка, которая на каждом возрастном этапе приобретает новые черты и особенности.

     У детей с недоразвитием речи имеются трудности формирования коммуникативных навыков. Вследствие их несовершенства не в полной мере обеспечивается развитие общения и, следовательно, возможны затруднения в развитии речемыслительной и познавательной деятельности. Большинство детей с ОНР с трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, их коммуникативная деятельность оказывается ограниченной.

           

          Существующая в дошкольных учреждениях компенсирующего вида система помощи ориентирована, прежде всего, на коррекцию речевых нарушений, стимуляцию интеллектуального развития и фактически не затрагивает коммуникативное развитие личности как одно из направлений коррекционно-педагогической работы.

В коррекционно-педагогическую работу включаются лишь отдельные компоненты коммуникативного развития дошкольников. Программы воспитания и обучения детей с ОНР направлены на устранение речевого дефекта, а также на предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием. Их содержание насыщено работой по формированию лексики, грамматики, связной речи.

        В то же время, согласно Л.С. Выготскому, речь человека  развиваются постольку, поскольку они реализуют общение между людьми, их взаимодействие. Речь только тогда является средством общения, когда применяется непосредственно в общении ребенка со сверстниками и взрослыми.  

         

       Для эффективного развития вербальных средств общения ребенка с ОНР необходимо ввести в различные коммуникативные ситуации (разные условия общения, виды деятельности). Необходимо  побуждать у детей  интерес к окружающим их людям, их потребностям, обучать совместному поиску обоюдных  решений в конфликтных ситуациях, поддерживать стремление все время оставаться в контакте , извлекая опыт из неудачного общения.

Цели программы:

оказание практической помощи детям в социальной адаптации: устранение искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкции полноценных контактов ребенка со сверстниками.

Задачи:

  • развитие интереса к окружающим людям, стремления их понять, потребности в общении;
  • развитие у детей навыков общения, знаний о нормах и правилах поведения;
  • развитие навыков адекватного поведения, воображения и творческих способностей;
  • формирование у детей положительного отношения к окружающим, правильной самооценки и сбалансированности эмоциональных состояний;
  • обучение искусству общения в различных формах и ситуациях;
  • формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения.

Программа  предназначена  для детей  старшего дошкольного возраста, ориентирована на коррекционную работу с детьми, имеющими различные нарушения в развитии эмоционально-коммуникативной сферы.

 

Длительность программы: октябрь- январь

Занятия проводятся с группой детей в количестве 4 – 6  человек.

Продолжительность каждого занятия -30 мин.

Количество занятий в неделю:  1-2 раза в неделю

         

         

          Структура занятий:

  1. Ритуал приветствия.
  2. Разминка.
  3. Основная часть (На этом этапе используются беседы, игры и упражнения, направленные на коррекцию и формирование коммуникативных навыков).
  4. Подведение итогов.
  5. Ритуал прощания.

Методы и приемы, используемые в программе:

  • словесные и подвижные игры на взаимодействие;
  • ролевое проигрывание моделей желательного поведения в различных жизненных ситуациях;
  • психогимнастика (имитационные игры);
  • арт-терапия (свободное и тематическое рисование);
  • телесно-ориентированная терапия;
  • сказкотерапия;
  • метафорические этюды-релаксации;
  • беседы, направленные на развитие самосознания ребенка;
  • проигрывание проблемных ситуаций;
  • релаксация;

Критерии эффективности программы:

  1. Сформированность навыка рефлексии, т.е. умения понимать свое и окружающих людей эмоциональное состояние.
  2. Умение управлять своими эмоциями и чувствами и знание способов выражения собственных эмоций.
  3. Развитие навыков общения в различных жизненных ситуациях.
  4. Выработка положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении.
  5. Повышение уровня самооценки и самоконтроля, уровня уверенности в себе и своих силах.
  6. Сформированность навыков совместной деятельности.

Этапы проведения программы:

  1. Диагностический

Цель: изучение эмоционально-коммуникативной сферы ребенка.

  • Опросник для воспитателей «Преобладание ситуационно-личностных реакций расстройств поведения и эмоций у детей».
  • Тест «Тревожности» (О. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).
  • Методика «Лесенка» (В.Г. Щур).
  • Проективная методика «Дом-Дерево-Человек» (Дж. Бук).
  • Социометрия.

  1. Информационный

Цель: информирование и консультация родителей и педагогов образовательного учреждения о имеющихся нарушениях в эмоционально-коммуникативной сфере детей и необходимости психокоррекционной работы.

  1. Практический

Цель: профилактика и коррекция эмоционально-коммуникативной сферы ребенка.

  1. Контрольный

Цель: определение эффективности коррекционной работы.

Литература:

  1. Александров А.А. Психодиагностика и психокоррекция. – СПб.: Питер, 2008.
  2. Воропаева И.П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников. – М., 1993.
  3. Ганичева  И.. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми 5-7 лет. – М.: Книголюб, 2004.
  4. Данилина Т.А.  В мире детских эмоций. – М.: Айрис-пресс, 2004.
  5. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. – М., 1999 г.
  6. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. М.: Владос, 1998.
  7. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2000 г.
  8. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004.
  9. Крюкова С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Практическое пособие. – М.: Генезис, 2003.
  10. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб., 2000 г.
  11. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.
  12. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. – М., 1996 г.
  13.  Тренинг по сказкотерапии /под ред. Т.Д, Зинкевич-Евстигнеевой.- Спб.: Речь, 2000 г.
  14. Фоппель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. – М.: Генезис, 1998 г.
  15. Хухлаева О.В. практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. – М.: Генезис, 2003.
  16. Хухлаева О.В. Тропинка к своему я. – М.: Генезис, 2004.
  17. Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. – Спб.: Речь, 2002 г.
  18. Чистякова М.И. Психогимнастика. /под ред. М.М. Буянова. – М.: Просвещение, 1990.
  19. Шипицына Л.М. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – Спб., 2000.
  20. Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. – Спб.: Валери  СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002 г.  



Предварительный просмотр:

Тематический план занятий

Тема занятия

Цели, задачи

Содержание

1

«Знакомство. Установление правил, создание дружеской атмосферы».

Познакомить детей  группы. Установление контакта и положительного настроя на работу.

-Упр. на создание работоспособности: «Поменяйтесь местами…»

-Упр.«Ах, какой ты молодец – раз!»

-Упр. «Цветок чувств»

1

«Характер и эмоции».

Формирование чувства эмпатии, представлений о взаимосвязи эмоций и характера, развитие чувственного восприятия, умения с уважением и пониманием относиться к эмоциональным проявлениям других людей, показать важность умения управлять своими чувствами

-Упр. «Число три»

-Упр. «Гимнастика»

-Упр. «Мои чувства»

-Упр. «Список черт характера»

-Упр. «Цветок чувств»

2

«Кто я?», «Какой я?».

Повышение активности детей, формирование представлений о собственном «я»,  повышение самооценки, познание своего внутреннего мира

-Упр.«Настроение»

-Упр.«Горячий стул».

-Упр.«Что я люблю»

-Упр. «Пожелания»

3

«Я глазами других»

Формирование возможности распознавать собственные личностные качества и качества других людей.

-Упр. «Какой он?»

-Упр. "Пять добрых слов"

-Упр. «Хорошо или плохо»

-Упр. «Цветок чувств»

4

« Я в группе»

Осознание проблем связанных с тревожностью, получение эмоциональной поддержки от окружающих. Обучение способам саморегуляции в напряженной ситуации.

-Упр. «Новое, хорошее…»

-Упр. «Рассказ о страхе»

-Упр. «Рисование  страхов»

Дыхательное упражнение успокаивающей направленности

-Упр.«Цветок чувств»

5

« Дружба»

Развивать способность принимать друг друга.

Упражнение «Повтори за мной»

Тест-игра «С тобой приятно общаться».

Упражнение «Пожелание другу»

6

« Самооценка»

Дать понятие о самоценности человеческого «Я».

Продолжать развитие навыков самоанализа и самооценки.

Закрепить навыки групповой работы.

Упражнение «Похвальное слово самому себе»

Дискуссия «Самое-самое».

Методика «Моя вселенная».

Упражнение «Цветок чувств»

7

«Ярмарка достоинств»

Продолжать развитие навыков самоанализа и самооценки.

Закрепить у учащихся навыки самоанализа.

Научить преодолевать барьеры на пути самокритики

Развивать уверенность в себе.

Упражнение «На что похоже моё настроение»

Игра «Ярмарка достоинств»

Упражнение «Вверх по радуге».

Упражнение «Цветок чувств»

8

«Ищу друга»

Помочь детям  в самораскрытии.

Способствовать преодолению барьеров в общении.

Совершенствовать навыки общения

Упражнение «Автобус»

Упражнение «Ищу друга».

Упражнение «Спустить пар»

Упражнение «Пожелание другу»

9

«Барьеры общения»

Дать детям представления о вербальных барьерах общения.

Обучить альтернативным вариантам поведения.

Обучить анализу различных состояний.

Упражнение «Определение границ»

Упражнение «Вверх по радуге».

Упражнение «Цветок чувств»

10

«Мой гнев»

Формирование навыков оптимального поведения в критических ситуациях, умения конструктивно решать конфликты, контролировать негативные эмоции.

Показать возможность несоответствия испытываемых отрицательных эмоций впечатлению, которое они могут производить на окружающих, опасность гневных, агрессивных реакций и необходимость умения контролировать себя, познакомить с элементами самоконтроля внешнего проявления эмоций.

Упражнение «Мир глазами агрессивного человека»

Упражнение «Самоконтроль внешнего выражения эмоций»

Упражнение «Цветок чувств»

11

«Критика»

Познакомить детей с понятием «критика».

Отрабатывать навыки правильного реагирования на критику.

Игра с мячом «Что звучит обидно?».

Упражнение  «Я – сообщение».

Упражнение «Нападающий и защищающий».

Упражнение «Пожелание»

12

«Уверенность – неуверенность»

формирование представлений об уверенности и неуверенности;

анализ проявления уверенности и неуверенности в художественных произведениях;

эмоциональное переживание состояний уверенности и неуверенности, выражение их в поведении и художественными средствами;

повышение самооценки ребенка;

развитие коммуникативных навыков;

Игра « Испорченный телефон»

Упражнение « Что я люблю»

Упражнение « Верно- неверно»

Упражнение « Воздушный шарик»

13

«Я дарю тебе радость»

 повышение активности детей;

знакомство детей друг с другом;

знакомство с понятиями: жесты, мимика, интонация;

повышение самооценки ребенка;

развитие умения понимать свое эмоциональное состояние;

развитие умения распознавать чувства другого;

снятие психомышечного напряжения.

- Упр. «Собери эмоцию»

- Упр. «Солнечный зайчик»

- сказка «Волшебная Страна Чувств»

- Упр. «Цветок чувств»

14

«Я дарю тебе радость»

развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства посредством пантомимики;

развитие коммуникативных навыков;

развитие умения понимать свое эмоциональное состояние;

развитие умения распознавать чувства другого;

Упр.  «Что такое радость?»

Упр.«Кто так радуется?»

- Психогимнастика «Ручеек радости»

 Упр. «Солнечный зайчик».

15

«Радость – огорчение»

формирование представлений о радости и огорчении;

ощущение радости и огорчения, выражение их художественными средствами и в поведении;

эмоциональное переживание состояния радости и огорчения;

 развитие коммуникативных навыков;

развитие умения понимать свое эмоциональное состояние;

развитие умения распознавать чувства другого;

Игра «Бывает – не бывает»

Сказка «Мальчик, который не умел играть» (С.А. Черняева );

 Рисование по сюжету сказки;

16

«Капризка»

 разрядка агрессивных импульсов;

 актуализация и коррекция упрямства;

 повышение самооценки ребенка;

 развитие коммуникативных навыков;

 развитие умения понимать свое эмоциональное состояние;

 развитие умения распознавать чувства другого.

 беседа «Когда я был упрямым»;

Игра «Волшебный круг»;

 Сказка про лошадку;

Рисование «Мои капризки»

Упр. «Волшебная подушка».

17

«Ссора»

научить детей отреагированию эмоций в конфликте;

формировать адекватные формы поведения;

повышение самооценки ребенка;

развитие коммуникативных навыков;

развитие умения понимать свое эмоциональное состояние;

развитие умения распознавать чувства другого.

 Упражнение  «Я – единственный на планете»

Сказка «Ссора»

 Упражнение  «Ситуации»;

18

«Пчелка в темноте»

коррекция боязни темноты, замкнутого пространства, высоты;

повышение самооценки ребенка;

развитие коммуникативных навыков;

развитие умения понимать свое эмоциональное состояние;

развитие умения распознавать чувства другого.

Игра «Пчелка в темноте»;

Рисовании е «Пчелка в темноте»;

Этюд «В лесу»;

Упр. «Тропический остров».

19

«Грустинка и Обидка»

формирование умения понимать эмоции других людей;

познакомить с эмоцией грусти;

развивать способность выражать эмоции вербально и невербально;

повышение самооценки ребенка;

развитие коммуникативных навыков;

Упр. «Я – единственный на планете»;

Истории про Обидку и Грустинку;

 Рисование героев рассказа;

Игра «Волшебный стул»;

Упр. «Спаси птенца»

20

«Вместе  не будет скучно»

повышение активности детей;

повышение самооценки ребенка;

развитие коммуникативных навыков;

развитие умения понимать свое эмоциональное состояние;

 Упр. «Добрые слова»

Игра «Курочка и цыплята»

 Рисование парами

21

«Затейники»

повышение самооценки ребенка;

развитие коммуникативных навыков;

развитие умения понимать свое эмоциональное состояние;

развитие умения распознавать чувства другого.

Упр. «Затейники»;

- релаксация;

- рисование «Мои облака»

22

« Итоги занятий»

Подведение итогов работы группы, закрепление полученного опыта.

Упражнение «Чемодан в дорогу»

Упражнение «Цветок чувств»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Формирование коммуникативных функций детей с нарушениями речи через различные виды игр»

Формирование коммуникативных функций является важным условием нормального психического развития ребенка, а также одной из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни....

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...

Коррекция родительско-детских отношений, способствующая развитию коммуникативной активности детей с нарушением речи.

Коррекция родительско-детских отношений, способствующая развитию коммуникативной активности детей с нарушением речи....

Организация театрализованной деятельности ДОУ как эффективное средство развития и коррекции коммуникативных способностей детей с нарушениями речи Авторы: Поклонская П.Н., Московкина Е.А.

Поклонская Полина Николаевнастарший воспитатель;Московкина Евгения Александровнамузыкальный руководитель  МБДОУ «Детский сад №67», город Барнаул  Организация театрализованной...

Мастер-класс «Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков детей с нарушением речи»

Общение – основное условие всестороннего развития личности. У детей, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР) и заикание  коммуникативная функция речи часто бывает нарушена, что обусловлено ...