Использование социальных сетей в работе учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ группы компенсирующей направленности
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Фомина Вера Викторовна

в статье описан практический опыт по использованию социальных сетей в работе учителя-логопеда  с родителями детей с ограниченными возможностаями здоровья группы компенсирующей направленности, который можно использовать в своей работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_sotsialnyh_setey_v_rabote_uchitelya.docx426.25 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование социальных сетей в работе учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ группы компенсирующей направленности».

Многолетний опыт работы учителем-логопедом в детском саду с детьми с тяжелым нарушением речи привел меня к тому, что нужно активно включать в свою работу родителей, вести тесное сотрудничество в звукопостановке, развитию речи, развитию мелкой моторики и др. и тогда можно добиться положительных результатов. Но современные родители не активно идут на контакт, так как в наше время родителям воспитанников приходится нелегко из – за дефицит времени и большой загруженности на работе и иногда даже из-за нежелания прийти на консультацию, беседу, прочитать буклет, стенд, рекомендации размещаемые в раздевальной комнате. Так же ссылаясь на загруженность на работе не посещают мастер-классы, родительские собрания, открытые мероприятия.

В Законе РФ "Об образовании" (273-ФЗ) 2019 в статье 44. «Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся» в пункте 1 говориться «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

Нашей задачей в работе является привлечь родителей (законных представителей) к взаимному сотрудничеству  по реализации адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Но как это сделать? Как привлечь и заинтересовать? Как создать единое коррекционное пространство для ребенка в семье и в ДОУ? Как сделать родителей активными участниками коррекционно-образовательного процесса?

После долговременных наблюдений интересов родителей к интернет-ресурсам и информационным технологиям, а именно активному общению их между собой и миром в социальных сетях было решено использовать социальные сети в своей работе с родителями детей с ОВЗ.

В Википедии написано: Социальная сеть — онлайн-платформа, которую люди используют для общения, создания социальных отношений с другими людьми, которые имеют схожие интересы или офлайн-связи. Популярность в Интернете социальные сети начали завоёвывать в 1995 году, с появлением американского портала Classmates.com. Проект оказался весьма успешным, что в следующие несколько лет спровоцировало появление не одного десятка аналогичных сервисов. Но официальным началом бума социальных сетей принято считать 2003—2004 года, когда в США были запущены LinkedInMySpace и Facebook. В русскоязычном же сегменте интернета социальные сети в виде Одноклассников и ВКонтакте, стали набирать популярность с 2006 года (русская версия сайта Facebook появилась только в 2008 году).

Сегодня социальные сети и информационные технологии выступают как для родителей, так и для педагогов привычным средством коммуникации и получения разнообразной актуальной информации. Родители детей дошкольного возраста комфортно чувствуют себя в информационной сети. Для них естественно использовать возможности компьютеров, мобильных приложений, общаться в Интернет-форумах и социальных сетях.

Совместно с воспитателями группы компенсирующей направленности в нашем ДОУ мы активно обсуждали вопрос о вовлечении родителей в учебно-образовательный и воспитательный процесс. И одним из решений данной задачи стало создание закрытой страницы группы в социальных сетях (ВКонтакте), что является удобной альтернативой непосредственной коммуникации педагога и родителей в их общении в информационной среде.

Администраторы группы (учитель-логопед и воспитатели) размещают необходимую информацию, консультации, рекомендации педагогов в вопросах воспитания и обучения детей, фото и видеоматериалы досуговых мероприятий, утренников, режимных моментов.

Родители получили возможность комментировать размещаемые в сети материалы, обсуждать те или иные вопросы, касающиеся жизни группы, не только с педагогами, но также и между собой. Такое неформальное общение сближает родителей, педагогов, дает возможность выслушать мнение родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы, улучшает обратную связь, которая дает возможность высказать свои предложения, пожелания, несогласие по тем или иным вопросам. На форуме сайта родитель может задать педагогу любой вопрос, касающийся своего ребенка, а также внести предложения по организации воспитательного процесса в группе.

Страница закрытой группы имеет следующие разделы:

  • Описание – размещена картинка с изображением детей и название группы.

  • Участники – в этом разделе размещены все участники группы. Напомним, что группа является закрытой. У группы есть администраторы, которые регулирует посещение страницы.

  • Фотоальбом – размещаются фотографии детей с индивидуальных и фронтальных занятий, экскурсий, мастер-классов, пособий для развития артикуляционной и дыхательной гимнастик, игр, упражнений, пособий по развитию речи.

  • Видео – размещены видеозаписи детей группы как во время индивидуальных и фронтальных занятий, так и с мастер-классов. Например: Использование су-ждок-терапии, артикуляционная гимнастика, самомассаж лица, кинезиологические упражнения, дыхательная гимнастика и многое другое. Также размещаются видео с интернет-ресурсов по тем же направлениям для закрепления и использования дома.

  • Стена – размещаются рекомендации от учителя-логопеда для  родителей, фотографии, видео-уроки, видео-занятия, мастер-классы. В этом разделе каждый может высказать свои пожелания и предложения.

 Преимущества данной формы работы очевидны – это возможность родителей узнать конкретную информацию о деятельности учителя-логопеда быстро и своевременно.

Такой выход из сложившейся ситуации, дает такие преимущества как:

  • возможность учителя-логопеда продемонстрировать любые документы, фотоматериалы, видеоматериалы и аудиоматериалы;
  • обеспечение индивидуального подхода к родителям воспитанников;
  • оптимальное сочетание индивидуальной работы с родителями и групповой;
  • оперативное получение информации родителями;
  • обеспечение диалога учителя-логопеда и родителей группы;
  • оптимизация взаимодействия учителя-логопеда с семьей.

Для активизации и привлечения родителей в своей работе так же активно используем и другой вид работы,  а именно Viber ([vaɪbə], «Вайбер») — приложение-мессенджер, которое позволяет отправлять сообщения, совершать видео- и голосовые VoIP-звонки через интернет. Голосовые вызовы между пользователями с установленным Viber бесплатны (оплачивается только интернет-трафик по тарифу оператора связи). Также в Viber имеется возможность передачи изображений, видео- и аудиосообщений, документов и файлов. Общаясь через Вайбер с учителем-логопедом родители охотнее и с большим интересом выполняют рекомендации учителя-логопеда. Вайбер дает не только возможность общения между логопедом и родителями, но и позволяет снимать видео, делать фото с индивидуальных занятий с рекомендациями и особенностями выполнения каждого ребенка, с комментариями. Например: при постановки звука [Р] логопеды используют упражнение «балалайка», но с каждым ребенком это упражнение выполняется особым образом или разными инструментами (пальчиком, шпателем, гигиенической палочкой, соской). Вайбер дает возможность снять ребенка, выполняющего это упражнение и отправить сообщением родителям для отработки в домашних условиях.

Для обратной связи с родителями, для проверки качества выполнения рекомендаций, для возможности своевременной помощи родителям было предложено высылать видео и фото выполнения рекомендаций в вайбер учителю-логопеду. Это еще больше сократило время коррекционной работы, улучшило ее качество.

Такой вид работы вызвал положительный отзыв у родителей, так как им стало более доступно и понятно выполнения рекомендаций, они стали более активными участниками коррекционно-образовательного процесса.

Для этого можно использовать популярную бесплатную систему мгновенного обмена текстовыми сообщениями для мобильных и иных платформ с поддержкой голосовой и видеосвязи WhatsApp.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя – логопеда МБДОУ д/с № 50 в средней группе компенсирующей направленности для детей с ОНР

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучителя – логопеда  в средней группе компенсирующей направленности  для детей с ОНР...

Конспект совместной образовательной деятельности учителя -логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР " В стране удивительных предметов"

Конспект совместной образовательной  деятельности учителя -логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА организации деятельности учителя-логопеда с детьми 5-6 лет, старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи III уровня) Разработана на основе адаптированной основной обра

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАорганизации деятельности учителя-логопеда с детьми 5-6 лет,старшей группы компенсирующей направленности для детейс тяжелыми нарушениями речи(общее недоразвитие речи III уровня)...

«Использование социальных сетей в работе учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ группы компенсирующей направленности».

laquo;Использование социальных сетей в работе учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ группы компенсирующей направленности»....

Конспект группового занятия учителя – логопеда и педагога – психолога с детьми старшей группы компенсирующей направленности на тему: «Домашние животные»

В конспекте представлены игры и упражнения  для закрепления  знаний  детей с ОНР о домашних животных и их детёнышах; совершенствования грамматического строя речи....