"Как научить ребенка звуковому анализу"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Боярова Екатерина Юрьевна

как научить ребенка звуковому анализу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_nauchit_detey_zvukovomu_analizu.docx15.58 КБ

Предварительный просмотр:

Как научить детей звуковому анализу? 

После 5 лет у большинства детей начинает формироваться осознанное ориентирование в звуковом составе слова. Первые попытки сознательного выделения звука из слова, а затем и установление точного места того или иного звука являются необходимыми предпосылками обучения грамоте. В возрасте от 5 до 6 лет ребёнок может при соответствующем обучении овладеть не только определением позиции звука в слове – начало, середина, конец слова, но и полным звуковым анализом. 
При недоразвитии фонематического слуха, ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает фонетическую сторону, то есть последовательность составляющих его звуков. Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает: "апельсиновый, яблочный..." 
Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове. 
Устанавливая точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове, можно помочь своему ребёнку сделать первые шаги в осознании звуковой культуры слов и подготовить его к обучению грамоте. 

Примерные игровые задания 

1. Игра «Поймай звук». 
Хлопни в ладоши, если услышишь звук [у]:. 
- на уровне звука: У, О, А, У, У, А, И, О… 
- на уровне слога: КА, КУ, ПУ, СА, СУ… 
- на уровне слова: ЛУК, ЛАК, СУП, КОТ, СТУЛ… 

2. Игра «Эхо». 
- Послушай и повтори точно так же, как я: 
ба-ба-па, ва-фа-фа, да-та-да, на-на-ма … 

3. Игра «Сигнальщики». 
Подними синий кружок, если услышишь звук [п]: 
- на уровне звука: П, Р, К, Т, П, Х, П, П, М… 
- на уровне слога: КУ, ПА, ТУ, ПУ, ХА, МУ… 
- на уровне слова: ЛУК, СУП, ПУХ, КОТ, ПОТ… 

4. Игра «Назови первый звук в слове». 
- на уровне гласного звука: УУУСЫ, АВТОБУС, ОСЫ… 
- на уровне согласного звука: МММАК, ХАТА, СОК … 

5. Игра «Отхлопай слово». (Деление слов на слоги.) 
СА-ПО-ГИ, СА-НИ, СОК, СА-ПО-ГИ, СА-СО-КА, 
СА-ЛО, КО-СЫ, СУП … 

6. Игра «Определение места звука в слове». 
Где слышится звук [а] в слове МАК? (АРБУЗ, КУКЛА…). Чтобы ребёнок услышал заданный звук, нужно его выделить голосом и произнести более длительно, чем остальные звуки! 

7. Игра «Собери слово». 
Приготовь ладошки, чтобы ловить звуки. Лови звуки: Д, О, М. Сложи из них слово. Какое слово получилось? Ребёнок должен догадаться и назвать слово ДОМ. Аналогично с другими словами из 3-5 звуков. 

8. Игра «Разбросай слово». 
Взрослый называет слово КОТ (МАК, ДОМ, СУП и т.д.). А ребёнок показывает последовательно три пальца и называет соответствующие звуки: К, О, Т. 

9. Игра «Цепочка слов». 
Какой последний звук в слове КОТ? Назови слово на звук [т]… Каждое следующее слово должно начинаться на последний звук предыдущего слова. 

Этапы работы по формированию навыков звукового анализа 
При обучении звуковому анализу следует соблюдать строгую последовательность в предъявлении форм звукового анализа: выделение звука из слова, определение первого звука, установление места звука (начало, середина, конец слова), полный звуковой анализ. 
Ни в коем случае не стоит нарушать порядок формирования умственных действий: с опорой на материальные средства (фишки трёх цветов: красные обозначают гласные звуки, синие – твёрдые согласные, зелёные - мягкие согласные), в речевом плане и по представлению. 
Также необходимо придерживаться последовательности предъявления слов, предназначенных для анализа, при этом нужно следить, чтобы в предлагаемых для анализа словах не было звуков, которые ребёнок не умеет произносить или произносит неправильно, и чтобы написание слова не расходилось с его произнесением. 
Дети, посещающие старшие группы МБДОУ № 55, занимаются по рабочим тетрадям «Звучащее слово», в которых все задания даны в строгой последовательности. Уважаемые родители, если вы будете точно следовать инструкциям, выполняя задания по рабочей тетради, то Ваши дети быстро смогут научиться анализировать звуковой состав слов! 

Уважаемые родители, помните:

1. Звук – мы слышим и произносим. 
2. Буквы мы пишем и читаем. 
3. Звуки бывают гласными и согласными. 
Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды. Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду. 
Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы. 
Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука: Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо. 
Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом. 
Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком. 
Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р. 
Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, 
Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми. 
Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц. 
Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ. 
Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным. 
Желаем успеха!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская дидактическая игра "Звуковое домино" на формирование навыков выполнения звукового анализа слова.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение д...

Правила звукового анализа слова и анализа предложения

Памятка поможет правильно проводить звуковой анализ слова и анализ предложения...

Картотека игр по изучению темы «Звуковой анализ слова». Этапы звукового анализа слова.

В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении...

Развитие фонематического анализа и навыков звукового анализа

В консультации предлагаются игры, развивающие фонематические процессы у детей дошкольного возраста...

Конспект НОД «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДОМ». СРАВНЕНИЕ СЛОВ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ»

Конспект НОД «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДОМ». СРАВНЕНИЕ СЛОВ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ»Задачи:закреплять у детей умение произносить слово в соответс...

«Давайте вместе научим детей звуковому анализу слов»

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение диффере...