Знакомство со звуком [п], буквой П.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Ерашкина Ольга Николаевна

Занятие по первоначальному обучению грамоте: "Знакомство со звуком [п], буквой П"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_so_zvukom_p_bukvoy_p.docx124.01 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство со звуком [п], буквой П.

Возрастная группа: старшая.

Образовательные задачи. Знакомство со звуком [п], буквой П.

Формирование  умения находить ее среди других букв алфавита, навыка чтения и составления слогов.  

Развивающие задачи. Развитие речевой активности, фонематических   представлений, навыков звукового анализа и синтеза, зрительного и слухового внимания, осязания,  обследовательских навыков, общей и тонкой моторики.

Воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.

Оборудование. Магнитная доска, магнитные фишки для звукового анализа, буквы для магнитной доски ( А, О, У, П, И),предметные картинки для организационного момента, сюжетные картинки,    тетради рабочие, карандаши простые , конверты с фишками для звукового анализа по числу детей, счетные палочки.

 Предварительная работа. Разучивание подвижной игры « Мебель». 

1 Организационный момент. Развитие зрительного внимания, навыков

фонематического анализа. Создание эмоционального положительного фона занятия. Объявление темы занятия.

Педагог приглашает детей за столики и здоровается с ними. Дети встают около своих стульчиков.

П е д а г о г. Посмотрите внимательно на картинки, которые лежат перед вами. Могут сесть те дети, у кого на карточках предметы, в названиях которых звук  [и].

  Детей садятся.    

П е д а г о г. Что за предметы у вас на картинках?

Р е б е н о к. Индюк.

Р е б е н о к.    Изба.

Р е б е н о к.   Ива. И т. д.

П е д а г о г. Правильно. А почему не сел Максим? Что у тебя на картинке?

Р е б е н о к. У меня  пушка. В этом слове нет звука [и].

П е д а г о г. Верно. Все молодцы. Сегодня мы будем учиться различать звук

[п]  среди  других звуков, познакомимся с буквой П, почитаем и поиграем.

Педагог убирает картинки.

2.  Рассказывание педагогом высказывания с опорой на картинку. Развитие зрительного внимания, речевого слуха, внимания фонематических  представлений. http://itd2.mycdn.me/image?id=857455892611&t=20&plc=WEB&tkn=*QX5hnT0Tc0SbTLnc3TTaFKFL8AU

Паша   поставил портфель на пол   и сел за  парту.

Какие слова в этом высказывании начинаются со звука [п].

 Дети. Паша,  поставил, портфель пол, парту.

П е д а г о г. Правильно.

3. Какой звук [п]?

П е д а г о г. Произнесите звук [п].

Дети произносят звук.

П е д а г о г. Почувствуйте, как воздух размыкает губы.  Значит, для прохождения воздуха есть преграда из губ. Как вы думаете, звук [п] гласный или согласный?

Д е т и. Согласный.

П е д а г о г. Верно. Его нельзя петь, во рту есть преграда. Это губы.

А теперь произнесите звук [п] и в это время прижмите ладонь к горлышку.

П е д а г о г. Шумно или тихо в горлышке при произнесении звука [п]?

Д е т и. Тихо.

П е д а г о г. Это значит, что звук [п] — согласный, глухой.

А теперь произнеси звук [п] и послушай, как он звучит твердо или мягко.

Дети. Твердо.

 П е д а г о г. Это значит, что звук [п] — согласный, глухой, твердый.

Какой фишкой обозначим звук [п]?

Д е т и. Синим квадратом.

П е д а г о г. Правильно. Сейчас я хочу проверить, сумеете ли вы отличить звук [п]  от других звуков.

Поиграем в игру «Поймай звук». Приготовьте свои  ладошки и  закройте глаза.  Слушайте меня внимательно,  когда услышите звук [п]  хлопайте в ладоши.

Для упражнения используется следующий материал: а, б, п, б, м, п, б, н, б, к; ат, об, ин, па, пу, ты, бо, по.

Педагог. Молодцы! Вы были очень внимательными. Погладьте себя по голове.

А теперь встаньте на ноги и поставьте руки на пояс. Как услышите звук [п]  в словах подпрыгните.

Для упражнения используется следующий материал:  Поля, Паша, подушка, погремушка, бочка, палка, парта, галка.

4. Упражнение «  Что получится?». Формирование  навыков звукового анализа и синтеза.

Педагог достает магнитные фишки для звукового анализа и синтеза и  предлагает детям достать из конвертов фишки для звукового анализа.

П е д а г о г. А сейчас новая игра. Она называется «Что получится?» Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно.  

Если я сначала произнесу звук [о], а потом [п].  Что получилось?

Р е б е н о к. Оп.

П е д а г о г. Верно.  

П е д а г о г. Какой фишкой обозначим звук[о],

2-й ребенок. Красным кружком

П е д а г о г. А звук  [п].

 Ребенок.  Синим квадратом.

П е д а г о г. Правильно. Выложите схему слога оп на столе.

Аналогично проводится работа по синтезу слогов и слов: ап, уп, по, пу,  па.

 П е д а г о г. Разберите схему. Если я произнесу [па],а потом -[па], что получится.

Ребенок. Папа.

П е д а г о г. Молодцы! Разделим слово  папа на слоги. Прохлопайте слово и определите, сколько в нем слогов.

Ребенок. Я думаю, что  в этом слове два слога.

Педагог. Молодец! Посчитайте сколько звуков в слове папа.

Ребенок .Я думаю, что в слове папа 4 звука.

Педагог. Дети, кто также думает? Молодцы! Выделяет первый звук в слове папа, 3-х кратно произносит его. Слушаем, как он произносится (мягко или твердо в слове папа).

Ребенок. Пппапа. 1-й звук [п].

Педагог. Дайте ему характеристику.

Ребенок. Звук [п]- согласный, глухой, твердый.

Педагог. Какой фишкой обозначаем?

Дети.  Синим квадратом.

Педагог. Молодец! А теперь  все вместе.

Дети( хором). Звук [п]- согласный, глухой, твердый.

Педагог.   Выделяет второй звук в слове папа, 3-х кратно произносит его.

Ребенок. Пааапа. 2-й звук [а].

Педагог. Дайте ему характеристику.

Ребенок. Звук [а]- гласный

Педагог. Молодец! А теперь  все вместе.

Дети( хором). Звук [а]- гласный.

Педагог. Какой фишкой обозначаем?

Ребенок. Красным кружком.

Педагог.   Молодцы! Выделяет третий звук в слове папа, 3-х кратно произносит его. Слушаем, как он произносится (мягко или твердо в слове папа).

Ребенок. Папппа. 3-й звук [п].

Педагог. Дайте ему характеристику.

Ребенок. Звук [п]- согласный, глухой, твердый.

Педагог. Какой фишкой обозначаем?

Ребенок.  Синим квадратом.

Педагог. Молодец! А теперь  все вместе.

Дети(хором). Звук [п]- согласный, глухой, твердый.

Педагог.   Выделяет четвертый звук в слове папа, 3-х кратно произносит его.

Ребенок. Папааа. 4-й звук [а].

Педагог. Дайте ему характеристику.

Ребенок. Звук [а]- гласный

Педагог. Молодец! А теперь  все вместе.

Дети(хором). Звук [а]- гласный.

Педагог. Какой фишкой обозначаем?

Дети. Красным кружком.

При этом педагог выкладывает на доске фишки.

Педагог. Молодцы! Прочитаем слово, которое мы выложили  

Дети (хором). Па-па.

5. Работа по картинкам. Развитие   зрительного   внимания, восприятия, мышления, фонематических представлений.  

 П е д а г о г. Посмотрите  внимательно на картинку  скажите, на что похожа буква П. https://omel.ucoz.ru/_ld/2/61416077.gif

Дети. Ворота футбольные, турник, калитка, дверной проём.

Педагог. Эти предметы  похожи на букву П. Посмотрите внимательно и скажите сколько палочек нужно чтобы выложить букву П?

Ребенок. Три.

Педагог. Молодцы! Возьмите палочки и выложите на столе букву П.

Дети  выполняют задание.

Педагог. Молодцы! А  теперь  среди букв на доске найдите букву П и скажите какая она по счету.

Для упражнения используется следующий материал: А, И, О, П, У.

Дети. Четвертая.

Педагог. Молодцы!

6.Подвижная игра «Мебель».
В квартиру новую зайдем (Дети шагают на месте.)

 Дружно мебель занесем. (Дети приседают.)
 Один, два, три, четыре, пять, ( Дети выполняют наклоны влево и вправо.)
 Станем мебель расставлять.  (Дети выполняют наклоны вперед, назад.)

 Стол и стул, диван, кровать, шкаф  (Дети садятся.)

7.Работа в тетради. Развитие тонкой моторики, совершенствование навыков печатания.

Педагог. Откройте свои тетради и найдите большую букву П и маленькую букву п. Посмотрите , как я пишу эти буквы на доске.

Букву П писать начнем,

И три палочки возьмём.

Две дорожкой ровно сложим.

Третью наверху положим.

Пропишите ее в воздухе вместе со мной. ( При этом педагог поворачивается к детям спиной). А теперь самостоятельно. (Педагог смотрит, как дети прописывают букву в воздухе). А теперь в тетрадях. (Дети пишут буквы в тетрадях, педагог оказывает и помощь).

8. Итог. Оценка работы детей.

Педагог. Вспомните, что вы нового узнали на занятии?

Ребенок. Познакомились со звуком  согласным [п],  и буквой П.

Педагог. Какие слова вы с согласным   звуком [п] запомнили?

Ребенок. Паша, портфель, парта, пол.

Педагог. Вы сегодня хорошо работали. Молодцы! Похлопайте себе. Тетради принесите мне на край стола. Всем спасибо.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в логопедии. Знакомство со звуком и буквой - О -.

Конспект занятия для ознакомления детей в старшей группе со звуком и буквой - О -....

Конспект занятия по грамоте в старшей группе Тема:"Знакомство со звуком(и) буквами И,и. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы.

Конспект занятия по грамоте в старшей группе Тема:"Знакомство со звуком(и) буквами И,и. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы. Лепка буквы"И "из пластилина,штриховка буквы "И".Мир природы.Цель: Закрепл...

НОД по обучению грамоте "Знакомство со звуком и буквой И"

Тема: звук [и], буква и.Цели:-познакомить детей с гласным звуком  [и],-познакомить детей с буквой и,-познакомить детей с термином «предложение», с его графическим изображением,- развитие вн...

НОД по обучению грамоте "Знакомство со звуком и буквой И"

Тема: звук [и], буква и.Цели:-познакомить детей с гласным звуком  [и],-познакомить детей с буквой и,-познакомить детей с термином «предложение», с его графическим изображением,- развитие вн...