«Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи через развитие мелкой моторики рук»
консультация по логопедии (старшая группа)

Сухина Елена Геннадьевна

Материал для работы с детьми с ОВЗ для старшего дошкольного возраста для учителей-логопедов и педагогов компенсирующих групп.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие лексико-грамматических категорий

и связной речи через развитие мелкой моторики рук»

Понятие «мелкая моторика» означает движение рук. Для детей дошкольный возраст оказывается началом развития у ребенка интереса к предметам, к игрушкам, возникает и ознакомление с их свойствами и отношениями.

При дизартрии на разных уровнях нарушена передача импульсов из коры головного мозга к мышцам (дыхательным, голосовым, артикуляторным, а также мышцам конечностей).

К нам попадают дети, у которых нарушения ручной моторики проявляются не на уровне отдельных действий, а на уровне сложных комплексов движений.

Нарушения мелкой моторики проявляют себя в продуктивных видах деятельности: ручном труде и изобразительной деятельности. Часто ребенок с дизартрией активно поворачивает лист при рисовании или закрашивании. Это означает, что ребенок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя тренировки пальцев и руки.

Часто в практике встречается рисование слишком маленьких предметов, что, свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании.

Серьезным недостатком, является отсутствие самоконтроля за действиями, нарушения темпа действий (торопливость или медлительность).

  • Негибкие движения рук. 
  • Одностороннее нарушение мелкой моторики.
  • Судороги и дрожь

В артикуляционном аппарате при движении языка у детей с дизартрией нередко возникают сопутствующие движения пальцев правой руки (особенно часто большого пальца) – (синкинезии).

У дошкольников с дизартрией нарушения ручной моторики проявляются в нарушении точности, быстроты и координированности движений. При этом отмечаются добавочные движения, персеверации, перестановки, нарушение оптико-пространственной координации.

Исправление недостатков мелкой моторики у детей происходит через выполнение детьми большого количества упражнений, направленных на развитие ловкости, точности, одновременности (синхронности) движений пальцев. 

Дидактические игры имеют большое познавательное значение, т. к. расширяют кругозор детей, учат выделять свойства предметов, находить в них сходства и различия. Любая дидактическая игра развивает внимание (зрительное, слуховое) в том числе и к речи, речевой слух, наблюдательность, память, сообразительность.

Показ картинки или предмета действует на них сильнее, чем слово. Поэтому в словесных дидактических играх по развитию речи необходимо как можно чаще использовать наглядные пособия.

Дидактические игры на различном лексическом материале на логопедических занятиях способствуют практическому усвоению грамматических форм и категорий слов. Например, согласование существительного с прилагательным в роде, числе, падеже или существительного с числительным, употребление эпитетов, т. е. качеств прилагательных, наречий, глагольных форм, приставочных глаголов (совершённого вида).

Для этого используются пособия, где параллельно с автоматизацией звуков, коррекцией фонематического слуха, дыхания и голоса даются игры на материале по развитию речи, по лексической теме, для расширение кругозора и обогащение словаря ребёнка. Они тоже способствуют появлению у ребёнка обобщённых понятий и переходу от наглядно-образного и наглядно-действенного к отвлечённому словесно-логическому типу мышления.

Для развития связной речи, преимущественно монологической, используются такие дидактические игры, как «Магазин игрушек», «Чудесный мешочек», «Узнай о чём я думаю», «Что в корзине», «Подарки» и др.

Есть ряд игр, которые оказывают своё влияние на формирование последовательности действий путём раскладывания соответствующих картинок: «Кто знает, тот дальше продолжает», «Где, что можно делать?», «Скажи: что сначала, а что потом?»

Составление рассказов-описаний «Закончи сказку по-своему», «Закончи предложение». Цель — развитие у детей умения строить предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.

  1. Детям предлагается продолжить и закончить начатое логопедом предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например, на этой неделе изучается тема «Овощи» и логопед начинает предложение так: «Бабушка пошла ... (Куда? Зачем?) – рассказ о овощах, огороде».
  2. «Овощи»

«Фрукты»

  1. «Классификация предметов по картинкам»
  2. «Времена года»
  3. «Кубик профессий»
  4. «Мой театр»

Данный на неделю материал в виде игр и игровых упражнений должен быть связан с темой занятий, подобраны дидактические игры по данной теме, вводятся элементы коррекционной работы над фонематической и грамматической сторонами речи, подготовлены наглядные пособия. Не всегда удаётся связать грамматический и звуковой материал с лексической темой, особенно вначале года и на занятиях по обучению пересказу, по чтению, по составлению рассказа.

Как правило, на таких занятиях, чаще в его начале проводятся дидактические игры на развитие зрительного и слухового внимания, коррекцию фонематического слуха, анализа и синтеза, логического мышления, повтор неусвоенного грамматического материала.

Для развития артикуляционного аппарата нам поможет лягушка – она прекрасно выполняет артикуляционную гимнастику.

Для развития дыхания подойдет игра с паровозиком «Мой паровозик», «Что за предметы?», «Скажи какой?», «Кто больше узнает и назовёт?», «Узнай по описанию», «Узнай, у кого?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая тетрадь совместной работы логопеда и воспитателя по развитию лексико-грамматических категорий, связной речи и моторной сферы у детей 5-6 лет с ОНР.

Практическое пособие представляет собой сборник заданий,  дидактических игр и упражнений по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи,  распределённых по лек...

перспективное планирование по развитию связной речи и развитию мелкой моторики

Перспективное планирование по развитию связной речи и развитию мелкой моторики у старших дошкольников...

Статья по развитию речи "Развитие речи через развитие мелкой моторики"

Статья по развитию речи "Развитие речи через развитие мелкой моторики"...

Методическое пособие "Построение работы по развитию связной речи и развитию мелкой моторики в таблицах и схемах

Методическое пособие "Построение работы по развитию связной речи и развитию мелкой моторики в таблицах и схемах...

Методическая разработка "Построение работы по развитию связной речи и развитию мелкой моторики рук"

Построение работы по развитию связной речи и развитию мелкой моторики рук....

Построение работы по развитию связной речи и развитию мелкой моторики рук в таблицах и схемах

Построение работы по развитию связной речи и развитию мелкой моторики рук в таблицах и схемах...

Построение работы по развитию связной речи и развитию мелкой моторики рук в таблицах и схемах

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка, формирование навыков речевого общения с окружающими.Развитие речи дошколь...