Буклет "Преодоление нарушений слоговой структуры слова"
материал по логопедии

Плотникова Татьяна Николаевна

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Как правило, диапазон данных нарушений варьируется от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребенком двух и трехсложных слов.

Усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения в школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_po_formirovaniyu_slogovoy_struktury_slova.docx142.04 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционный этап. Уровень гласных звуков.

  • Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике;
  • Произнести звук О столько раз, сколько раз я хлопнул в ладоши;
  • Пропевание серий звуков с четкой артикуляцией : А У И О; АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО;
  • Те же задания с выделением ударного звука: АУА, АУА, АУА;
  • Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;
  • Логопед отстукивает ритм, а ребенок должен в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим образом: А-АА; АА-А; ААА; ААА; ААА.

Уровень слогов.

  • Нанизывание колец на стержни с одновременным произнесением цепочки слогов (на каждое кольцо один слог);
  • Упражнение с пальцами «Пальчики здороваются» (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится один слог);
  • Сосчитать, сколько слогов было произнесено (слоги прямые, обратные, со стечением согласных);
  • Наращивание слогов («Скажи на один слог больше, чем я»): са-со...;
  • Уменьшение количества слогов («Скажи на один слог меньше, чем я»): са-со-су-сы; Запоминание и повторение цепочки слогов: са-со-со; со-са-са; са-со-са; со-са-со; са-са-со; со-со-са;

Уровень слова.

  • Знакомство детей с «короткими» и «длинными» словами.
  • Отхлопать (простучать, прошагать и т.д.) слова по слогам:
  • Дидактическая игра «Найди домик» - одноэтажный дом — кот, двухэтажный — лиса и т.д.)
  • д/и «Ромашка» — на определенный слог придумать слова - усложнение: самостоятельно подобрать слова на определенный слог
  • По гласным звукам отгадать слово, д/и «Найди картинку» — Отгадай, какое слово я зашифровала, найди соответствующую картинку (иА – лиса аА – стакан Уа — сумка аОу — автобус
  •  «Слоговая цепочка»: последний слог предыдущего слова должен стать началом нового слова.
  • выделить из слов 1ые слоги (последние, вторые) и соединить их в новое слово
  • Игра с мячом: дети передают мяч друг другу и одновременно называют слог какого-то слова; получивший мяч ребенок называет следующий слог, и т.д.
  • Исправить ошибку в словах: мотолок, моколо и т.д.
  • Придумать слова, состоящие из 1, 2, 3, 4 слогов.

Отработка слоговой структуры слов на материале чистоговорок и стихов.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 322 компенсирующего вида»

ПРЕОДОЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ

Составила учитель-логопед

 Плотникова Т.Н.          

КРАСНОЯРСК, 2017г.

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Как правило, диапазон данных нарушений варьируется от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребенком двух и трехсложных слов.

Усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения в школе.

Типы нарушений слоговой структуры слова:

  • Искажение структуры отдельного слога.
  • Нарушение последовательности слогов в слове.
  • Нарушение количества слогов.
  • Инертное застревание на каком-нибудь слоге – персеверации.
  • Уподобление одного слога другому.
  • Слияние частей слов или слов в одно.
  • Антиципации (замена предшествующих звуков последующими).
  • Контаминации (смешение слов).

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. В работе выделено два этапа:

Подготовительный этап и коррекционный этап.

На подготовительном этапе важно подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.

Работа на невербальном материале

  • Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса (Слуховой гнозис -узнавание предмета по характерному для него звуку) и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан?).
  • Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов барабана, бубна, металлофона.

                        Виды заданий:

  • Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике (сколько точек на карточке);
  • Сосчитать, сколько раз хлопнули в ладоши, и поднять карточку с соответствующей цифрой (ритм сначала предлагается простой, а затем сложный);
  • Сравнение ритмов: !-!!; !!-!!-!;
  • Узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком, записанным символами;
  • Воспроизведение определенного ритма по образцу, по заданному рисунку.
  • Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег, ходьба.
  • Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет: кулак ребро, кулак ребро ладонь.

На вербальном этапе проводятся игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственно-временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. Данные понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (1 класс слоговой структуры)

1. Упражнение "УЗНАЙ, КТО ЭТО?"2. Упражнение "КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ"3. Упражнение "НАЙДИ и НАЗОВИ"Цель.1. Учить произносить двухсложные слова из открытых слогов (1 ый тип слоговой структуры)2. Учить со...

Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (2 класс слоговой структуры)

Логопедическая работа по коррекции слоговой структуры должна быть развивающей и включать в себя  работу над фонематическим восприятием, словарным запасом, грамматическим строем речи, развитием ВП...

ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 1-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ (система Н.С. Четверушкиной по коррекции нарушений слоговой структуры слова) - иллюстративный материал.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 1-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХДля каждого предложения создана отдельная картинка в таблице. Очередность картинок в таблице соответствует очередности предложений в пособии...

Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

В презентации представленл содержание перспективного планирования по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи на различных этапах коррекционной работы....

Слоговая структура слова.Развитие слогового анализа и синтеза слов.Виды нарушений слоговой структуры слова.

1) Формирование слоговой структуры слова в онтогенезе.2) Первые слова аномальной детской речи.3) Типы нарушений слоговой структуры слова.4) Этапы коррекционной работы по устранению нарушений слоговой ...

«Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с нарушениями речи посредством игровой мотивации»

Мастер-класс на семинаре – практикуме учителей-логопедов ДОУ «Работа учителя - логопеда с детьми в условиях логопедического пункта ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»...