РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ (картотека игровых упражнений)
картотека по логопедии

Вафиева Ирина Федоровна

В картотеке собраны игровые упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и речевого дыхания у детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структурное подразделение муниципального автономного общеобразовательного учреждения

«Манчажская средняя общеобразовательная школа» - «Детский сад села Манчаж»

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

И

РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

(картотека игровых упражнений)

«ПОГРЕЕМ ПАЛЬЧИКИ»

Дети «лепят» снежки (пальцы обеих рук согнуты и прижаты друг к другу, наверху попеременно то правая, то левая ладонь). А потом «греют» озябшие пальчики (подносят их к губам и дуют на них несколько раз).

«ПОЛЕЧИМ УШИБЛЕННУЮ РУКУ»

Дети подносят руку ко рту на расстоянии примерно 10 см и дуют на «ушибленное место». Вторая рука лежит на животе (контроль за правильностью дыхания). Повторить 3—4 раза.

«ТРУБАЧ»

Дети подносят к губам сжатые кулачки, располагая их друг перед другом. На выдохе медленно дуют в «трубу». Повторить 4—5 раз.

«ДЕД МОРОЗ»

Дети делятся на пары, встают лицом друг к другу. Один из них — Дед Мороз. Он наклоняется к вытянутой руке товарища, растягивает сомкнутые губы и дует на неё несколько раз. Если ребёнок почувствовал холод, он опускает руку и партнёр дует на другую. После этого участники меняются местами.

«НАДУЕМ ШАРИКИ»

Дети поочерёдно перебирают пальцы правой руки, последовательно соединяя в кольцо с большим пальцем (указательный, средний и т.д.), и всякий раз на одном выдохе дуют в центр образовавшегося колечка.

«ЦВЕТОК»

Дети соединяют обе ладошки (пальцы округлены и слегка разведены) и делают глубокий вдох носом («нюхают цветок»). Повторить 3—4 раза.

«ШАРИК»

Все пальчики обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дети дуют на них, при этом они раздвигаются и принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение. Повторить 4—5 раз.

«ЗАДУЕМ СВЕЧУ»

Дети на выдохе дуют на поднятый вверх указательный палец правой руки. Левая ладонь лежит на животе для контроля речевого дыхания. Повторить 3—4 раза.

«ОГОНЬКИ»

Пусть пальчики детей будут пятью огоньками. Ребёнок каждый раз задувает по одному «огоньку». Другая рука лежит на животе для контроля речевого дыхания.

«ТРЕНИРОВКА»

Дети подносят ко рту сжатые кулачки, располагая их друг перед другом, и перебирают пальчиками, имитируя игру на дудочке (флейте, свирели). Одновременно с этим на выдохе медленно дуют на пальчики.

«ПОСТИРАЕМ ПЛАТОЧЕК»

Дети сжимают пальчики в кулачки и трут их друг о друга, имитируя стирку платочка. Затем делают махи кистями рук — «полощут платочек». После этого «вывешивают» платочек

на воображаемую верёвку и показывают, как ветер сушит его, т.е. дуют в одном направлении 4—5 раз.

Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания и мелкой моторики рук

«ЗАМОРОЗИМ ЛАДОШКУ»

Дети подставляют под подбородок тыльную сторону ладони, растягивают сомкнутые губы и медленно дуют на одном выдохе по подбородку на тыльную сторону ладони. Повторить 4—5 раз.


«ИСПЕЧЁМ ПИРОЖКИ»

Дети «делают» пирожки (пальцы обеих рук согнуты и прижаты друг к другу, наверху попеременно то правая, то левая ладонь). После этого «пекут» пирожки (приставляют ладошки друг к другу и подносят ко рту на расстоянии 15—20 см). При этом нужно вдохнуть через нос и медленно выдохнуть через открытый рот. Проделать 4—5 раз подряд, непрерывно ощущая на руках тепло выдыхаемого воздуха.

«ОСЕННИЙ ВЕТЕР»

Дети поднимают руки вверх — это «веточки деревьев». Несколько раз медленно и длительно выдыхают воздух, изображая осенний ветер. «Верхушки деревьев» при этом качаются (кисти рук плавно двигаются справа налево и наоборот).

«ФОНАРИКИ»

Дети сжимают пальцы обеих рук в кулачки, затем резко разжимают их («фонарики загорелись»). Вдыхают воздух носом и резко выдыхают на пальцы. Пальцы при этом сжимаются в кулачки («фонарики погасли»). Повторить 4—5 раз.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук. Игры и упражнения

Мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной. Развит...

Развитие мелкой моторики рук. Игры и упражнения

Мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной. Развит...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Развитие мелкой моторики рук. Игры и упражнения.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙРазвитие мелкой моторики рук. Игры и упражнения.       Мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистя...

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ консультация для воспитателей

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ консультация для воспитателей...

Презентация "Развитие мелкой моторики в играх и упражнениях с предметами".

Влияние мелкой моторики на умственное развитие ребёнка. Средства развития мелкой моторики....